Каждый пятый — лишний: почему подъем авторынка не спасет дилеров

Волна дилерских банкротств, захлестнувшая российский авторынок в последние годы, не остановится даже с началом восстановления спроса. В свое время было построено слишком много автосалонов, которые после четырех лет падения продаж фактически остались без гарантийных машин, а на резкий приток новых покупателей рассчитывать не приходится.

Эхо кризиса

Несмотря на то, что российский авторынок наконец-таки нащупал дно и близок к восстановлению, дилеры еще нескоро смогут оправиться от кризиса. Дело в том, что в 2013–2014 годах, когда спрос на машины уже вовсю падал, сети продолжали расширяться, ведь строительство новых салонов начиналось в лучшие для авторитейла времена. С учетом двукратного падения объемов реализации за последние четыре года количество дилерских центров оказалось явно избыточным. Более того, после столь длительного спада продаж новых автомобилей произошло сокращение потока гарантийных машин, что лишило техцентры спасительного в условиях кризиса сервиса. В результате дилерские ряды значительно поредели — с 4,1 тыс. компаний в 2014 году до 3,5 тыс. в 2016-м, гласят данные агентства «Автостат». Однако даже в условиях начавшегося оживления спроса их число будет сокращаться и дальше: только в нынешнем году могут прекратить работу еще 100–150 дилеров, ожидают в ассоциации РОАД («Российские автомобильные дилеры»). В этом случае из-за кризиса на авторынке будет закрыт каждый пятый дилерский центр.


Впрочем, директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов считает прогноз РОАД довольно оптимистичным и не исключает еще большего числа дилерских банкротств. «Финансовые возможности многих предприятий исчерпаны, рынок в 2017 году не покажет существенный рост, поэтому на плаву останутся только финансово устойчивые автодилеры. В зоне риска сейчас находятся монобренды, в большей степени региональные, но и среди московских компаний есть слабые игроки», — говорит он.

Далеко не все дилеры могут работать в нынешних условиях, соглашается владелец «Объединенной Автомобильной Корпорации» Андрей Ивойлов. По его словам, многие пытались выжить с начала кризиса, но запас финансовой прочности иссяк, и некоторым дилерам приходится уходить с рынка в той или иной форме — кто-то продается, кто-то банкротится. Вместе с тем многие дистрибьюторы сами инициируют уход дилеров, понимая, что в нынешних условиях лучше, чтобы на рынке присутствовало меньше продавцов, но с более высоким качеством работы, чем много слабых игроков. Такое сокращение позволяет сильным дилерским предприятиям продавать больше, а значит, и зарабатывать приличнее, и инвестировать в развитие бренда вместе с дистрибьютором.

Вымирающие виды

В 2016 году сильнее всего сократилась дилерская сеть SsangYong, у которого осталось всего 29 автосалонов, хотя еще год назад их было более сотни. Ушедшие с российского рынка Great Wall и Chevrolet лишились 55 и 42 дилеров соответственно. Значительные потери также понесли такие марки, как Mitsubishi и Citroen, недосчитавшиеся в прошлом году 13 и 10 автоцентров соответственно.

Месяц назад корейская марка SsangYong официально объявила о перезапуске в нашей стране. Сейчас ей предстоит заново наладить работу дилеров, которые пока продают две модели — Tivoli и Actyon.
Месяц назад корейская марка SsangYong официально объявила о перезапуске в нашей стране. Сейчас ей предстоит заново наладить работу дилеров, которые пока продают две модели — Tivoli и Actyon.

Как отмечают в аналитическом центре Международного автомобильного холдинга «Атлант-М», степень угрозы закрытия дилера в первую очередь определяется положением марки, с которой он работает. Уход GM из России повлек за собой массовое закрытие салонов Opel и Chevrolet DAT. В целом, под угрозой находятся дилеры тех марок массового сегмента, которые не смогли обеспечить локализацию производства в России либо не обеспечивают достаточных объемов этого производства и конкурентоспособный модельный ряд. Так, например, в прошлом году тяжело пришлось Peugeot и Citroen, причем процесс выхода с рынка дилеров этих марок еще не завершен.

«Многие дилеры, работавшие с ушедшими марками, начали продавать другие бренды, кто-то переквалифицировался в серых дилеров и т.д. Поэтому вместе с постепенным возвратом SsangYong, думаю, многие его дилеры вернутся к работе с производителем. Сложнее живется тем, кто представлял Chevrolet, так как у данного бренда в России остались (не считая Шевроле Нивы) лишь премиальные Tahoe, Corvette и Camaro, для продажи которых нужна франшиза не только Chevrolet, но и Cadillac, а это подразумевает значительные инвестиции, к чему готовы не все. Что касается Chevrolet Niva, то данная модель может отлично продаваться, если присутствует в дилерском центре с другой маркой (например, Lada), — дилер не должен содержать для нее отдельный шоу-рум», — рассказывает Андрей Ивойлов.

«Китайцев» становится меньше

Отдельно стоит упомянуть китайских автопрозводителей, под чьи знамена в последние годы охотно шли многие дилеры, желающие расширить брендовый портфель или найти замену убыточной марке. В условиях кризиса китайцы оказались привлекательными партнерами, прежде всего потому, что для выполнения их стандартов требуется наименьший объем инвестиций. Показательно, что практически все машины из Поднебесной продаются в мультибрендовых автосалонах. Тем не менее в прошлом году дилерские сети китайских марок начали сокращаться. Так, у Chery, Geely и Changan стало примерно на 10 дилеров меньше. В то же время лидер китайского сегмента — Lifan — обладает одной из самых широких дилерских сетей среди всех марок, насчитывающей более 140 автосалонов.

По словам Андрея Ивойлова, китайские производители начинают ужесточать требования к своим дилерам, пытаясь перейти в более дорогой клиентский сегмент. И это сказывается на дилерских затратах — нужно больше инвестировать в оформление центров, продвижение и т.п., что не все могут себе позволить. Поэтому часть дилеров отказывается от китайских марок из-за невозможности вкладывать серьезные средства в развитие предприятия, а с частью предпочитает расстаться сам дистрибьютор.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (48)

Самые новые

Не зря же РОАД не первый год уже под видом заботы о безопасности пытается продавить закон о продаже б/у авто только через дилеров. Косвенное подтверждение того, что не все так оптимистично, как стараются показать.

Ответить#
+6

Что-то не могу понять, сколько в итоге было продано новых автомобилей в 2016 году? В тексте Вы говорите о 1,5 млн., график «Динамика продаж новых автомобилей...» говорит, что 3,5 млн... Или я что-то не так понимаю?

Ответить#
0

Интересует одно — кто этих предсказателей финансирует?

Ответить#
0

Да никто. Это просто мантра такая: Халва, халва, халва... Авось, во рту слаще станет :)

Ответить#
+3

«а последние год-два из-за кризиса в стране наблюдается большой отложенный спрос, который заявит о себе в ближайшее время, говорят эксперты. Это должно вдохнуть жизнь в простаивающие дилерские центры.» — какой какой спрос??? отложенный??!!??! Да, отложенный, у большинства «навсегда». Те кому был очень нужен авто его уже купили (скорее всего до кризисной волны). А при росте инфляции, постоянных повышениях цен на всё и вся отложенный спрос может отложиться на очеееееень долгое время. «Денег НЕТ — Держимся!!!!»

Ответить#
+7

Интересно кто где увидел подъём авторынка? Как падал, так и падает, ну может чуть помедленнее чем раньше.

Ответить#
+3

не будет никакого подъема авторынка, так как цены неадекватно высокие (евро опустился до 60, а цены все равно растут. Цены на авто сейчас процентов на 10–20 выше, чем это было в 2014 году), доходы населения при этом падают, затраты на содержание авто растут.

Ответить#
+7

Все верно. Цены уже переросли курс процентов на 10 примерно.

Ответить#
+3

Это не цены высокие это зарплаты низкие, а точнее сказать нищенские благодаря рублю который падает в обморок каждый раз когда снижается цена на нефть.

Ответить#
+4

«на авторынке накопился огромный отложенный спрос»

это как? народ беднеет, цены растут...
причем, некоторые производители вместо того, чтобы расширить число доступных комплектаций, поступают наоборот...

Ответить#
+8

В МСК хорошо- много дилеров одной марки-конкуренция....скидки и демпинг хороший...скоро все из регионов будут ездить за авто туда-банально гораздо дешевле авто, особенно люкс и премиум сегмент.
А местные дилеры будут кусать локти...

Ответить#
-23

А у нас и так сейчас многие ездят. В основном — за покупкой Рено, потому что у местных дилеров хозяин один и к своим клиентам они относятся как к деревенскому быдлу. Даже ВАЗовские дилеры готовы делать скидки и подарки, а вот эти только на допы в 5–10 раз накручивают. Про их способности ремонта вообще можно рассказывать долго...

Ответить#
+8

Про рено согласен. Пустой логан предложили ждать 3 месяца, а с учетом того, что нам нужно 3 шт, а им выделяют только один пустой в месяц — все 5 месяцев. Но и ВАЗ примерно там же — в наличии пустых нет нигде.

Ответить#
+2

Так вы в итоге что-нибудь купили или вопрос подвис?

Ответить#
-3

Подвис естественно — машины то реальные, которые нужно обменять у нас каждый день трудятся. Одно дело вывести на пару дней для переоформления, а ждать больше двух недель мы не можем физически. Бесит больше то, что трындят про кризис, а реальных покупателей отваживают. Так что наши три машины тоже в числе отложенных 1500000)))

Ответить#
+6

Вот потэтой причине они и уходят с рынка: обращаются с потенциальными клиентами как *удаки — получают игнор в ответ.
А всего-то и надо было — снизить «норму прибыли» до вменяемой и пересмотреть вместе с производителями квоты по наиболее популярным комплектациям. Но нет.
Вот и результат.

Ответить#
+5

Почему скоро, все туда и так давно ездят, я в 2014 году покупал авто в Москве вместо Краснодара, где ленивые менеджеры пытаются впарить ненужные допы по космической цене. а люди годами ездят в Москву за авто, а до этого в Тольяти ездили в 90-е за вазами.

Ответить#
-4

Отложенный спрос-то накопился, конечно, только вот с отложенными деньгами у населения как-то не очень.
А дилеры закрываются потому что норму прибыли хотят как до крымнаша, а Крым-то уже который год как наш, и обратно его не возьмут, даже если мы предложим.

Ответить#
-6

и причем тут Крым? совсем с ума спятил?
за металлом готов продать и мать родную?

Ответить#
+6

В том то и дело, что его Родина забор третий год с Россией строит, а население либо скачет либо плачет.

Ответить#
+4

Так умиляют попытки проплаченных путриотов из Зимбабве назначить мне родину:)

Ответить#
-4

Илюша, какая у жидяр Родина??? Где пригрели, где бабло имеют — там и родина!!!))) Бабло имеют, а лаять продолжают, при первой же удобной возможности посматривая свалить куда потеплее и поденежнее. Не так ли?)))

Ответить#
+4

Фу, как толсто:)
Я аж даже прослезился от смеха:)
Что, путриоты, пукан-то знатно пригорает?:)

Ответить#
0

Это вы про депутатов из ЕдРа,что ли?
ссылка
ссылка

Ответить#
0

Шикарно:)
Щас он начнет пар из ушей пускать в попытках отмазать и отмазаться:)

Ответить#
0

Пар из пукана у тебя свищет, когда долбишься...)))

Ответить#
0

И про них, и про ильюш...)))

Ответить#
0

Ссылочки на Едросов есть,жду ссылок про Каплана,свалившего вна Украину:)
Вы ж это не голословно заявили? Прижмёте к стенке этого русофоба? Так его!:)

Ответить#
0

Вы хоть слово видели в моей реплике про металлолом?
Путриоты такие путриоты — одни фантазии: мозгов нет:)

Ответить#
-5

Каплан, вы реально думаете, что санкции из-за Крыма? Напомнить как нашу Олимпиаду в Сочи продинамили Меркель, Олланд, Обама, Кэмерон и т.д. и т.п? Напомнить какая истерика и анти пиар развернулся в западной прессе? И это даже до грузинской агрессии. Напомнить про закон Магнитского?
Не одно так другое нашли бы, повод можно придумать любой. Я сомневаюсь, что вы этого не понимаете, и такой наивный, скорее ваши посты носят провокационный характер, для людей не задумывающихся и с короткой памятью.

Ответить#
+7

Типа вас?

Ответить#
-6

Антипиар чего?
Вас лично там, что ли, антипиарили?
Вы — в списке Магнитского?
Тогда я с вами разговаривать даже не хочу. Вон из чата.

Ответить#
-6

«Напомнить какая истерика и анти пиар развернулся в западной прессе?» — Если не затруднит, огласите весь список, пожалуйста.

Ответить#
-7

Упс, эта реплика была предназначена не вам.

Ответить#
-7

Жидам пердак прям так и разрывает от нашего Крыма...))) Не тресни от безысходности!!!)))

Ответить#
+4

Н, эт у путриотов пусть пуканы трещат:)
У вас аж щелкает, я гляжу:))
Водички?

Ответить#
+2

Д@ун что ли? Кроме слово «пуканы» ничего другого не знаешь? Хотя ж понятно — «пуканы» это твоё, родное, [у нас не ругаются]...

Ответить#
-1

Григоряша,я дождусь от вас компромата на Каплана или вы так и будете бомбить через @?:)))

Ответить#
0

Я уж чуть было не заскучал — думал здесь одни Вралентины с Люмиками остались:)))
Уж не тот ли это Игорь,который Михаил Родионов?:)
Надо будет взять на заметку — если это он,то он по любому должен сдать себя с потрохами:)))

Ответить#
0

Он, он. Вы на ник его посмотрите:)
[у нас не ругаются] креативный путриот:)

Ответить#
+1

Ты чего всё время ноешь? Тебе не хватает или за других переживаешь?
Ты мне напомнил один персонаж из мультфильма «Маугли», он там всех подначивал и науськивал, а потом кричал: «А мы уйдём на север». Помнишь такого?

Ответить#
+8

Его не Вася, случайно, звали?))

Ответить#
-6

нет его звали каплан илья

Ответить#
+3

Пруфы будут?

Ответить#
-6

Пруфы ты в зеркале видишь каждый день...)))

Ответить#
+3

Путриотов прорвало:)

Ответить#
+1

Да прорвёт тут от такого жидярского гнилья...

Ответить#
-1

И это все?
Жалкая попытка:)
Пробуйте еще:)

Ответить#
+1