Законодателям на заметку: каких налогов нам не хватает

Если выразить мысль кратко – нам не хватает обоснованных и разумных налогов. Мы же не отказываемся платить налоги! Но автомобилистам, как и всем налогоплательщикам, важно, чтобы были видны хоть какие-нибудь результаты налогообложения.
При введении парковочного налога подобные таблички уйдут в прошлое, и это хорошо, потому что на их производство и установку расходуются огромные средства.

Предвижу, что, несмотря на кризис, в моем направлении полетят несвежие продукты питания, но все же рискну высказать свою точку зрения. Еще в античные времена, когда рабовладельцы изобрели демократию и очень ею гордились, диктаторы и олигархи прекрасно понимали, что, угнетая, нельзя перегибать палку, чтобы не спровоцировать бунт.

Доходы и потребности

Налоговая политика и тогда была достаточно жесткой. У древних греков можно найти аналоги подоходного налога и налога на разные формы собственности, на постройку храмов и крепостей, таможенные и судебные пошлины, обязательные взносы на проведение праздников и религиозных мероприятий, а также сборы на содержание армии, флота, сирот и выборных должностей (чиновников!). Даже налог на роскошь был, хотя и по-другому назывался. Ничего принципиально нового! Причем греки тщательно и разумно все обосновывали по конкретной ситуации и «из пальца» новые подати не высасывали – это было чревато волнениями. Доходы казны напрямую соизмерялись с потребностями (есть война – вводится чрезвычайный налог эйсфора, нет войны – он отменяется), а растратчики рисковали головой.

Устройство общества с тех пор сильно изменилось, убаюканный телевизором народ стал сдержаннее и лояльнее, а растратчиков во многих странах не только не казнят, но и еще и возвышают. Это позволяет властям безнаказанно принимать плохо продуманные и в целом «антинародные» решения. Между тем в большинстве возмущающих нас случаев те же самые поступления в казну можно обеспечить другими, более адекватными мерами. Несколько таких способов довольно очевидны.

Парковочный налог

Налог избавляет городские власти от необходимости наращивать и содержать огромный штат сотрудников по оборудованию, обслуживанию и контролю платных парковок – это миллиарды сэкономленных бюджетных рублей. Стимулирует горожан не покупать крупные автомобили, избавляться от автомобилей, которыми они не пользуются, и попутно снижает «социальную напряженность».

Платные парковки следует при этом запретить вообще, иначе список исключений — необходимых платных парковок (в аэропортах, например) — всё время будет удлиняться, и мы придем к тому, от чего пытаемся уйти.

А как же борьба с пробками? Как мы видим, пробки если и уменьшились, то незначительно. Зато сие внедрение породило новую беду – «блуждающий трафик». Это когда водители наматывают круги вокруг квартала в поисках места, где можно приткнуться – платно или бесплатно, без разницы.

Что касается несправедливости в отношении тех, кто вообще паркуется только в гараже и по городам не ездит, то здесь принцип ничем не отличается от транспортного налога — платят поголовно все.

Экологический налог

К владельцам техники, не соответствующей даже нормам Евро-1, можно будет применить налоговую ставку, превышающую стоимость техники, и такая техника быстро отомрет.

Абсолютно очевидная и вполне логичная подать, и даже странно, что законодатели ее все обсуждают да обсуждают, но до сих пор не приняли в отношении автомобилистов. Тем более что для предприятий экологический сбор давно существует наряду с отдельной платой за негативное воздействие на окружающую среду. Наивно полагать, что вроде бы всё, что есть и будет вредного в выпущенном или ввезенном автомобиле, уже учтено в этих сборах.

Взимается в зависимости от того, какой экологический стандарт действует на данный момент. Если сегодня в России это Евро-5, то машины, соответствующие Евро-5, от налога освобождаются. За Евро-4 уже надо платить, за Евро-3 – существенно больше. Возникает дополнительный стимул избавляться от старых машин, воздух становится чище, казна – богаче. Одна сплошная польза!

Важный нюанс – определение старинных, редких, раритетных, коллекционных автомобилей. Возможно, их от такого налога следует оградить. А может, и нет.

Налог на ДТП

В России ежегодно фиксируют свыше 150 тысяч ДТП. Если с каждого участника взимать даже небольшие суммы, это все равно даст определенный воспитательный эффект и прибавку к госбюджету.

Взимается со всех, кто стал участником ДТП в предыдущий период (календарный год). Различать виновных и невиновных в ДТП – занятие слишком сложное, поэтому просто по факту участия, определяемого с помощью страховых компаний.

Размер налога – от чисто символического до небольшого, варьируется в зависимости от годового количества «участий в ДТП». Его главное предназначение – повышение безопасности дорожного движения, ибо нежелание платить налог подвигнет некоторых водителей к более аккуратной езде. Попутно какая-то денежка поступит в бюджет. Ее вполне можно истратить на меры по реконструкции наиболее опасных участков дорог. Хотя в наших реалиях, скорее всего, это будет лишь декларировано.

Налог на электромобили

Электрозаправка в нашей стране - большая редкость. И нет никакого резона сочинять госпрограммы на создание развитой сети электрозаправок, у нас есть гораздо более важные нерешенные проблемы.

Взимается с владельцев электромобилей и машин с различными гибридными схемами – со всего, где есть батареи, требующие регулярной зарядки. Величина налога коррелируется с емкостью батарей. Это целевой сбор, который пойдет на создание инфраструктуры для электромобилей. Что особенно актуально, когда в бюджете не хватает денег на индексацию пенсий.

Бессмысленно и отчасти преступно стимулировать покупку электромобилей, пока нет соответствующей электроинфраструктуры, поскольку, возможно, ее вообще не удастся у нас создать в обозримом будущем. Площадь Тверской области, например, больше, чем площадь Австрии. И потому европейский подход нам не годится. Мы даже на газ толком не можем перейти, несмотря на все программы и распоряжения правительства. Слишком необъятная держава.

Инфраструктура подразумевает создание полноценной сети специализированных заправок, а также предприятий по утилизации батарей – этот аспект вызывает некоторые трудности даже в Европе, а про Россию и говорить нечего. Сбор будет отменен в момент, когда такая инфраструктура будет окончательно создана (то есть никогда, что особенно выгодно с точки зрения властей). Пока даже в столице нет ничего на нее похожего – кое-где считаные пункты заправки, и всё.

Вовремя остановиться

Владельцы квадроциклов портят не только природу, но и некоторые дороги. Вполне достаточный повод, чтобы обложить их дополнительным налогом.

Напрашиваются еще кое-какие вполне очевидные и хорошо обоснованные поборы, в частности, на использование шин с шипами, поскольку шипы сильнее разрушают дорожное покрытие, чем обычный протектор. Взимать можно посредством установки акциза на такие шины. Или налог на квадроциклы и прочие чисто внедорожные багги как разновидность экологического – технику такого рода используют, в основном, для уродования окружающей среды. Или налог на использование казенных автомобилей (взимается со всех должностных лиц, кроме работников оперативных групп), хотя это вряд ли что-нибудь даст, кроме увеличения других налогов для всех остальных, чтобы компенсировать возросшие расходы должностных лиц.

Но Аристотель учил, что «истинный друг народа должен смотреть за тем, чтобы народные массы не были в сплошном бедственном имущественном положении, которое ведет к тому, что демократический строй становится никуда не годным». Поэтому придумывать и вводить новые налоги нужно не сразу, а постепенно. И главное – вовремя остановиться.

Подпишитесь на «За рулем» в