Прогноз на лето: распознаем и устраняем неисправности кондиционера

Автомобильные системы кондиционирования состоят из множества элементов, а значит, теоретически могут иметь массу слабых мест. Однако чаще всего в сервисах сталкиваются с определенным букетом неисправностей, которые характерны как для относительно свежих машин, так и для подержанных.

Причины неисправности кондиционера, как правило, банальны, тем не менее для постановки точного диагноза желательно использовать специальное оборудование, которое есть только в сервисных центрах. Впрочем, что-то можно определить и самостоятельно, без дорогостоящих помощников.

Семечки

салонный фильтр

салонный фильтрНа некоторых моделях автомобилей система вентиляции салона сделана так, что салонный фильтр долго сохраняет достойную пропускную способность, тогда как на других неизбежна замена элемента раз в год.
На некоторых моделях автомобилей система вентиляции салона сделана так, что салонный фильтр долго сохраняет достойную пропускную способность, тогда как на других неизбежна замена элемента раз в год.

Очень часто люди приезжают с жалобой на недостаточную эффективность кондиционера. Поток прохладного воздуха вроде бы есть, но слабый. А иногда кажется, что система как будто вообще не работает. При этом момент включения компрессора явно ощущается по изменению оборотов двигателя, да и вентилятор охлаждения радиаторов трудится по полной. В этом случае первым делом стоит осмотреть салонный фильтр. Иногда даже за короткое время он забивается настолько, что практически не пропускает воздух. Этот момент можно выявить и в дождливую погоду, когда в автомобиле с работающим кондиционером окна продолжают активно запотевать.

Периодически обращаются клиенты с ложной тревогой. Некоторых пугает, что летом под стоящей с работающим мотором машиной образуется лужа. Это абсолютно нормальный эффект. Теплый воздух при прохождении через салонный радиатор системы кондиционера активно отдает свою тепловую энергию и при этом на сотах образуется конденсат — вода. Она благополучно стекает под автомобиль через дренаж. Частенько бывает, что он забивается. И тогда лужа образуется уже не под машиной, а в ногах переднего пассажира. Благо дренаж системы довольно просто прочистить при помощи сжатого воздуха. Важно только не переборщить с давлением: сточная трубка может отсоединиться от корпуса печки, а поставить ее на место будет крайне сложно.

Очистка системы кондиционирования

Очистка системы кондиционированияРазличные баллончики с аэрозолями для антибактериальной обработки кондиционера продаются во многих магазинах автозапчастей. На большинстве из них есть подробная инструкция по применению. Не нужно заливать смесь во все имеющиеся дефлекторы. Важно, чтобы аэрозоль прошел через салонный радиатор.
Различные баллончики с аэрозолями для антибактериальной обработки кондиционера продаются во многих магазинах автозапчастей. На большинстве из них есть подробная инструкция по применению. Не нужно заливать смесь во все имеющиеся дефлекторы. Важно, чтобы аэрозоль прошел через салонный радиатор.

Конденсат на поверхности салонного радиатора иногда приводит к появлению неприятного запаха в салоне. В такой влажной среде активно размножаются бактерии, особенно если владелец редко пользуется кондиционером. Именно их многочисленные колонии и вызывают зловоние. Если же кондиционером пользоваться чаще, то стекающий с радиатора конденсат будет частично смывать непрошеных гостей. При сильном запахе, скорее всего, придется использовать тяжелую артиллерию. Специальную установку (так называемый «самовар») подключают к каналу всасывания воздуха с улицы и в течение длительного времени прогоняют через систему парообразный состав. Также перед каждым жарким сезоном можно самостоятельно проводить антибактериальную обработку системы. Баллончик с аэрозолем стоит недорого. С операцией справится любой.

Грязный радиатор

Грязный радиаторНа большинстве автомобилей достаточно промывать радиаторы охлаждения двигателя и кондиционера один раз в два года. Эту операцию для экономии стоит объединять с профилактической перезаправкой системы.
На большинстве автомобилей достаточно промывать радиаторы охлаждения двигателя и кондиционера один раз в два года. Эту операцию для экономии стоит объединять с профилактической перезаправкой системы.

Зачастую низкая эффективность кондиционера связана с загрязнением внешнего радиатора. Причем грязевую шубу редко видно с его лицевой стороны. Чаще всего она нарастает в небольшом зазоре между радиаторами кондиционера и двигателя. Чтобы избавиться от грязи, как правило, приходится частично разбирать переднюю часть машины, дабы разъединить этот «бутерброд».

В основном, снижение эффективности кондиционера в этом случае наблюдается в пробках, когда поток воздуха через радиаторы минимален. Порой из-за этого частично перегревается сам двигатель, и его система управления блокирует включение компрессора. Хотя индикатор включенного кондиционера загорается как ни в чем не бывало.

Среднее и тяжелое состояние

Кондиционер может отказывать или значительно терять свою эффективность из-за критичного снижения объема фреона в системе. Особенно на возрастных машинах это может быть следствием естественной или серьезной утечки. Дело в том, что в автомобильных системах кондиционирования есть масса гибких магистралей, компенсирующих подвижность двигателя, на котором закреплен компрессор. Эти стыки сложно сделать полностью герметичными, поэтому через них возможны мизерные утечки. Чем дольше эксплуатируется машина, тем больше вероятность, что со временем из системы убежит много фреона. Рано или поздно датчик зафиксирует слишком низкое давление и запретит включение компрессора. Это сделано во избежание повреждений, ведь вместе с фреоном по системе переносится и масло.

Станция для перезаправки кондиционера

Станция для перезаправки кондиционераСтанция для перезаправки кондиционера — незаменимый помощник при диагностике неисправностей. В ряде случаев без нее просто не обойтись.
Станция для перезаправки кондиционера — незаменимый помощник при диагностике неисправностей. В ряде случаев без нее просто не обойтись.

Серьезные утечки чаще всего возникают из-за повреждений радиатора или сгнивших от обилия реагентов металлических трубок. Для оценки оставшегося объема фреона в системе необходимо подключать специальную станцию. Она имеет массу важных и полезных функций при диагностике. Станция проводит автоматическую перезаправку системы, показывая количество откачанного из нее фреона, а также перепады давлений во время работы.

утечка фреона

утечка фреона«Нюхатели» утечки фреона крайне чувствительны и часто ими сложно найти точное проблемное место. Гораздо эффективнее работает набор визуального осмотра с желтыми очками и ультрафиолетовой лампой.
«Нюхатели» утечки фреона крайне чувствительны и часто ими сложно найти точное проблемное место. Гораздо эффективнее работает набор визуального осмотра с желтыми очками и ультрафиолетовой лампой.

После того как опустевшая система заправлена фреоном, можно искать место утечки. Для этого используют электронные «нюхатели», подающие звуковой сигнал. Вдобавок при заправке системы в компрессорное масло добавляют люминофор. Набор для визуального осмотра (желтые очки и ультрафиолетовая лампа) позволяет найти утечку по зеленоватому свечению люминофора.

Гораздо реже происходят отказы муфты включения компрессора. Ее прижимной диск обычно остается в постоянном разомкнутом состоянии, а бывает, что он заклинивает в промежуточном, соприкасаясь со шкивом. Иногда это даже приводит к пожарам под капотом! Работоспособность муфты проверяют обычным мультиметром или электрическим пробником. Если при включении кондиционера на нее с блока управления подается управляющий сигнал, а смыкания не происходит, значит вся система исправна и виновата именно муфта.

компрессор кондиционера

компрессор кондиционераСовременные компрессоры кондиционера отказывают крайне редко, обладая неплохим ресурсом. При этом встречаются специфичные случаи, когда заклинившая парочка компрессор-муфта через навесной рамень стопорит двигатель!
Современные компрессоры кондиционера отказывают крайне редко, обладая неплохим ресурсом. При этом встречаются специфичные случаи, когда заклинившая парочка компрессор-муфта через навесной рамень стопорит двигатель!

Еще реже происходят отказы элементов электроники, например блока управления и датчиков. Также нечасто встречаются случаи, когда забивает какую-либо магистраль, к примеру, стружкой от умирающего компрессора или залипает в одном из положений расширительный клапан системы. Подобные неисправности можно локализовать, контролируя показатели перепадов давления с помощью станции по перезаправке кондиционера.

Несмотря на то, что для полноценной диагностики системы кондиционирования необходимо специальное оборудование, самые распространенные причины низкой эффективности ее работы (например, забитый салонный фильтр или загрязненный внешний радиатор) способен определить рядовой автовладелец собственными силами. В дальнейшем это поможет сориентироваться при обращении в сервис для детальной диагностики и ремонта кондиционера.

Фото: из архива автора

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (15)

Самые новые

====================
Заработок от 6OOO рублей в день!
БЕЗ ваших усилий и ежедневной работы!
Вот вам — нужен заработок в интернете?
Так, чтобы без обмана и доход хороший — порядка 6ООО рублей в день!
Да... Именно готовый заработок, а не какой-то бесполезный курс!
Подробности узнаете перейдя по ссылке ссылкассылка
====================

905873905873905873905873905873905873

905873905873905873905873

Ответить#
0

Доброго дня! Помогите советом... citroen c5x7 2009 . Почистили радиатор, поменяли салонник, перезапрсвили систему с маслом, почистили и смазали вентилятор радиатора. Но все равно проблема остается: если температура выше 22–23 и если кондишн вкл сразу после заводки , то дует холодом сек 10 и отрубает компрессор. Но если начать ехать (я так понимаю, начинает лучше охлаждать или хз что еще ) и вкл кондишн, то начинает работать, даже если встать в пробке уже на солнцепеке. И вроде, не чувствовалось нехватки в холоде.

Ответить#
0

Если при включении кондиционера на нее с блока управления подается управляющий сигнал, а смыкания не происходит, значит вся система исправна и виновата именно муфта.
Не всегда так. Сталкивался со случаем, когда пригоревшее реле «управляющий сигнал» пропускало, но ток был недостаточен для работы муфты. На той машине даже по гарантии компрессор с муфтой поменяли — но безрезультатно.
Замена реле — помогла сразу. Кстати, на банальное «стартёрное восьмёрочное». Для надёжности лучше выбрать из тех, что на больший ток рассчитано.

Набор для визуального осмотра (желтые очки и ультрафиолетовая лампа) позволяет найти утечку по зеленоватому свечению люминофора.
Да, полезный набор. Нужно только помнить, что таким же способом диагностируются утечки охлаждающей жидкости — и не перепутать.

Также перед каждым жарким сезоном можно самостоятельно проводить антибактериальную обработку системы
Увы, это помогает — ненадолго. Свято место пусто не бывает, бактерии размножатся за несколько дней — если есть условия. Куда полезнее в жаркое время включать вентиляцию без кондицинера на некоторое время для продувки и обсушивания испарителя. Эффект тот же, что от баллончиков — на высохшей поверхности бактерии и грибки очень быстро гибнут. Но делать — проще :-)

Ответить#
+2

Доброго дня! Помогите советом... citroen c5x7 2009 . Почистили радиатор, поменяли салонник, перезапрсвили систему с маслом, почистили и смазали вентилятор радиатора. Но все равно проблема остается: если температура выше 22–23 и если кондишн вкл сразу после заводки , то дует холодом сек 10 и отрубает компрессор. Но если начать ехать (я так понимаю, начинает лучше охлаждать или хз что еще ) и вкл кондишн, то начинает работать, даже если встать в пробке уже на солнцепеке. И вроде, не чувствовалось нехватки в холоде.

Ответить#
0

Кто куда — а голый в баню, и я даю свой стандартный совет — посмотрите, не перегревается ли реле кондиционера. Именно оно может в жаркую погоду подкидывать такие сюрпризы. Особенно это касается французских релюшек, у меня они через два жарких лета почти все вылетели. Потрогайте при включенном кондиционере — у меня релюшка перед смертью была горячая, так что пластик тёк. На ходу когда включаешь — видно, охлаждается. А когда стоит на солнце — горячее сразу, так что после включения «отваливается».
Для кондиционера подходит, если я правильно представляю Ваш ситроен — «восьмёрочное реле стартёра» типа вот такого: ссылкассылка
Лучше взять на 40А, чем на 30, по понятным причинам.

Дополню: умирающая релюшка пропускает ток, но имеет большое сопротивление. В результате индикаторы показывают, что сигнал на смыкание муфты есть — но большая часть мощности рассеивается на реле, а не на муфте. В результате реле сильно греется, а муфта — не смыкается.

Ответить#
+4

Я бы еще напомнил про контрольное окошко, которым оснащают многие кондиционеры. Оно находится под капотом на одной из магистралей. При нормальном количестве хладагента в момент включения кондиционера пузырьков в этом окошке должно быть немного, и они должны исчезнуть через минуту-другую. Если же там колышется белая муть, то хладагент необходимо добавить.

Ответить#
+2

Дело не столько в возрасте автомобилей сколько в том что 99% владельцев автомобилей с кондеем в холодное время года колндей вообще не включают, а это как раз таки и чревато поломками. По сему в холодное время года кондей просто таки НЕОБХОДИМО включать хотя бы раз в две недели, а вообще чем чаще тем лучше.

Ответить#
+1

верно, нужно только добавить — в более-менее тёплых условиях, гараже, например. При отрицательных температурах муфту мозги не замкнут — и не будет эффекта «разгона масла», для чего, собственно, это и делается.

Ответить#
+1

Чистить внутренний радиатор, читай менять салонный фильтр и чистить наружный радиатор нужно раз в год (весной). После этого не мешало бы проверить давление фреона и при необходимости его долить. Проверять давление до чистки бессмысленно — показатели будут завышены. Утечку дешевле искать азотом, если делает мастер, он и так знает где искать, а визуализация больше для клиента. Сами компрессоры очень живучи.

Ответить#
+1

В одном специализированном сервисе мне настойчиво советовали заменить компрессор, мастер говорил, что как раз они закупили партию фирменных. Усомнился, отказался, отделавшись перезаправкой, кондей работает отлично! Брат поехал в этот же сервис, тоже впаривают компрессор))). А вообще, по опыту, хороший мастер — это не только профессионал, но и честный человек. Если в машинах сам не шурупишь, надо разбираться в людях иначе расходы на сервис будут слишком большие.

Ответить#
+3

Компрессоры очень живучи. И чистка радиатора и внутреннего теплообменника надолго продлит ему жизнь. Нет нормального теплосъема — нет нормальной работы. Отсюда и давление в системе может вырасти, и жидкарь в компрессор попасть

Ответить#
+1

Сами компрессоры очень живучи — да, пока в системе фреон, а не воздух. Влага воздуха может довольно быстро прикончить компрессор. Именно потому фраза продающего «заправить, и будет работать» означает «кондиционер умер».

Ответить#
0

С 2005 года занимаюсь кондиционерами (любыми). Компрессоры конечно тоже менял. но это примерно 1% из всех возможных поломок. Бывало что промывали систему (чуть ли не глина выходила), продували азотом (прекрасно сушит), вакуумировали, заправляли и компрессор работал. Самая частая причина по которой мастера любят приговаривать компрессор — это влага во фреоне. Она собирается в капельку, замерзает и мешает нормальной работе. А мастер Вам показывает манометры и говорит — все конец компрессору. Бывало что приходилось ставить силикагелевые фильтры чтоб осушить систему.

Ответить#
+1

«глина» — это действительно глина, результат коррозии алюминия. Что-то я сомневаюсь, что плунжерному насосу (а в кондиционерах стоят плунжерные насосы) коррозия и подобные включения — не мешают жить. Впрочем, раз у вас такой практический опыт — принимаю к сведению.

Ответить#
0

Производители предписывают менять осушитель при каждом вскрытии системы. Из личного опыта: менялся прохудившийся шланг, всё работало, через время потёк компрессор. Предпологаемая причина, похоженный осушитель — водяной пар продавил уплотнители.

Ответить#
0