В литву за "секонд-хэндом"

В ЛИТВУ ЗА «СЕКОНД-ХЭНДОМ»

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/У СОСЕДЕЙ

В ЛИТВУ

ЗА «СЕКОНД-ХЭНДОМ»

ДВА ДНЯ НА РЫНКЕ «ГАРЮНАЙ»

ТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Скорый поезд «Москва-Вильнюс», не доехав до конца маршрута каких-то 30 км, остановился: государственная граница. И вместо положенных по расписанию 40 минут простоял два с лишним часа. «Такое теперь бывает в каждую среду, четверг и пятницу, — объяснила проводница. — Столько народу в Литву за машинами едет! Стоим на границе по два-три часа пока все, кто везет больше полутора тысяч долларов, их не задекларируют. А таких — полпоезда».

ДЕЛО МАРКСА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ

В нынешней суверенной Литве все надписи давно уже только на литовском. Исключение — многочисленные микроавтобусы, ожидающие пассажиров московского поезда. На их ветровых стеклах слова по-русски: «На авторынок „Гарюнай“. Расположен он в нескольких километрах от города, работает четыре дня в неделю, со среды по субботу. Большая часть пассажиров сразу устремляется сюда, кто-то предпочитает другой крупный рынок — в Мариамполе, третьи выбирают базары поменьше (сегодня в Литве, считай, они в любом городе). У каждого — свой „конек“. „Гарюнай“ известен относительно новыми и хорошо сохранившимися автомобилями, а вот те, кого интересуют 12-летние „Кадеты“, — едут в Мариамполь.

Торговля на Гарюнайском рынке идет бойко — на площадке ежедневно по 800–900 подержанных машин, а цены на самые дешевые способны вызвать восторг нашего автомобилиста. Уже на подъезде к рынку стоят покупатели — высматривают добычу и как коршуны бросаются к понравившейся машине. Другие бродят между рядами часами и днями, долго не решаясь на покупку. Какая-то часть «мерседесов» и «фольксвагенов» осядет в Литве, но большинство обретет хозяев из числа приезжих — отправится в Россию, Белоруссию, Казахстан, на Украину. В «Гарюнае» торговля идет по западным меркам: асфальтированная площадка, солидная охрана, полный сервис услуг при оформлении (на месте) и для отдыха — много кафе, магазинчиков, достраивается специализированная гостиница.

— При оформлении покупки сотрудники милиции и криминалист прямо на месте проверят подлинность документов и номеров, не числится ли машина в угоне, — рассказывает гендиректор Валдас Мацулявичюс. — Это обойдется примерно в 10 долл., но не зазря: в последний год было всего 5–6 попыток сбыть автомобили с перебитыми номерами или по поддельным документам.

По слухам, недоброй славой в этом смысле пользуется рынок в Мариамполе. Там, по рассказам перегонщиков, работают несколько «фирм», занятых перебивкой номеров и подделкой документов. Даже «такса» известна — 50 долл. за номер на кузове или двигателе, 200 — за комплект документов...

Если понравившийся автомобиль, по мнению полиции, чист — можно с продавцом ударить по рукам. В строгом соответствии со знаменитой марксовой формулой, американские деньги, привезенные из России, будут обменены на товар (автомобиль), который вскоре в Москве или Пензе будет вновь обменен на доллары...

Оформление купли-продажи и выездных документов занимает час-два и обходится в 15–50 долл. Дальше — путь к границе.

Намерение России увеличить таможенные пошлины на подержанные иномарки всерьез напугало здесь тех, кто занят в автомобильном бизнесе. Еще бы — от половины до двух третей проданных на двух крупнейших авторынках машин отправляется не куда-нибудь, а в Россию! По официальным данным, в прошлом году литовские торговцы продали за рубеж 52 тыс. автомобилей на сумму 100 млн. долл. (цифра явно занижена — кто же в наше время указывает истинную сумму сделки: с нее ведь налоги платить...). Так вот, в Россию ушло 29 тыс. машин — на 55 млн. долл., а это значит, что примерно каждая третья-четвертая подержанная иномарка из Европы попадет к нам через Литву! Видимо, в этом году цифры заметно возрастут: россияне стараются не опоздать — на носу новые пошлины.

Валдас Мацулявичюс боится, что российские инициативы погубят на корню литовский автобизнес. А вот его коллега, директор Мариампольского рынка Ю. Бразис, полагает, что все не так уж и плохо — просто придется переориентироваться на более свежие модели, выпуска не позднее 1995 года.

МОДНАЯ ПРОФЕССИЯ

Ответ на вопрос, почему именно Литва стала центром автобизнеса на территории бывшего СССР, лежит на поверхности. Она — на пересечении автодорог, ведущих из Европы на восток, причем очень близко к Европе. Скажем, из Каунаса — ежедневно несколько рейсов микроавтобусов до любого из крупных городов Германии. 50–100 дойчемарок, 8–10 часов пути и вы у цели. Мало того, гражданам Литвы виза не нужна.

Сегодня у литовских перегонщиков за плечами — многолетний опыт.

— Десять лет я занимаюсь этим бизнесом, — рассказал 40-летний Виктор (за выставленный на рынке семилетний " Форд Мондео" с двухлитровым двигателем он просил 2,7 тыс. долл.), — не могу сказать, что безумно разбогател, но семью содержать могу. Давно уже не ищу машины по объявлениям в газетах. Моя специализация — "Мондео". Наладил деловые отношения со многими дилерами "Форда" в Германии, заказываю им автомобиль. Когда появляется то, что я просил, мне звонят. Раньше перегонял сам, сейчас предпочитаю отправлять машины на трейлере — так дешевле. Максимальный доход с проданной машины — 500 долл., но обычно около 200.

И все же время одиночек постепенно уходит в прошлое. Сегодня правят бал на авторынке Литвы фирмы маленькие и не очень. С хозяином одной из них, 30-летним Гедиминасом, познакомился на «Гарюнае». Он не суетился, предлагая покупателям товар, а приехал с инспекцией. Ему принадлежит на рынке целый ряд, который занимают солидные «мерседесы», «ауди» и «фольксвагены». Работает у него 10 человек, есть даже представитель в Москве. В год продает около 120 машин, в основном в крупные российские города. Специализация — «свежие» автомобили престижных немецких марок. Но перепродажа — это только часть бизнеса. После российского кризиса 1998 года спрос на «секонд-хэнд» сильно упал и надо было искать новые источники дохода. Гедиминас организовал ремонтно-восстановительную мастерскую. Немецкие партнеры находят новые, но сильно битые автомобили и направляют их ему в ремонт. В прошлом году из мастерской Гедиминаса в ФРГ вернулось 44 восстановленных автомобиля.

О таких фирмах мы почти ничего не знаем, зато наслышаны о других, которых сейчас в Литве так много, что восстановление «убитых» иномарок стало чуть ли не национальным бизнесом! Здесь на одного честного мастера приходится пяток таких, которые в старом гараже наведут внешний лоск и побыстрее выпихнут «отремонтированную» машину. То, что она завтра сложится пополам — их уже не волнует. А потому отношение бывалых российских автомобилистов к европейскому «секонд-хэнду» из Литвы соответствующее. И тем не менее каждый день сюда устремляются покупатели и перегонщики со всех концов СНГ — из Москвы (Рязани, Саратова и т. д.). До Вильнюса все же ближе, чем до Берлина, да и визу получить легче (обойдется она всего в 10 долл.). Ну а главное, цены на автомобили в общем-то такие же, как и в Германии, а общаться с продавцом куда проще: русский язык здесь не забыт.

РАСХОДЫ

Не забудьте! Перед поездкой за автомобилем необходимо внести на депозит таможенный залог — 1,5 тыс. евро (если собираетесь ввозить машину с объемом двигателя до 2,5 л) или 3,5 тыс. (если больше 2,5 л). Стоимость билета в купейном вагоне поезда «Москва — Вильнюс» примерно 40 долл. При пересечении литовско-белорусской границы взимается 27 долл. Прикиньте расходы на бензин (в Литве — 0,6 долл. за литр), питание и карманные расходы. Учтите все это, решая для себя — стоит или нет отправляться за автомобилем в Прибалтику.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии