Явка с по-vin-ной

ЯВКА С ПО-VIN-НОЙ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Дешифратор

ЯВКА С ПО-VIN-НОЙ

Когда и где вы родились? Кем работали? Расскажите о деталях! Такой «допрос» учиняет автомобилю, особенно иностранному, будущий владелец.

Максим САЧКОВ

К началу восьмидесятых большинство иномарок обзавелось единообразными идентификационными кодами VIN (Vehicle Identification Number; кстати, у отечественных машин они тоже есть — см. ЗР, 2000, № 8). Взглянув на семнадцатизначную комбинацию цифр и букв на табличке где-нибудь под капотом, специалист получит ответ на названные выше вопросы. Расшифруем VIN-коды некоторых популярных в России иномарок.

VIN=WMI+VDI+VIS. Эта формула показывает, из чего состоит идентификационный номер. Первая часть — WMI (World Manufacturers Identification), индекс изготовителя — занимает три позиции. Здесь обычно указаны географическая зона и страна, где сделана машина. Например, на первой позиции VIN-кода европейских автомобилей может стоять S или последующая буква латинского алфавита (S — Великобритания, бывшая ГДР или Польша, W — Германия, Z — Италия, Словения, Литва). Азиатам отдали часть азбуки от J до R (кроме О и Q): J — сделано в Японии, Китай завладел буквой L, а N поделили Турция и Пакистан. VIN любого американца начинается с 1. 

Многие сборочные заводы имеют собственные индексы: идентификационные номера «фольксвагенов» возглавляют буквы WVW, WV1, WV2; у «мерседесов» обозначение единое — WDB; у ФИАТа — ZFA. Кстати, если фирма не особенно плодовитая, выпускает не более 500 автомобилей в год, то на последнем месте WMI всегда стоит «9» (например, индекс «Ламборгини» — ZA9). Код завода-изготовителя таких моделей скрыт на 12–14 позициях VIN-кода.

VIS (Vehicle Identification Section), так называемая отличительная часть — это последние восемь букв и цифр идентификационного номера. У большинства машин первые позиции VIS говорят о годе, иногда даже месяце выпуска и заводе, где был собран этот автомобиль. Остальное место отдано под индивидуальный порядковый номер (у нас известный также как «номер кузова»). Количество входящих в него знаков колеблется от трех до восьми, причем последние четыре — обязательно цифры.

VDI (Vehicle Description Section) — описательная часть — занимает шесть позиций в серединке. Она расскажет о модели автомобиля, кузова, двигателя, коробки передач, комплектации или других технических данных. Обязательного образца не существует, заводы-изготовители имеют полное право на свободу творчества. Чем они и пользуются, поэтому мы, в свою очередь, выделим эту часть (плюс пару последующих символов VIS, определяющих дату и место выпуска) VIN-кодов иномарок, популярных в России, в таблицу 1 и поясним ее.

Обозначению модели автомобиля фирмы-производители отводят разное количество знаков. Например, БМВ обходится четырьмя: АА11 — это двухдверная модель 325i с двигателем Е30 или DK51 — «520-я» с четырьмя дверями и мотором Е28. Расчетливый «Мерседес» выделил три цифры: например, 201 — «сто девяностый» (кузов W201) или 126 — S-класс, W126.

Некоторые производители задействуют еще одну позицию, чтобы конкретизировать тип двигателя. Например, у «Мерседеса» на седьмом месте VIN-кода стоят 0 или 2 — это означает, что под капотом бензиновый мотор; 1 — дизельный.

По большинству VIN-кодов нетрудно узнать модельный год, когда был выпущен автомобиль — обозначение даты рождения единое, латинской буквой или цифрой на десятой позиции (табл. 2). Одно из исключений: европейское отделение «Форда» использует для этого одиннадцатую позицию, зато на следующей педантично уточняет дату изготовления до месяца.

По закодированной в семнадцати знаках информации иногда можно понять, насколько опасна машина для окружающей среды. Пара кодов для «Шкоды-Фелиция»: А — соответствует устаревшим экологическим нормам (ЕЭК ООН R83.01А); G — «зеленый» автомобиль, оснащенный каталитическим нейтрализатором.

У многих иномарок (как правило, у американцев или уезжающих на постоянное место жительства в США или Канаду) на девятой позиции идентификационного номера ставят так называемую контрольную цифру. Ее определяют путем сложных математических расчетов: формула, по которой из соседних цифр VIN-кода можно получить контрольную, известна только производителю. По этой позиции специалисты легко идентифицируют перебитый номер: если изменить хотя бы один знак VIN, другой станет и контрольная цифра.

Американцы обычно оговаривают, какие системы пассивной безопасности установлены на автомобиле. Например, у «шевроле», рожденных в 1995–1996 гг., «1» на седьмой позиции идентификационного номера говорит о ремнях безопасности, «2» — еще и о двух подушках, «3» — только о водительском «эйрбэге».

Пустые клеточки таблицы — резервные позиции VIN, не несущие никакой информации. Производитель автомобилей может заполнить их любыми понравившимися ему знаками.

Как видите, код VIN вполне можно расшифровать, не прибегая к услугам криминалиста. Отсюда — совет будущим покупателям подержанных машин: лучше вовремя «допросить» автомобиль, воспользовавшись приведенными здесь сведениями, чем потом отвечать на неприятные вопросы самому...

Американский " Форд Эскорт" 1995 модельного года.

1. Страна-производитель (1 — США).

2. Фирма-производитель (F — «Форд», так же обозначают американскую «Мазду» и «Меркьюри»).

3. Тип автомобиля (А — легковой).

4. Система безопасности (S — ремни безопасности, обычные и с преднатягом; две подушки).

5. Идентификатор марки (P — «Форд», М — «Меркьюри»).

6–7. Серия и тип кузова (15 — Type 74D, 5-дверный универсал в базовой комплектации).

8. Двигатель (J — рядный четырехцилиндровый, объем 1,9 л).

9. Контрольная цифра.

10. Год выпуска (S — 1995).

11. Завод-изготовитель (W — Уэйн, штат Мичиган).

12–17. Порядковый производственный номер.

" Фольксваген Гольф II" 1989 модельного года.

1–3. Индекс изготовителя (WVW — «Фольксваген», легковые автомобили и «Кэдди»).

4–6. Свободные позиции для заполнения.

7–8. Модель (1G — «Гольф II», «Джетта II»).

9. Свободная позиция для заполнения.

10. Год выпуска (К — 1989).

11. Завод-изготовитель (W — Вольфсбург, ФРГ).

12–17. Порядковый производственный номер.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии