"октавия" - сестра цезаря

"ОКТАВИЯ" - СЕСТРА ЦЕЗАРЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

"ОКТАВИЯ" - СЕСТРА ЦЕЗАРЯ

СОЗДАТЕЛИ

ДАЛИ ЕЙ ИМЯ

ЗА ПОКЛАДИСТОСТЬ ХАРАКТЕРА И КРАСОТУ

ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ

Покупатели воспринимают машину более практично - как уменьшенную и удешевленную версию "Пассата B5" всемогущего концерна "Фольксваген". Напомним, что это за машина, и поговорим об особенностях ее поведения в эксплуатации.

Выбор кузовов невелик, предлагаются лишь два типа: хэтчбек (называемый заводом "лимузин") и универсал ("комби"). Травмобезопасный руль, регулируемый по высоте, жесткие "немецкие" сиденья, подушки безопасности, ремни с преднатяжителями - все как принято на "Фольксвагене", разве что отделка из более дешевых материалов.

Багажник заслуживает определения "огромный", в "комби" объем его при сложенных задних сиденьях - 1512 литров, в хэтчбеке - чуть меньше (1328 л). Правда, задним пассажирам тесновато.

"Октавии" поставляют в четырех комплектациях: Classic (до 2000 года назывался LX), Ambiente (GLX), Elegance (SLX) и Laurin & Klement, в честь отцов-основателей завода "Шкода".

Чтобы узнать, чем "болеют" машины из Чехии, мы отправились на СТО "М-Сервис-2", где обслуживают более 300 "октавий". Пробег некоторых из них перевалил за 150 тыс. км.

Сервисмены единогласно называют самым надежным 100-сильный двигатель АЕН. А вот 75-сильный АЕЕ может преподнести сюрприз, и не один. Так, у "шкод" именно с этим мотором чаще выходит из строя лямбда-зонд, бывали случаи обрыва зубчатого ремня и, как следствие, загнутые клапаны с последующим ремонтом.

Масло на СТО заливают только элитное "Мобил-1", не обращая внимания на уровень форсировки мотора. Очевидно, руководствуются народной мудростью "береженого Бог бережет". В самом деле, от некачественного масла могут застучать, а то и вовсе выйти из строя гидрокомпенсаторы клапанов. Такие случаи бывали.

Частенько забивается тонкая сетка бензонасоса, почистить ее нетрудно самому - доступ к насосу удобный, через лючок под подушкой сиденья. Как и во всякой "инжекторной" машине, в баке "Октавии" необходимо оставлять 8-10 л бензина, не вырабатывая его до дна. Иначе бензонасос, работая без топлива (стало быть, без охлаждения), перегорит.

С коробкой передач проблем не возникает, вне зависимости от ее модели - запомнился единственный случай серьезного ремонта (по гарантии). На некоторых машинах с тросовым приводом переключения передач зимой на холодной машине первая и (или) вторая передачи включаются с усилием. Сцепление "Сакс" работает без нареканий.

Тормоза, как правило, хлопот тоже не доставляют. Исключение - вентилируемые диски у наиболее мощных модификаций машины: при перегреве возможно их коробление. Чаще всего с таким дефектом приезжают в ремонт владельцы самых быстрых - 1,8-литровых "шкод" с турбонаддувом.

Амортизаторные стойки по живучести не уступают "пассатовским", а это около 100 тыс. км.

С электрооборудованием дело обстоит не столь безоблачно. Почти у всех "октавий" через две-три зимы заклинивает трапеция стеклоочистителя. Снег и грязь, попадая в шарниры и втулки, выводят механизм из строя. Приходится разбирать и чинить узел. Поэтому важно регулярно смазывать эти оси-втулки, особенно в преддверии зимы.

Генератор "Бош" ломается нечасто, в основном это "таблетка" или выпрямительные диоды. Диодный мост приварен в корпусу генератора, заменить его невозможно. Поэтому придется либо менять генератор в сборе, либо искать умельца, который сможет определить и заменить пробитый диод. Стартер той же марки без редуктора, прост и надежен. Спаренные катушки зажигания, компьютер и разнообразные датчики проблем не приносят, за исключением датчика температуры. В его корпусе - два прибора: один подает сигнал на приборную панель, другой - компьютеру. Выйти из строя может любой, с равной вероятностью. И если первый лишь создаст дискомфорт водителю (стрелка указателя температуры замрет), то неисправность второго приведет к неустойчивой работе двигателя. Причем лампочка Cheсk Engine не загорается. Так что если двигатель вашей "Октавии" начнет "переливать", проверьте датчик температуры, помня, что движение стрелки - не показатель его исправности.

Если электронная начинка ключа зажигания начнет неуверенно распознаваться компьютером - это первый симптом окислившихся контактов электромагнитной катушки замка зажигания. Неисправность проявляется через полтора-два года эксплуатации. Придется разобрать узел и поработать мелкой шкуркой.

Зимой, бывает, ломаются шестерни привода электростеклоподъемника - результат попыток открыть примерзшее стекло. Иногда выходят из строя нагревательные элементы в наружных зеркалах.

Кузов "Октавии" - полностью чешского производства, без поставок готовых деталей из Германии. "Шкода" дает гарантию от сквозной коррозии на 10 лет, а на лакокрасочное покрытие - три года. Однако передние брызговики желательны - без них песком и солью стираются до цинка крыло и порог.

Почти у всех машин начинают визжать дверные замки примерно через полгода или 5000 км. Причина - грязь на трущихся поверхностях замка и дверной скобы. Скрип устраняется обильной смазкой скобы замка и щели в самом механизме замка не реже чем раз в три месяца. Лучше - силиконовой или литиевой смазкой в аэрозольной упаковке.

На машинах, выпущенных до августа 1999 года, часто лопалось заднее стекло - естественно, вклеенное. Замена его влетала в копеечку. После того как инженеры "Шкоды" изменили рисунок токопроводящих дорожек обогревателя и крепление приклеенного к стеклу стоп-сигнала, дефект исчез. Как показывает опыт, если стекло старого образца до сих пор цело, оно вряд ли уже разрушится.

Хотя цены на кузовные детали "Октавии" ощутимо ниже, чем у того же "Фольксвагена" (см. табл. 2), обольщаться не стоит. Качество окраски, оцинкованный кузов предполагают применение дорогих шпатлевок и красок, да и сами работы недешевы. Так, крыло сажают на мастику и только потом приваривают или привинчивают. Грунтовки используют специальные, с пигментом. Кузовной ремонт "Шкоды" втрое дороже, чем отечественной машины.

Уж если покупать "Октавию", то с "русским пакетом". Их немало и среди подержанных "шкод". Клиренс такой машины увеличен до 170 мм установкой других пружин и амортизаторов, усилены рейка и рулевая трапеция. Для защиты передних пружин от коррозии добавлен пластиковый отсекатель. Применена электропроводка с повышенной влагоустойчивостью. Аккумулятор помещается в пылевлагозащитный чехол. Полости в днище заполнены пластизолем, а трубопроводы одеты в пластиковые чехлы. Задние тормоза с отсекателем грязи. Блок управления двигателем адаптирован для работы с бензином пониженного качества.

Владельцам "октавий", живущих вдали от крупных городов и фирменных СТО, следует обращать внимание на состояние зубчатого ремня (и вовремя его менять), своевременную замену масла и его качество. Бензин - только неэтилированный. Не забывайте, что в машине нежные бензонасос, лямбда-зонд и катализатор. Кстати, "Шкода" рекомендует проводить ТО в России чаще, чем в Европе, - не через 15 тыс. км, а через 10.

В целом "Октавия" весьма добротный, надежный, долговечный, но и недешевый автомобиль. Топ-версии "Шкоды" в одной цене с " Volvo S40", "Маздой-626", " Peugeot 406", "Фольксвагеном-Пассат", а рядовые конкурируют с "Ниссаном-Алмера", " Мицубиси Каризма", "СЕАТ-Толедо" и целым семейством "корейцев".

Самые популярные в России:

AEH - 16-клапанный двигатель, экономичен, но вял "на низах". AGU - 20-клапанный двигатель с турбиной низкого давления, для любителей езды с ветерком. AMD слишком слаб, AQY по характеру напоминает дизель, с прекрасным подхватом на "низах", но "медлительный". Все они неприхотливы и надежны. Главное условие их долговечности - своевременное ТО.

Дизельный AHF оказался наиболее чувствителен к качеству российского топлива, а потому на наших просторах не прижился.

Ось

"дворника" закисла

насмерть.

Подпишитесь на «За рулем» в