Наддув со... сцеплением

НАДДУВ СО... СЦЕПЛЕНИЕМ

]

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

НАДДУВ СО... СЦЕПЛЕНИЕМ

Механический привод нагнетателя «Рутс» первоначально оснащали устройствами плавного включения-выключения.

Сергей КАНУННИКОВ

Простыми и вполне надежными агрегатами наддува в 20-30-х гг. оснащали многие машины. Некоторые наши автомобилисты познакомились с конструкцией на трофейных моделях — в частности на редких «мерседесах» 540К и 770К. Внутри ребристого корпуса нагнетателя вращались на подшипниках два ротора, в сечении похожих на цифру 8. Компрессор срабатывал, когда водитель до отказа нажимал педаль акселератора. Всеми механизмами управляла длинная тяга. Через систему рычагов она включала многодисковое сцепление, смонтированное на переднем конце коленвала. Сцепление задействовало приводную шестерню нагнетателя. Рычаг в средней части тяги управлял воздушной заслонкой. Она перекрывала прямой вход воздуха в карбюратор, и его поток шел к компрессору. Еще один рычаг открывал клапан расположенных в поплавковой камере специальных компрессорных жиклеров, обеспечивая должное обогащение смеси.

Когда водитель отпускал педаль, мощная спиральная пружина возвращала рычаги в исходное положение. А дополнительное дисковое сцепление, расположенное напротив основного, обеспечивало быстрое замедление крыльчаток.

Тягу привода периодически регулировали. Сцепление должно было включаться чуть раньше, чем открывался клапан компрессорных жиклеров и срабатывала воздушная заслонка. Этим запаздыванием обеспечивали оптимальный для начала работы состав смеси в компрессорном режиме.

Нагнетатель рекомендовали включать не слишком часто и не более чем на минуту — для обгонов, преодоления крутых подъемов и «быстрого проезда перекрестков». Водитель должен был следить за стрелкой тахометра — компрессор исправно работал только в диапазоне 1000–3400 об/мин. Зато на короткой дистанции тяжелые «мерседесы» удавалось разогнать до завидной даже для многих нынешних водителей скорости — 170 км/ч.

Схема привода нагнетателя «Рутс»: 1 — карбюратор; 2 — впускной трубопровод; 3 — рычаг управления клапаном компрессорных жиклеров; 4 — воздушная заслонка; 5 — корпус нагнетателя; 6 — крыльчатки; 7 — тяга; 8 — рычаг управления сцеплением.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии