Сколько ехать на лампочке?

Стоит ли волноваться, если на щитке приборов загорается контрольная лампа низкого уровня топлива, сколько еще можно проехать и как сэкономить бензин? Отвечаем по порядку.

приборный щиток

приборный щитокУказание о необходимости заправиться обычно сопровождается еще и однократным звуковым сигналом. Услышите этот «динь» — начинайте отсчет.
Указание о необходимости заправиться обычно сопровождается еще и однократным звуковым сигналом. Услышите этот «динь» — начинайте отсчет.

Казалось бы, о чем тут говорить? Данные о резерве в топливном баке должны содержаться в руководстве по эксплуатации автомобиля. Или еще проще: маршрутный компьютер предупреждает о низком уровне топлива и сообщает, сколько можно проехать до заправки. Не всегда. Иные вместо конкретных цифр выдают лишь прочерки, заставляя паниковать еще пуще.

Однако авторы инструкций часто ограничиваются общими словами. Например, «контрольная лампа низкого уровня топлива загорается, когда топливный бак почти пуст». Это цитата из руководств по эксплуатации Hyundai Solaris и Kia Rio. Там же содержится даже элемент драмы: «Выработка запаса топлива может подвергнуть опасности людей, находящихся в автомобиле». Страшно...

Чем грозит «лампочка»

заправка бензина

заправка бензинаЕсли приходится выезжать за город, на всякий случай держите в багажнике небольшую канистру с топливом. Проверьте, чтобы она плотно закрывалась. Удобнее, когда она комплектуется лейкой для заправки. Как на этой иллюстрации, например.
Если приходится выезжать за город, на всякий случай держите в багажнике небольшую канистру с топливом. Проверьте, чтобы она плотно закрывалась. Удобнее, когда она комплектуется лейкой для заправки. Как на этой иллюстрации, например.

Между тем «обсыхать» плохо: можно найти массу неприятных приключений и для себя, и для машины. Например, сжечь бензонасос, которому не будет хватать охлаждения. Кроме того, он начнет поднимать грязь, которая есть в баке любой машины с большим пробегом. Из-за обедненной смеси может пострадать каталитический нейтрализатор. Когда двигатель работает на высоких оборотах, а в него перестает поступать топливная смесь (например, в затяжном вираже), это может привести к детонации и последующему ремонту. Если дело происходит в горной местности, есть риск не преодолеть подъем. Да и вообще, любая вынужденная остановка вдали от цивилизации небезопасна. Зимой можно банально замерзнуть, боясь уйти от машины. Думаете, выдумки? Увы, так бывает. И не только в Сибири и на Дальнем Востоке, а даже в центральной полосе России. Кстати, почитайте на досуге, как в таком случае выжить.

кондиционер

кондиционерЧтобы снизить потребление топлива, выключите кондиционер. Это очень прожорливый агрегат.
Чтобы снизить потребление топлива, выключите кондиционер. Это очень прожорливый агрегат.

На самом деле и у Соляриса, и у Рио в резерве не так мало: 7–8 литров, как говорят владельцы таких машин. Так, может быть, стоит привести такие цифры, предварительно проверив? Для концерна это вполне посильная задача. Или из руководства по эксплуатации нового Hyundai Solaris, который вот-вот появится на российском рынке, этот хоррор уже убрали? Интересно будет проверить, когда мы с ним познакомимся.

Подобные экзерсисы встречаются в инструкциях трех бестселлеров — Renault Logan, Renault Duster, Lada Largus. Как под копирку: «Если лампа загорается и не гаснет, необходимо срочно заправить бак топливом». При этом в руководстве родственного Renault Sanderо указано четко — «с момента первого загорания сигнальной лампы вы можете проехать еще 50 км».

В инструкции к Ладе Весте есть упоминание о контрольной лампе, и подробнее должно быть рассказано в соответствующем разделе, однако ссылка ведет в никуда. Нет даже такого раздела, как «Эксплуатация автомобиля». Есть «Знакомство», «Вождение», «Уход» и «Практические советы». Напротив, у Лады 4x4 — конкретные данные (смотрите в таблице). То же и у Chevrolet Niva. Похоже на наследие советских времен. Но так же точны и японцы, и европейцы (немцы и чехи).

режим eco

режим ecoОставьте режим Power до лучших времен. Переходите в Eco Mode, избегайте резких разгонов и торможений.
Оставьте режим Power до лучших времен. Переходите в Eco Mode, избегайте резких разгонов и торможений.

Отставить панику!

Как видите, чтобы найти ответ на вопрос, сколько и как далеко можно ехать «на лампочке», я проштудировал инструкции по эксплуатации самых популярных автомобилей в России. Данные свел в таблицу. Вывод: минимальный запас топлива, который обеспечивают нам автопроизводители, — 5 литров, в большинстве случаев — около 7 литров. Этого должно хватать как минимум на 90 километров при езде по загородной трассе на машине В-класса. Так что паниковать, увидев загоревшуюся лампу низкого уровня топлива или письменное предупреждение о том, что бак почти пуст, не стоит — если вы, конечно, не в тундре или пустыне. До заправки дотянете.

Чтобы узнать, где находится ближайшая, посмотрите карту навигатора, включив POI и поставив фильтр по АЗС. Нет штурмана — остановитесь, чтобы воспользоваться смартфоном или планшетом. Кратковременная остановка не повредит. Конечно, лучше найти сетевую заправку с качественным бензином, но если нет гарантии, что такая рядом, лучше не рисковать и заправиться на первой же — минимально. Доедете до приличной — зальете полный бак и разбавите топливо сомнительного качества. И подождите пару секунд после включения зажигания до пуска мотора: пусть насос наберет нормального бензина.

аэродинамика

аэродинамикаОбщая черта чемпионов по экономичности (среди них — Volkswagen XL1, потребляющий всего литр топлива на 100 км пути) — безупречная обтекаемость.
Общая черта чемпионов по экономичности (среди них — Volkswagen XL1, потребляющий всего литр топлива на 100 км пути) — безупречная обтекаемость.

Мы ползем, ковыляя во мгле…

Как дотянуть до заправки? Закрыть окна, чтобы улучшить аэродинамику, и выключить кондиционер, если это возможно (климатическая установка — серьезный энергопотребитель). Выключать музыку бессмысленно, она много не съест. Оставьте и свет фар — иначе сэкономите на безопасности, что делать нельзя, что бы ни случилось. Двигаться нужно максимально равномерно, без резких разгонов и торможений, на высшей передаче, со скоростью около 80 км/ч (не в населенных пунктах). Наш редактор в 2008 году съездил так в Питер и обратно на одном баке за рулем 170-сильного Volvo.

Круиз-контроль

Круиз-контрольКруиз-контроль — хороший инструмент для экономии топлива. Нужно только научиться правильно им пользоваться.
Круиз-контроль — хороший инструмент для экономии топлива. Нужно только научиться правильно им пользоваться.

Для поддержания определенной скорости в середине прошлого века изобретен круиз-контроль, он же темпомат, который сегодня есть у большинства машин. Автомобили с новыми автоматическими коробками передач в принципе более экономичны, чем машины с механикой — они меняют передачи по определенному алгоритму, а не как попало, и обучены в первую очередь беречь топливо. Но и в современных автомобилях с МКП (например, Lada Vesta) встроены «подсказчики переключения передач» (термин АВТОВАЗа). И даже в древних Жигулях имеется эконометр, подсказывающий оптимальный режим езды. А в иномарках последнего поколения, как правило, можно выбрать соответствующий режим работы силового агрегата, нажав кнопку Eco. Используйте максимум доступных инструментов. Если можете, проверьте давление в шинах и доведите его до предписанного (данные есть на обратной стороне лючка бензобака или на табличке в дверном проеме). Вы путешествуете, на крыше — бокс, а на хвосте — прицеп? Чтобы доехать до заправки, избавьтесь от того и другого, заберете, когда топлива будет полно.

Но вообще, желаем вам никогда не видеть лампочку резерва топлива горящей, всегда заправлять бак под пробку, а если иногда выезжаете за город, держать в багажнике хотя бы пятилитровую канистру со встроенной лейкой. Стоит недорого, рублей 500, много места не занимает. Если закрывается плотно, герметично — даже не пахнет. Пластиковые бутылки с бензином возить не советуем: они опаснее канистр. А автомобиль сгорает дотла за пару минут.

И последнее: руководства по эксплуатации — интересное чтиво. Советую.

инструкция по эксплуатации

инструкция по эксплуатацииСтраница из руководства по эксплуатации Lada 4x4 (экс-«Нива»). Всё четко и предельно ясно.
Страница из руководства по эксплуатации Lada 4x4 (экс-«Нива»). Всё четко и предельно ясно.


Марка, модель

Резерв топлива, как указано в руководстве по эксплуатации

Примечания

Hyundai Solaris

Нет данных, «контрольная лампа загорается, когда топливный бак почти пуст».

По данным пользователей, у Соляриса в резерве не менее 7 л, которых должно хватить на 100 км по загородной дороге.

Kia Rio

Аналогично

Аналогично

Volkswagen Polo

«Постоянно горит при остатке топлива в баке примерно на 80 км пути».

И здесь, по словам пользователей, резерв составляет 7–8 л, не менее чем на 100 км.

Skoda Rapid

«Контрольная лампа загорается, когда в баке остается примерно менее 7 литров топлива»

У Рапида несколько вариантов силовых агрегатов. Но даже в самой мощной версии резерва должно хватить более чем на 100 км.

Renault Duster

Нет данных, «если лампа загорается и не гаснет, необходимо срочно заправить бак топливом».

По словам владельцев, резерв не менее 7 л (часто говорят о 8 литрах), должно хватить на 90 км.

Renault Logan

Аналогично

Резерв — около 5 л, должно хватить на 90 км.

Lada Largus

Аналогично

Аналогично

Renault Sandero

«С момента первого загорания сигнальной лампы вы можете проехать еще 50 км».

На самом деле резерв в баке не менее 5 л, возможно, 7. 

Lada Granta

Нет данных, «загорается желтым светом при необходимости дозаправки во избежание перебоев в работе двигателя».

Владельцы утверждают, что резерв около 8 литров. Более чем на 100 км пути!

Lada Kalina

Аналогично

Аналогично

Lada Vesta

Нет данных, соответствующий пункт в руководстве по эксплуатации найти не удалось.

Резерв составляет 7–8 л, также на 100 км пути и более.

Lada XRAY

«С момента первого загорания сигнальной ламы Вы сможете проехать около 50 км».

Резерв в баке — 6–7 л топлива. Как у Renault Sandero.

Lada 4x4

«Загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось менее 4–6,5 л».

«Нива», то есть Lada 4x4 — не самый экономичный автомобиль. Минимальный расход, по паспортным данным, равен 9,1 л. на 100 км. Итого у вас в запасе менее 90 км. Увы.

Chevrolet Niva

Аналогично

Аналогично

Toyota Camry

«Указывает, что осталось приблизительно 10,5 л топлива или менее».

Такого запаса должно хватить еще на целых 100 км!

Toyota RAV4

«Показывает, что остаток топлива составляет 9,0 л или менее».

Минимальный расход топлива по шоссе версии с 2,0-литровым двигателем — 6,3 л на 100 км. Но не стоит обольщаться и рисковать. Заправляйтесь, как только появится возможность.



Фото: Volkswagen, Lada, Gettyimages, «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (23)

Самые новые

В старом УАЗе Патриоте, если загорелась контрольная лампочка — в запасе есть ещё второй бак с бензином! )))
Можно вернуться туда, где заправлялся )))) (Одного бака хватает примерно на 350 км по трассе)
Главное — не перепутать на какой бак переключен показометр уровня топлива!

Ответить#
0

На Kia Rio II (МКПП) лампочка загорается при остатке топлива в баке 6–7 литров. Этого хватает чтоб проехать на скорости 100–110 км/час расстояние в 60 км. Проверено!

Ответить#
0

Я может чего-то не понимаю, но разве круиз помогает экономить топливо? Я к сожалению сейчас не вспомню где, но смотрел видео, где машина проехала одно расстояние в одну сторону на круизе, а в другую без, и разница была около 1 литра на 100 км не в пользу круиза. Т.к. он всегда поддерживает заданную скорость. Например, при подъеме в гору он будет «давить на газ» сильнее для поддержания скорости, а в ручном режиме можно позволить машине и сбросить скорость и вновь плавно её набрать. Может Вам провести тест на данную тему?

Ответить#
+1

на разных авто по-разному круиз работает, + зависит от самого водителя, как он свою правую ногу контролирует. Есть примеры и экономии на круизе (таких случаев больше чем обратных), но есть и наоборот. Я, прекрасно контролируя свои ноги (на мой конечно взгляд) имею примерно равные расходы с круизом и без, однако минимальный расход у меня однажды получился всё-таки без круиза (9,9л на бензиновом Х5 на расстоянии 800км по Уралу, в т.ч. перевал через хребет по М5)

Ответить#
0

В тему случай достойный «Гаража» Сергея Асланяна. Сын как-то в начале своей «автокарьеры» звонит, что бензин кончился, что делать? И это было в черте города. Посоветовал ему пройтись пешком до ближайшего хозмага и купить полулитровую бутылку бензина «Калоша». Ее хватило, чтобы поднять уровень и доехать до заправки.

Ответить#
0

Автомобили на автомате экономичнее, чем авто на механике? Вы перед тем как писать статью, покурили что-то сильное? Поделитесь.

Ответить#
0

а ничего не надо курить, достаточно посмотреть хотя бы данные производителей в мануалах на машины. На современных автоматах это действительно так. Впрочем, за всех производителей не скажу, но за БМВ — точно. У меня 645Ci на механике, под рукой мануал, в котором чётко видим что расход такого автомобиля на механике 17,2/8,6/11,7 л/100км (город/трасса/смешанный), а на автомате — 16,1/8,0/10,9 л/100км, т.е. на автомате расход примерно на литр меньше.

Ответить#
0

вчера трижды пытался, но коммент так и не появился. Всё же напишу: не заливайте под пробку, хотя так советуют в статье. Летом это чревато раздутием бака или срывом заливной трубы — и вообще вредно для дренажного клапана.
Под проблку стоит лить только тогда, когда твёрдно уверен, что быстро сожжёшь избыток бензина, например, при поездке по трассе на сотню км хотя бы.

Ответить#
+4

А я этим не брезгую. Когда заправляюсь из канистры. Есть такая привычка отстаивать в канистрах сомнительную солярку. Просто после этого нужно слегка покачать машину, чтобы вышли пузыри из бака. Моя Тойота слегка страдает отрыжкой :-)

Ответить#
0

А я и на трассе под пробку не лью. Как когда-то между Питером и Москвой хватанул бензина, что моя пятерка детонировала аж до 3000, всегда оставляю место для «разбавки» на всякий случай. Может и глупо, тем паче, что с тех пор на откровенное Г не попадал, но привычка осталась.
Да и мало ли чего с пробкой случится. Может не закрутишь до конца, может герметичность потеряет, лучше пусть место будет.

Ответить#
+1

Добрый вечер, Михаил! Под пробку это не буквально, конечно. Заправляйте полный бак, вот что я имел в виду.

Ответить#
+2

Это мы, бездельники-комментаторы, можем себе позволить образность и вольности. А вас не в шутку воспринимают как авторитет и руководство к действию. Сказано «под пробку» — значит, будут лить, пока выплёскиваться не начнёт.

Ответить#
+2

Да бросьте вы паниковать. Автомат на заправке всегда знает сколько наливать. Или Вы по старинке ведром заправляете свою машину?

Ответить#
0

Вы никогда не видели, как, несмотря на отбивающий пистолет — доливают-таки под пробку?
хотя что там, вот пример:
Александр Э>А я этим не брезгую. Когда заправляюсь из канистры.
Так что — бывает. Но — неполезно, и небрежно формулировать в статье, так что это воспринимается как совет заправлять действительно под пробку — не стоит.

Ответить#
+1

Я сначала думал, что проведён реальный тест, сколько какой автомобиль проедет, а тут лишь выдержки из инструкций. Уважаемая редакция. Предлагаю провести такой тест в реальных условиях, сколько на самом деле можно проехать на резерве на самых распространённых в РФ машинах. Полагаю будет интересно.

Ответить#
+5

Ничего из такого теста не выйдет. Разброс будет, пробег зависит от температуры бензина, состояния поплавкового датчика в каждой конкретной машине и т.п.
Лампочка, как и стрелка работают от поплавка. Точность которого оставляет желать лучшего. Показания зависят от того, стоит ли машина ровно или на уклоне. То есть — если лампочка загорелась — это обычно означает, что топлива ещё километров на сто пути. Но в конкретном случае может означать и последнюю поллитру.
Так что ездить на последних каплях сильно не рекомендуется. Тем более в жаркое время года. В статье упомянуто это, кстати. Кто помнит, несколько лет назад было жарко и вторые фокусы гроздьями висели на подъёмниках по сервисам? Не любит бензонасос перегрева, а при малом количестве бензина в баке перегрев очень может случиться. Его греет не только общая жара, но и обратка идёт от мотора прогретой, и выхлоп, как ни прикрывай экранами, греет.

Ответить#
0

Вы правы. Такой тест ни о чем.

Ответить#
0

На моем «Меган» III, такой тест получился случайно. Лампочка загорелась как раз в тот момент, когда я «причалил» к колонке. Заправился «до полного», пистолет щелкнул, когда в бак залилось 55 литров. Если счетчик колонки не врет, то у меня при загорании лампочки остается 5 литров.

Ответить#
0

У меня Санта Фе 2012г. Заправляюсь почти всегда после загорания лампочки-так вот в баке остается 10–12л, иногда до 15л.Вот вам и заводская настройка «поплавка».А ведь горящая лампочка бьет по нервам.

Ответить#
+1

Да, мельчают писаки. И даже тест проводить не следует, т.к. результат будет зависеть от экземпляра автомобиля и стиля езды.

Ответить#
-1

«Автомобили с новыми автоматическими коробками передач в принципе более экономичны, чем машины с механикой — они меняют передачи по определенному алгоритму, а не как попало, и обучены в первую очередь беречь топливо. Но и в современных автомобилях с МКП (например, Lada Vesta) встроены „подсказчики переключения передач“ (термин АВТОВАЗа)»

Да уж, алгоритм там капец какой мудреный, человеку ни за что не повторить.)))

Ответить#
0

Человеки бывают разные. Кто-то повторит, и даже лучше, а кто-то нет. Есть ездоки и есть ездюки.

Ответить#
+1

Ну «кто-то» может и педали путает, причем тут это? Зачем банальное ранее подтыкание повышенной передачи преподносить как некое «шаманство», доступное только современным АКПП или по подсказке приборки? Да большинство чайников (и не только) именно так и ездят. Как раз для такой езды ни опыта, ни знаний не требуется...

Ответить#
+1