«Горбатый» Запорожец и консервная банка

Почему Запорожец называли самой дорогой машиной? За что его любили? И почему презирали?

— Самая дорогая машина — Запорожец: на неё копят всю жизнь!

Бородатая шуточка минувших времен сегодня дойдет не до каждого. Однако же против правды не попрешь: полвека назад люди со средствами (а они были всегда) покупали не Запорожцы, а исключительно Москвичи или даже Волги. «Горбатых» же оставляли тем, кто до этого ездил в лучшем случае на мотоцикле (а чаще — на электричке), а потому втайне грезил о любых четырех колесах с крышей. На улице льет дождь, а ты сел и поехал — о чем еще можно мечтать? Скажу больше: сменить, скажем, Москвич на Волгу — это не так интересно, как впервые в жизни обрести эдакую персональную коробчонку на колесах. Это уже качественный переход, а не количественный. Потому и копили на ЗАЗы порой почти всю жизнь.

Почему «горбатые» пользовались поистину всенародным презрением, для меня загадка по сей день. Как такое могло получиться в стране сильнейшего автомобильного дефицита? Однако же — факт: самым мягким прозвищем была «консервная банка». Если у тебя мотоцикл — ноу проблем, ты мужик и у тебя все нормально. А вот если «горбатый» — фи. Тогда я это чувствовал особенно сильно: сверстники не стеснялись в выражениях касательно голубенькой машинки, которую папа купил в 1965 году. Я как раз окончил третий класс.

Сегодня я смотрю на морду «горбатого» и не вижу в ней ничего уродливого. Мне кажется, что и в современном потоке он не выглядит убожеством — даже, скорее, наоборот. Но тогда все оценивалось иначе.
Сегодня я смотрю на морду «горбатого» и не вижу в ней ничего уродливого. Мне кажется, что и в современном потоке он не выглядит убожеством — даже, скорее, наоборот. Но тогда все оценивалось иначе.

Негативное восприятие машинки усугублялось завываниями двигателя с воздушным охлаждением и «косолапостью» задней подвески. Кроме того, автомобильчик был двухдверным, да еще и без багажника. То, что находилось в носовой части машинки, можно было назвать багажником только условно: там прятались бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов. Поэтому со стороны загрузка в «горбатого» целого семейства с дачной поклажей действительно могла смотреться немножко унизительно: не было автомобиля, но и это — не автомобиль!

Казалось бы, что тут такого? Самая дешевая машина, стоившая как пол-Москвича, и должна быть самой плебейской. Но толпа решительно отказывала «горбатому» в признании его права на существование. А водитель любого автомобиля просто считал своим долгом сильнее нажать на правую педальку, если морда ЗАЗа вдруг начинала увеличиваться в его зеркале заднего вида. Мол, знай свое место!

Между прочим, по международным меркам «горбатый» не был таким уж маленьким. На фоне Победы или даже Москвича — да, невелик, но если сравнивать с 600-м Фиатом или каким-нибудь Моррисом Мини, то — вполне… Другое дело, что перечисленных машинок на наших улицах просто не было, а любой проплывавший рядом ЗИМ казался великаном. Но при этом ширина салона была, насколько я помню, чуть ли не больше, чем у новейших Москвичей-408 и —412. Да и ноги спереди можно было, в общем-то, вытянуть.

Аскетичная приборная панель вызывала у меня чувство благоговения: ведь она реально позволяла управлять какими-то механизмами Автомобиля! Центральный переключатель, насколько я помню, заведовал фарами и подфарниками, а два одинаковых тумблера справа и слева от него — поворотниками и дворниками. Переключатель перед пассажиром управлял автономной печкой.
Аскетичная приборная панель вызывала у меня чувство благоговения: ведь она реально позволяла управлять какими-то механизмами Автомобиля! Центральный переключатель, насколько я помню, заведовал фарами и подфарниками, а два одинаковых тумблера справа и слева от него — поворотниками и дворниками. Переключатель перед пассажиром управлял автономной печкой.

Но тогда я ничего этого не знал. И когда счастливый папа впервые в жизни самостоятельно добрался на «горбатом» до дачи, я залез внутрь и не вылезал до самого вечера. Любопытно, что спустя семь лет, когда Запорожца сменил суперавтомобиль тех времен — ВАЗ-2101 — я этого уже не делал. То ли вырос, то ли ушло ощущение первого в жизни автомобиля, в котором можно было захлопнуть дверь и тем самым отгородиться от внешнего мира. А тогда, сидя в «горбатом», я выучил назначение всех рычажков и ручек (обозначений никаких не было), долго держался за руль и мысленно представлял, что когда-нибудь я выеду на лучшую дорогу — тогда в моем понимании это была Московская кольцевая — и разгонюсь до сумасшедшей скорости в 120 км/ч. Именно столько предлагала оцифровка спидометра. Забегая вперед, отмечу, что один раз стрелка «горбатого» добралась до отметки 105 км/ч. Кстати, одометр был шестизначным, поскольку измерял расстояние с точностью до сотен метров. Владельцы других машин почему-то в это не верили и снисходительно поясняли, что истинный пробег нашего Запорожца в десять раз выше, чем нам кажется.

Главным достоинством «горбатого» в спорах со сверстниками я объявлял его высокую проходимость. Второе место после ГАЗ-69! С этим никто не спорил, а я гордился своей выдумкой, хотя уже и не помню, как до нее додумался. Про независимую заднюю подвеску и V-образный агрегат я тогда не распространялся, потому что абсолютно в этом не разбирался. Впрочем, про солидный клиренс в 175 мм тоже не знал. Зато знал, что мощность мотора — 27 л.с., а требуемый бензин — А-72. Про экономичность я почему-то тоже не думал.

Любая поездка на голубеньком автомобильчике для меня была счастьем. Опять-таки, никто не думал о тесноте и прочих неприятностях. На фото я и моя мама в дальнем, как мне казалось, путешествии — километрах в ста от дома.
Любая поездка на голубеньком автомобильчике для меня была счастьем. Опять-таки, никто не думал о тесноте и прочих неприятностях. На фото я и моя мама в дальнем, как мне казалось, путешествии — километрах в ста от дома.

Но, к сожалению, наш «горбатый» обладал омерзительным характером и хилым здоровьем. Он просто притягивал к себе всевозможные проблемы — в том числе и немыслимые для других автомобилей. В частности, когда какой-то пузатый гаишник потребовал подвезти его до поста, а пассажирскую дверь при этом прикрыл кое-как, то она вскоре распахнулась, повернувшись на 180 градусов. Напоминаю: на «горбатом» двери открывались назад, а не вперед, как у той же Волги. Слабенький ремешок-ограничитель не выдержал и тут же оторвался, а дверь и кузов оказались помятыми. Гаишник произнес неприличную фразу, но извиняться, естественно, не стал. Дескать, это машина дрянная, а не я. 

На ранних «горбатых» сзади была такая вот вентиляция. Затем ее почему-то убрали.
На ранних «горбатых» сзади была такая вот вентиляция. Затем ее почему-то убрали.

Отдельная песня — про перегрев. Явление было массовым — вид «запора», задний капот которого подперт какой-то распоркой, никогда никого не удивлял. Возможно, отчасти была виновата летняя жара и дачные поездки с поклажей: ведь в холодное время года на машинах ездили тогда единицы. Говорили, что во всем был виноват грязный моторный отсек, но что-то мне в это не верится. Никаких масляных корок, удобренных грязью с пухом, у движка нашего горбатого точно не было. Штатные воздуховоды тоже никто не выкидывал. Если сегодня кто-то сможет грамотно расставить акценты в этом вопросе — welcome!

Это еще не всё. Хотя годовой пробег (сугубо летний) нашего автомобильчика не превышал 7000 км, он умудрялся постоянно ломаться, и всякий раз — капитально. То полуось, то коробка… А ремонтироваться негде. Волгари успешно общались с таксопарками, а куда податься на больном «горбатом»? Впрочем, вспоминать про это даже не хочу.

Запорожец у дяди Федора какой-то неправильный: двери открываются в другую сторону. Но первые метры за рулем я проехал в таком же голубеньком автомобильчике — полвека назад. Натерпелся тогда страху — это что-то.
Запорожец у дяди Федора какой-то неправильный: двери открываются в другую сторону. Но первые метры за рулем я проехал в таком же голубеньком автомобильчике — полвека назад. Натерпелся тогда страху — это что-то.

Сегодня, проглядывая публикации по «горбатым», с удивлением вижу, что их называют надежными. Ну, не стану спорить — в конце концов, мои воспоминания касаются только конкретного автомобильчика с номером 23–59 МОТ (даже это помню!). Другие же отмечают такие достоинства, как прочная подвеска, серьезный клиренс, жесткий кузов и автономный отопитель. Но вот по двигателю в Сети царит единодушие: мол, ходит не более 50 тысяч километров до среднего ремонта. Передняя подвеска также считается хлипкой.

Любопытно, что лично знаю как минимум двоих, кто эксплуатирует «горбатых» и сегодня. Автомобильчики сохраняют для владельцев пригретые места в тесных дворах. Алгоритм простой: приехал на «нормальной» машине, завел «горбатого», ткнул его мордой в помойку или куда-то еще, припарковался на освободившееся место и пошел домой. Еще один читатель сообщил, что держит «горбатого» под окном, чтобы каждое утро доезжать на нем до парковки с хранящейся там «вольвой», а вечером приезжать обратно. Ну что тут скажешь — жизнь сегодня такая.

Между прочим, «горбатые» довольно часто мелькали в кино — но, как правило, для эпизодического смеха. Дескать, появился Запорожец — готовься смеяться: нормальный человек на таком не поедет.

Если не путаю, то этот грузинский фильм назывался «Субботний вечер». Смысл глубокий: Берик и Баадур поругались с Кахи и попытались от него удрать на «горбатом». Но Кахи поднял его за задний бампер и удерживал на весу больше суток. Чем кончилось — без понятия. Надеюсь, что грузины помирились.
Если не путаю, то этот грузинский фильм назывался «Субботний вечер». Смысл глубокий: Берик и Баадур поругались с Кахи и попытались от него удрать на «горбатом». Но Кахи поднял его за задний бампер и удерживал на весу больше суток. Чем кончилось — без понятия. Надеюсь, что грузины помирились.

Тот же подход видим с Пирсом Броснаном в роли агента 007. «Горбатого» выбрали явно для издевки. Хотя в фильме и прозвучала фраза типа «Она меня никогда не подводила».

Этот голубенький — из кинобондианы («Золотой глаз»). Там бедолагу чинили посредством молота — наверное, чтобы смешнее было.
Этот голубенький — из кинобондианы («Золотой глаз»). Там бедолагу чинили посредством молота — наверное, чтобы смешнее было.

Единственная, пожалуй, положительная роль досталась бедолаге в знаменитом «Три плюс два», где две симпатичные дамочки прикатили на нем к южному морскому побережью, чтобы нарушить мирный отдых троих джентльменов, прибывших туда ранее на солидной Волге.

В ролях: Нилов, Миронов, Жариков, Фатеева, Кустинская. И, конечно же, «горбатый» — пусть и на заднем плане.
В ролях: Нилов, Миронов, Жариков, Фатеева, Кустинская. И, конечно же, «горбатый» — пусть и на заднем плане.

Какие еще были фильмы? Навскидку — «Ларец Марии Медичи», «Сумка инкассатора», «Сыщик». Но самый классный, на мой взгляд, эпизод, длительностью в несколько секунд, ЗАЗ-965 выдал в фильме Иосифа Хейфица по одноименному рассказу Павла Нилина «Впервые замужем».

Напоминаю — несчастная, никому не нужная женщина, которую выгоняет из квартиры даже собственная дочка, под конец фильма неожиданно встречает немолодого порядочного человека. И вот, когда она радостно спускается со своим узелком по лестнице, хлюпающая носом доченька с интересом подглядывает в окно: как же, ведь мама выходит замуж за мужика, у которого есть Машина! И видит, конечно же... Чайку: ведь всё остальное — это, по ее мнению, не машины. Но из-за Чайки вдруг гордо выезжает «горбатый», увозя двух людей, которым хорошо вдвоем.

Напоследок — пара фактов из нашей с «горбатым» биографии. Как-то мы с папой заехали в школу, где работала мама. И вышло так, что вместе с ней вышла директриса той же школы — хорошая, умная женщина. Она попросила подбросить ее до метро — ну, сели и поехали. Но юмор был в том, что директриса была замужем за очень большим начальником, а потому в машинах уровнем ниже Волги никогда в жизни не ездила. Сначала она честно молчала, но затем все-таки поинтересовалась:

— Владимир Петрович! А почему она так прыгает-то?

А приговор «горбатому» вскоре вынес генерал из ЦНИИ МО, где отец прослужил полжизни. Генерал вылез из служебной Волги правильного цвета, лично проследовал вдоль ряда припаркованных машин к синенькому горбатенькому изделию, и сделал отцу замечание:

— Товарищ Колодочкин! Вы же ученый и офицер! Не позорьте ВВС!

Когда-то за такими машинками стояли в очереди по нескольку лет…
Когда-то за такими машинками стояли в очереди по нескольку лет…

На дворе было начало семидесятых, а потому институтская стоянка ежедневно меняла свой имидж в пользу сверкающих и мощных вазовских «единичек»… В июле 1972 там прибавилась и светло-голубая машинка, которая, после «горбатого», казалась высокоразвитым инопланетянином.

Но все познается в сравнении.

Фото: из архива автора
Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (121)

Самые новые

Спасибо за горбатого!

Ответить#
0

Н-да,с бюджетностью фиатовцы переборщили,хотя тогда многие перебарщивали...

Ответить#
0

Продам (или меняю) душу за «Горбатого»! 968 не предлагать.

Ответить#
0

:)

Ответить#
0

Михаил Владимирович, благодарю за теплую, как сейчас принято говорить «ламповую» статью. Для меня «Запорожец» засветился в фильме про многодетную семью «Однажды 20 лет спустя», с Наталией Гундаревой. Неплохой фильм про «то» время...

Ответить#
+2

Ламповую, говорите?Хороший термин. Спасибо!

Ответить#
0

Любой бюджетный авто притягивал и будет притягивать насмешки. Насмешки людей, как правило, либо совсем не имеющих автомобиль, либо с достатком много выше среднего. Над моей Сандерой тоже смеются. Особенно те, кто купил авто покруче (и не важно, что купили они ее в кредит или б/у 10–15 лет от роду) Мол, страшная недомашина из прошлого века. А мне нормально — летом холодит, зимой греет, на 500–1000 км исправно доставляет, карман не тяготит и не ломается. Я отчетливо понимаю, что есть авто круче и дороже, но меня эта мысль не тяготит совершенно.

Ответить#
+12

Меня удивляют насмешки безлошадных больше всего...

Ответить#
+1

Вы-то купили машину, чтобы ездить! А не понтоваться...

Ответить#
+1

А я бы сказал, что людей, как правило, недалёких.

Ответить#
0

Довелось поездить на ЗАЗ 968 (40 л.с.).
Насчет перегрева... На 968-м были мощные воздухозаборники —"уши", и проблемы перегрева я не наблюдал. Но при этом нужно было следить за положением заслонок на воздухозаборнике, они должны быть открыты в жаркую погоду. Кроме того на двигателе стояли термошторки, они должны быть подняты ( вообще они поднимались автоматически, по мере прогрева). Ну и не следует забывать, что для данного двигателя 100 градусов рабочая температура, критическая- выше 110.
Насчет проходимости, однозначно лучше Москвичей и Жигулей ( как по геометрии так и по нагрузке на ведущие колеса). Но и не Нива, конечно...

Ответить#
+1

Запорожцы держат чтобы место на парковке грел? Это врятли, запчасти на них сложно найти, да и стоят машины дороговато. Дешевле и легче оку взять вместо 965, а вместо 968 жигули. Кстати у оки тоже феноменальная проходимость, бенза она меньше ест и управляемость с динамикой у нее лучше.

Ответить#
+2

Это точно,да еще есть шанс что не заведется + тарахтит на всю «питерскую» ,что может окончиться вандализмом и соответственно затратами на ремонт,а  в худшем случае утилизацию этого корыта+страховка+техосмотр+налог+поддержание в исправном состоянии.Вообщем бессмысленно, затратно и  надуманно для статьи не более...

Ответить#
0

Это не вряд ли, потому что сам знаком с такими людьми, а не передаю сплетни. Никто, к тому же, не говорит, что ЗАЗ для этого где-то искали. Просто остался от кого-то

Ответить#
-1

Отличная, интересная статья!!!! Прочел с большим удовольствием!!!! Все таки это наверное даже не статья, а более что то мемуарное, и от этого читается великолепно!!! Михаил Владимирович, СПАСИБО!!!

Ответить#
+3

Спасибо, Алексей!

Ответить#
0

Михаил Владимирович, ещё посоветую один фильм, в котором один из полноценных героев был «горбатый» — «Акселератка». И сам фильм интересный

Ответить#
0

Да, он там где-то мелькал. Спасибо.

Ответить#
-1

Комментарий удален

#
0

Комментарий удален

#
-1

Эти сеансы групповой ностальгии на страницах главного автомобильного журнала страны это даже не пикейные жилеты, это какой-то сбор старейшин, хотя многие из них даже ещё не седые, но в душе глубокие старики.
Очень характерно для современной России. На тестирование топлива и масел денег нет, но писатель не может не писать, как не дышать, поэтому будем выть на луну, вспоминать молодость и рассуждать, как воткнуть в запор мотор от жигулей, месье знает толк в извращениях.
Tesla, нанотехнологии, диалоговые сигнализации, о чем это? Шайтан-арба!
Пока товарищч Колодочкин не уйдёт на пенсию, это не темы для За рулем.

Ответить#
-17

Г-н невоспитаный человек! Уж извините, но про Теслы, диалоговые системы, топлива и и масла пишу и писал именно я. Но общаться с вами я не желаю —- ни про запорожцы, ни про 98-е бензины. Кто написал про жигулевский мотор в ЗАЗ, мне неведомо. Прощайте.

Ответить#
+8

Михаил, позвольте поблагодарить Вас, за  данную статью, сейчас народ гоняется за раритетами, найти «Горбатого» в отличном состоянии, не  заколхоженного, очень сложно. X

Ответить#
+1

Спасибо, Дмитрий.

Ответить#
-1

Слава, «кто не знает своего прошлого, у того нет будущего»!!! про «теслы и масла с топливом» уже написано перенаписано великое множество статей, а тут небольшой отступ в прошлое. и да, вас лично никто не заставляет читать!!!

Ответить#
+2

Не тратьте время, Алексей. У этого дорого человека было определенное желание, и он его исполнил.

Ответить#
+4

Да, наверное, это действительно так.

Ответить#
0

Удачи!

Ответить#
-1

Спасибо!! Взаимно!!!

Ответить#
0

«Tesla, нанотехнологии, диалоговые сигнализации, о чем это?»

А ни о чем. Tesla — дорогущая игрушка на батарейках, кто мог и хотел ее купить — уже купили, завод в убытке. Нанотехнологии — тема для передач на рен-тв. Диалоговые сигнализации взламывают.
Вы «не с того конца» смотрите. Темы, которые вы здесь обозначили, муссируются где угодно, и кем угодно. А в главном автомобильном журнале должен быть «дух автомобилизма». Иначе он превратится просто в свалку, по сути, рекламы, явной и не очень...

Ответить#
+6

Опять дурачок зашел...

Ответить#
-1

Что плохого в том, что бы узнать историю автомобиля. тем что раньше было, как жили люди. Так же раскрывают тему, почему он не был популярен у народа. Не читайте данные статьи, или насильно заставляют. Что касается масел, не от журнала зависит их качество, а от законодательной власти, которая позволяет торговать суррогатом из одной бочки, так же и  бензин на заправках.

Ответить#
+2

А что тебе не понравилось-то? Просто промычать что-то захотелось, умник?

Ответить#
+6

Горбатый был воздушного охлаждения. Но в отличии от обычных, нормальных машин с водяной рубашкой двигателя, у «горбатого» было оребрение картера! — вот оно-то у бол;шенства было забито, а 40% теплового потока должно было уходить как раз через картер! Друг ездил на «горбатом» до начала 2000-х и НИКОГДА не открывал капот — раз в неделю загонял машину на работе в цех и струей пара под давлением чистил радиатор картера...

Ответить#
+2

Ничего удивительного, если учесть, что прибор показывает температуру масла в картере (если быть точным, то в поддоне картера), вернее, самого картера, ибо датчик непосредственно в него ввинчен.

Ответить#
0

В Горбатом был только пассажиром в детстве, лето, жара, в деревню едем. У самого был первый авто 968м, 30 л.с.( купленный с у знакомого за 150 евро). На ТО сказали все хорошо, только СО не соответствует, пришлось с покойным братом(моторист) скинуть двиг, купить ему новые кольца, и машина прошла спокойно техосмотр.

Ответить#
0

А ничего не изменилось в итоге: как мелкие автомобильчики не котировались в России, так и не котируются. Киа Пиканто — «не автомобиль», Смарт —"не автомобиль", все, что не дотягивает по размерам до условного B-класса,  — "не автомобиль". И корни такого презрения ко всему компактному кроются в 70 годах СССР, когда экономия на чем-то выражалась в размерах этого чего-то — будь то квартира, сан. узел в ней или автомобиль: "больше — значит круче!!!"
Плюс еще и совковое понятие "универсальности" — когда на одной и той же машине и на работу, и на дачу, и в отпуск к морю. Потому что денег нанять для дачи Газель, а для отпуска взять в прокат микроавтобус — нет.
Менталитет такой. Вот и приходится по-прежнему забивать гвозди микроскопом, а большой королевской печатью орехи колоть...

Ответить#
+2

Илюша, ты сам, никак, уже поменял свой здоровенный быдланский круз на компактный европейский спарк или ему подобное? А то как-то не очень красиво получается.

Ответить#
+1

Так вы по заветам вашего продажного трололо-сообщества — начните с себя:)
А еще у меня Октавия есть — завидуйте молча:)
Кстати, в отличие от всяких тролляк, я не призываю никого продавать Мондео, например, чтобы купить, например Фиесту:)
А вам и подать-то нечего, вот вы и беситесь:)

Ответить#
-2

«экономия на чем-то выражалась в размерах этого чего-то»

Не в экономии дело. В СССР деньги были у многих, даже на «Волгу», а вот возможностей купить машину — гораздо у меньшего количества людей. «Копейку» было проще «достать», чем «трёшку», а «трёшку» — проще, чем «шестерку». «Волга» — та вообще для «избранных». «Мерилом крутости» был «блат», а не деньги. То же касалось и квартир и всего остального. А сейчас «блат» былой силы не имеет, но желание «выпендриться» уже в генах. На первый план вышла толщина кошелька...

Ответить#
+8

Простите, а дефицит, он от чего случался?
Как раз от экономии на всем, кроме «оборонки».
А хрущевские 33 квадратных метра — это что, от большой заботы о площади застройки?
Да нет, просто надо было строить как можно дешевле, чтобы на сэкономленные деньги построить больше танков.
А а строить нужно было не только дешево, но и много, чтобы совки, расселенные в 33 квадратных метра из коммуналок усердно работали на постройке тех самых танков.
Так что причина была в тотальной экономии на людях в угоду никому не нужному раздуванию ВПК, чтобы «показать кузькину мать этим капиталистам».
Ну и как? Показали?
Все, что нужно было для нормального существования людей, в СССР выпускали по остаточному принципу. От этого, в итоге, Союз и развалился.
Что характерно, сейчас-то в этом плане не стльно лучше.

Ответить#
+6

Дефицит случился от того, что денег в стране не было. Слишком много их уходило «дружественным странам», но надо было всему миру показать, какие мы богатые. Сами без штанов, зато «братским народам» помогаем. Сырье да сельхозпродукция, вот и все статьи доходов, как, впрочем, и сейчас. 33 квадратных метра — действительно от стремления впихнуть как можно больше людей в как можно меньшую площадь за минимально короткое время. Наращивание работы ВПК было необходимо для сохранения паритета с нашими заклятыми «друзьями». Союз развалился. А было ли это союзом, вот в чем вопрос. Республики «на бумаге» имели право выйти из Союза, но на деле и помыслить об этом не могли...

Ответить#
0

Ну да. Сейчас-то уже чего после драки-то кулаками махать?...

Ответить#
+2

Маленький автомобиль ещё и в случае аварии слабо защищает пассажиров.А аварии,иногда,всё же случаются.

Ответить#
+2

Вот есть большой УАЗ Патриот, который водителя при ДТП либо убивает, либо ломает ему ноги, либо все это вместе.
И есть маленький Фиат 500 или даже Смарт, которые таких вещей не делают.
Такое ли уж сильное значение имеет размер ТС в свете вышеозвученных фактов?

Ответить#
-7

Если коротко и образно,то можно сказать — на КрАЗе подушка безопасности не нужна.А на Оке она не поможет.

Ответить#
0

Можно еще короче:
В 2017-м КРАЗ не нужен. Ока тоже не нужна.
Так же как Форд Т не нужен в 2017-м.

Ответить#
0

Это исторически получилось. Автомобиль приобретался на все случаи жизни: и себя возить, и мешки с картошкой, и все семейство сразу. А потому он обязан был быть большим...

Ответить#
+5

Ну так сейчас-то все то же самое.

Ответить#
+1

Только хочу отметить, что я, при всем притом —- за ВПК. В истории было много скотов, которые разваливали все одним указом...

Ответить#
+2

Знаете, я тоже за ВПК. Только ВПК сейчас — это не ракеты, самолеты и бомбы. Это высокие технологии.
Сейчас же получается, что мы гордимся тем, что у нас есть (условно) самый большой в мире каменный топор.
Да, он огромный и внушительно выглядит, да, крупнее нашего топора в мире ни у кого топора нет.

Но это, зараза, просто каменный топор.

Что же касается развала СССР, то я, изучив вопрос, пришел к выводу, что дело-то было не в Беловежском акте и не в указе про суверенитет.

И доживи даже Андропов до начала 90-х, Союз все равно бы развалился в силу обострившихся внутренних противоречий и провала плановой экономики, просто куда более болезненно. Например, поимели бы полноценную войну с прибалтами, а то и с Украиной уже тогда.

Как вариант, Андропов смог бы силой удержать Союз, но тогда на выходе получилась бы Северная Корея.

И так плохо, и этак нехорошо.

Ответить#
+2

А предложения?

Ответить#
0

Для начала — меньше гордиться каменным топором.
Затем — начать развивать технологии.
Не «осваивать бюджеты» на них, а реально развивать.
А дальше увидим чей технологический топор в итоге окажется круче.

Самая интересная победа в любой из игр серии «Цивилизация» — культурно-экономическая. Она же — самая труднодостижимая.

Ответить#
+1

Илья! Это как сухой закон: идея хорошая, но не работает... Надо работать и не надо воровать —- так, да? Дело за небольшим : претворить в жизнь. А как?

Ответить#
+1

А сухой закон по сути своей не так плох.
Вопрос контроля соблюдения. Ни американцы в 1920-х, ни наш минеральный секретарь в 1980-х просто не смогли контролировать процесс.
Американцам не хватило техники и людей, а Горбачёву, пардон, яиц.
При всем при этом рождаемость в СССР в период сухого закона выросла, смертность и травматизм на производстве сократились. Да — ценой разоренных Крымских виноградников, да — ценой многих сотен поломанных судеб, и уже за то, что Горбачову не хватило духа довести проект до конца, ему будет вечный позор. Шансы-то были.
Но я отвлекся.
В России нужен свой Ли Куан Ю. Сильная личность, которая желает прогрессорствовать. Да, будут перегибы, да будет жесть.
Но в итоге будет порядок и процветание.

Ответить#
+2

"...начать развивать технологии"

Беда в том, что пока СССР строил "светлое будущее", другие развивали эти самые технологии. И вдруг оказалось, что все уже "развито" и, самое главное, запатентовано...

Ответить#
0

1. СССР не строил «светлого будущего». Он строил «коммунизм» для узкой группы ограниченных людей.
А вся остальная группа людей могла продолжать стоять в очередях за обувью и туалетной бумагой — «узкой группе» было [у нас не ругаются].
2. Давайте же не станем повторять ошибок прошлого. Со строительством «светлого будущего» в России как-то не задалось (вместо него уже дважды провели Олимпиаду) — предлагаю сосредоточиться на суровом настоящем: сделаем так, чтобы наши спутники были летающими, а не водоплавающими, чтобы GLONASS все хотели добровольно, а не из-под палки, чтобы у ветеранов было жилье, у пенсионеров — достойная пенсия, а у врачей, учителей и военных — зарплата?
И чтобы что-то запатентовать, нужно сначала это что-то изобрести. Кто ж виноват, что наши ученые изобретали в основном способы как свалить из СССР?

Ответить#
+1

Илья —- как вам свою книжку подарить? Просто так? «Это » Вперед, Россия!" которая... А то вас все-таки сильно в категоричности заносит.

Ответить#
0

Если она издавалась, то наверняка есть в интернет-библиотеках. Если есть на Литресе, то я ее просто куплю.
«Вперед, Россия»? Это полное название?

Насчет категоричности — контингент сайта к этому вынуждает: не признают люди умеренной точки зрения.
Или «Мы Д'Артаньяны, а все — п.....сы», либо никак.

Гордиться Родиной можно и должно, но не тогда, когда все поводы для гордости примерно 70-летней давности.
Не спорю, в СССР было много хорошего, но в равной степени было много и того, чем не то что гордиться нельзя — рассказывать стыдно.

Ответить#
+1

«Кто ж виноват, что наши ученые изобретали в основном способы как свалить из СССР?»

Тот же, кому работа наших ученых была нафиг не нужна, а была нужна «пятилетка в 4 года». Ученые хотели заниматься наукой, что-то новое изобретать и внедрять. А раз родной стране их знания и усилия оказались не нужны, то как им быть? В дворники подаваться?

Ответить#
0

Давно известно: чем сильнее в стране армия, тем более дружелюбны соседи по планете.

Ответить#
+2

Ну вот у Северной Кореи шикарная армия. И как? Все очень к ним дружелюбны?

Ответить#
+1

Что у Северной Кореи шикарное? Выжившие от старости из ума генералы, фанерные макеты военной техники и солдаты-фанатики? Дружелюбие к такой армии может дорого обернуться...

Ответить#
0

Так у нас, что ли, сильно лучше?
Армата не глохнет, «Кузнецов» не дымит?

А если не видно особой разницы, откуда взяться большему дружелюбию по отношению к нам, чем по отношению к северокорейцам?

Ответить#
-1

Глохнет и дымит — не беда. Перестанет.
Разница есть, и огромная. Наша армия со «времен царя Гороха» ни на кого первой не нападала, всегда только защищалась. А у Северной Кореи невменяемое руководство и атомная бомба, которую они угрожают применить первыми, ибо с голодухи и от безысходности у этих «строителей коммунизма» крышу сносит...

Ответить#
+1

Правда?
А не наша ли армия в 1962-м спровоцировала Карибский Кризис?
А не наша ли армия ввела танки в Прагу в 1968-м?
А из чьего Бука сбили Боинг два года назад?

А куда за последние 50 лет вторгались северокорейцы?
Чем мы были лучше них 27 лет назад? Голодные неадекваты с атомной бомбой. А что сейчас? Мы сильно сытнее жить стали, а в Кремле сплошь адекватники сидят? И бомба осталась. Так чем мы принципиально лучше северокорейцев?

Прежде чем делать громкие заявления, изучите матчасть:)

Ответить#
-2

За такие слова тебе твоё тупое рыло надо бить часто и регулярно

Ответить#
0

Набивалка не выросла, путриоты убогие:)
Все, что вы можете регулярно делать, это [у нас не ругаются] в комментах и дрочить на ВАЗ:)

Ответить#
0

Илья! Извините, но сейчас вы [у нас не ругаются] полную несете.

Ответить#
+1

Михаил, простите, но без аргументов я такую вашу позицию не приму.

Ответить#
0

А что, в 62-м СССР на кого-то напал? Кубу оккупировал? Так кубинцы сами позвали. А вот звали ли турки американцев, чтобы у себя их ракеты разместить — это вопрос. Про Прагу — да, тут вы в чем-то правы, хотя, по сути, это была большая внутрипартийная «разборка». «Буки» сами по себе не стреляют. Из автоматов Калашникова сколько народа постреляно? 27 лет назад мы никому не угрожали запустить ракеты, если нас не накормят. И тем мы принципиально лучше, что не превратили СССР в такую же «Северную Корею», ибо сохранение Союза мирным путем было вряд ли возможно. Насчет «сытнее жить»... Стали. Уже то, что многочасовых очередей в пустых магазинах не стало — огромное достижение.

Ответить#
0

Я так понял «Или мы размещаем у вас на Кубе ракеты, или перестаем вас дотировать» — это газывается «сами позвали»?
У турок хоть экономика своя есть, их Штаты не кормят как СССР в свое время Кубу.
Буки сами не стреляют, их с обученным экипажем в комплекте выдают. Это из «калаша» любая обезьяна палить сможет — он под обезьян и делался. Не сравнивайте несравнимое.
Насчет очередей: то, что люди в них не стоят, не означает, что всем всего хватает.
Советский пенсионер не мог есть досыта потому что у него не было связей, российский не может потому, что денег нет. Чем одно другого лучше? Тем, что визуально на полках изобилие?
Так вы найдите среди этого «изобилия» продукты без консервантов.
Нет, мы пока лучше Северной Кореи. Но только пока.

Ответить#
+1

«Советский пенсионер не мог есть досыта потому что у него не было связей, российский не может потому, что денег нет. Чем одно другого лучше?»

А вы возьмите, и разделите нынешние цены, пенсии и зарплаты бюджетников на 100. И за редким исключением получите почти в точности советские цены, пенсии и зарплаты.

Ответить#
0

То есть, вы считаете, что это хорошо, что пенсии и зарплаты за 26 лет не выросли?
И насчет цифр — можно подробнее? Кажется мне, что вы пользуетесь справочником Потолочного:)

Ответить#
0

А вы поинтересуйтесь теми ценами у старшего поколения.

Ответить#
0

«Буки сами не стреляют, их с обученным экипажем в комплекте выдают.»

Да вы что? Сколько всякого разного оружия Россия продает, и все идет в комплекте с экипажем?? ))))

Ответить#
0

Или обучает местных.
Есть ли разница?
В случае с Боингом времени на обучение явно не было. Следовательно, был экипаж.

Ответить#
0

«Буки» шли и на экспорт. Так что обученный экипаж не обязательно должен быть российским...

Ответить#
0

Когда произошла революция, американцы стали проявлять агрессию. И чтобы избежать американской оккупации, Куба нас позвала. Дотации уже потом...

Ответить#
0

Я так понял, революция там без помощи СССР произошла, да?)

Ответить#
0

Не суть важно. Главное — что СССР не насильно размещал там ракеты.

Ответить#
0

Правда?
Так может, и США тоже везде свои ракеты и базы «не насильно» размещает?
Откуда такая уверенность, что совки были хорошие, а америкосы — плохие?
Как по мне, так и те и эти были в равной степени овнюками.

Ответить#
0

Ну да, ну да... Это ж мы везде лезем, куда нас не просят, и «устанавливаем демократию» с помощью бомбёжек! Вы уже, наверное, какой-нибудь новейший учебник истории почитали, в коем написано, что это СССР бомбил Хиросиму и Нагасаки, а не США...
Всегдашняя политика Америки — давать своим «сателлитам» все, что попросят, взамен на безоговорочное подчинение. И ниоткуда они не уходят, не оставив своей военной базы.

Ответить#
0

Без!

Ответить#
0

Ой ли?

Ответить#
0

По вопросу сухого закона я, пожалуй, соглашусь с Капланом. Хотя всё остальное мне глубоко чуждо.

Ответить#
0

Сухой закон осуществить невозможно до тех пор, пока народ хочет бухать. Пьют-то от безделия, безысходности и нервных стрессов. Кабы все это устранить — сухой закон был бы не нужен.

Ответить#
+1

Ой, да ладно. Бухать будут всегда — не от горя, так от радости или от скуки. Всеобщее процветание — не панацея от пьянства, скорее — профилактика.
А «сухой закон», как и любой закон вообще, работает только тогда, когда процент его исполнения населением стремится к сотне. И вот тут нужен тотальный контроль. На который ни у кого и никогда яиц не хватит.
Чтобы перекрыть контрабанду, чтобы прижать самогонщиков и наркобарыг, чтобы сделать так, что бухать стало бы так же стыдно как под кустом на улице [у нас не ругаются].
И проблему решают всегда комплексно: нельзя вылечить диарею путем ограничения доступа к толчку или втыкания пробок в опы. У нас же как всегда принимается толтко половина закона: «запретить», а как обеспечить исполнение  — " это уже частности". Вот и имеем то, что имеем.

Ответить#
+1

Вот-вот. Именно от скуки и ничегонеделанья всё пьянство и наркомания. От радости и даже с горя чем-то занятые люди неделями бухать не смогут, ибо им просто некогда будет этим заниматься.

Ответить#
+1

Как сказал классик: «Блажен, кто верует — тепло ему на свете»:)

Ответить#
0

А вы что, постоянно бухаете, раз столь категоричны? ))

Ответить#
0

Именно это я и имею в виду.

Ответить#
0

Насчет развала согласен.Но всё же о товарах народного потребления следовало бы задумываться и грамотнее балансировать экономику стоило бы.Глядишь и не развалился бы СССР.

Ответить#
+1

Совершенно согласен. Но тогда вожди лишились бы основного повода заставлять народ «строить коммунизм», если бы в Союзе и при социализме было всего вдосталь.

Ответить#
0

А вот статья про «похороны» запорожцев,анекдоты ссылка

Ответить#
+1

Ока,по нынешним меркам,воспринимается примерно также,как когда-то «горбатый».Если бы встал выбор что брать — 968 с двигателем Оки или Оку — то тогда уж лучше 968й с оковским двигателем.

Ответить#
0

С двухцилиндровым, что ли? Да мелковат как-то. И вообще, ставить на него двигатель водяного охлаждения сзади... Проблем немало выплывает. Видел с Жигулёвскими двигателями. Не вдохновляет.

Ответить#
0

У нас в городе был такой запорожец — то ли с жигулевским,то ли с москвичовским двигателем — не помню,школьником был.Помню,что у него была самодельно удлинённая «корма».Я даже не видел как там внутри под капотом у него.Но,по-видимому,проблема как-то решалась с водяным охлаждением.Потому и считаю,что 2х цилиндровый должен вписаться так,что моторный отсек переделывать не придется.Ну а лошадок у Оки почти столько же — даже больше,чем у 30ки получается.У Оки же тоже два вида — 650 и 750см3.Последний,думаю,подошел бы — должно хватать.Как понимаю,получится даже экономичнее родного.

Ответить#
0

Проблему с охлаждением решить не так-то просто. При заднем расположении двигателя. Чуть что не так — и перегрев обеспечен. Нужны специальные аэродинамические исследования. Один мой знакомый такие проводил. Плюс задние колёса будут перегружены с Жигулёвским двигателем. Да и полуоси будут ломаться. И вообще, проблем масса выплывет. А с двигателем от Оки тянуть будет хуже, чем с родным. Где объём 1,2, а где 0,65 или 0,75. Даже если максимальная мощность одинакова. А то она и меньше даже выйдет. Лучше уж родной двигатель.

Ответить#
0

Проблему охлаждения некоторые умельцы решали установкой масляного радиатора.

Ответить#
0

Я имел в виду проблему с жидкостной системой охлаждения, если установить инородный двигатель. А что касается масляного радиатора на Запорожцах... Поскольку прибор показывает температуру масла в картере, то если прогнать масло через радиатор, то его температура существенно снизится. А вот фактическая температура цилиндров и головок... Тут сложнее определить.

Ответить#
0

Дак в чем проблема та? Ставим электровентилятор на радиатор. Если он будет постоянно молотить, то никакого перегрева не будет. Как сейчас то машины в пробках с кондиционерами живут? Там же тоже никакого потока воздуха нет, а нагрузка идет от компрессора и периодически при троганиях.

Ответить#
0

Это так кажется, что нет проблем. А вообще, дело не только в притоке холодного воздуха, а ещё и в отводе горячего. А  с постоянно вращающимся электровентилятором ездить как-то не комильфо.

Ответить#
0

966/968 были утилитарными не столько из-за вида,сколько из-за тарахтящего движка.Им бы мотор от Оки — по габаритам и лошадкам вполне бы подошел,и уже не так бы воспринимался.

Ответить#
0

Машинка была очень милой и даже фамильные слабоустранимые хронические болячки не лишали ее звания «автомобиль».
А отношение окружающих к данной марке формировала немалая часть их владельцев определенного генотипа. Даже был очень характерный художественный фильм в советское время , где главный герой — упёртый правдоискатель , ездил на запорожце и постоянно держал в багажнике деревянное ружьё.
Для адекватного гомосапиенса тех времён , Запорожец мог быть проходным моментом его жизни, но долгая осознанная совместная жизнь с данным авто в тех условиях была почти однозначным диагнозом владельцу.
Победить надолго болячки данного авто было не под силу даже очень и очень технически одаренным и образованным людям. Ежегодная переборка мотора, переборка передней подвески с заменой втулок, переборка КПП , замена полуосей , переборках печки не гарантировали ,что следующий сезон пройдёт без поломок и поездок на «галстуке».
К великому сожалению фамильная ломучесть сумела инфицировать и его переднеприводной потомка —Таврию"
Всем удачи на дороге и жизни!

Ответить#
+2

Про Таврию это вы зря. Её выпускали в первозданном виде с90 по 98 год и она действительно была шляпой — сплошная оптимизация, воровство и отсутствие культуры производства. Когда пришли корейцы, они конструктивно ничего не поменяли, однако поменяли краску, типы резины и пластмассы, марки сталей. И убрали молотки и кувалды с конвеера.
«Корейские» Таврии, которые перестали выпускать в 2006 году, до сих пор ездят.

С другой стороны, после ухода корейцев стало хуже. В 2013 году, по словам заводчан, сход машин с конвеера был 65% — остальное на доработку и правку.
Кто может сказать, какой этот показатель на других заводах?

Ответить#
0

В целом, пожалуй, согласен. Хотя все равно не понимаю, как в условиях бедности и дефицита можно было зариться только на более дорогие машинки

Ответить#
0

"...но все же это была машина, автомобиль, экипаж, который, как говорил Остап, при всех своих недостатках способен, однако, иногда двигаться по улицам без помощи лошадей."

И. Ильф, Е. Петров. "Золотой теленок"

Ответить#
+4

Да, конечно —- и очень многие о ней мечтали

Ответить#
0

«Этот голубенький — из кинобондианы („Золотой глаз“). Там бедолагу чинили посредством молота — наверное, чтобы смешнее было.»

Понятно, что кувалда киношная.Только когда ею вдарили по корпусу вентилятора — машина завелась, а не вентилятор разлетелся вдребезги! Попробовали бы они так вдарить по двигателю «Ягуара»! Он бы уже никогда не завелся. ))) Есть, чем гордиться, раз в «их» представлении советские машины такие крепкие! ))))

Ответить#
0

Сделали бы на нем хорошую шумоизляцию моторного отсека!.. «Тридцатки» выли своим вентилятором, как самолеты. «Сороковки» уже не такими шумными были, да и понадежней они. У отца был «ушастик» красивого табачного цвета (кстати, никогда я больше никаких машин такого цвета не видел!), так каждую неделю мы с ним в гараже. То торсион лопнет, то полуось, то идиотское крепление маховика ослабнет, то пластмассовая шестерня привода балансировочного вала зубья потеряет. Папа под машиной, я смотрю. )) Перегрев — отдельная история, и возникал часто по вине владельца. Даже неправильно установленные шайбы в воздушном фильтре приводили к перегреву. Не говоря уже о неправильно установленных после переборки двигателя цилиндрах и удаленных «за ненадобностью» жестяных кожухов-воздуховодов. Когда отец раздобыл двигатель «сорокапятку», и мы придумали, как зафиксировать треклятый болт маховика, то съездили на нашем «ушастике» от Н. Тагила до Ленинграда к родственникам и обратно без единой поломки! Где ни остановимся — нам все говорили: «Ну вы ненормальные!» )))

Ответить#
+1

Я помню, ехал как-то на тридцатке через участок, посыпанный свежим гравием. На классике бы забуксовал точно. А этот прошёл только так!

Ответить#
0

«Этот» мог по перепаханному полю скакать как сайгак, а вот многие нынешние «внедорожники» там завязнут!

Ответить#
+1

Почему-то многие то ли не знают,то ли забыли,что утилитарнее «запорожца» была машина — мотоколяска С-3Д (эС Три Дэ).Горбатый не долго совсем выпускался — всего 9лет — мало даже по нынешним меркам.А ушастые и мыльницы утилитарными были в меньшей степени.
Может и совпадение,но по повести Павла Нилина — «Дурь»,был снят фильм «Единственная»,где в главной автомобильной роли фигурирует утилитарный грузовик-тягач «Колхида» Каз 608.

Ответить#
0

Мотоколяска все-таки не продавалась, насколько я понимаю.

Ответить#
0

Так её никто бы и не покупал.Видел полуразобранные во дворах валяющиеся корпуса.Значит при желании приобрести было все же возможно.Сейчас точно купить можно ссылка Хотя эту продукцию серпуховского завода,в основном,распределяло государство.Выпускалась она 27 лет — с 1970–1997 — в 3 раза дольше «горбатого».

Ответить#
0

Ну, а я успешно «позорил» НИИАЭ своим ушастиком. Впрочем, вернемся к горбатому и байкам о нем. Вот рассказ нижегородца Леонида Привера, услышанный мной от него в далекие 70-е: «Еду я, значит, домой из Прибалтики по ночному шоссе, хиленькие фары освещают на пару десятков метров ровное шоссе, скорость под 100. Вдруг, в ужасе замечаю лежащее поперек дороги бревно!!! Успел только зажмуриться перед неизбежной смертью. Но мой Запор снёс бревно с громким хлопком и легким потрясыванием... Торможу дрожащей ногой, выхожу посмотреть, что с машиной? Ни вмятинки, даже бампер цел! Иду к бревну, а это... просто виток из рулона рубероида...»

Ответить#
+2

Запорожцы несмотря на их малые размеры, никак нельзя было назвать экономичными.

Ответить#
0

Тогда бензин А-72 стоил 7 копеек литр. А в 60-е вообще 6.

Ответить#
0

5,5, если не путаю. Тогда за экономичностью не очень-то следили...

Ответить#
0

Это при скорости 40 км/ч? На сороковку-ушастик при такой скорости указывали расход 5,9. В реальной эксплуатации они до 10-ти литров ели. Горбатый, может, поменьше.

Ответить#
0

Двигатели горбатых, я помню, не имели ремонтных размеров вкладышей. Случись что, приходилось менять коленвал. Правда, находились умельцы, приспосабливали вкладыши от Москвича. Но те были баббитовыми. А Запорожцу баббит как-то не очень подходил.

Ответить#
+1

В фильме Королева бензоколонки можно увидеть ранний вариант ЗАЗ-965. С другими подфарниками и двигателем 746 куб.см. У них и два глушителя было.

Ответить#
0