На колесах и гусеницах: Ягуар на базе УАЗа, ГАЗ-51 — «золотые ручки», царь-танк

Своеобразный ленточный спидометр, применявшийся на ранних Волгах, УАЗ-амфибия, дизель-троллейвоз, колесный трактор Т‑150 — об этих и других необычных устройствах и машинах вспоминает Михаил Колодочкин.

Хапуги или золотые ручки

Как только в народе не называли такие машины: «золотые ручки», «хапуга», «руки загребущие»… Посмотреть, как лихо они работают, останавливались не только дети. Это так называемые лаповые снегопогрузчики, которые появились еще в двадцатые годы прошлого века. А по-настоящему массовой стала модель С‑4, сделанная в пятидесятых на базе ГАЗ‑51. Вращающийся диск с эксцентриком заставлял каждую из двух лап загребать снег на скребковый контейнер, с которого он попадал в кузов идущего за погрузчиком самосвала. При этом самосвалу приходилось пятиться задом.

Пестрая лента

Злобный доктор, пытавшийся в известном рассказе Конан Дойла извести двух сестер-близняшек, к этой ленте отношения не имеет. Речь о спидометре, применявшемся на ранних версиях Волги ГАЗ‑24. Кольцевая лента, окрашенная в черный и красный цвета, устанавливалась между двумя барабанами — ведущим и дополнительным. Ведущий барабан поворачивался на угол, пропорциональный скорости вращения валика спидометра, а потому положение линии перехода от черного к красному соответствовало скорости движения автомобиля. Дополнительный барабан свободно вращался на оси. Впоследствии ленточный спидометр заменили более надежным прибором — стрелочным.

Ягуар на базе УАЗа

Автомобиль-амфибия УАЗ-3907 Ягуар
Автомобиль-амфибия УАЗ-3907 Ягуар

Как известно, ягуары не боятся воды. Поэтому выбор имени для экспериментальной армейской амфибии УАЗ‑3907, заказанной заводу в начале семидесятых годов, вполне понятен. В мире ничего подобного тогда не было, и множество узлов ульяновцы изобретали с нуля. В частности, водяные винты установили под днищем между мостами, а вентиляция подкапотного пространства работала задом наперед: воздух забирался у ветровой рамы, а выпускался наружу через решетки на передней части капота. При этом машина получилась настолько удачной, что легко выдерживала самые жесткие испытания. В частности, испытатели ходили на ней по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Ягуар приняли на вооружение, но в 1991 году СССР прекратил свое существование — и работы по «селекции кошек» больше не возобновлялись.

Для перевозки троллей?


В 1961 году на базе грузовика КрАЗ‑219 разработали оригинальный транспорт ДТУ‑10. Дизель-троллейвоз оснастили двумя дополнительными тяговыми электромоторами мощностью 172 кВт, получавшими энергию от подвесной контактной сети. Некоторое время необычный грузовик работал на троллейбусной линии между Симферополем и Ялтой. Однако в итоге машина не понравилась и ей вернули прежнее грузовое обличье.

Танк и царь

Инженер Лебеденко, получив в начале Первой мировой войны аудиенцию у Николая II, подарил императору заводную деревянную модель танка с двигателем на базе граммофонной пружины. Самодержцу игрушка понравилась: на строительство гигантского танка с девятиметровыми ведущими колесами он выделил 210 тысяч рублей. На эти деньги построили чудище шириной 12 метров и массой примерно 40 тонн — его тащили два трофейных авиационных двигателя суммарной мощностью около 500 л.с. Финал был предсказуем: на испытаниях царь-танк лихо сокрушил березовую рощицу, но быстро увяз в грунте, поскольку масса значительно превысила расчетную. При этом его уязвимость оказалась настолько очевидной, что беднягу бросили помирать там, где он застрял. Лишь через много лет этот танк распилили на металлолом.

На колесах и на гусеницах

Необычность тракторов Т‑150 и Т‑150К заключается прежде всего в том, что изначально инженеры проектировали гусеничную машину общего назначения, а заодно решили проработать колесный вариант — и модификация увидела свет первой. Уникальный случай! Колесные машины Т‑150К появились в 1971 году, а вот гусеничные тракторы выползли за ворота только в 1983‑м.

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (35)

Самые новые

Снегопогрузчик С-4 был не на базе, а на агрегатах ГАЗ-51. Массовым он был в 60-х. А вообще подобные машины выпускал наш минский завод «Ударник», (ныне «Амкодор»). Завод был специализирован на дорожно-уборочной технике, а так же выпускал очень нужные специальные уборочные машины для аэродромов, в 70-х начал выпуск фронтальных погрузчиков ТО-18, выпускал и шнекороторные снегоуборщики.

Ответить#
0

Трактор Т 150К имел интересные особенности.Это один из советских тракторов,который имел рессорную подвеску передних колес,для плавности хода.Причём при полевых работах между рамой и мостом,справа и слева,устанавливались серьги,для блокировки рессор — это чтобы с сельхозорудиями не слишком «прыгал» и кренился.Поэтому рессоры использовались в транспортном положении.Колеса у Т 150К сравнительно высокого давления — 3,5 кгс/см2,в отличие от тракторов К 700,уменьшенной копией которых он кажется, имеющих колеса с давлением 0,5 кгс/см2.Но рессорный ход оказался куда плавнее — почти как на автомобиле.Шины низкого давления у К 700,700А,701 приводят к сильной раскачке трактора — галопированию.С рессорами такого нет.Еще интересная особенность,в том,этот трактор легко конвертировался под ракетовоз,поэтому ставился на учёт в военкоматах.Прчем в «ракетовозном» варианте имел индекс Т 154.Имел в коробке передач съёмную «транспортную»,пару шестерён.При их установке вместо «сельскохозяйственных» трактор развивал скорость 70 км/ч — именно для этого имел рессоры — для возможности быть ракетовозом.Без рессор на такой скорости трактор бы спрыгнул с дороги.
Двигатели у Т 150К и Т 150,СМД 62 и СМД 60 соответственно, отличались отсутствием турбонаддува в гусеничном варианте.СМД — это «серп и молот дизель» — пропагандистское название завода.После того,как завод ХТЗ стал заграницей,часто,вместо СМД устанавливали известный «мазовский» дизель ЯМЗ 236,который в крутящем моменте уступал оригиналу.

Ответить#
+5

Спасибо, Игорь. Всё по делу.

Ответить#
+1

Пожалуйста,больших трудов не стоило пост написать.По всей видимости из-за военной специализации колесная модификация раньше появилась.

Кстати,у трактора К 700 особенность была в том,что именно на нём впервые,в отечественном машиностроении,в 1962 г был применён турбонаддув.Сейчас-то турбонаддув вещь обыденная.Вторым турбонаддув применили на Белаз 548.А уж дальше «пошло-поехало»,как говорится.

Ответить#
+2

Ещё в 80-е я читал в журнале Изобретатель и рационализатор статью, как в провинции один мужик оснастил МАЗ механическим наддувом. И доказывал, что газовая турбина давит двигатель. Потом он погнал этот МАЗ прямо в Москву, доехал да Красной площади. Его хотели за это арестовать, но когда он рассказал инспектору, какое чудо он изобрёл, тот опешил... Хотел это донести до высокого начальства. Потом вроде специалисты осматривали этот автомобиль и доказывали, что на самом деле там никакой экономии нет. Сколько я искал этот материал, так и не нашёл.

Ответить#
0

По-моему фамилия мужика была Коломиец

Ответить#
0

Да? Вот найти бы эту статью в интернете...

Ответить#
0

Сейчас внук проснется, найду вырезку из ИР

Ответить#
0

Нашёл, представьте, благодаря фамилии ссылка ! Спасибо Вам огромное!

Ответить#
0

На здоровье!

Ответить#
0

ИР №86/4 «Испытание Станислава Коломийца» М. Воздвиженский

Ответить#
0

С огромным интересом прочитал сейчас! Тридцать лет уже прошло, многое забыл.

Ответить#
0

зато СМД был оборотистее и скорость с ней была выше

Ответить#
0

А что, у ЯМЗ-236 низы были хуже, чем у СМД? Вроде у него (у 236) объём больше.

Ответить#
-1

Я смотрел, у СМД-60 та же концепция, V-образная шестёрка. И диаметр цилиндра даже такой же, 130 мм. А вот ход поршня меньше, 115 против 140. По идее, он менее тяговитым должен быть на низах.

Ответить#
-1

Это парадокс,но те кто устанавливали 236й,говорили,что «тягла убавилось».Хотя обороты максимальные у них одинаковые 2100.А мощность у турбового СМД 62 даже меньше — 165 л.с.По-видимому полка характеристики крутящего момента была более удачной.Хотя коптил этот СМД очень даже не плохо.Может быть топливный насос на низах подливал хорошо.

Ответить#
+1

А какую версию ЯМЗ-236 устанавливали на Т-150К автомобильную или тракторную? Я где-то читал, что настройки топливной аппаратуры у автомобильной и тракторных версий разные.

Ответить#
0

Автомобильную — 180 л.с. /2100 об/мин.236го тракторного не было.
А тракторные версии были у ЯМЗ 238 Н (тракторный НБ) и ЯМЗ 240 (у тракторной Б)Отличались уменьшенной подачей топлива за цикл и меньшими максимальными оборотами. 238Н — 2100 об/мин — 300 л.с:
238 НБ — 215л.с. — 1750 об/мин. ЯМЗ 240 — 2100 об/мин — 360 л.с. ЯМЗ 240Б — 1900 об/мин — 300 л.с.
В тракторном варианте наилучшая экономичность при полной подаче,или,по-научному,на внешней нагрузочной характеристике.А в автомобильном варианте наилучшая экономичность соответствует 85–90% наибольшего крутящего момента.
Хотя это все условно,т.к. ЯМЗовская аппаратура имела болт подрегулировки мощности,и на тракторе запросто можно было добавить подачи как в автомобильном варианте.

Ответить#
+1

Наверное я с 238-м перепутал. Спасибо за ликбез!)))

Ответить#
0

Да, обсуждению новостей, статей и тестов на сайте явно недостает транспорта для перевозки троллей:)
Возить-не перевозить:)

А статья как всегда познавательная.

Ответить#
+1

Спасибо.

Ответить#
-1

Карьерные троллейбусы Белаз и МАЗ выглядели круче КрАЗа.
Правда водные грузовые троллейбусы выглядят ещё необычнее, но это уже не по теме.

Ответить#
0

Вращающийся диск с эксцентриком заставлял каждую из двух лап загребать снег на скребковый контейнер.
Конвейер все же, наверное.

Ответить#
0

УАЗ более удачный...)))

Ответить#
0

А в чем именно?

Ответить#
-1

Трактор Т-150 (или Т-125, его предшественник?) фигурировал в одном фильме с Сергеем Бондарчуком.

Ответить#
0

Т 125 «разворачивался на пятке» — как современный «Бобкэт» или гусеничный трактор,хотя и был колёсный.А Т150 «складывался пополам»,как К 700.

Ответить#
+1

Да, это были разные тракторы, при внешней схожести. Фильм тот назывался Такие высокие горы. Но в интернете найти не удалось.

Ответить#
0

Такой КрАЗ встречать не приходилось. А вот гибриды в форме троллейбуса помню.

Ответить#
-1

А ещё погрузчики были такого типа, со сдвоенными передними колёсами.

Ответить#
-1

Они и сейчас ещё бегают.Львовского завода.Помню,когда на них вместо двигателя Газ 52 устанавливали дизеля Д 144 — от трактора Т40 или Д 240 — от МТЗ 80.Но дизеля не очень удачно вписались,т.к. погрузчики работают при пониженном тепловом режиме,и у дизелей залегают поршневые кольца на этом режиме.К тому же при таком режиме дизеля сильно вонючие.Особенно в замкнутом пространстве это ощущалось.Поэтому заводской,бензиновый вариант был более удачным,хотя и менее экономичным.

Ответить#
0

Видел я ГАЗ-51 и даже ГАЗ-53 с дизелями-воздушниками от Т-40. Еле ездили. Да и от отопления кабины приходилось отказываться.

Ответить#
0

Погрузчики не слишком долго на морозе работали.На газ51 дизелей не помню — тогда наоборот безиновый для водителей имел преимущество — можно было сливать в личный автомобиль,если он был.В автобазах даже была закономерность — шофера имеющие личные авто работали на газиках-зилах.Поэтому в эпоху газ 51 навряд ли занимались конвертированием тракторных движков.А вот 52,53 сейчас частенько попадаются с МТЗовскими дизелями.В основном «бычковскими» турбовыми Д245 или Д 240 от МТз 80.Хотя,в местах,где есть 80й бензин,устанавливать дизель не так уж и рентабельно — разница в цене топлива получается как раз почти такой,как разница в расходе топлива.Зато проблем с бензиновым меньше и в кабине гораздо теплее зимой.Тоже и к Пазикам применимо.

Ответить#
0

Про Газ 52 интересную ссылку нашёл — прочитал зараз.Интересно!Наверное Вам тоже понравится ссылка

Ответить#
0

Я это давно читал. Там, правда, ряд вопросов возникает. В частности, насчёт поршней. Всем известно, что у ГАЗ-51 нет смещения отверстия под поршневой палец. А у Москвича есть. Если поставить такой в ГАЗ-51, разобьёт цилиндры. Там он что-то туманно говорит, мол, от какой-то переходной модели 408–412, с плоским днищем, да ещё ниже на 5 мм... Чушь какая-то.

Ответить#
0