Каждый пятый – лишний: почему подъем авторынка не спасет дилеров

Волна дилерских банкротств, захлестнувшая российский авторынок в последние годы, не остановится даже с началом восстановления спроса. В свое время было построено слишком много автосалонов, которые после четырех лет падения продаж фактически остались без гарантийных машин, а на резкий приток новых покупателей рассчитывать не приходится.

Эхо кризиса

Несмотря на то, что российский авторынок наконец-таки нащупал дно и близок к восстановлению, дилеры еще нескоро смогут оправиться от кризиса. Дело в том, что в 2013-2014 годах, когда спрос на машины уже вовсю падал, сети продолжали расширяться, ведь строительство новых салонов начиналось в лучшие для авторитейла времена. С учетом двукратного падения объемов реализации за последние четыре года количество дилерских центров оказалось явно избыточным. Более того, после столь длительного спада продаж новых автомобилей произошло сокращение потока гарантийных машин, что лишило техцентры спасительного в условиях кризиса сервиса. В результате дилерские ряды значительно поредели – с 4,1 тыс. компаний в 2014 году до 3,5 тыс. в 2016-м, гласят данные агентства «Автостат». Однако даже в условиях начавшегося оживления спроса их число будет сокращаться и дальше: только в нынешнем году могут прекратить работу еще 100-150 дилеров, ожидают в ассоциации РОАД («Российские автомобильные дилеры»). В этом случае из-за кризиса на авторынке будет закрыт каждый пятый дилерский центр.


Впрочем, директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов считает прогноз РОАД довольно оптимистичным и не исключает еще большего числа дилерских банкротств. «Финансовые возможности многих предприятий исчерпаны, рынок в 2017 году не покажет существенный рост, поэтому на плаву останутся только финансово устойчивые автодилеры. В зоне риска сейчас находятся монобренды, в большей степени региональные, но и среди московских компаний есть слабые игроки», – говорит он.

Далеко не все дилеры могут работать в нынешних условиях, соглашается владелец «Объединенной Автомобильной Корпорации» Андрей Ивойлов. По его словам, многие пытались выжить с начала кризиса, но запас финансовой прочности иссяк, и некоторым дилерам приходится уходить с рынка в той или иной форме – кто-то продается, кто-то банкротится. Вместе с тем многие дистрибьюторы сами инициируют уход дилеров, понимая, что в нынешних условиях лучше, чтобы на рынке присутствовало меньше продавцов, но с более высоким качеством работы, чем много слабых игроков. Такое сокращение позволяет сильным дилерским предприятиям продавать больше, а значит, и зарабатывать приличнее, и инвестировать в развитие бренда вместе с дистрибьютором.

Вымирающие виды

В 2016 году сильнее всего сократилась дилерская сеть SsangYong, у которого осталось всего 29 автосалонов, хотя еще год назад их было более сотни. Ушедшие с российского рынка Great Wall и Chevrolet лишились 55 и 42 дилеров соответственно. Значительные потери также понесли такие марки, как Mitsubishi и Citroen, недосчитавшиеся в прошлом году 13 и 10 автоцентров соответственно.

Месяц назад корейская марка SsangYong официально объявила о перезапуске в нашей стране. Сейчас ей предстоит заново наладить работу дилеров, которые пока продают две модели - Tivoli и Actyon.

Как отмечают в аналитическом центре Международного автомобильного холдинга «Атлант-М», степень угрозы закрытия дилера в первую очередь определяется положением марки, с которой он работает. Уход GM из России повлек за собой массовое закрытие салонов Opel и Chevrolet DAT. В целом, под угрозой находятся дилеры тех марок массового сегмента, которые не смогли обеспечить локализацию производства в России либо не обеспечивают достаточных объемов этого производства и конкурентоспособный модельный ряд. Так, например, в прошлом году тяжело пришлось Peugeot и Citroen, причем процесс выхода с рынка дилеров этих марок еще не завершен.

«Многие дилеры, работавшие с ушедшими марками, начали продавать другие бренды, кто-то переквалифицировался в серых дилеров и т.д. Поэтому вместе с постепенным возвратом SsangYong, думаю, многие его дилеры вернутся к работе с производителем. Сложнее живется тем, кто представлял Chevrolet, так как у данного бренда в России остались (не считая Шевроле Нивы) лишь премиальные Tahoe, Corvette и Camaro, для продажи которых нужна франшиза не только Chevrolet, но и Cadillac, а это подразумевает значительные инвестиции, к чему готовы не все. Что касается Chevrolet Niva, то данная модель может отлично продаваться, если присутствует в дилерском центре с другой маркой (например, Lada), — дилер не должен содержать для нее отдельный шоу-рум», – рассказывает Андрей Ивойлов.

«Китайцев» становится меньше

Отдельно стоит упомянуть китайских автопрозводителей, под чьи знамена в последние годы охотно шли многие дилеры, желающие расширить брендовый портфель или найти замену убыточной марке. В условиях кризиса китайцы оказались привлекательными партнерами, прежде всего потому, что для выполнения их стандартов требуется наименьший объем инвестиций. Показательно, что практически все машины из Поднебесной продаются в мультибрендовых автосалонах. Тем не менее в прошлом году дилерские сети китайских марок начали сокращаться. Так, у Chery, Geely и Changan стало примерно на 10 дилеров меньше. В то же время лидер китайского сегмента – Lifan – обладает одной из самых широких дилерских сетей среди всех марок, насчитывающей более 140 автосалонов.

По словам Андрея Ивойлова, китайские производители начинают ужесточать требования к своим дилерам, пытаясь перейти в более дорогой клиентский сегмент. И это сказывается на дилерских затратах – нужно больше инвестировать в оформление центров, продвижение и т.п., что не все могут себе позволить. Поэтому часть дилеров отказывается от китайских марок из-за невозможности вкладывать серьезные средства в развитие предприятия, а с частью предпочитает расстаться сам дистрибьютор.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в