Кто кого нагреет?

КТО КОГО НАГРЕЕТ?

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Расследование

КТО КОГО НАГРЕЕТ?

Редакционную дизельную «четверку» мы перегрели в Барнауле. Впрысковую «девятку» — в Москве. Столь разные автомобили в столь разных условиях одолел один недуг — отказ термостата.

Максим САЧКОВ

Судя по опыту техцентров «За рулем», читательским письмам, информации от СТО, термостат — едва ли не самое слабое звено в системе охлаждения. Выяснить причину распространенных неисправностей мы решили на владимирской земле, непосредственно у производителя — Ставровского завода автотракторного оборудования, поставщика российских автозаводов. С собой прихватили два неисправных термостата. Заводские специалисты, выслушав рассказ об их судьбе, предложили провести экспертизу.

Первый испытуемый отработал на редакционной «четверке» 13 тыс. км. Сначала проверили, при какой температуре придет в движение основной клапан — другими словами, когда «Тосол» пойдет по большому кругу. Для нового «жигулевского» термостата эта точка 80±2°С. Правда, узлы, отработавшие более 10 000 циклов (эквивалент 15–20 тысяч пройденных километров), получают поблажку — максимальная температура поднимается до 85°С. Наш термостат не уложился и в этот показатель, «зашевелившись» только на один градус позже. Интересно, на сколько откроется основной клапан — у исправного узла ход штока должен быть не меньше 8–8,5 мм. Прибор показал всего 3,1 мм. Значит, путь жидкости по большому кругу был открыт только наполовину — именно поэтому двигатель перегревался на некоторых режимах.

Второй термостат снят с нового VAZ 21093 после первых 800 км. Проверили скорость полного открытия основного клапана, опустив термостат в кипящую воду. По заводским требованиям шток должен переместиться за минуту на 8 мм. Он отмерил всего 1,5 мм и остановился... чем еще раз доказал полную неработоспособность узла.

Распилили корпус, чтобы взглянуть на «потроха» термостата. Здесь вроде все в порядке — детали не деформированы, пайка не вызывает подозрений. Идем глубже. Виновница неисправностей — резиновая втулка — пряталась в термосиловом элементе. В месте соединения с металлической шайбой резина отслоилась, нарушилась герметичность элемента и наполнитель (специальный воск с алюминиевой пудрой) начал потихоньку покидать «стаканчик». Ход штока быстро укорачивался — основной клапан открывался все меньше и меньше. В точности такой же дефект нашли во втором термостате.

Вероятно, это не единственная, но, пожалуй, самая массовая их болезнь. Втулки, вызывающие неисправности большинства узлов, ставровскому заводу поставляют три предприятия-смежника. Выходит, все они — виновники того, что Ставрово, а следом за ним и потребители страдают от брака. Может, нужен кто-то четвертый?

Собственно, автомобилистам нет дела до смежников. Перегрев двигатель, они ругнут ВАЗ — и поделом, ведь за конечный продукт отвечает он. Кто располагает дополнительной информацией, помянет недобрым словом Ставрово — тоже правильно: со своими поставщиками, вина которых очевидна, должны разбираться там.

Вот пусть заводы сообща и решают проблему — благо, им она хорошо известна. Можно найти новых смежников, можно ввести «драконовский» (и единственно правильный, кстати) входной контроль — ставровцы, во всяком случае, этим озабочены. Надеемся, их меры окажутся действенными: узлы перестанут выходить из строя, водители испытывать неудобства, заводы — кивать друг на друга... а журнал «За рулем» проведет расследование: отчего у нас так хороши термостаты?

Составные части термостата: а — корпус; б — термосиловой элемент; в — байпасный клапан; г — основной клапан.

Так устроен термосиловой элемент (сверху вниз): шток, резиновая втулка, наполнитель, «стаканчик». Охлаждающая жидкость омывает стенки «стаканчика». Восковой наполнитель внутри него расширяется и давит на резиновую втулку, которая постепенно выталкивает из себя металлический шток.

Наиболее частая причина отказа термостатов — плохое соединение металлической шайбы и резиновой втулки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии