Что автомобиль потребляет больше всего?

Воздушные фильтры — непременный «расходник» при проведении техобслуживания автомобиля. Как они работают и часто ли нуждаются в замене?

Сколько в граммах?

Чего больше всего поглощает автомобиль из окружающей среды? Это вовсе не постоянно дорожающий бензин. И не масло с масляными фильтрами. И даже не покрышки. Больше всего автомобиль потребляет… воздуха! Приблизительно в 15 раз больше, чем топлива. Если вы за поездку израсходовали 10 л бензина, то при этом воздуха прошло через двигатель около 110 кг. Что приблизительно соответствует 130 м3. А это — объем двух железнодорожных цистерн. Вот теперь можно оценить, сколько загрязнений может нести с собой такое количество воздуха.

пыльная дорога

пыльная дорогаВ таких условиях плохо всем: и у водителя на зубах будет хрустеть песок, и воздушному фильтру придется несладко.
В таких условиях плохо всем: и у водителя на зубах будет хрустеть песок, и воздушному фильтру придется несладко.

Зависимость концентрации пыли в воздухе от дорожных условий, мг/м3

Условия эксплуатации

Европейские дороги

Скандинавские и южно-европейские дороги

Зона строительных работ

Зона сельскохозяйственных работ

Автоколонна на грунтовой дороге

Колонна гусеничных транспортных средств

Концентрация пыли мг/м3

0,2–1,0

1,0–6,0

4,0–15,0

5,0–20,0

10,0–80,0

30,0–200,0

В зависимости от условий и места эксплуатации содержание частиц в воздухе, потребляемом легковым автомобилем, колеблется от 0,2 до 50 мг/м3. Причем первый показатель относится к европейским, вымытым с шампунем дорогам, а второй — к движению нескольких автомобилей по грунтовой дороге. За 15 тысяч километров (а это обычный пробег от одного до другого технического обслуживания) через двигатель проходит в среднем около 20 000 м3 воздуха. И с собой этот воздух может принести от 4 г до 1 кг пыли. Конечно, максимальное значение относится скорее к экстремальным условиям эксплуатации, но показатели около 100 г на наших дорогах совершенно реальны. При этом дизельные двигатели и двигатели с большим рабочим объемом пропускают через себя еще больше воздуха.

Пыльный двигатель

Пыльный двигательНедаром у автомобилей с двигателями большого рабочего объема часто применяют схему с двумя воздушными фильтрами.
Недаром у автомобилей с двигателями большого рабочего объема часто применяют схему с двумя воздушными фильтрами.

Диаметр частиц пыли в воздухе, поступающем в двигатель, составляет от 0,01 до 2000 мкм. Около 75% от общей массы частиц имеют размер от 5 до 100 мкм. Распределение и концентрация зависят от внешних условий, то есть от того, какое вещество образует большую часть пыли.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздухаДатчик массового расхода воздуха расположен в потоке воздуха после воздушного фильтра.
Датчик массового расхода воздуха расположен в потоке воздуха после воздушного фильтра.

При некачественной или недостаточной фильтрации воздуха частицы пыли попадают в двигатель, а часть из них — и в масло. Через масло частицы могут проникать в критически важные зоны, например, в зазор между стенками цилиндров и поршнями, в канавки поршневых колец и в подшипники коленчатого вала. Все это может стать причиной преждевременного износа.

Привносимые с воздухом частицы не только увеличивают износ двигателя. Они могут оседать на датчике массового расхода воздуха, который установлен после воздушного фильтра. Датчик массового расхода воздуха влияет на состав топливно-воздушной смеси. Если сигнал искажен, то это ведет к потере мощности, повышенному расходу топлива и большему выбросу вредных веществ в атмосферу.
Современные воздушные фильтры имеют степень очистки до 99,8% (легковые автомобили) или 99,95% (грузовые автомобили), что позволяет существенно снизить объем грязи, попадающей в двигатель, и предотвратить его быстрый износ.

Критерии оценки воздушных фильтров

Современные воздушные фильтры должны иметь нужную грязеемкость и необходимую эффективность очистки в любых условиях эксплуатации. Кроме того, не допускается изменение складчатой структуры (формы гофров) при попадании воды в фильтр, например, при езде по мокрой поверхности или в дождливую погоду. Помимо этого, качественный воздушный фильтр не должен быть восприимчив к воздействию моторного масла, паров топлива и картерных газов, которые попадают в фильтр из воздуха или вследствие диффузии (при выключенном двигателе). И, наконец, необходима высокая термическая стабильность материала, так как в режиме движения температура в фильтре может подниматься до 90°С.

Характеристики материалов

Материалы для фильтрации воздуха в автомобилях представляют собой структуры из волокон естественного (целлюлоза) или искусственного происхождения (например, полиэстер). У бумажных фильтров частицы задерживаются в основном на поверхности. У фильтров из нетканых материалов улавливание частиц происходит в объеме, во всей толще.

Воздушный фильтр

Воздушный фильтрВоздушный фильтр из нетканых материалов.
Воздушный фильтр из нетканых материалов.

Воздушный фильтр

Воздушный фильтрВоздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.
Воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.

Исследования ведущих фирм по производству воздушных фильтров показывают, что нетканые материалы превосходят по показателям бумажные воздушные фильтры в разы.

Поглощающая способность различных фильтровальных материалов

Фильтрующий материал

Удельная поглощающая способность [г/мг]

Масса единицы поверхности [г/м2]

Бумага

190–220

100–120

Многослойный материал (композит)

230–250

100–120

Нетканый материал

900–1100

230–250


Воздушный фильтр

Воздушный фильтрНа автомобиле Kia c'eed применен фильтр из нетканого материала.
На автомобиле Kia c'eed применен фильтр из нетканого материала.

Воздушный фильтр

Воздушный фильтрФильтрующий элемент с бумажной шторой на автомобиле Chevrolet Cruze.
Фильтрующий элемент с бумажной шторой на автомобиле Chevrolet Cruze.

На фото видно, насколько реже расположены складки на фильтре из нетканых материалов. Кроме того, за счет очистки воздуха в толще нетканого материала эффективность очистки выше, чем при бумажном фильтрующем элементе.

Эффективность очистки различных фильтровальных материалов

Фильтрующий материал

Эффективность очистки, %

Легковой автомобиль (бенз. двигатель)

Легковой автомобиль (диз. двигатель)

Грузовой автомобиль (диз. двигатель)

Бумага

>99,5

>99,8

>99,9

Многослойный материал (композит)

>99,5

>99,8

>99,9

Нетканый материал

>99,8

>99,8

>99,9

Материалы по теме
катушка зажигания Почему троит двигатель?
Кроме того, будучи изрядно увлажненными при движении автомобиля в сильный дождь, фильтры из нетканых материалов обеспечивают значительно меньшее (до 3–5 раз) сопротивление прохождению воздуха.

Из всего сказанного делаем вывод, что за неткаными фильтрами будущее, а применение бумажных элементов — дань отработанным традиционным технологиям и, соответственно, низким ценам в производстве.

Альтернатива для стритрейсеров

Еще существуют так называемые «нулевики». Фильтры, имеющие обычно форму усеченного конуса, устанавливаемые без корпуса и якобы имеющие нулевое сопротивление. Как вы понимаете, нулевое сопротивление имеет только свободное всасывание воздуха совсем без фильтра, но тогда и об улавливании пыли забудьте. Эти фильтрующие элементы обеспечивают некоторое снижение сопротивления воздушному потоку, но только за счет ухудшения отсева частиц. Кроме того, они требуют обслуживания, заключающегося в пропитке специальной жидкостью.

Воздушный фильтр нулевого сопротивления

Воздушный фильтр нулевого сопротивленияОчевидно, что после установки такого фильтра заводские настройки впускного тракта, в том числе и по шуму, мы полностью потеряем.
Очевидно, что после установки такого фильтра заводские настройки впускного тракта, в том числе и по шуму, мы полностью потеряем.

Что будет, если не менять?

Воздушный фильтр

Воздушный фильтрСможет ли штора фильтра, находящаяся в таком состоянии, полноценно «кормить» двигатель воздухом? Вряд ли.
Сможет ли штора фильтра, находящаяся в таком состоянии, полноценно «кормить» двигатель воздухом? Вряд ли.

Вне зависимости от того, какого типа фильтрующий элемент применен на вашем автомобиле, менять его в эксплуатации следует не реже, чем это рекомендовано заводом-изготовителем автомобиля. Если не произвести замену вовремя, то сопротивление фильтра возрастет, что нарушит нормальный процесс смесеобразования в двигателе. Возрастет расход топлива, что плохо и для кошелька владельца, и для каталитического нейтрализатора. Ухудшится динамика автомобиля, но до поры до времени, пока не произошел разрыв фильтрующей шторы, абразивный износ двигателю не грозит.

Ну а в каких случаях фильтр нужно менять чаще, вы, наверное, уже поняли. При эксплуатации на запыленных дорогах ресурс может уменьшаться в несколько раз. «Вытряхивание» фильтра дает совсем небольшой эффект при бумажном фильтрующем элементе и никакого эффекта при нетканом. Наихудший вариант с точки зрения загрязнения фильтра — попасть в ливень после поездки по изрядно пыльным дорогам. При этом частицы пыли склеивает влага. Аналогичный эффект в больших городах зимой, когда в пробках на пыль воздействует и влага, и частицы несгоревшего топлива, висящие смрадным облаком над дорогой.

грунтовая дорога

грунтовая дорогаИ все равно, дорога зовет. Путешествуйте на автомобиле по нехоженым дорогам, ведь они самые интересные.
И все равно, дорога зовет. Путешествуйте на автомобиле по нехоженым дорогам, ведь они самые интересные.

Коллеги! Ждем ваших комментариев! Расскажите, как часто меняете фильтр, пробовали ли вытряхивать? Или вспомнили какие-нибудь курьезные случаи, связанные с воздушным фильтром?

Всем удачи на дорогах!
Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (30)

Самые новые

Алексей, добрый день!

Недавно увидел в продаже фильтр для инжекторных ВАЗов TSN LRF2112, который меня сначала удивил своим видом. Это фильтр из нетканого материала, который в сравнении с традиционными бумажными фильтрами выглядит «белой вороной» в прямом и переносном смысле.
Было бы очень интересно сравнить его работу с традиционными экземплярами. К тому же таких экспертиз не проводилось с 2006–2007 гг. Очень не хватает тестов расходников, которые регулярно выходили в ЗаРулем лет 10 назад.

С уважением,
Дмитрий

Ответить#
0

====================
Заработок от 6OOO рублей в день!
БЕЗ ваших усилий и ежедневной работы!
Вот вам — нужен заработок в интернете?
Так, чтобы без обмана и доход хороший — порядка 6ООО рублей в день!
Да... Именно готовый заработок, а не какой-то бесполезный курс!
Подробности узнаете перейдя по ссылке ссылка
====================

906270906270906270906270906270906270

906270906270906270906270

Ответить#
-3

Комментарий удален

#
0

Помню,производители фильтров для инжекторной Волги с мотором ЗМЗ и этим самым датчиком массового расхода воздуха рекомендовали при езде по асфальтовым дорогам заменять воздушный фильтр с интервалом в 15–20 тыс км.,то есть примерно через раз от замены масла

Ответить#
0

Еще стоит обратить внимание при покупке, что не подделка. Очень много сейчас впаривают Китай (по цене 0.5$ на Али) как оригинал.
Сам меняю вместе с маслом, каждые 7.500

Ответить#
0

Москва и область, и каждый раз он черный.

Ответить#
0

Есть такой «деструктивный мем»,что грязный фильтр увеличивает расход топлива.На самом деле фильтр влияет на мощность,но не расход.Если сопротивление фильтра больше — то и через датчики воздуха будет проходить меньше воздуха,и даже,в крайнем случае,если что,то кислородный датчик(и) выровняют состав смеси.По-сути,фильтр — это вторая дроссельная заслонка,и разницы нет чем поток тормозить — ДЗ или ДЗ+фильтр.Просто во втором случае ДЗ больше открывать придется.В «карбюраторном случае»,тоже проблемы нет — поплавковая камера балансирована воздушным фильтром — больше разрежение в фильтре — больше разрежение в поплавковой камере,а значит никакого переобогащения в принципе быть не может.ВЫВОД: деструктивный мем создан,чтобы чаще фильтра покупали.

Ответить#
0

Октавия A5 1.4 TSI. Воздушный фильтр реально может отходить 60000 км. как предписано регламентом. Но я менял через каждые 30000. На вид старый фильтр был в хорошем состоянии, пыли минимум, а крупного мусора практически вообще нет. На другой Октавии 1.8 с атмосферным двигателем за 30000 фильтр становился похож на грязесборник пылесоса. Я это объясняю тем, что на 1.4 ТSI на входе стоит некое подобие инерционного предфильтра, более-менее крупный мусор просто пролетает мимо

Ответить#
0

Поясните, как пролетает мимо? Циклонные фильтры известны давно, но они не пропускают пыль «мимо».

Ответить#
0

Циклонный фильтр наподобие пылесосного закручивает поток и очистка происходит действием центробежной силы. А в том что на 1.4 TSI происходит резкое изменение направления потока, в результате тяжелые частицы, имея определенную массу, силой инерции уносятся мимо входного патрубка. На картинке под капотом справа перед гофрой от фильтра к турбокомпрессору ссылка

Ответить#
0

На многих тракторах циклонные фильтры используются.Вначале циклон,потом бумажный фильтр.Причем из циклона пыль вытягивается эжектором на выхлопной трубе.В эжектор на выхлопной входит трубка именно из циклона.А ещё не понятно,почему производители л/а не устанавливают за в/фильтром датчик разрежения.По всей видимости — это чтобы фильтра заменяли чаще по пробегу,чем по факту загрязнения — торговать фильтрами то бишь.На грузовиках и тракторах датчики разрежения есть,а на легковых ни разу не видел

Ответить#
0

Причем предел разрежения для срабатывания датчика обычно 650–700 мм.водного.ст.

Ответить#
0

Господа журналисты. Каждый год читаю тесты резины. Может запилите тест возд. фильтров?

Ответить#
+3

В прошлом году весной был в ЗР и в АР.

Ответить#
-1

Вместе с заменой масла меняю фильтра : масляный, топливный, воздушный, салонный.
Раз в 5000 километров.
Ибо : режим эксплуатации авто «работа — дом», и при прогреве моточасов наматывает побольше чем при езде
Плюс к тому в нашем регионе очень пыльно, и мусора в топливе много.
Масло — синтетика, фильтра — оригинал.

Ответить#
0

Правильно по отношению ко всем фильтрам, кроме может быть топливного. Все-таки его ресурс однозначно зависит от количества прошедшего через него бензина. Ну а расход же у вас не в три раза больше, чем при более обычной эксплуатации.

Ответить#
0

Фильтр меняю скорее для порядка, расходник недорогой, зато
+30 к спокойствию)))
Хотя, при замене в старом грязь имеется — таки...

Ответить#
0

Можно еще вспомнить УАЗовскую «шапочку» (которую можно постирать, а не менять)
и масляно-инерционные фильтры (с масляной ванной)...

Ответить#
0

Езда по пыльным дорогам, особенно за большегрузным транспортом, забивает фильтр напрочь. Держим дистанцию, при возможности выбираем дороги. Причем и зимой, и летом. Забитый фильтр двигателя приводит к забору масляного тумана из системы вентиляции картера, с  вытекающими последствиями. Следим за воздуховодами и патрубками, система должна быть герметична.
Выбираем нормального производителя типа: Knecht (Mahle), Mann, Champion, Bosch. Или оригинал...Если авто эксплуатируется в условиях повышенной запыленности, чаще меняем воздушные фильтры, причем самому на большинстве автомобилей, сделать это не сложно.
Всем чистых дорог!

Ответить#
+1

Случай из практики работы в сервисе: Зимой с трассы заехал шедший транзитом KIA Sportage с горящей лампой давления масла и жутким выхлопом (сизый дым) Владелец уже решил капец двигателю и пошел искать деньги на ремонт, а в итоге оказалось все банально, точнее абсолютно не банально но просто —долгое время шел по трассе за фурой в метель и у него на столько забило снегом воздушный фильтр, что проходимость воздуха стремилась к нулю и из за этого резко вырос расход масла...простая замена фильтра и доливка масла решила проблему и я думаю владелец больше никогда не идет как чайник в хвосте фуры...

Ответить#
+6

Да, спасли мужика. А другие бы, к сожалению, могли развести на ремонт.

Ответить#
+4

Для себя установил следующее правило — воздушный фильтр меняется при ежегодном ТО, в середине межсервисного пробега снимаю, продуваю сжатым воздухом от стационарного компрессора в противоход и затем прохожу по гофрам пылесосом.....

Ответить#
+1

Воздушный фильтр меняю при каждой каждой замене масла, т.е. обычно 2 раза в год, а это перед отпуском и после, пробег в отпуске от 10 до 15 ткм.
Столько же между отпусками.

Ответить#
+1

Меняю традиционно один раз в год по весне. Один раз в лето вытряхиваю когда под капотом прибираюсь. Но много пыли нету когда вытряхиваю, так, для успокоения просто. Покупаю обычно оригинал. Но слышал по отзывам, что не плохие фильтры Манн.

Помню, когда был на сочинской стройке, там люди на своих машинах меняли фильтры раз в три месяца, т. к. очень пыльно на территории стройки было

Ответить#
0

Вытряхивание не дает большого результата. Исследования отмечают выигрыш в несколько процентов.Зато при лишнем вскрытии корпуса фильтра есть риск попадания крупного ошметка пыли в воздушный тракт.

Ответить#
+3

Меняю, когда выпадает снег, а он у нас лежит по 6 месяцев. Зимой пыли почти нет и фильтр в этот период загрязняется меньше. Менял бы весной, к зиме фильтр был бы уже грязным. А вот масло и масляный фильтр наоборот, весной. Зимой оно стареет быстрее.

Ответить#
0

Меняю каждый год, хотя регламент говорит о раз в 2 года. Бумажный фильтр.

Ответить#
+4

Не знаю где вы ездите,но у нас в провинции даже раз в 2 месяца это не слишком часто,фильтр набит пылью,что ощутимо даже по его весу.

Ответить#
+1

Костромская обл. тоже провинция, но фильтр от ТО до ТО 15 тыс км. вполне выхаживает. И не сказать чтобы сильно грязный. Не завидую вам...

Ответить#
0

А это где так «чисто», если не секрет

Ответить#
+2

Я по Челябинску катаюсь.

Ответить#
0
Загрузка...