Александр Мойнов, Kia: «Все устали ждать роста»

Международные автосалоны, такие как мотор-шоу в Женеве, — хорошее место не только для того, чтобы первыми своими глазами увидеть новинки автопроизводителей, но и познакомиться с их стратегией на рынке. О текущем положении дел марки Kia в интервью «За рулем.РФ» рассказал Александр Мойнов, управляющий директор Kia Motors Rus.

Автомобильные дилеры и ассоциации по-разному оценивают перспективы российского авторынка в этом году. Прогнозы — от умеренных до позитивных. Каким видит Kia Motors Rus 2017 год?

Пока мы ожидаем, что объем российского рынка составит около 1,5 млн проданных автомобилей, плюс/минус 5%. Все устали ждать роста и хотят верить, что он вот-вот случится. Поэтому прогнозы на этот год скорее позитивные. Но первые два месяца наступившего года пока не дают серьезных подтверждений таких ожиданий. На этом фоне оптимисты заявляют, что во второй половине года точно все наладится. На мой взгляд, все зависит от уверенности наших покупателей в завтрашнем дне, в стабилизации экономической ситуации в стране. Все оценки перспектив дальнейшего развития рынка едины в том, что основным его драйвером станет так называемый отложенный спрос. В пиковых 2012-2013 годах было продано много автомобилей, владельцы которых сейчас видят необходимость их обновления. Сдав свой автомобиль с пробегом в trade-in, они вполне могут себе сейчас это позволить, даже несмотря на рост цен на рынке и сохранение прежних доходов. Купить автомобиль без первоначального взноса сегодня, безусловно, сложнее, но поменять — вполне по силам.

Да, но у людей, как вы справедливо заметили, на руках машины, купленные в 2012-2013 годах по ценам тех лет, а рост цен на вторичке происходил отнюдь не теми же темпами, что на рынке новых автомобилей…

Не соглашусь. Согласно недавнему исследованию «Автостата», рост цен на автомобили с пробегом был зеркален корректировке цен на новые автомобили, только происходил с небольшой задержкой.

Допустим, но доходы населения за эти годы не выросли, а кредитные ставки, напротив, пошли в рост…

Это так. Но если вы обладатель автомобиля, купленного в кредит, скажем, три года назад, вы потенциально готовы к тому, чтобы ежемесячно платить по 15-30 тысяч рублей за новый автомобиль, как и раньше. Правда, в некоторых случаях клиенты сегодня выбирают автомобиль классом ниже. За последние три года рынок автокредитования также эволюционировал, например все большим спросом пользуются кредиты с гарантированной остаточной стоимостью. Они предоставляют три основных преимущества по сравнению с обычным кредитованием: низкий первоначальный взнос (от 20% стоимости нового автомобиля), минимальный ежемесячный платеж (около 50% от платежа при обычном кредитовании) и гарантию остаточной стоимости автомобиля, предоставляемую банком. По истечении срока кредитования клиент может обменять свой автомобиль на новый по программе trade-in, продолжить использование автомобиля, погасив остаточный кредитный платеж, или вернуть автомобиль банку по гарантированной стоимости.

В разное время производители делали ставки на различные инструменты для развития бизнеса в сложных условиях — от трейд-ина до финансовых механизмов. Чем вы планируете стимулировать спрос в этом году?

Trade-in уже стал обычным явлением, все сосредоточены над расширением этого предложения, но это уже тема минувших лет. Сейчас наиболее востребованы новые подходы в финансовой поддержке клиентов при продаже автомобилей. Например, кредиты с гарантированной остаточной стоимостью, которые я уже упоминал. Мы видим рост спроса в этом сегменте финансирования. Например, с момента запуска программы «KIA Легко!» летом 2016 года до конца февраля российским клиентам было выдано 6200 таких кредитов.

Между тем рубль несколько укрепился, а цены на новые автомобили все продолжают расти. Как долго еще продолжится их компенсация из-за ослабления национальной валюты двухлетней давности?

Даже при стабильном рубле цены на автомобили растут. И это нормально, поскольку меняется и сам продукт. Если говорить о компенсации падения рубля, то в динамике развития цен мы еще далеки от девальвации валюты: цены на рынке пока не выросли вдвое — в лучшем случае на 40% с 2014 года. Все приняли эту пилюлю и смотрят, по какой цене могут себе позволить продавать машины, балансируя на грани спроса и рентабельности. Ведь без рентабельности развивать бизнес невозможно, ее отсутствие ставит под удар хороший сервис и позиционирование марки на рынке.

Здесь в Женеве вы представляете две новинки. Первая из них — новое поколение Kia Picanto. Меня интересует сегмент, в котором позиционируется этот автомобиль. За последние годы он существенно сжался, а вы остались на нем одним из немногих игроков, коих можно пересчитать на пальцах одной руки. Как в этих условиях вы оцениваете перспективы компакт-класса в целом и нового Picanto в частности?

Быстрого роста в этом сегменте мы, конечно, не ждем. Некоторое повышение спроса на Picanto я могу себе представить, поскольку автомобиль обновился и стал больше. Колесная база в 2400 мм (+15 мм) — это уже достаточно комфортный показатель даже для автомобиля в четырехместном варианте. Появилось новое оснащение, а также новые варианты окраски кузова и цветовые решения салона, которые позволят каждому покупателю нашего городского субкомпакта выбрать то, что подходит именно ей или ему. Kia Picanto не покупают те, кто ищет маленький и дешевый автомобиль, его выбирают те, кому нужен маленький и классный автомобиль. Причин, почему он должен быть маленьким, масса…

У этого автомобиля в Европе появился новый мотор — турбонаддувный 1.0 T-GDI (100 л.с.), который поселился в прошлом году под капотом у нового поколения европейского Rio. До нас не доедет. В чем причина?

Одним из ограничивающих факторов, безусловно, является цена. К тому же мы не видим больших преимуществ, которые получит автомобиль с этим мотором. Этот двигатель, напомню, появился, чтобы снизить выбросы СО2 в атмосферу, что весьма актуально для Европы. Наши нормы выбросов не столь жесткие, поэтому мы пока можем использовать предыдущие наработки. Предлагая бензиновый атмосферный двигатель объемом 1,0 л (67 л.с.) в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач и 1,2-литровый 84-сильный бензиновый агрегат с автоматом, мы удовлетворяем потребности российских клиентов в этом сегменте в полной мере. Оба двигателя были модернизированы для модели нового поколения.

Еще одна любопытная новинка на вашем стенде в Женеве — спортивный фастбек Kia Stinger, который будет, очевидно, дороже Оптимы, хотя цен мы еще не знаем. Что это — нишевая модель для ценителей драйва? Вы предлагаете пересаживаться на него бывших владельцев той же Kia Optima или это будут бывшие клиенты премиальных марок?

Я не хотел бы применять термин «нишевый автомобиль» по отношению к Kia Stinger, поскольку в моем понимании нишевый автомобиль – это продукт, направленный на удовлетворение одной потребности. Благодаря Стингеру мы выходим в новый для бренда сегмент. Kia – уже больше, чем производитель недорогих и сугубо утилитарных автомобилей. Имена, которые стоят за созданием Стингера, — Петер Шрайер и Альберт Бирманн, — говорят сами за себя. Впрочем, и это не дает нам основания надеяться, что мы будем продавать Kia Stinger в тех же объемах, что бизнес-седан Optima, — это было бы фантастикой! Stinger – очередная демонстрация технологических возможностей компании. Согласно исследованиям независимых источников, Kia – один из немногих автомобильных брендов в России, чья узнаваемость и мнение о марке продолжают расти с 2009 года. Такие продукты, как Stinger, нужны нам для того, чтобы поддержать этот рост имиджа бренда. Пересаживание с Оптимы на Стингер возможно, но оно не будет носить массовый характер. Новой моделью мы, скорее, станем привлекать клиентов более дорогих марок. В текущей рыночной ситуации наша новинка будет конкурентна по цене, ведь пока мы не заслужили того же признания, что и игроки, сделавшиеся себе имя в классе Gran Turismo.

Появление каких новинок Kia ждут российские дилеры марки в 2017 году?

Этот год весьма насыщенный для нас. Под занавес 2016 года, 19 декабря, мы представили обновленный Kia Cerato, а 6 февраля 2017 года дилеры Kia в России начали прием заказов на обновленный Kia Soul и Kia Soul GT. В апреле мы ждем обновленный рамный внедорожник Kia Mohave. В середине года в салонах дилеров появится новое поколение Kia Picanto, впервые представленное на автосалоне в Женеве. Безусловно, главная новинка года от Kia – следующее поколение нашего бестселлера Rio. Старт его продаж запланирован на третий квартал 2017 года. Наконец, Stinger появится в нашей стране в конце 2017 или начале 2018 года. Кроме того, летом и осенью мы предложим российским клиентам специальные серии наиболее востребованных моделей Kia с пакетом опций на привлекательных условиях.

А что будет с вашей дилерской сетью в ближайшее время?

Наши партнеры находятся в очень хорошем финансовом состоянии. По нашим данным, франшиза Kia входит в тройку самых успешных на рынке. Согласно имеющейся у нас статистике, 97% официальных дилеров Kia в России имеют здоровое финансовое состояние. При этом мы не планируем расширять дилерскую сеть, производя скорее точечные настройки в части представления марки в тех или иных регионах.

Фото: Kia

Подпишитесь на «За рулем» в