Вернется ли Opel в Россию?

Известие о том, что концерн General Motors решил продать Opel, которым владеет с 1929 года, переполошило не только автомобильную Европу, но и политические круги Германии, а также Великобритании, поскольку «прицепом» в этой сделке идет дышащая на ладан марка Vauxhall.

«Караул» устал. Европейское отделение GM с 1999 года приносит американцам лишь убытки. В 2009 году Opel хотели купить на пару канадско-австрийская Magna и российский Сбербанк, но сделка сорвалась. Затем была проведена серьезная санация: закрыли два завода, вкачали миллиарды евро в модернизацию производства и технического центра в Рюссельсхайме, наладили кооперацию с концерном PSA для производства машин на общих платформах ради сокращения затрат. Обо всех этих телодвижениях не без гордости рассказывал мне в свое время глава Опеля Карл-Томас Нойман. В этой же цепочке — уход Опеля из России и консервация завода в Петербурге как гарантия избавления от возможных финансовых рисков.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»

Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем"Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»

Была полная уверенность, что 2016 год парочка Opel-Vauxhall закончит в плюсе, но вмешался брекзит: резкая девальвация фунта на фоне желания Великобритании выйти из Евросоюза привела к операционным убыткам в размере 257 миллионов долларов. У Опеля на выходе семь новых машин, но янки махнули рукой: умерла так умерла. Покупатель — концерн PSA Peugeot-Citroen.

Сделка должна быть завершена до конца нынешнего года, и здесь еще масса проблем. Если Ангела Меркель допустит переход Опеля под юрисдикцию PSA без гарантий сохранения немецких заводов, то о посте канцлера она может забыть. Ведь Opel для Германии — это не просто часть истории страны. Для Рюссельсхайма и Айзенаха это фактически градообразующие предприятия, крах которых поставит на грань выживания тысячи людей.

При любых раскладах в выигрыше останутся… китайцы. Самыми крупными (в равных долях) пакетами акций PSA владеют правительство Франции, семья Пежо и китайский концерн Dongfeng Motors. Китайцы уже получили доступ к французским технологиям, а теперь доберутся и до немецких. Это прекрасная возможность зайти на европейский рынок с заднего хода — напрямую по-прежнему не получается. Пригодятся и опелевские заводы, и мощный инженерный потенциал.

Но нас по большому счету волнует не столько экономический расклад, сколько простой покупательский интерес: вернется ли Opel в Россию? Глава концерна PSA Peugeot-Citroen Карлос Таварес весьма прагматичен:

«Как только право интеллектуальной собственности перейдет к PSA, марка Opel получит возможность развиваться на международном рынке, и, таким образом, исключений здесь не будет. Если бизнес-кейс окажется рентабельным, мы займемся этим, если же нет, то не станем этого делать».

Российская дилерская сеть разрушена, репутация марки подмочена. Но Opel всяко популярнее у нас, чем автомобили Peugeot и Citroen. Французы не оставят без внимания наш емкий рынок — особенно при наличии недозагруженных производственных мощностей в Калуге и простаивающего завода в Петербурге. Тем паче что моделей-кандидатов на возвращение предостаточно. Это, прежде всего, Astra и модернизированная Mokka X. Определенный потенциал имеет Zafira, которая была одним из лидеров российского рынка компактвэнов. Наконец, не забудем про премьеры Женевского автосалона: это очень красивая Insignia нового поколения и пришедший на смену Мериве компактный переднеприводный кроссовер Crossland X, созданный на платформе Peugeot 2008. Будут брать!

Но есть и менее оптимистический сценарий. В Европе — переизбыток производственных мощностей, в том числе и у PSA. При этом французы приобретают не премиальную марку и не мелкосерийного производителя специальных автомобилей, а самого что ни на есть прямого конкурента. Выпускать за свои же деньги в Германии и Британии машины, которые конкурируют с автомобилями Citroen и Peugeot? Абсурд.

Что будут делать французы? Отказываться от лишних заводов. Карлос Таварес большой мастер сокращения расходов и оптимизации производства. И, понятное дело, под нож в первую очередь пойдут производства в Англии и Германии — даже вопреки тому, что Карлос Таварес и глава GM Мэри Барра заверяют Ангелу Меркель и правительство Великобритании в том, что рабочие места сокращаться не будут. Обещания даются сейчас, а как оно повернется в будущем, известно лишь богу торговли Меркурию. Приобрести конкурента, чтобы придушить его тихо, по-семейному, — чем плох план?

Главы PSA Group и General Motors Карлос Таварес и Мэри Барра

Главы PSA Group и General Motors Карлос Таварес и Мэри БарраГлавы PSA Group и General Motors Карлос Таварес и Мэри Барра убеждены, что совершили хорошую сделку. Фото: AP/ТАСС
Главы PSA Group и General Motors Карлос Таварес и Мэри Барра убеждены, что совершили хорошую сделку. Фото: AP/ТАСС

И еще. Покупка европейского отделения GM обойдется концерну PSA в 2,2 миллиарда евро. Причем в 900 миллионов евро оценено подразделение GM Finance. Это значит, что одиннадцать заводов в Германии, Великобритании, Испании, Австрии, Венгрии, Польше и России, на которых трудится около 38 тысяч человек, и мощный исследовательский центр в Рюссельсхайме обойдутся французам в какие-то 1,3 миллиарда евро. Не такие великие деньги, даже с учетом текущих операционных убытков. Сравните: Mercedes-Benz на разработку нового Е‑класса тратит около двух миллиардов, а Михаил Прохоров вложил в мертворожденный ё-мобиль около 150 миллионов евро.

Самое время вспомнить, сколько миллиардов мы угрохали на поддержку отечественного автопрома. Их с лихвой хватило бы, чтобы купить Opel и PSA в придачу. Но своя рубаха ближе к телу — особенно когда дело связано с рабочими местами, налогами, стабильностью в конкретных регионах и т. д. Даже если эта рубаха не первой свежести и местами трещит по швам.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (25)

Самые новые

АвтоВаз, Шниву у них выкупайте пока масть идёт, в смысле разпродажа

Ответить#
0

В конце тупой намёк на то, что Россия могла бы купить Опель, но вместо этого поддерживает своё производство. Автор что, малолетка и не помнит, что России не дали в 2009 году и никогда не дадут купить Опель? Учитывая накал антирусской истерии на Западе, шансов сейчас куда меньше чем в 2009 году

Ответить#
0

Самое интересное, экономисты говорят, что Россия никогда не покупала никому не продававшийся Опель.
Это из той же оперы домыслов и фантазий о никогда не продававшейся Альфе Ромео вечно покупавшему её Фольксвагену.

Ответить#
-1

Мэри Барра — генерал моторов в юбке.

Ответить#
0

Как-то странно выходит. Наработками Опеля пользуется весь остальной GM, но сам Опель в убытке. Без Опеля не было бы успешных Круза, Каптивы, Лачетти. Похоже, GM решили вообще свалить с европейского рынка.

Ответить#
+2

самое время чтобы купить у опеля или пса .. завод с менеджерами, технологию производства и лицензию на пару моделей...тому же сбербанк с вазом или газом могли бы подсуетиться и оторвать кусок пока продается...

Ответить#
0

надеюсь, что вернется!!! потому что вот эти автомобили например я же не могу купить! слижком уж дорогие:(

Ответить#
+1

///При любых раскладах в выигрыше останутся… китайцы.///

Ещё один расклад остаётся незамеченным.
Крупнейший автопроизводитель Kuka отходит к китайцам. Именно Kuka непосредственно (без пространственного или временно́го интервала) собирает автомобили с известными немецкими ярлыками (сами то они этого не умеют).
Папа ФИАТ (через своё подразделение по промышленной автоматизации Comau) пока что заинтересован заменить Куку на заводах Мерседес и Ауди.
Что станет с остальными?
ссылка

Информация к размышлению.
"В августе 2016 года (китайская) Midea установила контроль над немецкой компанией KUKA Roboter, являющейся одной из трёх ведущих поставщиков промышленных роботов для автомобильной промышленности на мировом и ведущим поставщиком на европейском рынке, что свидетельствуют о лидерских амбициях Midea на робототехническом рынке"

Ответить#
+1

У Опеля на применяются роботы FANUC, по крайней мере на сборке новой Инсигнии, которая стартовала сегодня, 22 марта.
ссылка

Роботы японские, крутые.

Ответить#
0

Я знаю, что опель не является реальным автопроизводителем, т.к. ничего не понимает в технологии собственного автоматизированного производства. Тот же Фанук понимает в производстве автомобилей значительно больше, чем опель. Конторы, типа опеля, берут на подряд производителей промышленных роботокомплексов, им только остаётся приклеить свою эмблему на выходе с конвейера.
Реальных автопроизводителей в мире всего 5–6. Об этом и говорит Серджио Маркионне в одном из последних интервью.

Ответить#
0

Всё верно. У ПСА свои заводы во Франции недозагружены. Натянут одеяло на себя, а в Германии мавров сократят. Пусть дездемона Меркель с ними нянчится.

Ответить#
0

Когда пацаном был, мне дико нравился трехдверный универсал Кадет у соседа)
Вообще мне симпатична марка, приятно видеть на дорогах.

Ответить#
+3

Opel — это не руки из [у нас не ругаются], а место прOклятое. Я уже 11 лет работаю с машиностроительной компанией в Мюнхене, они поставляют кучу оборудования всем (любым) автопроизводителям. Из разговоров с этим поставщиком получается дурацкая картина. Конвейерные системы, которые устраивают и прeкрасно работают в VW, BMW, Daimler, Skoda, Fiat и т.д., и даже в Калуге. Не работают только у Опеля. Суды, разборки, задержки. Всё производится в одном и том же месте и по одинаковым стандартам. У всех работает, а у Опеля — нет. Загадка, блин.

Ответить#
+1

Да, рубаха у нас такая себе...
Скорее, рубище.
Только вот купили б мы Опель, и он превратился бы во второй ВАЗ: просто прибыль от распилооткатов прлучали бы не чемезоиды а грефщики (или кто там щас Сбером рулит).
Куда ни кинь — всюду ВАЗ...

Ответить#
-7

Илья, России в 2009 году не дали и сейчас и подавно не дадут купить никакие западные технологии. В 2009 году уже была истерия из-за того, что к чему-то там получат доступ. А сейчас эта пропаганда настолько вездесуща, что и пытаться не стоит. Теперь вон со студенткой русской нельзя увидится даже :)

Ответить#
0

Может уже опель — распилооткатное *овно, вечно убыточный и мало кому нужный?) Кое как сбагрили за «копейки» :)

Ответить#
0

Очень даже может быть.
Главное — это не наше *овно.
У нас свое имеется, как вы помните:)

Ответить#
+2

Конечно, такого у нас всегда хватало))
Хорошо что это не продукция Автоваза :)

Ответить#
0

Как раз именно она-то и овно.

Ответить#
0

Автоваз делает довольно хорошие автомобили :)
Настоящее *овно это вот, кореец за миллион с хвостиком, так сказать свеженькое:
ссылка

Ответить#
0

А пруфы будут — про «довольно хорошие автомобили»?
Пока очевидно, что ВАЗики — куски распилооткатного отстоя.

Ответить#
0

Конечно. На дроме очень высокая оценка весты — 8.3 балла, очевидно, ВАЗ веста автомобиль отличный :)

Ответить#
0

Так там у всех массовых авто высокая оценка:)
Покажите мне того терпилу, который, купив ВАЗик и разочаровавшись, признается, что его налюбили:)
Да он самым яростным ВАЗофилом станет, лишь бы лохом не показаться:)

Ответить#
0

Однако это пруф, а у вас только слова :)
Хотите ещё один пруф? Посмотрите продажи весты, например, за февраль 2017. Они растут. Что ещё раз доказывает что автомобиль хорош))
А где ваши пруфы про то, что ВАЗ *овно? Опять будут ссылки на разовые случаи поломок? Так у любого массового продукта есть процент брака. По-вашему, получается любой массовый продукт — *овно?)
Будьте честны — напишите, что ВАЗ — *овно просто потому, что вам хочется так думать =)

Ответить#
0

Операционные убытки в размере 257 миллионов долларов — это ерунда по меркам крупного бизнеса. Погрешность из-за курса.
Да и 2,2 милиларда евро за целый Opel + Vauxhall — также не ахти какие деньги для больших бизнесов (как упомянул Максим, это те деньги, которые тратит Мерседес на новый Е-класс, всего лишь одну модель, пусть и флагманскую).

Странно, что среди немецкого бизнеса не нашлось бы инвест-фондов или предприятий, способных выкупить всю марку (Чистая прибыль того же Bosch за 2015: 4,5 млрд евро, для примера ). Ну или им и не предложили.
Пусть даже и частями, но зато сохранить рабочих и заводы, а в последствии и поиметь прибыль — т.к. новые опелевские модели наверняка будут иметь хорошие продажи — броский дизайн, правильно выбраны рыночные ниши, та же Астра-авто года 2015.
Похоже, что диктует там политика, ведь американцы решают, что кому и по какой цене продать, а немцев и не думали спрашивать.
Понятно, кто там рулит, потому врядли Сберу бы дали купить, приди он хоть сейчас с деньгами )

Ответить#
+11