Десять сумасшедших экспедиций на наших машинах

Есть те, кто сто раз подумает, прежде чем ехать из одного города в другой даже на новой дорогой иномарке. И откажутся от идеи. А есть и другие: посидят с друзьями вечерком да решат махнуть в Индию, например. Через неделю заведут древний Москвич, побросают в него палатки, гитары и покатят к берегам Ганга.

Конечно, таких путешественников можно упрекнуть в легкомыслии. Но их желание прожить жизнь ярко, получив максимум впечатлений, мне нравится. Вот несколько подобных историй.

На Бали с гитарами

В четверг получил письмо «Экспедиция „Восход“ с концертом в Москве». Это о них, молодых музыкантах, дизайнере и кинорежиссере, отправившихся из Москвы на Бали на двух Волгах ГАЗ-24-02, 1974 и 1983 годов, я писал 1 декабря прошлого года. Как видите, парни съездили туда и вернулись обратно, а теперь дают концерты. Бесплатные. Естественно, с использованием материалов из своего 114-дневного путешествия. Ну как назвать таких? Чудаки!

Примерно так же съездили из Санкт-Петербурга в Африку четверо ребят на ВАЗ-2106 1996 года выпуска. Конечной точкой экспедиции была назначена столица Гамбии, город Банджул. Отсюда название пробега — Banjul Challenge («вызов, испытание»). Путешествие длиной почти 10 тысяч километров, через всю Европу и половину Африки сами участники называют авантюрой — в первую очередь из-за скромного бюджета и транспортного средства. Но старенькая «шестерка» внушила несгибаемую веру в свои возможности, до пробега в Африку проехав половину страны, от берегов Оби в Западной Сибири до Финского залива в Санкт-Петербурге. И за то получила кличку Тигр.

О поломках Роман, Иван, Максим и Дмитрий рассказывают скупо: в Белоруссии машина встала из-за возросшего до 30 литров расхода топлива, пришлось искать карбюраторщика. В Мавритании отвалился глушитель, заели боковые стекла, из радиатора потекла жидкость, погас дальний свет. Но это не испортило впечатлений от поездки. Ребята говорят, что были бы счастливы, если бы вдохновили хотя бы одного человека на поступки, которые делают сильнее и расширяют взгляд на мир.

Между прочим, сами они вдохновлялись автопробегом из Москвы в Банджул на гнилой Оке 2004 года, купленной за 10 тысяч рублей, и старом Москвиче из Риги. А те герои в свое время наткнулись на рассказ в интернете «На Ниве в Африку — Дакар своими силами». Это к вопросу о том, далеко ли уедет старая дешевая машина.

На ниве журнализма

Вы можете почитать о пробеге 1989 года из Москвы в Лагос на трех Нивах, в которых участвовали зарулевцы Виктор Панярский, Олег Богданов и Владимир Соловьев (тогда работавший в «Вокруг света»). Они же осенью 1988 года доехали за 45 часов из Москвы до Лиссабона на ВАЗ-2109, преодолев 5000 км. Путешествие на Нивах через Сахару заняло 27 дней, а дистанция пробега составила 10 500 км. Домой возвращались налегке, подарив машины африканским союзам журналистов в Нигерии и Бенине. Видимо, с тех пор Владимир Соловьев неравнодушен к Нивам.

Есть еще серб Виктор Лазич, журналист, накатавший на Ниве ВАЗ-21213 сотни тысяч километров и даже совершивший на ней кругосветное путешествие, о чем написал книгу Velika Avantura (думаю, перевод не требуется). Ездил один. Компанию ему составляла только надувная кукла Милева, которая, по его словам, помогала защищаться от грабителей, создавая видимость того, что в машине двое.

Однако за всю кругосветку, которая длилась 421 день, серб только дважды попадал в конфликтные ситуации: один раз в Австралии, когда какой-то качок на пляже решил, что он снимает его детей, второй раз — в Китае, где его попытался похитить таксист, и пришлось выпрыгивать на ходу из машины. А в Африке Лазича хотели женить на местных девушках — чуть ли не на всех одновременно.

Во время путешествия серб использовал 20 средств передвижения, помимо Нивы, от осла и слона до вертолета. А машина ломалась 34 раза, однако чинить ее проще простого. Потому и любит.

Шел я и в ночь, и средь бела дня

Летом 2010 года Дмитрий и Федор съездили из Минска на Байкал и обратно на 26-летнем Москвиче-412 по прозвищу Баркас, ровеснике одного из участников экспедиции. Вообще-то, у них была возможность отправиться в путешествие на Renault Megane первого поколения, но парни выбрали именно Москвич, его проще чинить, а в худшем случае можно и оставить. Да и экстремальности больше: редкий знакомый не крутил пальцем у виска, узнав о таких планах.

В пути пришлось доливать масло, менять фильтр тонкой очистки топлива, регулировать развал-схождение. Раз или два заменили катушку зажигания. Крупный ремонт был только один — переборка генератора из-за полетевшего подшипника. Вокруг Байкала катались уже на «буханке», а водитель и по совместительству экскурсовод восторгался мужеством отчаянных парней, решившихся на такое путешествие на немолодой машине. Как говорит один из минчан, «для меня самого пару недель назад это казалось чем-то сродни полету в космос. Но проза жизни такова, что у Москвича есть четыре колеса, руль и педали — и этого более чем достаточно для того, чтобы преодолевать расстояния... причем с удовольствием!»

К перевалу Дятлова на ЗАЗ-968М

По Сети гуляет отличный рассказ веселых сибиряков о штурме перевала Дятлова на 968-м Запорожце. Автомобиль 1983 года они приобрели в Омске за 20 тысяч, перегнали в Тюмень, откуда и стартовали в сторону плато Маньпупунер. Пришлось потратить еще 30 тысяч на квадроциклетную лебедку и три луазовских покрышки (две — на ведущие колеса и одну про запас). Однако путь оказался слишком тяжелым для Запорожца, за две недели, в основном по бездорожью, прошли около двух тысяч километров. Мужчины говорят, что они научились виртуозно вычерпывать воду из салона баночками из-под тушенки.

У Запорожца полетело сцепление, вырвало траверсу коробки, а сильный удар о камень погнул рычаг подвески и выломал привод. Пришлось оставлять машину в лесу и после организовывать спасательную экспедицию на УАЗе. Но как бы то ни было, до перевала Дятлова Запорожец доехал и вернулся обратно (хоть и с посторонней помощью).

Но на внедорожнике лучше

Каждый раз, когда мы публикуем что-нибудь об УАЗе, на нас обрушиваются комментаторы, считающие, что машины этой марки сделаны кривыми руками из негодных материалов и если отъезжают от сервисного центра, то непременно ломаются. Но вот обратный пример. Двое друзей проехали почти всю страну, от Камчатки до Москвы, на новом, только что купленном Патриоте, и «за время пути поломок не выявлено».

Вся подготовка, по словам путешественников, заключалась в прохождении ТО на 2000 км, даже запчасти в дорогу брать не стали. Поездка, которая носила обзорный характер, чтобы потом съездить отдельно в те места, которые особенно понравились, заняла три недели. И на 10 600 км ушло всего 1350 литров бензина при среднем расходе 12,5 л/100 км. Не верите? Ищите в сети kirillf82, спрашивайте.

Джиперы-экстремалы из тольяттинской команды «Дикари», кажется, побывали уже везде, где только можно и тем более нельзя. За пять лет существования они организовали 20 экспедиций, в основном по России, проехали больше 70 000 километров по дорогам и бездорожью. Штурмовали тот же перевал Дятлова, поднимались на Эльбрус… И в их арсенале полноприводные Лады, но только специально подготовленные, которые они называют Lada 4x4 Arktika, а с недавних пор еще и хэтчбек Lada XRAY.

Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, «Дикари» близки к завершению очередной экспедиции, по Русскому Северу, с дистанцией в 22 000 км и продолжительностью в 37 дней. Работу профессионалов видно сразу: еще год назад они совершили тренировочный заезд в том же составе, в тех же условиях, но по сокращенному маршруту — «всего» 6500 километров.

Это все мое

Конечно, из всего сказанного можно сделать вывод, что длительные путешествия — удел молодых и бессемейных, с так называемыми свободными занятиями. Но страсть к приключениям не знает границ. В конце прошлого года меня пригласили на кинопремьеру документального фильма «Это все мое». Это кино о «Ралли Родина» 2015 года, мотопробеге на отечественных оппозитных мотоциклах от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга, в котором участвовали солидные бизнесмены и отцы семейств. Да, мотоциклы с колясками — это не машины. Это круче.

Участник пробега и автор идеи Максим Привезенцев вдохновился аналогичным пробегом 1967 года, которым руководил его дед, оператор-документалист Владимир Андреевич Привезенцев, снявший фильм «От Тихого океана до Балтики». Ему и посвятил продолжение внук. И это далеко не последнее путешествие Максима. Правда, в столь длительный пробег на мотоциклах ирбитского производства ни он, ни его товарищи, скорее всего, больше не отправятся: за время пути на четыре мотоцикла набралось около десятка поломок разного масштаба — вплоть до оторвавшейся по сварному шву фары.

А в пятницу утром я обнаружил сообщение о планируемом пробеге «На Восток!» на российских вездеходах «Шерп». От Архангельска до Петропавловска-Камчатского, через всю страну! На снегоболотоходах, которые развивают максимальную скорость 45 км/ч!!! Старт пробега намечен на 14 апреля, финиш — на ноябрь. Обязательно буду наблюдать. А может быть, даже поеду на один из этапов экспедиции. Все мы авантюристы в той или иной степени.

Фото: участников экспедиций

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (8)

Самые новые

4 года назад сделал пробег на машине 96-го года по «восточному блоку». 9600км за три недели. В Питере провёл одну из недель. 16 стран, 32 границы. Начал в Нюрнберге — Берлин, Польша, Калинград, Литва, Латвия, Эстония, Псков, Питер, Великие Луки (здесь сдох гидроусилитель, больно дорожки хороши), дальше, вдоль западной белорусской границы в Украину (войны не было ещё). Во Львове, за копейки сменили гидроусилитель (спасибо добрым людям). Дальше, Киев, Крым, Николаев, Херсон, Одесса! Днестровская республика, Молдова, Венгрия, Румыния, Австрия вдоль Дуная и снова, ненавистная и любимая Германия. Может, пропустил чего или перепутал, дневников не вёл, ехал для себя... ..Да живём мы в добре и мире. Машина не наша, у нас таких, пока не делают.

Ответить#
0

За 10.000 км Нива ломалась 34 раза, ну прям девственница. Что-ж она так много ломалась то? Вот У меня соседка есть — так они наверное родственницы, буду теперь ее (соседку) «нивой» звать!!!

Ответить#
+1

Комментарий удален

#
0

Занятно

Ответить#
0

потому что чинятся «на коленке». ремонтопригодность старых времён.
Я по стране на старых бмв (325, 645, х5) путешествую, пока обычно недлинные поездки (тыщ на 10–15км) — это экстрим иного рода. Что-то я конечно и сам ремонтировать могу, и запчасти/диагностику имею, но конечно же далеко не всё могу и не все запчасти вожу... Температуры до —50 случались. Проблемы бывали, но немного. Интересно в любом случае.. что-то слегка писал ссылкассылка

Ответить#
0

спасибо, интересно

Ответить#
+1

забыли про евротур на оке

Ответить#
+2

серб держал надувную куклу, чтобы отпугивать грабителей, да ну?!

Ответить#
0

Не одиночка в машине, всегда для варягов труднее. А на ходу, не особо различишь

Ответить#
0