Свист под капотом, или Горе от ремня

Что может случиться с ремнем привода вспомогательных агрегатов и на что повлияет его неисправность?

Итоги прошедшего сезона: отцовский ремень с пряжкой признан лучшим Учителем года.

Народный юмор

К чему приводят ремни?

Думаю, каждый житель многоэтажного дома не раз слышал препротивнейший визг, который порой издает автомобиль с только что запущенным двигателем. Как правило, источник визга во всех случаях один, и находится он под капотом. Это ремень привода вспомогательных агрегатов.

Последним из известных широкой общественности двигателей, у которого привод всех вспомогательных агрегатов осуществлялся шестернями и валами, был знаменитый В-2. Он устанавливался на лучший танк Второй мировой войны — Т-34. А поскольку воевала вся страна, то и двигатель можно считать общеизвестным.

Много воды утекло с тех пор. Вспомогательные агрегаты автомобилей, от насоса охлаждающей жидкости (который тогда можно было смело называть водяным) или генератора, долгое время приводились в движение клиновыми ремнями. У тяжелых грузовиков, помимо прочего, нужно было еще вращать компрессор пневматических тормозов и гидроусилитель рулевого управления. Поэтому число клиновых ремней на грузовиках было достаточно велико.

На двигателе знаменитого ЗИЛ-130 применялось три клиновых ремня — каждый со своим способом натяжения.
На двигателе знаменитого ЗИЛ-130 применялось три клиновых ремня — каждый со своим способом натяжения.

Способность передавать нагрузку у клиновых ремней ограничивала высота ручья шкива — чем она больше, тем сильнее материал деформировался. Чтобы уменьшить деформацию, стали применять клиновые ремни с внутренней поверхностью, выполненной в форме зубцов.

Современные схемы

Со временем количество агрегатов, нуждающихся в приводе от коленчатого вала автомобиля, стало увеличиваться. Даже если не принимать во внимание такую экзотику, как наддув с помощью волновых обменников давления типа Comprex (такие встречались на двигателях автомобилей Mazda в девяностые), достаточно вспомнить хотя бы компрессор кондиционера.

Так вот, когда количество агрегатов, нуждающихся в приводе, стало достаточно велико, а размещать их следовало в компактных моторных отсеках, тогда и стали применять поликлиновые ремни. За счет использования множества поверхностей трения такие ремни смогли передавать гораздо большие крутящие моменты. Это позволило обходиться одним ремнем, который последовательно обегал шкивы всех агрегатов. Чаще всего применяется шестиклиновой ремень, хотя встречаются и конструкции с количеством клиньев от 3 до 9. Применение одного ремня снижает стоимость привода за счет установки только одного натяжителя. К тому же такая конструкция компактнее многоременной. Поэтому к настоящему времени поликлиновые ремни почти полностью вытеснили клиновые ремни. В подавляющем большинстве современных автомобилей один поликлиновой ремень приводит все вспомогательные агрегаты, установленные на двигателе. Хотя встречаются и конструкции с двумя поликлиновыми ремнями.Обычно отдельный ремень приводит в движение агрегат, который устанавливают не на все модификации двигателей (автомобилей).

Привод насоса гидроусилителя рулевого управления на двигателе Chevrolet Cobalt производится небольшим отдельным ремнем.
Привод насоса гидроусилителя рулевого управления на двигателе Chevrolet Cobalt производится небольшим отдельным ремнем.

Цепные надежнее?

Бытует мнение, что цепной привод газораспределительного механизма надежнее ременного. Но не следует забывать, что насос охлаждающей жидкости при этом вращается ремнем привода вспомогательных агрегатов. И, соответственно, при его обрыве доехать удастся только до обочины, да и то по инерции.

Типичный современный мотор Hyundai Solaris имеет цепной привод газораспределительного механизма. Но «ахиллесова помпа» приводится ремнем.
Типичный современный мотор Hyundai Solaris имеет цепной привод газораспределительного механизма. Но «ахиллесова помпа» приводится ремнем.

А вот в двигателях, где привод ГРМ ременный, вращение помпы может быть и от зубчатого ремня, и от ремня привода вспомогательных агрегатов. При этом за ремнем ГРМ обычно в процессе эксплуатации следят тщательнее. К тому же он лучше защищен от внешних факторов: работает в замкнутом пространстве (закрыт кожухами). Поэтому насос системы охлаждения, работающий от ремня ГРМ — надежней. С другой стороны, возможна ситуация, когда развалившийся насос приведет к обрыву ремня ГРМ.

Приводной ремень Chevrolet Lacetti вращает большинство вспомогательных агрегатов...
Приводной ремень Chevrolet Lacetti вращает большинство вспомогательных агрегатов...

...но помпу приводит ремень ГРМ.
...но помпу приводит ремень ГРМ.

Причины визга

Итак, вернемся к вопросу о визге ремней. Первое и непреложное правило: исправный ременный привод должен работать практически беззвучно. Пищать может или неправильно отрегулированный ремень (если вы вчера были на сервисе и вам его меняли), или ремень изношенный (и, значит, вы на СТО не были очень давно). Возможно, звук издают натяжные либо обводные ролики ремня. Например, лично видел, как на 1,6-литровом двигателе Мерседеса С-класса прошлого поколения ролик ремня начал визжать при каждом утреннем запуске мотора после пробега в 1 (!) тысячу километров. Владельцу машины удалось заменить ролик по гарантии, но осадочек остался. Приходилось видеть и ремни, в канавки которых были вдавлены многочисленные мелкие камешки. Они не порвали ремень, но явились причиной свиста и ускоренного износа шкивов.

Так выглядят исправные поверхности шкива и ремня.
Так выглядят исправные поверхности шкива и ремня.

Замена ремня

Для замены изношенных ремней привода вспомогательных агрегатов советую использовать только ремни, точно подходящие по размеру. Не поддавайтесь на уговоры продавцов, которые утверждают, что ремень «почти такой же». Даже небольшие погрешности по длине приведут или к невозможности установить ремень, или к его неправильному натяжению.

Двигатель Гранты с кондиционером. Красным обведена опора силового агрегата.
Двигатель Гранты с кондиционером. Красным обведена опора силового агрегата.

У разных автомобилей замена ремней сопряжена с теми или иными трудностями. Рекомендую ознакомиться с инструкцией по замене ремня к своему автомобилю. Это позволит либо сэкономить деньги при техобслуживании (на рассказ о том, что мастеру пришлось разобрать полмашины, вы уже не поведетесь), либо поменять ремень самому. Встречаются, правда, и довольно сложные схемы расположения приводных ремней. Особенно проблемна конструкция, при которой сквозь кольцо ремня проходит опора двигателя. Например, двигатели Калины и Приоры с кондиционером.

На двигателе Приоры, как и на Гранте с кондиционером, ремень привода вспомогательных агрегатов пронзен правой опорой силового агрегата.
На двигателе Приоры, как и на Гранте с кондиционером, ремень привода вспомогательных агрегатов пронзен правой опорой силового агрегата.

Замена ремня требует вывешивания двигателя и демонтажа правой опоры силового агрегата. «Виртуозы» протаскивают ремень сквозь щель, не снимая опору полностью, но важно не повредить сие резинотехническое изделие при установке.

Натяжение ремня

Всего существует три варианта правильного натягивания ремней привода вспомогательных агрегатов.

  • Ремни, которые нельзя натянуть. Широкое применение таких ремней практикует Ford. Ставились они и на некоторые модификации Лады Гранты. Аналогичный принцип применен и на Весте. Это, пожалуй, наихудший тип ремней. Предположим, в дальней дороге у вас началось проскальзывание ремня, а подтянуть его нельзя — только замена. Неизвестно, что закончится раньше: ремень или дорога.

Процесс «закатывания» ремня на шкивы Гранты. Приходится проворачивать двигатель и одновременно направлять ремень. Без помощника не обойтись! Справедливости ради скажу, что на Весте ставить ремень немного легче. Там есть специальный натяжной элемент, который, к сожалению, не имеет регулировки, а потому натягивает ремень только на фиксированную величину.
Процесс «закатывания» ремня на шкивы Гранты. Приходится проворачивать двигатель и одновременно направлять ремень. Без помощника не обойтись! Справедливости ради скажу, что на Весте ставить ремень немного легче. Там есть специальный натяжной элемент, который, к сожалению, не имеет регулировки, а потому натягивает ремень только на фиксированную величину.

  • Ремни с автоматическими натяжителями. Отличный принцип, позволяющий всегда обеспечивать ремню должное натяжение. Ресурс такого дуэта максимален. Но если уж при наличии автоматики вы услышите писк ремня, то пора задуматься о замене ремня, а возможно и натяжителя.

Натяжитель ремня двухлитрового двигателя Renault. Такой можно встретить, например, на Дастерах.
Натяжитель ремня двухлитрового двигателя Renault. Такой можно встретить, например, на Дастерах.

  • Системы с ручной регулировкой натяжения ремня. Встречаются не только на отечественных автомобилях. Например, на известном японском 1,6-литровом двигателе, установленном на Nissan Note, автору пришлось регулировать визжащий ремень после пробега всего в 12 тыс. км. А на отечественных автомобилях, например на Ладе Гранте (Калине) с кондиционером, можно применить способ натяжения, позволяющий натянуть ремень в меру, но не более того.

В случае с ручным натяжителем ремень привода вспомогательных агрегатов следует устанавливать так. Натянув ремень явно слабее нормы, пускаем двигатель и включаем кондиционер — нагрузка на ремень растет, и он начинает повизгивать. Прямо на работающем двигателе (соблюдая осторожность) вращаем натяжитель приводного ремня до исчезновения посторонних звуков. Останавливаем двигатель и законтриваем натяжитель. Можно еще раз проверить натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов, запустив двигатель и дав максимальную нагрузку на ремень (кондиционером и включением всех потребителей электроэнергии в автомобиле).

Расскажите в комментариях о том, с какими неприятностями вам пришлось столкнуться из-за приводного ремня и как вы с ними справились. Приходилось ли добираться до места ремонта без ремня?

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (17)

Самые новые

Как заметил автор,у меня на 82 тыс.пробега немецкого Форда Фокуса произошло именно заклинивание помпы,в результате чего ремень слез с орбиты,мотор вышел на 120 градусов,кое как доехал до мастерской,заменили прокладку мотора и при замене ремня мастера совершили ошибку,приведшую к загибу клапанов-токарь их расточил заново и тут дело приняло неожиданный оборот-в общем,стала ощущаться некая слабая тряска мотора,подумали,что через 5–10 тыс пробега клапаны притрутся и сядут на место,но прошло уже 30 тыс.пробега,а тряска не исчезла,и теперь уже очевидно,что момент загиба клапанов видимо подействовал и на подушки двигателя и именно с того дня они полноценно не исполняют свои функции гасить колебания на  моторе.
Кстати,ремень на 80 тыс пробега выглядел как новенький,просто из-за сложности установки заменил его на новый.а так спокойно можно было бы ехать где=то еще пол-пробега

Ответить#
0

Было всё! Обрыв ремня ГРМ в 21091 с пробегом примерно в 150тыс.км. т.к. машина приехала из Германии; загнутые клапаны в трёх цилиндрах бонусом!))). Через пару лет развалившаяся помпа на том же авто, но успел, заглушил мотор и поехал в ремонт на галстуке. А для себя вывел рецепт: покупать только ремни «с именем» и менять почаще.
Сейчас, на иномарках предпочитаю цепь. Поликлиновый ремень меняю по степени визуального износа, получается где то в 40–50тыс. км.
И всегда удивляюсь людям со свистящими ремнями — неужели трудно потратить 200–300 руб и 30 минут времени для замены?

Ответить#
0

Из за заклинившей помпы на ВАЗ-2108 срезало зубцы ремня ГРМ. Приятного мало. Хоть 83-ий движок и не страдал. На Ниссане с двигателем QG-15 был случай... Обгоняю автобус, режим «кик-даун», слышу впереди (где-то) звук, похожий на хлёст бича. Страшного, вроде, ничего не случилось. Дома заглянул под капот, и увидел полремня. Разрыв повдоль.

Ответить#
0

На ВАЗ (см. фото выше) натяжение происходит роликом на литом кронштейне, который притянут к блоку через пластиковую втулку (для легкости скольжения). Так вот, это соединение ослабевает — кронштейн перекашивается.
Это так же, как не зачищать прилегающие поверхности помпы и блока от старого герметика — помпа оказывается перекошена. Страдает ремень ГРМ.

Ответить#
+1

Да, сталкивался с таким перевалом.

Ответить#
+1

При поиске источника свиста, удобно использовать обычную воду, аккуратной струйкой подаем в зазор между шкивом и ремнем по ходу вращения,если свист сразу прекращается — однозначно ремень, если ролики- свист остается.
Спреи для устранения свиста ремней тоже работают, только для долговременного результата необходимо обрабатывать ремень на"холодную" : "полить ремень на остановленном моторе либо сразу после пуска холодного остановить его и выждать 10–20 минут ,для впитывания средства в ремень. На перегретом ремне и шкивах средство на долго не задерживается и эффект кратковременный.
"Мертвый " аккумулятор может убить ремень за несколько дней ,в том числе и поэтому свист ремня надо ВСЕГДА рассматривать сначала, как следствие посторонних проблем,а уже при исключении их,рассматривать сам ремень ,как причину.
Всем удачи на дороге и жизни!

Ответить#
+12

Правила натяжения ремня «по стреле прогиба» в корне не верны!Нужно смотреть по моменту проскальзывания какого-нибудь шкива по динамометрическому ключу. Натяжение должно быть таким,чтобы не было проскальзывания и в тоже время минимальным.Чем меньше натяжение — тем меньше износ ремня и подшипников,а значит и надёжность выше!Есть даже формула несущей способности подшипников.Причем износ для шарикоподшипников находится в степени большей чем кубическая (если не ошибаюсь 3,3)Т.е. если увеличить натяжение в 2 раза — износ возрастает почти в 10 раз (теоретически)Привод натяжителя тоже неправильный.Чтоб натянуть нужны целые «процедуры» с ключами-монтировками.А нужно что-то типа барашка-крутилки — чтобы при свисте парой оборотов можно было бы это устранить не перетягивая лишнего даже не переодеваясь — лучше прямо из кабины (в идеале).Помимо свиста проскальзывание определяется по нагреву шкива.Если «аж вода шипит» — это явно пробуксовывает.Попадались даже посиневшие шкивы.
Свистит чаще всего шкив генератора сразу после запуска,т.к. аккумулятор потребляет, сразу после пуска,большой ток.Генераторы-то сейчас мощные.Несколько раз попадались генераторы,у которых передний подшипник аж заклинил,от того,что выплавилась смазка и сгорели резиновые крышечки-сальники — жар от шкива передавался валу,а с вала подшипнику (!)

Ответить#
+4

А когда это все хозяйство нагреется и изменит свои геометрические размеры, то придется барашек опять докручивать?))

Ответить#
0

Для того он и нужен в удобном месте.Подкрутил с небольшим запасом — и до следующего раза...

Ответить#
0

Странные аргументы про ремень ГРМ и цепь. Если оборвет ремень помпы, его вполне можно поменять в дороге. Если оборвет ремень ГРМ — это ремонт уже совершенно другого уровня! К тому же на многих машинах обрыв ремня ГРМ ведет к критическим повреждениям двигателя. Цепь — не рвется внезапно, ну если это нормальная цепь, а долго гремит перед этим, нормальный человек не проморгает износившуюся цепь. Так что не надо тут. Цепь намного лучше ремня ГРМ.

Ответить#
+4

Конечно лучше именно поэтому на очень многих моторах применяют именно ремень. Не знали идиоты. Видать, не все так просто, да?

Ответить#
-1

Если бы везде применяли то что лучше, то каждая машина была бы Тойотой. А это не так.

Ответить#
0

Хорошую цепь сделать не так то просто.Чтобы была лёгкая, надёжная и ресурсная. А ремень то куда проще поставить а ха ну конечно ))

Ответить#
+1

Ну ремень, то хороший это фикня, правда же? Мозгов не надо, ничо не надо.

Ответить#
-1

Себе выбираю машины с цепью. Но про помпу надо помнить. Об этом и написал. Не сделаешь на современной машине временный ремень из женских колготок, как когда то рекомендовали для жигулей и москвичей.

Ответить#
+2

Ремень рвался еще на четверке. Далеко не уедешь. Кипит зараза!

Ответить#
0

Да, лишь печка в помощь на полный ход) Если не очень жарко, помогает

Ответить#
0