Свечи зажигания: присылайте вопросы!

Почему свечи зажигания «похудели»? Сколько искр дает многоэлектродная свеча? Отвечаем на вопросы читателей.

Споры вокруг свечей зажигания сегодня заметно поутихли. Причин, как нам кажется, несколько: ассортимент свечей в магазинах широк как никогда, качество топлива в стране все-таки несколько улучшилось, а автопарк помолодел и стал более «иномарочным». Тем не менее вопросы в редакцию продолжают поступать. Одних интересует информация общего характера — зачем, к примеру, все-таки нужны многоэлектродные свечи? Других волнуют чисто личные проблемы: посмотрите на фото свечи и поставьте диагноз мотору… Ответы на десяток подобных вопросов приводим ниже.

В чем достоинства многоэлектродных свечей? Правда ли, что на них искр больше, чем на «обыкновенных»?

свеча зажигания

свеча зажиганияЧисло боковых электродов может сильно различаться от модели к модели. Бывают и такие свечи, в которых привычный боковой электрод, нависающий над центральным, уживается с парой «соседей», пристроившихся по краям.
Число боковых электродов может сильно различаться от модели к модели. Бывают и такие свечи, в которых привычный боковой электрод, нависающий над центральным, уживается с парой «соседей», пристроившихся по краям.

Сразу развеем живучий миф про «многоискровые» свечи: их не существует в природе. Боковых электродов может быть сколько угодно, но искровой разряд всегда один. Продавцы часто демонстрируют «многоискровый» режим на стендах, где создается впечатление одновременного разряда в виде светящегося кольца, но это всего лишь обман зрения, как в кино.

свеча зажигания

свеча зажиганияРазряд постоянно как бы прыгает от центрального электрода то к одному боковому, то к другому, но это происходит поочередно, а не одновременно. Никакого светящегося кольца при одиночном разряде, конечно же, не будет.
Разряд постоянно как бы прыгает от центрального электрода то к одному боковому, то к другому, но это происходит поочередно, а не одновременно. Никакого светящегося кольца при одиночном разряде, конечно же, не будет.

свеча зажигания

свеча зажиганияДесяток лет назад один из авторов привез целую кучу необычных свечей из чешского Табора — в том числе и Premium. За месяц коллеги растащили всё — интересно же… Особенно вот этот самый «Премиум» — она формирует искру, состоящую из трех коротеньких разрядов, проскакивающих всякий раз в новом месте. Но свеча, конечно же, не стала от этого многоискровой.
Десяток лет назад один из авторов привез целую кучу необычных свечей из чешского Табора — в том числе и Premium. За месяц коллеги растащили всё — интересно же… Особенно вот этот самый «Премиум» — она формирует искру, состоящую из трех коротеньких разрядов, проскакивающих всякий раз в новом месте. Но свеча, конечно же, не стала от этого многоискровой.

Что до преимуществ многоэлектродных свечей, то они есть. Первое — это ресурс: за счет распределения нагрузки между боковыми электродами снижается темп их эрозии. Кстати, именно поэтому их часто устанавливают в моторы с затрудненным доступом к свечам. Второе — наличие так называемой «открытой искры», при которой фронт пламени не застревает в межэлектродном пространстве, а уходит в камеру сгорания. Скорость сгорания увеличивается, что несколько повышает мощность мотора и улучшает его экономичность. Третье достоинство — сравнительно малое число подделок подобных свечей.

Недостатки? Сравнительно высокая цена плюс невозможность выставить желаемый межэлектродный зазор…

Зачем нужны разного рода «драгоценности» типа иридиевых электродов?

свеча зажигания

свеча зажиганияРесурс в 90–100 тыс. км для подобных свечей — обычное дело.
Ресурс в 90–100 тыс. км для подобных свечей — обычное дело.

Затем, что срок службы иридиевых, платиновых и прочих «породистых» свечей в несколько раз выше, чем у «беспородных»… При этом тугоплавкие материалы электродов дают возможность повысить напряженность поля в межэлектродном пространстве, одновременно освобождая путь фронту пламени. А более мощный искровой разряд, помимо всего прочего, способствует хорошей самоочистке свечи.

Почему не приживаются форкамерные свечи?

форкамерные свеча зажигания

форкамерные свеча зажиганияВариации на темы форкамеры. Хотя, если быть педантом, подобный термин к свечам совершенно неприменим.
Вариации на темы форкамеры. Хотя, если быть педантом, подобный термин к свечам совершенно неприменим.

Приживается то, что имеет очевидные достоинства. В частности, своего рода «микрофоркамеры» — выемки в электродах отдельных фирменных свечей — способствуют стабилизации разряда на кромках таких выемок. Такие выемки могут быть как на боковых (Denso), так и на центральных (NGK) электродах. Определенный технический эффект при этом есть.

Что касается «полноценных» форкамерных свечей, то они часто используются в моторах спортивных машин Формулы 1. Дело в том, что такие двигатели трудятся на высоких оборотах, при которых проблем с вентиляцией просто не возникает. А вот на минимальных оборотах холостого хода, да и на малых нагрузках, смесь в цилиндрах движется куда менее интенсивно, а потому внутренняя камера свечи фактически задыхается. Именно это и наблюдается, как правило, при попытках тупо установить на свой движок нечто псевдоспортивное.

Какой зазор должен быть в свечах?

Зазор между электродами свечи зажигания

Зазор между электродами свечи зажиганияЗазор крупным планом на профессиональном стенде для испытаний свечей.
Зазор крупным планом на профессиональном стенде для испытаний свечей.

Сложный вопрос. Авторитет номер один в этом вопросе — производитель автомобиля, точнее — двигателя. Правда, сегодня подобные рекомендации обращены разве что к сервисменам: потребителю всеми силами перекрывают доступ в подкапотное пространство (и правильно, в общем-то, делают).

Смешнее другое: даже рекомендованный зазор не может быть единым для всех типов свечей. Скажем, для тех же иридиевых он заведомо может быть побольше, чем для классических! Но таких рекомендаций обычно никто не дает. Поэтому его конкретная величина всегда индивидуальна именно для тандема свеча — мотор. В общем же случае чем больше величина зазора, тем сильнее искра и очаг воспламенения. Добавим также, что с ростом зазора снижается вероятность закорачивания электродов сажевыми мостиками.

Опасность чрезмерного увеличения зазора очевидна: больше зазор — больше требуемое напряжение пробоя. А разряду все равно, куда «стрелять»: он может пробить и катушку, если решит, что ему так легче…

Что такое плазменные свечи?

плазма — свеча зажигания

плазма — свеча зажиганияЭто плазма или не плазма?
Это плазма или не плазма?

Мы не знаем… Вопрос упирается исключительно в терминологию, потому что любой искровой разряд можно назвать холодной плазмой. Поэтому попытки отдельных производителей называть свои свечи плазменными — это следствие неграмотности, а также желания сыграть на неопытности потребителей. Все свечи — либо плазменные, либо нет: соответствующей терминологии просто не существует. Но называть плазменными только свечи собственного изготовления, не удостаивая тем же своих коллег по цеху, просто некорректно.

Почему свечи делают все более тонкими? Даже размер под ключ раньше был 21 мм, а сейчас — 14.

свеча зажигания

свеча зажиганияДа, раньше свечи были явно толще.
Да, раньше свечи были явно толще.

Свечи с резьбой М14х1,25 и большим шестигранником использовались на двигателях с двумя клапанами на цилиндр. При этом свеча чаще всего подходила к камере сгорания сбоку и места для размещения ее было предостаточно. На современных двигателях с четырьмя, а то и пятью клапанами единственное место для размещения свечи — это центр камеры сгорания. Свеча вворачивается в головку блока цилиндров сквозь свечной колодец, который «ворует» пространство у клапанов и рубашки системы охлаждения. Именно поэтому приходится делать все более тонкие свечи и колодцы малого диаметра.

Вывернутая из двигателя свеча покрыта слоем масла. В чем причина?

свечи зажигания

свечи зажиганияСильно изношенные втулки клапанов, неработающие маслоотражательные колпачки — и вот результат…
Сильно изношенные втулки клапанов, неработающие маслоотражательные колпачки — и вот результат…

Замасленные свечи могут быть признаком сравнительно легко устраняемых неполадок, например, слишком высокого уровня масла в двигателе или засорения каналов вентиляции картера. Но возможно, это вызвано гораздо более грозными неисправностями, такими как изношенные поршневые кольца, разбитые направляющие втулки клапанов и неисправные сальники клапанов.

Свечу удалось вывернуть с огромным трудом, а новая свеча не вворачивается до конца. Что делать?

свеча зажигания

свеча зажиганияВ цилиндре сгорает слишком много масла: вот часть продуктов сгорания…
В цилиндре сгорает слишком много масла: вот часть продуктов сгорания…

Очевидно, что и прежняя свеча не была завернута в головку блока цилиндров. Поэтому часть резьбы в головке покрылась нагаром и не дает ввернуть новую свечу. В такой ситуации лучше всего надфилем вдоль резьбовой части старой свечи выполнить канавки. Это превратит свечу в подобие метчика. Далее, нанеся на резьбу свечи тонкий слой пластичной смазки, вворачиваем ее в отверстие, периодически «сдавая назад», пока не пройдем всю резьбу. Протираем свечное отверстие тампоном из безворсовой ветоши и вворачиваем новую свечу. Желательно применить специальную высокотемпературную смазку или просто натереть резьбу графитом.

Изолятор свечи приобрел непонятный красноватый цвет, хотя нагара практически нет. Что это?

свеча зажигания

свеча зажиганияТипичная страшилка в багровых тонах.
Типичная страшилка в багровых тонах.

Красный нагар на свече образуется при сгорании бензина с высоким содержанием железосодержащих присадок на основе ферроцена. Эти присадки недобросовестные производители используют для повышения октанового числа бензина. Присадка неполезна как для свечей, так и для двигателя. Увидев такой цвет свечи, задумайтесь о смене бензозаправочной станции.

Следует ли чистить свечи от нагара между заменами?

При исправном двигателе нагара образуется немного и очистка свечей не требуется. Если свечи покрываются обильным нагаром при небольших пробегах, то это повод заняться ремонтом двигателя, а не очисткой свечей. К тому же резьбовые отверстия под свечи выполнены в алюминии, и бесчисленные выворачивания-вворачивания могут привести к срыву резьбы.

Коллеги-автолюбители, расскажите, встречались ли вы с какими-то необычными дефектами свечей?

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (95)

Самые новые

не так давно двигатель на моей ласточке начал трястись-брыкаться-и не ехать,
первым делом решил посмотреть на состояние свечей.
И, как оказалось, не зря.
Зазор на всех четырёх свечах оказался разным!
И это при условии, что выставлен был этот самый зазор перед монтажем мной лично, и пробег с этим комплектом свечей не более 9 тыс. км.
Разбег был как от 0.35 мм на 1м цилиндре, до 1.9 мм на 3м.
Зазор выставил, свечи вкрутил — симптомы исчезли.

Ответить#
0

В январе с.г. Сандеро завелся, заглох и больше не заводился. Свечи оказались залиты. Прокалил на газплите. Ввернул, завелся, поехал. Но а/м предусмотрительно припарковал у Автомага. После стоянки ситуация с запуском мотора повторилась. Свечи заменил на новые той же фирмы (NGK). Приятель сказал, что старые свечи «устали». Я на них накатал 20 т.км. Сколько до меня они потрудились —- не ведаю (авто брал б/у). По весне ввернул старенькие до следующего осенне-зимнего сезона, а новые вожу в прозапас.

Ответить#
0

В январе с.г., после праздников, Сандеро завелся, сразу заглох и больше не заводился. Выкрутил свечи —- сырые. Прокалил дома на газплите. Ввернул, завелся и поехал. А/м поставил у Автомага (на случай замены на новые). После стоянки ситуация повторилась. Купил такие же новые NGK. Завелась с пол оборота. Машину брал б/у, накатал 20 т. км. Сколько до меня те свечи наработали —- не ведаю. Сейчас, по весне, снова ввернул старые (новые вожу в прозапас) до следующего осенне-зимнего сезона...

Ответить#
0

Поскольку статья о возможных проблемах со свечами, то у меня один раз был дефект, который себя никак не проявлял длительное время и выявился, когда зачем-то попытался снять колпачок. Был очень удивлён, когда колпачок снялся вместе с центральным стержнем, при этом герметичность и работоспособность свечи не вызывали сомнений. После установки его на место ради эксперимента движок завелся и работал как ни в чём не бывало. Упругости резинового колпачка вполне хватало для обеспечения необходимого контакта.

Ответить#
0

Повезло!

Ответить#
0

Как это ни парадоксально прозвучит, при всём нынешнем богатстве выбора свечей проблем с ними только прибавилось. Основных причин можно выделить несколько: 1) многие известные ранее производители скатились на уровень низкосортного ширпотреба; 2) у качественных (а значит и более дорогих) свечей масса подделок; 3) свечи должны соответствовать двигателю, но из-за засекречивания полноценной технической информации подбор превращается в лотерею: «повезло — угадал или пролетел». С приведёнными в других постах проблемами с «Брисками» столкнулся так же точно, после чего отказался от них раз и навсегда. С НЖК та же песня, но тут скорее всего подделка. Несколько лет назад на распродаже по случаю закрытия магазина купил за смешные деньги комплект свечей «Мастер-спорт», настоящих немецких. Теперь очень жалею, что не купил про запас, потому что это единственные свечи, которые выкручиваю раз в полтора-два года, чтобы оценить состояние, и не перестаю удивляться их качеству. При пробеге под 50 тыс. км они в идеальном состоянии, хотя на коробке указан пробег в 45 тыс.. На том же движке «Бриски» нужно было чистить 2 раза в неделю, иначе сплошные проблемы. А здесь даже намека ни разу не было на подобное.
Впрочем, свечи это тоже одна из граней проблемы качества всего и вся. Вспоминаю, как больше года мучился, когда искал замену лампам головного света, когда штатные навернулись. Здесь тоже название бренда ни о чём не говорит.

Ответить#
+2

Про трудности с поиском просто нормальных изделий полностью согласен.

Ответить#
0

Встречался с ферроценовым бензом. Этот красный налёт даже из поплавковой камеры карба не отмыть. Что уж говорить про свечи. А запах ...

Ответить#
0

Давно перешёл на иридиевые Denso и забыл про замены свечей- даже через 60000 км они как новые.

Ответить#
0

Небольшая разница в экономичности разных свечей,как понимаю,объясняется их влиянием на скорость сгорания смеси.А если еще точнее — то при разной поджигающей способности,должен быть и разный УОЗ. Давно читал а Авто Ревю,что лучшей поджигающей способностью обладает отрицательный потенциал на центральном электроде свечи.

Ответить#
0

Заявленные переводные шкалы-таблицы калильных чисел импортных свечей для отечественных автомобилей,часто не соответствуют действительности..Поэтому точно калильную характеристику можно подобрать только экспериментально.

Ответить#
0

?

Ответить#
+1

Подскажите люди добрые где купить иридиевые свечи для Рено Сандеро Стэпвей 113 л.с. с двигателем H4M

Ответить#
0

Я свечи Бугаец вспомнил...........

Ответить#
0

А это вообще уникум. Доктор наук, кстати... Он искренно считает, что жигулевский поршень испытывает боковые нагрузки потому, что свечи стоят в сторонке, а не по центру, и что «столб пламени» как бы стреляет не туда... Про кривошипно-шатунный механизм он не слышал

Ответить#
+5

Свечи Бриск — полное Г !!! Не знаю уж подделка это или нет, но после покупки прошли на хорошем двигателе восьмерки (30000 после капиталки, масло не ест, компрессия в норме) не больше 5000 км и началось! Ни с того ни с сего прям во время движения пропадает тяга, как будто кто-то придерживает машину за хвост. Кое как доехал до места назначения, выкручиваю свечи, а они все в черном бархатистом нагаре (как при богатой смеси). Почистил, закрутил, завел — работает как ни в чем не бывало! До дома доехал, выкрутил — идеально чистые свечи! И такая ерунда раз в два дня. Перетряхнул все, что только можно: карбюратор, высоковольтные провода, катушку зажигания, трамблер, коммутатор! Все в полном порядке и все в хорошем рабочем состоянии, но сей эффект не пропал. В оконцове плюнул и купил НЖК, поставил и вуаля! Все работает безупречно и зимой и летом, про вышеописанную проблему забыл. Так что НЖК и ДЭНСО — рулят!

Ответить#
0

"...выкручиваю свечи, а они все в черном бархатистом нагаре (как при богатой смеси)"

И вы вправду думаете, что это свечи виноваты? Все гораздо проще. Игла карбюратора периодически толком не закрывалась, отсюда и богатая смесь, и "кто-то придерживает машину за хвост". При очередной разборке карбюратора или само по себе получилось, что может соринка из седла игольчатого клапана выпала, может игла повернулась и перестала подклинивать, а тут вы и свечи другие поставили... На моей "девятке" Бриск проходил 7 лет и около 70 тыс. Когда ее купил — поставил комплект, проездил — так с ними машину и продал. Никаких нареканий!

Ответить#
+2

Читайте внимательно! После переборки всего и вся продолжал на этих же свечах ездить и ничего не поменялось!!! НЖК поставил только тогда, задолбался Бриск чистить каждые 150 км! Это было прошлой осенью, до сих пор все нормально, проблема больше не повторялась. Иглу проверял первым делом, нормально она закрывала клапан, уровень в поплавковой камере в норме.

Ответить#
+1

Ну вот совпало так! У меня на «девятке» одно время игла начала «зависать» в закрытом состоянии! Открываю карбюратор — в камере практически сухо, а игла ходит себе, как ни в чем не бывало! Закрываю, езжу неделю-две — опять та же «петрушка». Поменял иглу — забыл! Одно еще возможно, что калильное число не соответствовало. Но при чем здесь качество свечей? Тем более, что говорите о соответствии... Копоти больше неоткуда взяться, кроме как от богатой смеси, и уменьшение тяги отсюда же...

Ответить#
0

Копоть может взяться когда свеча через раз работает. Часть смеси не сгорает вылетает в трубу и частично становится низкотемпературными отложениями на свече, при пропусках зажигания свеча не успевает самоочиститься. Если бы калильное число было не подходящим, то оно было бы всегда таким и свечи с самого новья бы быстро закоптились, но сначала они работали хорошо и претензий к ним не было, а потом эффект стал плавающим — то работают, то мозг любят! Поверьте, я с техникой ковыряюсь с 14 лет, а за рулем с 16 официально (а сейчас мне 36). И я много на чем ездил, много чего повидал и много что ремонтировал, но с таким столкнулся впервые! И вся эта котовасия закончилась только после замены комплекта свечей и больше ни разу не повторилась за пол года!

Ответить#
0

Я с техникой ковыряюсь лет с 12, за рулем с 18, а мне 43! ))) И что чудеса случаются всякие разные убедился на собственном опыте. Что, у вас весь комплект свечей работал через раз? Как они могут то работать, то не работать? У меня на «Москвиче» однажды нити ближнего света вечером сгорели ОДНОВРЕМЕННО! Я тоже сдуру полез проверять питание, не проверив сами лампы. Питание есть, а лампы не горят! Полез в фары... Здравствуйте!, что называется. Думаете, реле-регулятор фортель выкинул? А почему тогда габариты не сгорели? Вот и чудеса...

" ...задолбался Бриск чистить каждые 150 км!

Может, на вашей любимой заправке "компот" вместо бензина какое-то время продавали?

Ответить#
+1

У меня с лампами то же самое на Матизе было. В дальней поездке ближний свет накрылся. Был на 100% уверен, что это не лампы и , вернувшись, поперся на СТО. А мне две лампочки заменили:)

Ответить#
0

Если это контрафакт, то чего бы они чистые идеально работали, просто быстро закапчивались (или как тут правильно выразиться?) бы. Поддельные как раз сбои дают всё время, и в чистом виде.

Ответить#
+1

Закопчёвывались! ))))

Ответить#
0

ссылка Похоже, я прав был :)))))))))

Ответить#
0

И не поспоришь! )))))))

Ответить#
0

Обидно за бывший PAL, но спорить не буду: все возможно. Фирма, фактически, частная. Когда-то плотно с ними общался, но уже лет 12, как они самоизолировались. NGK я не люблю —- в свое время поймали их на браке. С Denso, вроде бы, проблем не было.

Ответить#
0

А что НГК... Мало подделок, что ли. Если бы это были те, настоящие, японские... Того качества... Так и отечественные свечи неплохие были, в общем-то.

Ответить#
0

Тут речь не о подделках, а о фирменной продукции. Если бы была подделка, то и базара бы с представителем не было.

Ответить#
0

И те, которые официальные, фирменные, уже не те. В наше время и японское было лучше. А эти ещё и не в Японии собраны.

Ответить#
0

Часто —- Китай, хотя все это скрывают

Ответить#
0

два комплекта брисков откатал без проблем по 15ткм и третий сейчас ходит также. двиг 11183 (1.6). выглядели они так что еще проездили бы два раза по 15ткм. но раз положено менять — меняю

Ответить#
0

Значит мне попалась откровенная подделка, но в хорошей упаковке и куплена была в крупном, давно работающем автомагазине.

Ответить#
0

я склонен согласиться с теми, кто говорит что плавающий дефект у свечей практически нереален. гораздо более он вероятен с топливом: либо с качеством бензина, либо что-то с карбом происходило, он все-таки заметно более сложный прибор. может быть, банально соринка в воздушном жиклере была.

Ответить#
0

Так может, просто калильное число не соответствовало? Хотя Бриск не защищаю, в общем-то.

Ответить#
0

Все соответствовало! Именно для карбюраторных двигателей 1,3 и 1,5 л. Вся соль в том, что эффект какой-то странный! Все четыре одновременноеи с того ни с сего черные бархатистые. Почистишь, километров 50–80 проедешь, выкрутишь — абсолютно чистые и внешне рабочие! Еще 50–80, опять все черные. Поэтому на них и не грешил. Как в «Простоквашино» — с ума поодиночке сходят, это гриппом все вместе болеют. Как писал выше перебрал все, что отвечает за искру и за смесь бензина и воздуха, и ничего не поменялось, пока не поменял свечи. Как-то в начале 2000х тоже помню с этим Бриском проблемы уже бывали. У НЖК, возможно, тоже есть подделки, но мне ни разу не попадались, хотя на другой машине я ими пользуюсь уже 9 лет. Четыре раза уже менял чуть раньше регламента и старые проверял в аппарате с давлением, советский еще такой (не знаю его названия). И все эти свечи после пробега около 40000 км очень хорошо себя показали на данном приборе. Поэтому до сих пор храню их, правда не знаю зачем. Жалко выбрасывать рабочие свечи, но и ездить до пропусков зажигания тоже не хочется...

Ответить#
0

ссылка Вот! Между прочим, и у меня в юности был похожий случай.

Ответить#
0

Ну очень похоже на несоответствие по калильному числу.

Ответить#
0

А еще часто появляются свечи с просверленными дырками... Кстати, один умник на этом кандидатскую защитил. Была когда-то публикация в ЗР «Дыра в свече и в кармане»...

Ответить#
0

Знал «умельцев», которые просверливали боковой электрод «строго над центральным, строго диаметром 0.8 миллиметра, после чего необходимо раззенковать это отверстие сверлом 1.5 миллиметра на глубину 1/3 от толщины бокового электрода. Получается факельное зажигание!». Экономия по их словам достигала двух литров на сотню! )))

Ответить#
0

Вот вот. Ну, не будем завидовать счастливцам:)

Ответить#
+1

Точно. Блажен, кто верует! :)

Ответить#
0

В своё время, когда мне попалась статья про свечи с дырками, я решил попробовать просверлить боковой электрод и посмотреть, как это чудо будет работать в условиях повышенного давления на самодельном подобии испытательного стенда. Но до испытаний дело не дошло, потому что после сверления дырки оставшиеся стенки были настолько тонкими, что боковой электрод просто отвалился бы в реальной эксплуатации. Что это будет означать для двигателя, однажды видел. Поршень с забитым в него куском свечного электрода как-то не вдохновил на подобные эксперименты.

Ответить#
0

Кстати, вспомнил про смешные свечки ПЛ-1. Вот кусочек из книжки «Экспертиза наизнанку»:

«У профессора в руке появилась свеча зажигания с маркировкой ПЛ, боковой электрод у которой отсутствовал как класс.
— Электродинамическая свеча! — гордо заявил он. — Нечто похожее используют на „Формуле 1“, но здесь все решено иначе. Свеча становится как бы миниатюрным ракетным двигателем, выстреливающим сгустками плазмы — понимаете? На моем „Москвиче“, которому уже 20 лет, я использую только 80-й бензин, а расход не превышает 5 — 6 литров по городу! А если вдобавок оснастить топливную систему нашим магнитным фильтром, то убирается еще один литр — вот вам и решение всех наших экологических и прочих проблем! Не верите?
Я вежливо уклонился от ответа.»

Ни одного слова я не придумал. Кстати,об этом была заметка в ЗР, где мы эти свечи ПЛ-1 разнесли в пух и прах. Потом то же самое авторевюшники сделали. Профессор был сильно недоволен и даже приходил беседовать с Главным редактором, но ушел ни с чем.
Кстати, бедолага не отличал степень сжатия от компрессии...

Ответить#
+2

"...бедолага не отличал степень сжатия от компрессии..."

Зато он профессор!..

Ответить#
+1

кислых щей :-)
у нас пол страны таких
к сожалению

Ответить#
+1

Да, по фамилии Рыбкин, насколько помню.

Ответить#
0

А «электродинамическая свеча» — вообще блеск! :)) Как не вспомнить «старикашку Эдельвейса» Стругацких! )))

Ответить#
0

Помню первый серьёзный материал в журнале по свечам, в №7 за 1974 год.

Ответить#
+1

Добрый всем друзьям! Думал, что знаю об автомобиле практически всё... Но каждый раз выворачивая свечи, задаю вопрос: желто-коричневый поясок(нагар) на изоляторе свечей — это дефект или что то другое? Меняю раз в 30–40 тыс. км., выворачиваю для дефектовки в 15–20 тыс. км. Спасибо.

Ответить#
-1

Тут надо живьем смотреть. Если этот налет похож на сполохи пламени, то очень может быть, что свеча негерметична. Этим Энджикей одно время сильно страдали, когда технологию поменяли. Но за всю Одессу заочно, конечно же, не скажу.

Ответить#
+1

Спасибо. Негерметичность — это первое что приходит в голову. Но не может же страдать этим недугом уже восьмой комплект оригинальных (PSA) свечей Бош! Причём на двух одинаковых движках в течении 8-ми лет. Рабочие поверхности электродов и изолятора в идеале, а вот внешняя(там где надевается индивидуальная катушка) сторона изолятора всегда имеет специфическое коричневое колечко 2–3 мм в месте контакта с металлической частью. Налёт, как Вы пишите " похожий на сполохи пламени", был только на одном комплекте "чисто" бошевских свечей.
Ну да ладно, двигатель чувствует себя хорошо, расход нормальный, не буду морочить голову Вам и себе!

Ответить#
-1

Возможно, это банальный след от масла и грязи, попадающих в колодец, а также от резины колпачка. Просто там место горячее.

Ответить#
0

В том то и дело, что в колодце чисто как в операционной! А вот место действительно горячее, плюс колодец глубокий 25 см. и колпачок сильно герметичный. Единственный вариант — попробовать свечи другого производителя, но всё портит финансовый вопрос: NGK — 600 р./шт.,DENSO — 900р./шт....

Ответить#
-1

от самой резины может быть след — там колпачок как раз герметизует, достаточно плотно прилегает к изолятору. Я  такие жёлтые колечки не раз видел, очень похоже на просто подкипевшую резину.

Ответить#
0

Спасибо, может быть и так.

Ответить#
0

Коллеги-автолюбители, расскажите, встречались ли вы с какими-то необычными дефектами свечей?
Существует редкий и не всегда сразу обнаружиеваемый дефект, это когда изолятор центрального электрода лопается у основания и это керамическое колечко сползает по электроду и перекрывает искровой промежуток. полноценная искра есть,а воспламенения смеси нет. Диагностический тестер обычно входит в ступор, экспресс проверка пьезо —пробником то же ничего не показывает, выручает только визуальный осмотр после физического извлечения.
Но эта проблема во всей красе присуща одноэлектродным свечам,в случае 2-3-4 электродных, эффект не очень заметен,а смерть свечи наступает позже от коротыша по месту разлома электрода.
Всем удачи!

Ответить#
0

Я сталкивался ровно 30 лет назад, о чем и писал. На новенькой 24–10. Три свечи из четырех потеряли изоляторы!

Ответить#
0

Я с таким сталкивался на лодочном моторе Нептун-23 около 40 лет назад. Идет моторка на полном ходу и вдруг один цилиндр как обрезало. Выворачиваю свечи. А у одной изолятор как втулочка весело перемещается и вращается на центральном электроде. Ну на лодке в инструментальном ящичке всегда пара свечей наготове была. Почищенных. )))

Ответить#
0

Авторам респект за материал, но свои Пять копеек , хочется добавить.
1.Зазор в многоэлектродный свечах так же можно регулировать при наличии рук и головы, а перед установкой новых , хотя бы визуальный контроль необходим всегда, неудачно уронить свечу могут и на заводе и в магазине и .....
2. Увеличивая зазор , мы действительно улучшаем качество воспламенения в результате которого повышается отдача мотора и улучшается экономичность , как бы не странно это выглядело , но тут закопана собака которую не видит рядовой потребитель,хотя в статье это и проскочило, увеличивая зазор мы увеличиваем напряжение пробоя и естественно ставим в более нагруженное положение , изолятор свечи, колпачки, провода и катушки зажигания, а так же сами электроды свечи и что из этого умрет раньше , зависит от качества компонентов.
Поэтому чем выше зазор —тем короче жизнь , компонентов в этой высоковольтной цепочке. Поэтому совет , не стройте из себя рекордсменов по пробегу на комплекте свечей , в большинстве случаев это заканчивается несоизмеримо большими потерями , чем снять/поставить свечи с регулировкой при плановом ТО.
3. Совет для тех у кого руки из нужного места.
Определить неработающую свечу , провод, катушку , (если доступна часть провода В/Напряжения — достаточно поднести неоновую лампочку в отвертке —контрольке или изятую из стартера для люминесцентных ламп. Чем выше напряжение пробоя , тем ярче светится лампа, если есть коротыш или кто то просто помер то и света от лампы не будет.
Стенд для проверки свечей , при определенном опыте, легко заменяет недорогой пьезо-тестер для свечей, характерный звук исправной свечи быстрее и дешевле вынесет вердикт.
Всем удачи на дороге и жизни.

Ответить#
+2

Спасибо, Алексей! Но насчет зазора в многоэлектродных.... Ну не рассчитаны они на регулировку! Куда вы там будете электроды-то подгибать —- вверх? Сразу во всех? Смысл-то какой?

Ответить#
0

Михаил! Электроды на любых свечах подгибаются однотипным инструментом, проверяется зазор проволочной петлей.
Подгибаем к центральному электроду , если зазор увеличился от эррозии или отгибаем от него, если свечу роняли. Естественно зазор должен быть одинаковым для всех электродов.
А вот Часть «форкамерных» действительно не рассчитаны на регулировку .если нет отдельных электродов , изменение зазора — тема для факультативной работы.

Ответить#
0

Ну, будем считать, что я не согласен. В многоэлектродных свечах мне это представляется абсолютно ненужным.

Ответить#
0

Лет пять, семь назад поставил трёх электродные свечи (фирма ВОШ, куплены в Германии)
Спустя пару месяцев, затроил мотор. Естественно первым делом проверка свечей. Выясняется, в одном из цилиндров у свечи отсутствует центральный электрод. Просто банально выпал! Как результат ремонт головки. Электрод улетел с выхлопными газами,
но вупускной клапан повредил. И это ещё легко отделался, а могло ивесь мотор сгубить.
Так что моё мнение —трёх электродные свечи это опасное ПИЖОНСТВО, пользы НОЛЬ,
а РИСК имеет место быть.

Ответить#
0

Существуют моторы, и немало, где трехэлектродные свечи — штатная комплектация. Например фольксовская серия двигателей AKL. Там для замены свечей надо впускной трубопровод снимать...

Ответить#
0

Я думаю, что это все-таки исключение, причем редчайшее. И многоэлектродки тут не виноваты —- мог и кусок иридия отвалиться с таким же успехом.

Ответить#
0

«В такой ситуации лучше всего надфилем вдоль резьбовой части старой свечи выполнить канавки. Это превратит свечу в подобие метчика.»
А что мешает использовать обычный метчик, соответствующий параметрам резьбы? Много лет при обслуживании использовал, заполнив промежутки между режущими кромками пластичной смазкой для сбора срезанных загрязнений.
Ну и быть внимательным, не уронить метчик в цилиндр — сложно, но можно.

Ответить#
+3

Что мешает? Отсутствие метчика!

Ответить#
0

Изготовление метчика из свечи дело стремное. Можно так изуродовать резьбу, что потом головку менять понадобится. Надежнее все таки дойти до магазина «инструменты» и купить нормальный метчик 14х1.25. Не советское время однако, все есть в магазинах.

Ответить#
0

Можно, конечно. Но если мужик никогда такими делами не занимался, то лучше все-таки помощи попросить. А то в самом деле изуродует резьбу —- и что тогда?

Ответить#
0

Косо пошедший метчик снесет резьбу начисто. А даже если нормально пошел, даст стружку алюминиевую. А вот аккуратно пропиленная свеча снимет только нагар. Да и топать за метчиком может быть придется километры и километры, если свечки на даче решил поменять.)))

Ответить#
+1

В автомагазинах можно купить специальный «свечной» метчик с плавным заходом и длинной ножкой.
А  в чистом поле нечего заниматься техобслуживанием ))))

Ответить#
0

так трудно складной велосипед для этого взять

Ответить#
0

Из воспоминаний о советских свечках. (((
Бывало, что боковой электрод отваливался. Чудесное везение, если сразу улетал в выхлоп не успев ничего попортить в цилиндре.
Бывало что изолятор падал в цилиндр, но это обычно без последствий проходило.

Ответить#
0

У отца такое [у нас не ругаются] на новенькой Волге стояло. А14ДВ, кажется...

Ответить#
+2

А у ЗиС-110 были миниатюрные 10-мм свечи...

Ответить#
0

Прошел ТО-2 (30т.км) на Ладе Гранте. В это ТО по регламенту обязательная замена свечей. Посмотрел после замены на старые — на них еще можно было 15т.км. точно проехать, да и хлопот они мне не доставляли. Но возмущаться не стал, стоимость нового комплекта 280+р. Новые они и в Африке новые. К чему это я? А к тому, что стоит ли ставить дорогие «иридиевые» свечи? Окупятся ли они? Еще раз — 280+р. за комплект — это копейки, в моем случае раз в два года.

Ответить#
+1

Есть двигатели, где для замены свечей надо снять впускной коллектор сложной формы с заменой прокладок и прочим. Вот там просто обязательно минимизировать к-во с/у коллектора и разборок мотора и нужны самые долго живущие свечи что только есть.

Ответить#
+1

Я об этом написал.

Ответить#
0

А я и не спорю. Тот же вопрос, что и с дворниками —-  купить дешевые и менять почаще, или разоритьсяна дорогущий комплект?

Ответить#
0

А не факт, что дорогущие долго прослужат (брак и подделки). И к тому же они на середине срока службы уже не будут лучше дешевых новых.

Ответить#
0

Мощность при трёхэлектродных свечах повысится? В пределах точности замера, разве что.

Ответить#
0

Да, но совсем чуть-чуть. Мы отлавливали разницу —- было в материале в свое время.

Ответить#
0

Резьба свечи может быть в масле и в том случае, когда в цилиндре всё в порядке. Но масло натекает в свечной колодец (из-за подтекающей прокладки клапанной крышки, например), и попадает на резьбу при выкручивании. Это, конечно, бывает при случае «свеча сбоку».

Нагар на свече, если это не «лодочный мотор с 1:20 масла в бензине» — в наибольшей степени от бензина. Чтобы такой нагар, как на фото, образовался именно от масла — двигатель должен практически умереть. Но в действительности такой нагар может быть и у практически здорового движка — из-за плохого бензина и езды по-пенсионерски, «внатяг», на слишком низких оборотах.

Красный нагар не просто вреден — он бесповоротно убивает свечи, потому что электропроводен. Собственно, на фото и видны следы пробоя по нагару. Изолятор такими пробоями физически повреждается. Так что, получив такой подарок — чистить свечи от нагара или надеяться на самоочистку нет смысла.

Ответить#
+4

Менял свечи на своем TSI на пробеге 104 тыс. Посмотрел видео, жаль не знал про высокотемпературную смазку до замены. Электрод был достаточно деградировавшим, но рабочим. Поставил опять такие же. Уверен, что новая встреча со свечами произойдет на пробеге 200–210 тыс. км.

Ответить#
0

Вообще-то солидный срок. Это иридиевые?

Ответить#
0

Мне кажется это обычные NGK, сделал фото новой/старой ссылка Стоит ли сократить интервал замены?

Ответить#
0

Насколько я вижу, стоит, конечно же. Зазор сильно вырос, электрода не видать.

Ответить#
+1

Сократить от 104ткм, конечно, стоит. Но, вообще-то, Вы правы, на TSI стоят иридиевые свечи. Да, производства NGK.

Ответить#
+1

Спасибо! На втором комплекте свечей попробую проехать 70–80 тыс.

Ответить#
0

На автомобилях свечи давно уже работают нормально, мне кажется. Самое необычное что видел — как человек сломал свечу прямо в колодце. Могуч он, а видит не очень хорошо. Как-то не так приладил ключ, и изолятор слетел. Другой раз он свернул колесный болт, закручивая его Х-образным ключом руками.
А вот на мотоциклах советских двухтактных запасная свеча была необходимостью. И катушка. Товарищ на Иж-Юпитер как-то в дождь вернулся домой на одном цилиндре. Отец ему показал где по боковине свечи уходило напряжение, но я потом этот волосок так и не разглядел. Вероятно, происходило это из-за работы на смеси бензина с маслом. По отзывам, на современных 4-тактных мотодвигателях, работающих на бензине без масла, свечи работают стабильно как на авто.

Ответить#
0

Я в молодости много имел дело с лодочными моторами. Вот где свечи нуждались в частой очистке. Двигатель переохлажден, масла и топливо абы какие. И пропорция 1:20, из-за высокой нагруженности. Почти все время полный газ.

Ответить#
0

Алексей, извините что не по теме поста. Я вам в личное сообщение скидывал инфу о не лучшей картинке к одному из вопросов билета ПДД на сайте. Пригодилась информация?

Ответить#
0

Уважаемый посетитель. Дело в том, что я не занимаюсь вопросами ПДД на сайте. Артуру Саруханову напишите.

Ответить#
0

Со свечой СИ-12РТ сталкивались?

Ответить#
0

Конечно имел дело с ними. Это же штатная свеча и Вихрей и Нептунов была.

Ответить#
0