Lada 4x4: есть ли жизнь после сорока?

Сорок лет назад, 5 апреля 1977 года, с конвейера ВАЗа сошли первые товарные ВАЗ-2121 Нива. И вот в нашей редакции на несколько месяцев прописалась трехдверная Lada 4x4. Что роднит ее с «дедушкой»? Разбираемся в ходе нашего теста.

Lada 4x4
Lada 4x4

Нива с детства засела у меня в голове. Помню, как в начале 90-х отец моего друга купил синюю Ниву, на которой не раз нас катал. А сколько разных Нив было в моем детском гараже! Позже, уже в 2009-м, судьба снова свела меня с ней — несколько десятков тысяч километров дорог полигона НАМИ за рулем модернизированной Лады 4х4. И вот, 5 апреля 2017-го, когда легенде стукнуло сорок, я забрал Ладу 4х4 цвета «кориандр» из пресс-парка АВТОВАЗа. На несколько месяцев мне предстоит влезть в шкуру нивовода. Впереди много интересного, а пока подведу итоги первой недели совместного проживания!

За сорок лет выпуска число подрулевых переключателей осталось неизменным — за дальний свет все еще отвечает отдельный рычажок.
За сорок лет выпуска число подрулевых переключателей осталось неизменным — за дальний свет все еще отвечает отдельный рычажок.

Сон ли это? В Ниве есть обогрев передних сидений!
Сон ли это? В Ниве есть обогрев передних сидений!

Передняя панель почти не изменилась с 90-х годов. Зато пластик мягкий. А вот руль поставили криво — в нулевом положение он чуть повернут вправо.
Передняя панель почти не изменилась с 90-х годов. Зато пластик мягкий. А вот руль поставили криво — в нулевом положение он чуть повернут вправо.

За эффективность кондиционера отвечает свой собственный регулятор справа от рулевой колонки.
За эффективность кондиционера отвечает свой собственный регулятор справа от рулевой колонки.

Клавиши стеклоподъемников пристроились на задней стороне центрального тоннеля.
Клавиши стеклоподъемников пристроились на задней стороне центрального тоннеля.

Чтобы окунуться в прошлое, не обязательно покупать ретроавтомобиль. У Лады один ключик для зажигания, а другой — для дверных замков.
Чтобы окунуться в прошлое, не обязательно покупать ретроавтомобиль. У Лады один ключик для зажигания, а другой — для дверных замков.

Держу я в руках связку из двух ключей и понимаю: есть вещи неизменные. Сколько модернизаций пережила Лада, а для дверного замка и замка зажигания по-прежнему разные ключики полагаются. Вот только качество исполнения упало. Ключ выходит из замка двери буквально со стружкой, а сама дверь захлопывается не с первого раза. Может, разработается? Заодно и едкий запах новой пластмассы салона выветрится? С годами металл в салоне окончательно оброс пластиком. Зато передняя панель все еще мягкая на ощупь — Кретам и Каптюрам привет! На центральной консоли появились новые клавиши — обогрев сидений и, внимание, кондиционер! Поставили бы еще нормальный блок отопителя. Ничего не имею против ползунков, если бы они не заедали. Хотя и вращающиеся рукоятки температуры и напора воздуха уж за сорок лет можно было поставить. Как и заменить подрулевые переключатели. Их все еще три — дальним светом ведает отдельный рычажок. И почему до сих стоит эта огромная жигулевская баранка? С гидроусилителем необходимость в большом руле давно отпала. К тому же есть нормальный руль от версии Urban. Ладно, пусть Нива не обижается на ругань. Я ж любя. Ведь не ее вина, что руководство завода на протяжении 90-х и «нулевых», вместо того чтобы вовремя улучшать автомобиль, просто собирало сливки с давно окупившегося проекта.

Потратив впустую время на поиск удобной посадки, я наконец вспомнил, где нахожусь. Поза здесь своя, особенная — согнутые ноги и тянущаяся к рычагу трансмиссии правая рука. А тянуться приходится частенько. Во-первых, чтобы держать динамику в тонусе — под капотом все те же скромные 80 л.с. И до 1500 об/мин тяги кот наплакал. А во-вторых, классическая вазовская коробка всегда радовала четким механизмом переключения. Процесс смены передачи попросту доставляет удовольствие водителю. Каюсь, сначала я опасался езды в московском трафике. Но вскоре боязнь ушла — если не лениться с переключениями, держаться в потоке очень легко. А какой обзор! Ни один современный автомобиль с кучей электронных помощников не даст такой полноты информации, как высокая посадка, тонкие стойки, видимый капот и большие наружные зеркала.

Дверные карты полностью прикрывают металл. Выглядит неказисто, но рукоятка и подлокотник оказались удобными.
Дверные карты полностью прикрывают металл. Выглядит неказисто, но рукоятка и подлокотник оказались удобными.

Багажник по-прежнему отпирается рукояткой на боковой стенке за средней стойкой. Интересно, что мешало развернуть ручку на 180 градусов?
Багажник по-прежнему отпирается рукояткой на боковой стенке за средней стойкой. Интересно, что мешало развернуть ручку на 180 градусов?

Пробираться на задний ряд удобно, но места там мало — для двоих и то с натяжкой.
Пробираться на задний ряд удобно, но места там мало — для двоих и то с натяжкой.

Но не в городе Нива раскрывается, а там, где кончаются дороги. Не откладывая в долгий ящик, отправляюсь в леса да поля. Очередная модернизация ходовой вывела энергоемкость на уровень «мастер». По ухабистому проселку можно смело лететь во весь опор, не боясь пробоев. При этом Lada не «козлит» на колдобинах, а именно проглатывает их. На тяжелом бездорожье она в своей стихии и всегда была надежной подругой. Хотя пара острых моментов все же были. Первый раз, когда на очередном буераке колеса вывесились по диагонали. Но, покрутив рулем и немного раскачавшись первой и задней передачей, из ловушки я выбрался. А вот второй момент был куда щекотливее, пошатнув звание «надежной». Дело было на полевой дороге, сильно изрезанной тракторными колеями. Вскоре довольно твердый грунт сменился мягким и дорога превратилась в весеннее месиво. Потеряв ход, я встал. Неужели застрял? Вот чем мне всегда нравился вазовский внедорожник — даже если застрял, всегда есть шанс выбраться самостоятельно. Так и случилось. Раскачавшись взад-вперед с заблокированным «центром», я выбрался из ловушки. Дальше шел ходом, ибо бездорожье на Ниве лучше всего штурмовать именно так. На первом же сухом островке развернулся и поехал обратно.

Штурм бездорожья закончился слетевшим ремнем генератора. Хорошо, что он не порвался. В ближайшем сервисе ремень вернули обратно и отрегулировали его натяжение.
Штурм бездорожья закончился слетевшим ремнем генератора. Хорошо, что он не порвался. В ближайшем сервисе ремень вернули обратно и отрегулировали его натяжение.

После очередной смачной пробуксовки на приборной панели зажглась пиктограмма с красным аккумулятором. Неужели ремень генератора оборвало? Выбравшись на твердую дорогу, заглушил мотор и открыл капот. Ремень не порвался, но слетел! Вот тебе раз. Он вообще был натянут? Слава богу, совсем рядом был придорожный сервис, где за 400 рублей мне надели ремень обратно и отрегулировали его натяжение.

Вот так, уже на 2000 км случилась первая поломка. Пусть и маленькая. Пусть и не поломка вовсе. Что ж, вместе со старым рулем и подрулевыми переключателями осталось и качество сборки. И все же, несмотря на устаревшую конструкцию и огрехи сборки, у Нивы есть и всегда будет свой характер и шарм. Равнодушным к этому автомобилю остаться нельзя. Его можно только любить или ненавидеть. Я определенно принадлежу к первой группе. И выстроившаяся очередь из моих коллег, желающих покататься, говорит о том, что я такой не один. В ближайшее время мы по-настоящему отметим юбилей легенды, на который позовем всех ее родственников.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о LADA 4x4 (6)

LADA 2008 / срок владения более 5 лет

Недостатки:

зимой в —25-30 очень холодно по трассе да если ветер да без солнца.у водителя правая нога а у пассажира левая нога закипают ,а у дверей замерзают на 2131 уже 8 лет .до этого трех дверка была в ней чуть потеплее .щетки стекла переднего тоже беда .а еще качество комплектующих .снять кпп за 2.5 тыс...

Комментарий:

работать на на сервис и производителей запчастей

Написать отзыв

Комментарии (49)

Самые новые

40 лет назад это было загляденье, никто и не спорит. Но сейчас хвалиться тем, что мягкий пластик на торпедо... Тогда нормы такие были, а сейчас похвалиться уже нечем. Да, это нужная машина в своем сегменте, но /не ругаясь/ посмотрите как китайцы за такие же деньги фаршируют машину. Движок, салон = давно слезы наворачиваются, глядя на них.

Ответить#
+3

Вот когда делали ниву урбан неужели нельзя было интерьер осовременить? Хотя бы подрулевые переключатели поставили современные. Жигулевские просто выбешивают — поворотник должен быть длиннее чем рычажок света — я им постоянно пользуюсь, а его надо вытянутыми пальцами искать каждый раз где-то под рулем. На патриоте, между прочим, салон уже несколько раз меняли — хотя это такая же крайность как у нивы, но лучше лишний раз поменять чем ничего не делать.

Ответить#
+3

Позорное, дырявое, ржавое, вонючее, ведро.

Ответить#
-12

Это автомобиль для наших дорог, и направлений, в такие дебри лазиет)

Ответить#
0

Это когда цена 150 — 200:)

Ответить#
0

За люкс.

Ответить#
0

если честно, если поставят переднюю панель(торпеду) от калины 2 или весты,  то задумаюсь о покупке 2 —3ей машиной.. а то кнопочки аля семерка вызывают тоску). А если додумаются сделать блокируемый задний(в  идеале и передний) дифференциал. то реально продам все машины и куплю ниву. Движок бы получше, но это я уже совсем обнаглел))

Ответить#
+6

Сейчас куча тюнинговых комплектующих на ниву. Без проблем и серьезных вложений можно самоблоки в мосты установить.

Ответить#
+1

Ну да — отсутствие легко устанавливаемых блокировок и панели от калины — это единственное,что останавливает от распродажи собственного автопарка в обмен на Ниву:)

Оч правдоподобно:)))

Ответить#
0

Я бы не сказал, что завод бездействовал на протяжении 90-х : Ваз 2123 был создан в 90-е годы на смену старой Ниве и это не надо забывать. Ваз не мог тогда предположить, что Нива 2 станет Шевроле, а спрос на «старушку» останется столь высоким: старую Ниву собирались похоронить уже давно...

Ответить#
+2

Со ступицами ещё лет через 40 решат?

Ответить#
+2

Вы про необходимость регулировки? На этом автомобили стоят нерегулируемые подшипники ступиц.

Ответить#
+2

В таком случае,это большой шаг вперед для маленькой Нивы.Что не может не радовать.Потому как она ещё долго будет пользоваться спросом в нашей стране.

Ответить#
+1

будет пользоваться спросом в нашей стране от нищеты нашего населения

Ответить#
+9

Ну кто виноват что ты нищеброд. Иди работай

Ответить#
-3

Сказал Вралентин, который, кроме как на некроБМВ и КАЛину, ни на что больше заработать не смог:)
Что, за лизание ВАЗозада платят так себе?:)

Ответить#
+1

Но как приятно тяфкнуть? А?

Ответить#
-3

Вот же позорище, а? 
Решетка пластиковая, красивая, ручки черные, кондиционер вкорячили, а ключи до сих пор разные и из замка выходят «со стружкой» , руль от КАМаза, рычажков как в Боинге, кресла — мечта Прркруста.
Хочешь на бездорожье — слетит ремень и движка не хватит.
Хочешь нормальной сборки и зазоров — иди в пень.
Хочешь безопасности — да не смеши мои тапки.
И ржавчина....
Вопрос: если ничего с 2009 года, кроме косметики, не изменилось, за что такие деньги?
Проект же давным-давно окупился!
ПО-ЗО-РИ-ЩЕ!
И лучше уже не будет.
Будет Дастер-Нивастер.

Ответить#
-4

Илья, а правда, ваш дедушка, во время фашистской оккупации служил в полиции?

Ответить#
-3

Ну вас бомбонуло-то. Вы на Ниве то хоть разок прокатились?или опят в бинокль через дорогу наблюдали? Причем не по асфальту а по бездору? Комментатор- самоучка блин... И все не так, и все не эдак...
«Нива» или как сейчас «4*4» — самый лучший и удачный автомобиль ВАЗа!
Это автомобиль имеет супер проходимость, наверное только у «Лунохода» — ЛуАЗика лучше за счет редукторных мостов, так как он проектировался как легковой автомобиль повышенной проходимости — относительно комфортный (относительно УАЗика Хантера или 469), ремонтопригодность — практически большинство запчастей от классики...
Автомобиль уже несколько десятков лет! выпускается без особых изменений —плюс это или минус — я считаю, что минус... за это время можно было устранить все проблемные места и НИВА 4*4 была бы самый лучший компактный внедорожник в мире.

Ответить#
+5

Я на Ниву даже видеообзор делал, и покатался достаточно.
При всех ее достоинствах, ей красная цена в базарный день — 300К, а с учетом «качества» — 200.
«Была бы».
Это как «Россия была БЫ сверхдержавой, если бы не коррупция.
А история, как вы помните, сослагательного наклонения не терпит.
Если „самый лучший и удачный автомобиль ВАЗа“ был сконструирован 40 лет назад...
а не пора ли прикрыть этот „эффективный“ ВАЗ?

Ответить#
+4

Где ж тут работать, когда нужно ср@ть в комментах на ЗР?

Ответить#
-1

Так не ср@те:)
Никто ж вас не заставляет:)

Ответить#
+2

Толсто, жирный. Я здесь от силы пару раз в неделю отмечаюсь, а ты целыми днями штаны просиживаешь.

Ответить#
-3

Но нас@ать за это время успеваете изрядно:)

Ответить#
0

Ты уже всем тут надоел, все знают НИВУ В деле , это крутая тачка для своего назначения. а ты тут бла бла бла,,

Ответить#
-1

А Т-34 тоже крут для своего назначения...
Где юбилейная версия «75anniversary»?
Ваша бабушка тоже в свое время была красивой девушкой...
но где то время?:)

Ответить#
+2

согласен. больше 300к за квадратную ниву платить это безумие. Впрочем, примерно такое же безумие как 1.2млн за уаз патриот. Не представляю таких настолько невежественных или даже сказать «юродивых», что покупают патриот в топе за такие деньги.

Ответить#
+3

А я не согласен. Цены надо задрать еще раза в 3, и пошлины повысить до 300%, тогда хоть посвободнее станет на дорогах и во дворах.

Ответить#
-2

На инопомойки пошлин нету, ну думаю, вас и так дороги мало интересуют ибо справку о здоровье не дадут.

Ответить#
+1

Да ваще всех расстрелять — и кислорода больше станет:)
Да вы, я смотрю, радиКАЛ:)

Ответить#
0

Ааа,пешеход?
Тогда понятно:)))

Ответить#
0

Завидуете :)
Приведите хоть аргумент какой нить для приличия.... а то юродивые, невежественные.... вы только по автомобилю о человеке мнение складываете — хм... жалкий вы тогда...

Ответить#
0

ну тогда вот цены на иномарго, джимне 150 тыщ, дастер, 500 в топе. И не вопрос

Ответить#
0

Пробейте у своих хозяев снятие заградительных пошлин — тогда и требуйте таких цен,
А пока пошлины есть и рубль ниже плинтуса — облизывайтесь на Дастер за лям:)

Ответить#
+1

А я Ниву перебрал полностью, ездить на ней учился, поэтому проблем с владением любого автомобиля я не знаю....
Вы заявляете «красные цены»... Если цена, как вы говорите, сильно завышена —то откуда вообще есть продажи?
Приведите пример компактного внедорожника — конкурента за такую же цену, но чтобы полный привод, раздатка и блокировки были..Думаю что ничего у вас не получится.... Так что — идите в подушку плакать :)))
Нива — автомобиль завоевавший свое имя... И очень хороший..

Лично для вас: УАЗ ПАТРИОТ очень хороший автомобиль, нормальным водителям он голову не ломает :)))

Ответить#
-2

«Нормальному» — это либо уже мертвому, либо уже без головы...
Леонид... Вы — либо зомби, либо всадник без головы:)))

Сузуки Джимни. Мосты, блокировка, даже рама. И так любимый вами парт-тайм. «Автомат» еще, кстати.
И зазоры человеческие.
А продажи-то у Нивы падают.

Кстати, Патриот ломает не голову, а шею и ноги.

Ответить#
-1

Какая блокировка у джимни, там даже постоянного полного привода нету, задний блин. Капсула смерти называется. Продаж НЕТ у этого ведра в принципе

Ответить#
-1

Это вы про Ниву?
Да, продаж особо нет.
Хоть на зазоры посмотрте — поймете, почему.

Ответить#
0

Илья. А чем вас Нива задела? НУ я понимаю про то, вас УАЗик рулем ударил и вы на него сильно обиделись, ну а Нива?
Далее посмотрите сколько стоит ДЖИМНИ :)
У Нивы Фулл- тайм :) для расширения вашего кругозора :) вы же видео снимали...
скиньте ссылку для интереса (можно в личку)

Ответить#
0

Вам очень, очень поможет Фулл-тайм Нивы, когда где-нибудь в поле слетит или порвется ремень генератора:)
А Джимни не обязательно покупать новым — у него и у старого нормальные кузовные зазоры будут, (Нива же  с новья выглядит так, будто ее из перевертыша восстановили...) тогда и цены уравняются:)
Да и Фулл-тайм в Ниве не от хорошей жизни, а только для того, чтобы ВАЗоагрегаты от натуги не гикнулись — отсюда и конский расход топлива, вибрации и гул. И что насчет «Автомата» в Ниве? Примерно никогда?
Странно слышать про то, что УАЗ «ударил меня потголовн», от чувака, который каждый день рискует шеей, катаясь на гробоУАЗе:)
Смотрите тест АР и ужасайтесь:)

Ответить#
-2

Слетит ремень, в поле? А колесо если на иномарго проколетсо? А? чо делать то будешь? А ну да, в поле же оно не ездит, вызовишь эвакуатор, а зодно позвонишь, в службу спасения хахаха. Не ездий в поле, сиди дома, копи деньги, что бы справку купить, а то так и не показал ее

Ответить#
0

А Вралентин-то, оказывается, профессиАнальный оффроудер:))
Вы на КАЛине пашни штурмовать предпочитаете или на некроБМВ?:)))
Что-то я не заметил, чтобы автор статьи самолично ремень на место возвращал: поехал в сервис.
Как же так? ВАЗик же можно голыми руками ремонтировать!
Врет, выходит, ВАЗофильская молва?:)
Вралентин такой Вралентин:)

Ответить#
-1

Поверьте- не такая уж  это и проблема как слетевший ремень генератора :) Ставится элементарно :)
Для чего автомат на Ниве? Это не паркетник, а внедорожник! Хоть об стену головой ударьтесь, все равно НИВА как внедорожник вне конкуренции.
Джимни, который вы так хвалите, нервно курит в сторонке если сравнивать проходимость простых версий.
По вибрации — не сравнивайте первые Нивы и нынешние, вам для справки — сейчас устанавливают карданы с ШРУСами —вибрации этим убрали, но и живучесть на бездоре снизили...
Что ж вы ссылку на видео ваше про НИву не скинете? или нет такого...
Хм.
ссылка

Ответить#
+2

Ищете на Ютубе по моей красивой редкой фамилии.
Надеюсь, вы сумеете это сделать?:)
Про зазорчики кузовные комментарий будет?
Или признаем официально, что кошка из запертой Нивы просто сбежит?:)))
Насчет воя и вибраций — посмотрите видео АР — обрыдаетесь:)
Показать вам видео, как Ниве при попытке вытащить ее тросом из овна опу отрывает?:)))
Это потому что рамы нет.

Ответить#
+1

Хм... ну вот вам уже и мертвецы видятся...
«Мертвые с косами стоять... и тишина....»
:)))

Ответить#
+2

Если бы — тишина...
Вы довольно громко трындите...

Ответить#
-3

Дастер? какое отношение он ваще к внедорожникам имеет? Где ржавчина? А КРЕТЕ это да, уже пишут письма на завод, починитте наши ведра, а луче заберите обратно. Проект окупился? Видимо Дорогущее ведро типа Джимни, или Гелендвагена нет? АААА знаю, ты же Каклоиномаргозадолиз хахаха

Ответить#
+1

Шизофазия как она есть:)
А Крета тут откуда?
Ей тоже 40 лет выпуска без изменений исполнилось и зазоры у нее в два пальца?:)
Вралентин такой Вралентин:)

Ответить#
0