Красная Армия против вермахта: чьи броневики круче?

В грандиозной кровавой битве народов и моторов заметную, пусть и не главную роль сыграли колесные и полугусеничные бронеавтомобили. Такие машины воевали с обеих сторон: и в Красной Армии, и в вермахте. Они поддерживали пехоту и танковые соединения, выполняли связные, разведывательные, охранные функции.

Отмечая очередной День Победы, вспомним те из машин, на которых сражались наши деды и прадеды, и сравним их с аналогами со стороны противника. Он, к слову, был силен и прекрасно оснащен. Тем почетней и весомей наша Победа!

Самые легкие броневики делали на шасси легковых автомобилей. Такие машины уже уходили в историю, поскольку по многим параметрам (в частности, прочности подвески, проходимости, мощности и защите) не отвечали требованиям военных. Тем не менее в первый период Великой Отечественной легкие машины еще воевали.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильФАИ/БА-20, 1934-1942 год, масса — 1,75-2,32 т. Выпущено 2705 экземпляров всех модификаций. Броня – 4-9 мм, вооружение – пулемет 7,62 мм. Шасси – ГАЗ-А, ГАЗ-М1, двигатель 3,3 л, 40-50 л.с., максимальная скорость — 80-90 км/ч. Существовали модификации для движения по рельсам.
ФАИ/БА-20, 1934-1942 год, масса — 1,75-2,32 т. Выпущено 2705 экземпляров всех модификаций. Броня – 4-9 мм, вооружение – пулемет 7,62 мм. Шасси – ГАЗ-А, ГАЗ-М1, двигатель 3,3 л, 40-50 л.с., максимальная скорость — 80-90 км/ч. Существовали модификации для движения по рельсам.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильKfz 13/Kfz 14, 1933-1935 год, масса – 2,1 т. Броня – 8 мм, вооружение – пулемет 7,92 мм. Шасси – Adler, двигатель 3 л, 60 л.с., максимальная скорость – 70 км/ч. Использовали в начальный период Великой Отечественной.
Kfz 13/Kfz 14, 1933-1935 год, масса – 2,1 т. Броня – 8 мм, вооружение – пулемет 7,92 мм. Шасси – Adler, двигатель 3 л, 60 л.с., максимальная скорость – 70 км/ч. Использовали в начальный период Великой Отечественной.

Средний класс бронеавтомобилей, самый многочисленный в середине 1930-х, – модели на доработанных шасси гражданских грузовиков с колесной формулой 6х4.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильБА-3/БА-6/БА-10, 1933-1941 год, масса – 5,1-5,8 т. Выпущено 3413 экземпляров всех версий и модификаций. Броня – 6-10 мм, вооружение – пушка 45 мм от танка Т-26 и один —два пулемета 7,62 мм. Шасси – ГАЗ-ААА, двигатель 3,3 л, 40-50 л.с., максимальная скорость – 62-68 км/ч. Эти броневики с самой мощной для машин этого класса пушкой, постоянно модернизируя, выпускали в различных модификациях и использовали в Красной Армии вплоть до окончания Второй мировой войны осенью 1945 года.
БА-3/БА-6/БА-10, 1933-1941 год, масса – 5,1-5,8 т. Выпущено 3413 экземпляров всех версий и модификаций. Броня – 6-10 мм, вооружение – пушка 45 мм от танка Т-26 и один —два пулемета 7,62 мм. Шасси – ГАЗ-ААА, двигатель 3,3 л, 40-50 л.с., максимальная скорость – 62-68 км/ч. Эти броневики с самой мощной для машин этого класса пушкой, постоянно модернизируя, выпускали в различных модификациях и использовали в Красной Армии вплоть до окончания Второй мировой войны осенью 1945 года.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильKfz 221/Kfz 222/ Kfz 263 (6 Rad), 1930-1938 год, масса – 6 т. Выпущено 928 экземпляров. Броня – 8 мм, вооружение — пушка 20 мм, пулемет – 7,92 мм. Бронеавтомобили на шасси Bussing делали компании Daimler-Benz, Bussing, Magirus, двигатели – 3,7–4,5 л, 60-70 л.с., максимальная скорость – 62 км/ч. Машины в разных модификациях использовали в вермахте вплоть до 1944 г.
Kfz 221/Kfz 222/ Kfz 263 (6 Rad), 1930-1938 год, масса – 6 т. Выпущено 928 экземпляров. Броня – 8 мм, вооружение — пушка 20 мм, пулемет – 7,92 мм. Бронеавтомобили на шасси Bussing делали компании Daimler-Benz, Bussing, Magirus, двигатели – 3,7–4,5 л, 60-70 л.с., максимальная скорость – 62 км/ч. Машины в разных модификациях использовали в вермахте вплоть до 1944 г.

Создание бронеавтомобиля тяжелого класса в СССР было проблемой из-за отсутствия подходящего шасси и двигателя. Лишь к концу 1930-х подобная машина появилась, но выпуск ее был мизерным.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильБА-11, 1939-1940 год, масса 8,13 т. Выпущено 18 экземпляров (из них – один прототип с экспериментальным дизелем). Броня – 10-13 мм, вооружение – пушка 45 мм и два пулемета 7,62 мм. Шасси – укороченное ЗИС-6 (6х4), двигатель – 93 л.с., максимальная скорость – 64 км/ч.
БА-11, 1939-1940 год, масса 8,13 т. Выпущено 18 экземпляров (из них – один прототип с экспериментальным дизелем). Броня – 10-13 мм, вооружение – пушка 45 мм и два пулемета 7,62 мм. Шасси – укороченное ЗИС-6 (6х4), двигатель – 93 л.с., максимальная скорость – 64 км/ч.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильKfz 231/Kfz 232/ Kfz 233/ Kfz 263 /Kfz 234 (8 Rad), 1939-1944 год, масса 8,3 т. Выпущено около 1000 экземпляров всех модификаций. Броня — 8-15 мм, вооружение – пушка 20 мм и пулемет 7,92 мм, на некоторых версиях — пушки 50 или 75 мм. Двигатель 8-литровый 150-180 л.с., максимальная скорость – 85 км/ч. Единственный восьмиколесный полноприводный бронетранспортер заднемоторной компоновки времен Второй мировой войны и, вероятно, лучшая подобная машина своего времени. Ему бы еще дизель, но подходящего мотора у немцев не было.
Kfz 231/Kfz 232/ Kfz 233/ Kfz 263 /Kfz 234 (8 Rad), 1939-1944 год, масса 8,3 т. Выпущено около 1000 экземпляров всех модификаций. Броня — 8-15 мм, вооружение – пушка 20 мм и пулемет 7,92 мм, на некоторых версиях — пушки 50 или 75 мм. Двигатель 8-литровый 150-180 л.с., максимальная скорость – 85 км/ч. Единственный восьмиколесный полноприводный бронетранспортер заднемоторной компоновки времен Второй мировой войны и, вероятно, лучшая подобная машина своего времени. Ему бы еще дизель, но подходящего мотора у немцев не было.

В классе двухосных полноприводных бронеавтомобилей советская машина БА-64 – первый отечественный броневик подобной конструкции — была значительно легче немецкой, поскольку у нас не было более подходящего шасси колесной формулой 4х4.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильБА-64/БА-64Б, 1942-1946 гг., масса 2,4 т. Выпущено до мая 1945-го – 8174 экземпляра. Броня – 6-12 мм, вооружение – пулемет 7,62 мм. Шасси ГАЗ-64, ГАЗ-67, двигатель – 3,3 л, 50-54 л.с., максимальная скорость – 80 км/ч.
БА-64/БА-64Б, 1942-1946 гг., масса 2,4 т. Выпущено до мая 1945-го – 8174 экземпляра. Броня – 6-12 мм, вооружение – пулемет 7,62 мм. Шасси ГАЗ-64, ГАЗ-67, двигатель – 3,3 л, 50-54 л.с., максимальная скорость – 80 км/ч.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильKfz 221/222/223, 1935-1943 год, масса 4-4,8 т. Выпущено 2118 экземпляров. Броня – 5-8 мм, вооружение – пулемет 7,92 мм или пушка 20 мм. Шасси Horch, двигатели 3,5–3,8 л, 75-90 л.с. Максимальная скорость – 70-80 км/ч.
Kfz 221/222/223, 1935-1943 год, масса 4-4,8 т. Выпущено 2118 экземпляров. Броня – 5-8 мм, вооружение – пулемет 7,92 мм или пушка 20 мм. Шасси Horch, двигатели 3,5–3,8 л, 75-90 л.с. Максимальная скорость – 70-80 км/ч.

В классе более тяжелых разведывательных полноприводных бронеавтомобилей аналогом немецких машин стал американский White, широко использующийся в Красной Армии. В Германии выпускали унифицированное семейство машин колесной формулой 6х4 (Kfz 247 Ausf. A) и 4х4 (Kfz 247 Ausf. B).

бронеавтомобиль

бронеавтомобильWhite M3A1 Scout Car, 1940-1944 год, масса 4 т. Выпущено 20 918 экземпляров (в Красной Армии – более 3000). Броня – 6-13 мм, без штатного вооружения или пулемет 12,7 мм. Двигатель — 5,2 л, 110 л.с. Максимальная скорость – 90 км/ч.
White M3A1 Scout Car, 1940-1944 год, масса 4 т. Выпущено 20 918 экземпляров (в Красной Армии – более 3000). Броня – 6-13 мм, без штатного вооружения или пулемет 12,7 мм. Двигатель — 5,2 л, 110 л.с. Максимальная скорость – 90 км/ч.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильKfz 247, 1937-1939 гг. Масса – 4,46 т. Выпущено 68 экземпляров (из них – 10 колесной формулой 6х4). Броня – 8 мм, без штатного вооружения. Шасси Krupp, Horch, двигатели 3,3-3,8 л, 60-81 л.с. Максимальная скорость – 80 км/ч.
Kfz 247, 1937-1939 гг. Масса – 4,46 т. Выпущено 68 экземпляров (из них – 10 колесной формулой 6х4). Броня – 8 мм, без штатного вооружения. Шасси Krupp, Horch, двигатели 3,3-3,8 л, 60-81 л.с. Максимальная скорость – 80 км/ч.

Тяжелые полугусеничные бронеавтомобили. В Красной Армии в небольших количествах служили американские машины. После Второй мировой войны производство таких моделей постепенно прекратили. Впрочем, в некоторых странах выпуск продолжали еще долго. Так, в Чехословакии бронетранспортеры немецкой конструкции делали до 1962 года.

бронеавтомобиль M2/М3 Half Track

бронеавтомобиль M2/М3 Half TrackM2/М3 Half Track, 1940-1945 гг., масса 9 т. Выпущено 31 176 экземпляров (в Красной Армии – около 350). Броня – 6-13 мм, вооружение – пулеметы 12,7 мм, 7,62 мм. Двигатель – 147 л.с. Максимальная скорость – 72 км/ч.
M2/М3 Half Track, 1940-1945 гг., масса 9 т. Выпущено 31 176 экземпляров (в Красной Армии – около 350). Броня – 6-13 мм, вооружение – пулеметы 12,7 мм, 7,62 мм. Двигатель – 147 л.с. Максимальная скорость – 72 км/ч.

бронеавтомобиль

бронеавтомобильKfz 251, 1939-1944 гг., масса 9,14 т. Выпущено около 16 000 экземпляров. Броня – 8-14,5 мм, вооружение – один или два пулемета 7,92 м. Двигатель Maybach, 4,17 л, 100 л.с. Максимальная скорость – 53 км/ч.
Kfz 251, 1939-1944 гг., масса 9,14 т. Выпущено около 16 000 экземпляров. Броня – 8-14,5 мм, вооружение – один или два пулемета 7,92 м. Двигатель Maybach, 4,17 л, 100 л.с. Максимальная скорость – 53 км/ч.

Подпишитесь на «За рулем» в