Перестроения: о чем молчат ПДД?

Будучи за рулем, мы даже не задумываемся, сколько раз перестраиваемся из ряда в ряд. Делаем это автоматически. В большинстве случаев такие маневры безопасны, но иногда приводят к авариям.

Для начала немного теории. Давайте разберемся, что такое перестроение и как его правильно выполнять. Обратимся к Правилам дорожного движения:

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В Правилах нет определения «ряда движения», но, полагаю, понятно, что это расположение нескольких автомобилей на одной условной линии по ходу движения. По действующим стандартам ширина полосы движения может варьироваться от 3 до 3,75 метра. Получается, в одной полосе может поместиться и два ряда автомобилей. Правда, будет тесно и достаточно опасно. Тем не менее в Правилах не существует запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе. Этим обычно пользуются мотоциклисты. При этом выезд из занимаемого ряда, даже если вы не покинули своей полосы, также считается перестроением.

Поворот из второго ряда

Поворот из второго ряда

Поворот из второго рядаПравила запрещают перестроение через сплошную линию разметки. Самое распространенное нарушение — поворот (как и перестроение) не из того ряда.
Правила запрещают перестроение через сплошную линию разметки. Самое распространенное нарушение — поворот (как и перестроение) не из того ряда.

А что, если ширина полосы позволяет двигаться в два ряда? При этом, если из этой полосы разрешен поворот направо или налево, встает вопрос, а можно ли поворачивать пусть и с «правильной» полосы, но из второго ряда? Пункт 8.5 Правил говорит о том, что водитель перед поворотом обязан занять именно крайнее положение на проезжей части. Не полосы, как считают многие.

Поворот из второго ряда

Поворот из второго рядаЕсли вы, к примеру, двигаетесь в левом ряду правой полосы, перед поворотом нужно перестроиться к крайний правый ряд.
Если вы, к примеру, двигаетесь в левом ряду правой полосы, перед поворотом нужно перестроиться к крайний правый ряд.

Зона парковки

В Правилах установлены случаи, когда запрещено пересекать определенные типы разметки: 1.1 (разделяет транспортные потоки), 1.2.1 (обозначает край проезжей части, при этом допускается пересечение этой линии для остановки в разрешенных местах) и 1.3 (разделяет противоположные потоки, когда для движения 4 и более полос). Однако в определении к разметке 1.1 указано, что этой линией обозначаются и границы стояночных мест. То есть, двигаясь по парковочной разметке, можно попасть на 500-рублевый штраф (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Однако, если говорить откровенно, кто из нас, когда паркуется, не наезжает на эту разметку? Сюда же относятся и островки, определяющие начало и окончание зоны парковки.

Парковка

ПарковкаПарковочные места обозначаются разметкой 1.1, которую Правила запрещают пересекать.
Парковочные места обозначаются разметкой 1.1, которую Правила запрещают пересекать.

Не трамвай!

Удивительно, но многие водители искренне считают, что двигаться по трамвайным путям полностью запрещено. На самом деле это не так. Пункт 9.6 Правил гласит: «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления». Однако если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (определяют направление движения по полосе), ехать по трамвайным путям через перекресток нельзя. Учтите, что, к примеру, в Москве такие знаки установлены практически на каждом перекрестке.

Движение по трамвайным путям

Движение по трамвайным путямРазметки, запрещающей движение по трамвайным путям попутного направления, на этом участке нет, а вот знаки перед перекрестком вынуждают водителей освободить трамвайные пути.
Разметки, запрещающей движение по трамвайным путям попутного направления, на этом участке нет, а вот знаки перед перекрестком вынуждают водителей освободить трамвайные пути.

А теперь рассмотрим типичные аварийные ситуации.

Выезд на дорогу с разгонной полосы или обочины

В чем опасность? Мы начинаем движение со скоростью, меньшей, чем едет основной поток, в который планируем «вклиниться». Нужно одновременно искать свободное пространство на нужной полосе и смотреть вперед, так как прямо перед вами может возникнуть какое-нибудь препятствие.

Наиболее типичные аварии в таких местах — это боковые столкновения и попутные «паровозики». Если вы выезжаете на основную дорогу и притираете автомобиль, двигающийся прямо по своей полосе или ряду, вина будет на вас.

Авария

АварияБольшинство мелких аварий — следствие нарушений правил при перестроении.
Большинство мелких аварий — следствие нарушений правил при перестроении.

Если вы успели выехать на основную дорогу, заняли свою полосу, но водитель другого автомобиля из-за вашего резкого маневра не успел затормозить и причалил вам в корму, вина также будет на вас. Правда, только в теории. Ведь Правила в этой ситуации требуют уступить дорогу тому, кто имеет преимущество. То есть, если водитель вынужден был из-за вашего перестроения резко тормозить или менять направление движения, вина ваша. Но на практике все происходит с точностью до наоборот. В аварии обвиняют, как правило, того, кто «пристроился» сзади. Единственное, что может помочь в таких случаях, это запись с видеорегистратора, где видно небезопасное перестроение.

Многократная смена полосы движения

В этом случае риск боковых столкновений очень высок. Представьте такую картину. Вы, к примеру, двигаетесь в крайней левой полосе многорядной дороги. По какой-то причине вы прозевали свой поворот направо. Точнее, не прозевали, а поняли, что поворот вот он, за несколько десятков метров впереди, и по всем раскладам вы должны были бы уже находиться в крайней правой полосе (и в крайне правом положении, как того требуют правила). Что делать? Вариантов два.

Первый и самый безопасный — проехать до следующего поворота, не делая резких движений. Второй — все же перестроиться в правый ряд за достаточно короткое время. Если дорога свободна, то после включения указателя поворота можно «резаться» через все полосы по прямой к своей цели. Правила это не запрещают. Но дороги, как правило, у нас загружены, поэтому придется протискиваться через плотный поток. Здесь все как и при разовом перестроении. Единственное, что бы я добавил, так это не выключать сигнал поворота до окончания маневра. Да еще и перестраиваться этапами: заняли соседнюю полосу или ряд, проехали немного прямо, затем пошли дальше. И так далее, пока не окажемся в нужной полосе. Главное, не перестраиваться вслепую, когда ваш автомобиль находится под таким углом, что происходящее в соседнем ряду не видно даже в боковое зеркало. Вот как это бывает:

Одновременное перестроение

Много споров у водителей, а часто и аварийных ситуаций, вызывает обоюдное перестроение. Представим следующую картину. Вы двигаетесь по трехполосной дороге в крайней левой полосе и начинаете перестроение в среднюю. А с крайней правой полосы в среднюю же перестраивается другой водитель. Кто кого пропустить должен?

Пункт 8.4 ПДД говорит о том, что при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется водитель автомобиля справа. Поэтому при перестроении на многополосной дороге (как одноразовом, так и многоразовом) внимательно смотрите не только на ту полосу, в которую собираетесь выехать, но и на соседние. Если видите, что водитель справа начинает маневр, придется занять второй номер. Понятно, что уступать тому, кто начал перестроение справа, нужно лишь в том случае, если ваши траектории пересекаются, то есть возможен боковой контакт.

Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно помнить:

  • При перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется прямолинейно по той полосе, на которую вы собираетесь выехать. Ваши действия не должны заставлять других водителей резко тормозить или менять траекторию движения.
  • Помните, что при одновременном перестроении преимущество у того, кто справа.
  • Перестроение возможно только тогда, когда это позволяет дорожная разметка. Проехались через сплошную (парковочная разметка не в счет), будьте готовы получить «письмо счастья» со штрафом. Камер-то сейчас в городах и весях не сосчитать. Многие из них обучены фиксировать и такие нарушения.
  • И конечно, прежде, чем приступить к перестроению, нужно включить указатель поворота. Это важно. Именно включенный поворотник говорит другим водителям о ваших намерениях.

Как действовать в нестандартных ситуациях? Об этом — в подборке публикаций «Сам себе адвокат: скорая правовая помощь автовладельцу».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (48)

Самые новые

«Если вы успели выехать на основную дорогу, заняли свою полосу, но водитель другого автомобиля из-за вашего резкого маневра не успел затормозить и причалил вам в корму, вина также будет на вас. Правда, только в теории. Ведь Правила в этой ситуации требуют уступить дорогу тому, кто имеет преимущество. То есть, если водитель вынужден был из-за вашего перестроения резко тормозить или менять направление движения, вина ваша. Но на практике все происходит с точностью до наоборот. В аварии обвиняют, как правило, того, кто „пристроился“ сзади.»

Я поражен. Небрежное трактование ПДД в Вашем заявлении.

1. «Ведь Правила в этой ситуации требуют уступить дорогу тому, кто имеет преимущество.»
А он и имеет преимущество, раз Вы выезжаете с полосы разгона на основную проезжую часть, и если он в Вас врезался, то Вы не предоставили ему преимущественного права в движении.

2. «То есть, если водитель вынужден был из-за вашего перестроения резко тормозить или менять направление движения, вина ваша.»
Вина Ваша в любом случае. Если водитель сзади не успел притормозить и в Вас, как Вы говорите, «причалил», то Вы не уступили ему дорогу при перестроении. Читайте внимательно термин «Уступить дорогу», где сказано, что изменение направления движения или скорости и есть создание помехи, то есть неуступление дороги. А РЕЗКОЕ изменение направления движения или скорости — это уже создание аварийной ситуации, которая в ПДД никак не оговорена, а присутствует только в Кодексе Административных Правонарушений.
Просто заинтересованные консультанты сформировали мнение судей, что задний всегда виноват, чтобы не заморачиваться с подробным разбором каждого происшествия и определением виновного, а одним росчерком пера ускорить процесс оформления ДТП и назначения виновного.

Жаль, что в Ваших ПДД нет термина «Маневр». Там тоже есть интересные моменты, ставящие под сомнение вину заднего водителя.
Так же жаль, что в Ваших ПДД нет пункта «Запрещается перестроение, в результате которого создается опасная дистанция».

Ответить#
0

«Тем не менее в Правилах не существует запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе».
Как так? Написано же "... имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд". Не в два, а только в один ряд по полосе, обозначенной или не обозначенной разметкой.
А мотоциклисты могут двигаться в два ряда потому, что мотоцикл — не автомобиль и на него данное ограничение не действует.

Ответить#
0

«достаточную для движения автомобилей в один ряд», — это минимальная ширина полосы. В этом определении не сказано, что не может быть больше одного ряда.

Ответить#
0

Эх, «О чем молчат ПДД». У нас плюют даже на то, о чем они кричат. В моем городе в пятницу произошло ДТП: водитель Газели, выйдя на обгон через сплошную под железнодорожным мостом, врезался в Рено. Далее. В городе есть 2 участка с круговым движением. И наблюдается интереснейшая ситуация: на одном и том же круге, на первом съезде, олени едут направо (съезжают с круга) из среднего ряда через сплошную, а на втором съезде (точно таком же) все свято соблюдают Правила. Почему?! Нормальные люди Правила знают, а недоумкам не нужно ничего разъяснять — они и так не соблюдают.

Ответить#
+6

Подскажите, если основной на светофоре — красный, а направо горит зеленая стрелка, должны ли пропускать тех, кто на основной зеленый разворачивается?
У тех, кто поворачивает на стрелку, еще висит знак главной дороги.
Мое мнение — должны пропускать. Пункт правил 13.5.
Спрашиваю, потому что у нас в Нижнем Новгороде есть именно такое место. Проблема в том, что практически НИКТО, кроме машин автошкол, никогда не пропускает. Постоянно стараются ехать первыми и еще ругаются когда им «не уступают».

Ответить#
0

Сами спросили, и сами ответили по п.13.5.

Если горит светофор, то не имеет значения какой знак висит.
Светофоры отменяют знаки приоритета.

В ПДД есть ответы на ВСЕ вопросы, на ВСЕ — читайте.....

Ответить#
+2

Спрашивал потому что может есть что-то еще неучтенное...
Получается что никто правила не соблюдает. по привычке скорее...

Ответить#
+1

Все ездят не по правилам, а по понятиям. Поворачивающий на стрелку считает «Я у разворачивающегося теперь справа, он должен меня пропустить». Так же считает разворачивающийся на основной зеленый сигнал.

Ответить#
0

А с чего это 1.2.1 пересекать запрещено? Если она не обозначает разделительную полосу, то для съезда на обочину, для остановки или стоянки запрета нет.

Ответить#
+5

Да, конечно, 1.2.1 можно пересекать для остановки на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Ответить#
-1

Вы там ПДД читаете? Или придумываете?

Ответить#
0

Разметку 1.1 пересекать запрещаеться. Границы направляющих островков ( разметка 1.16.1–1.16.3) обозначены разметкой 1.1. Читайте ГОСТ. Парковочные места обозначены разметкой 1.1.

Ответить#
+3

Упустил этот момент. Спасибо за замечание. Уже глаза замылились) Текст поправил.

Ответить#
-2

Автор несет несусветный бред!
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в ОДИН ряд."
... при этом дальше:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
...
про какой поворот направо, вмещающий несколько машин можно говорить, если (как минимум в Москве и крупных городах) на всех перекрестках указаны количество полос для движения, даже если эти полосы не нарисованы!!!

Ответить#
+4

Не совсем понял, что вы имеете в виду. В Москве достаточно много мест, где в одной полосе, в том числе и той, из которой поворачивают направо, могут свободно поместить параллельно два автомобиля. Тогда как в ПДД написано, что перед поворотом направо водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. То есть, не просто поворачивать из соответствующей полосы, но и из крайнего положения на ней.

Ответить#
+3

Да,есть такие долбоумники,которые не соблюдая интервал,упорно лезут в притирку,и пытаются из одной полосы сделать две.

Ответить#
0

Это сделано для того, чтобы автобусы и другие автомобили могли свободно объехать стоящего при правом повороте, не мешая соседнему ряду.

Ответить#
0

Если Вы вчитаетесь в правило, то пункт 9.1. говорит, что количество полос определяется знаками. По этому не надо говорить о «достаточном количестве мест, где могут поместиться несколько автомобилей». А там где не знаками — то поворот всегда только из крайнего правого положения. Вот и всё. Нет необходимости искать какие-то нестыковки в правилах там, где их нет.

Ответить#
+1

Ну, понятно всё, если разметка есть, знаки. У нас в Воронеже часто так — четыре ряда (два по полосе, два по обочине) прут, правые ряды быстрее гораздо, а потом, опппа — одна полоса в один ряд — объезд ремонта путепровода и все 4 — в один, причём изо дня в день уже 1,5 месяца, картина Репина, правильным оказывается по траектории левый ряд, НО справа все самые умные и маршрутки и городские ЖКХ (мусоровозы и др.) и строители на донгфенгах и камазах — и НАПЛЕВАТЬ ВСЕМ НА ВАШИ ПРАВИЛА, главное у нас «ВЫ, ДЕБИЛЫ, СТОЙТЕ, А Я ПОЕХАЛ, МНЕ НУЖНЕЕ, МНЕ НАДО».

Ответить#
+10

Это везде так, к сожалению.

Ответить#
+1

Потому что «самые правильные» никогда не пропустят,и другие,уступая им будут стоять вечно.Но если их поменять местами-то все те «правильные» будут лезть ещё хуже.

Ответить#
-1

Лучше бы расказали «нововзращенным» о том что включеннный поворотник не даёт преимущества на дороге. А то они чуть не с кулаками кидаются, шумят- я мол дескать поворотник же включил.
А щё не мешает им поведать что поворачивать на перекрёстке следует не «срезая угол» из своей полосы в свою полосу ,не начиная манёвр на встречке.
Да и про" не занимай левый ряд при свободном правом", увы но никто не помнит.

Ответить#
+19

Хуже когда и поворотники не включают, а сразу лезут в ваш ряд. Как правило, это большие дыжыпы)

Ответить#
+1

«Лучше бы расказали „нововзращенным“ о том что включеннный поворотник не даёт преимущества на дороге.»

Да, настало время когда для наших людей в инструкции к микроволновке нужно писать предупреждение о сушке в ней животных. Раньше над этим смеялись.

Ответить#
+1

Звучит пафосно, но тем не менее; правила кровью писаны. Для нормального, опытного водителя, всё о чём Вы написали, в порядке вещей. Моё мнение: надо ввести обязательное, прохождение курса адекватных тренажёров, после, которого, каждый двухлетка сможет понять — он, на дороге, щенок (в большинстве, среди щенков). Езжу 35 лет (километров по 400 в день). Не наглых,! «щенков» всегда прощаю. Наглых просчитываю и пытаюсь накзать. Как правило, получается. У меня, ж опыта болше!

Ответить#
+2

«Учительствовать» на дороге это моветон.
Неужели не поняли за 35 лет?

Ответить#
+11

Лучше я, без зла, поучу, чем с таким же, как он, по уши вляпается. Беда в том, что третьих лиц подставить могут, а я безопасность всегда чту. Если вижу, что мозгов совсем нет, могу и отпустить

Ответить#
+2

«Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно помнить:

•При перестроении вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется прямолинейно по той полосе, на которую вы собираетесь выехать. Ваши действия не должны заставлять других водителей резко тормозить или менять траекторию движения.
•Помните, что при одновременном перестроении преимущество у того, кто справа.
•Перестроение возможно только тогда, когда это позволяет дорожная разметка. Проехались через сплошную (парковочная разметка не в счет), будьте готовы получить „письмо счастья“ со штрафом. Камер-то сейчас в городах и весях не сосчитать. Многие из них обучены фиксировать и такие нарушения.
•И конечно, прежде, чем приступить к перестроению, нужно включить указатель поворота. Это важно. Именно включенный поворотник говорит другим водителям о ваших намерениях.»(С) Смирнов Сергей.

Гениально — подводя итог просто банально напомнить ПДД.
И стоило из-за такого «итога» по напоминанию ПДД «огород городить» ? Или к авансу срочно нужно было абы-что вывалить на гора ?

Ответить#
0

А почему это парковочные места не в счет?! Какой разметкой они обозначены?! 1.1 а ее пересекать нельзя. Ваши аргументы?

Ответить#
0

Поверьте, напоминание положений ПДД весьма полезно. Я и сам периодически некоторые моменты забываю. И не стыжусь этого, открываю и перечитываю.

Ответить#
0

Почаще перечитывайте, повнимательнее, не пытаясь заниматься толкованием ПДД, а понимая их буквально и дословно, дабы в дальнейшем не продолжать городить огород из ничего на пустом месте ....

Очень поддерживаю два комментария выше !

«Виктор
Вы там ПДД читаете? Или придумываете?
Сегодня, в 11:56„(С)

„Алексей
Автор несет несусветный бред!
Сегодня, в 11:10„(С)

Не в бровь, а в глаз — прямо в яблочко !

Ответить#
0

Т-образный перекресток ссылка.
Мы едем по главной дороге и поворачиваем налево по главной же (см ссылку — виден знак). Но после перекрестка дорога имеет по одной полосе в каждом направлении. Мы поворачиваем налево с крайней левой полосы, а соседний автомобиль — с крайней правой. Естественно наши траектории сошлись в одной точке. Кто будет признан виновным?

Ответить#
0

Тот, кто будет справа, ибо пункт 8.5 ПДД «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.»

Ответить#
+3

А этот случай вас с толку не собьет ссылка ? Здесь я тоже должен перестроиться на правую полосу двигаясь по главной для поворота направо? А может больше подходит п. 8.4 об одновременном перестроении в моем первом примере? И в этом случае вина ляжет на водителя который как раз по вашему ответу перестроился на левую полосу для поворота налево? А?

Ответить#
0

Пункт 8.5 ПДД «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.»
В приведенном по ссылке примере осуществляется именно поворот. Знака движения по полосам отсутствует, значит крайне правое положение в крайне правой полосе.

Ответить#
+1

Зачет. Я придерживаюсь такого же мнения. Но часто на этом перекрестке выслушиваю неодобрительные сигналы.

Ответить#
0

Да не стоит на таких сигналящих внимания обращать))

Ответить#
0

Тот кто справа и будет виноват, соглашусь с Lumi

Ответить#
0

Спасибо. Часто езжу на данном перекрестке. Очень много водителей которые заруливают налево с правой полосы, после перекрестка возникают конфликты (аварии, кстати, редки из-за малых скоростей после поворота). Аргументируют, что едут по главной на главную же, а дальше применяется п.8.4.

Ответить#
+1

Суть вопроса та же, что у меня)))

Ответить#
0

Отлично. Я с иллюстрациями.

Ответить#
+2

Если дорога 2 главная,то Водитель А уже на ней Водитель Б должен уступить.

Ответить#
-1

Там светофор. И это не так важно, не перекресток они могут выехать одновременно.

Ответить#
-1

А вот такой вопрос. На дороге1 по одной полосе в каждую сторону, но в полосе умещаются 2 машины = 2 ряда. Дорога1 примыкает к дороге2 с 2 полосами в каждом направлении. Водитель А поворачивает налево из крайне-левого положения дороги1 в правый ряд дороги2 (имеет право, ПДД не регламентируют, в какой из рядов поворачивать при повороте налево) и ему в бок приезжает водитель Б, который поворачивал с той же дороги1, но из крайне-правого положения, т.е. из правого ряда. Кто виноват? Б — потому что правого ряда поворачивал или А — потому что не пропустил машину справа, не смотря на то, что А никуда не перестраивался?

Ответить#
0

В ПДД прописано из какого ряда водитель должен совершать маневр разворота и поворота налево, это прописано в пункте 8.5 ПДД «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.»

Ответить#
0

Это понятно. Но нарушающий и лезущий с правого ряда налево не будет считаться помехой справа?

Ответить#
0

Не будет

Ответить#
+1

Виноват «Б„потому,что из правого ряда поворачивал.

Ответить#
+1