Темное дело

ТЕМНОЕ ДЕЛО

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ТЕМНОЕ ДЕЛО

МАРТЫШКА К СТАРОСТИ СЛАБА ГЛАЗАМИ СТАЛА

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Чтобы там ни говорили, а в темноте ездить противно. Неосвещенное шоссе, разметку еле видно, встречные фарами слепят. Случается, пешеходы через дорогу бегают — попробуй на темной обочине их разглядеть. А может, фары светят как-то не так... Сколько тряпочкой ни протирай, не помогает. Интересно, а не стоит ли их иногда менять? Попробуем разобраться.

Для проверки взяли восемь фар — как новых, так и «бэ-у»: от «восьмерки», «Волги», «Святогора», «пятерки». Новые, очевидно, из магазина. Старые — сняли с машин, чья родословная нам известна доподлинно. Сравнение тех и других оказалось полезнее, чем предполагалось. Кое в чем нынешние изделия, едва покинувшие стены заводов-изготовителей, неожиданно уступили ветеранам. Неужели правы те, кто говорит о падении автопрома? Да, чуть не забыли. До кучи взяли старенькую пластиковую накладку от «пятой» фары. Интересно взглянуть, что от нее осталось.

САМАРИНЫ ГЛАЗКИ

Для «Самары» — три фары: новая (фото 1) и две старые — 1988 года (фото 2) и 1990 года (фото 3). Все производства «Автосвет» (конкуренты в ЗР, 2001, № 5). Биографии у всех разные. Самая почтенная по возрасту (1988 года) прожила жизнь в «тепличных» условиях: автомобиль практически не выезжал в темное время суток, да и зимой не эксплуатировался. А вот машину с фарой 1990 года гоняли круглогодично. В обеих фарах использовались лампы только рекомендуемой заводом мощности. В третьей на 120-й тысяче (всего их натикало 150) был заменен рассеиватель.

Кто из троих победил? Если хотите подробно, предлагаем взглянуть на таблицу 1. Если квинтэссенцию, пожалуйста.

У двух фар наблюдалось размытие светотеневой границы. В отдельных случаях — с потерей регламентируемой формы (фото 10). Старение фар особенно заметно по точкам, характеризующим дальний свет: освещенность дорожного полотна снижена в среднем в полтора раза. По освещенности в режиме ближнего света у фары 90-го года выпуска наблюдается значительное снижение показателя в точке 75R. У образца 88-го года это значение лучше... чем у новой фары. В точке 50R обе старушки намного обогнали молодежь. Вот что значит старая закалка!

ГЛАЗ «СВЯТОГОРА»

Для «Святогора» взяли две «родные» фары фирмы Hella: новую (фото 4) и не очень — 1998 года выпуска (фото 5). Автомобиль с фарой 1998 года круглогодично эксплуатировался с «родной» лампой. Подробности на этот раз в таблице 2. Суть?

Не все так плохо. «Бэушная» фара от «Святогора» показала вполне приличные характеристики и по своим показателям соответствует допуску для серийной продукции — трехлетняя эксплуатация не смогла сильно ее испортить. Качество изготовления и правильные лампы — залог долгой работы фар.

ОГНИ «ВОЛГИ»

Для «Волги» GAZ 3110 тоже взяли двоих: новую (фото 6) и старую — 1997 года выпуска (фото 7). Автомобиль со «старой» фарой работал в качестве такси. За четыре года он накатал около 200 тыс. км. Причем две трети пробега пришлись на темное время суток. Лампы использовались какие попало — на то и такси. Результаты замеров — в таблице 3. Кратко?

Хуже некуда. У «бэушной» фары наблюдается несоответствие светотеневой границы эталонной форме, да и новая оказалась так себе... Старость фары хорошо заметна по точкам, характеризующим дальний свет. Освещенность дорожного полотна снизилась в полтора раза. А в режиме ближнего света у старушки она ухудшилась и того сильнее. Освещенность в точках 75R и 50R упала соответственно в шесть раз и вдвое!

Ну что, подводим итоги? У старой фары в режиме ближнего света в первую очередь ухудшается освещение обочины, в режиме дальнего — общая освещенность дороги. Выходит, их все-таки нужно менять. Причем, в сборе, а не один рассеиватель.

ОЧКИ НА «ПЯТЕРКУ»

Для оценки влияния старой пластиковой накладки ее пришлось поискать. Удалось уговорить хозяина старенькой «пятерки» пожертвовать для нас накладки, простоявшие на его автомобиле два года (автомобиль пробежал за это время приблизительно 30 тыс. км). Взамен экспроприированных владельцу купили комплект новых, а со старыми... Правильно, пошли в лабораторию.

Замеры производились с накладкой и без нее. Результаты представлены в таблице 4. На примере автомобиля убедились, что здоровому человеку очки не только не полезны, а даже вредны. При испытании фары с пластмассовой накладкой наблюдалось, в частности, следующее:

1. светотеневой границы нет;

2. в 3–4 раза снижается освещенность дороги в режиме ближнего света (точки 75R и 50R);

3. до двух раз ухудшается освещенность дороги в режиме дальнего света.

Убедили? Дай Бог.

КАК ЭТО БЫЛО

Проверку фар проводят в специализированной лаборатории. В 25 метрах от размеченного экрана на поворотном столе устанавливают струбцину с тремя степенями свободы. К ней поочередно крепят исследуемые фары (фото 9). Питание — от отдельного блока, стабилизированного по напряжению. Стены в лаборатории обтянуты светопоглощающей материей.

Поскольку фару можно закрепить здесь по-разному, результаты замеров теоретически могут плавать. Чтобы убрать возможные разночтения, за базу принимают точку 0–0. Фару ставят так, что значение освещенности в ней оказывается равным 0,84 Лк. Это — наиболее легко достижимое значение в допуске для серийной продукции.

После этого смотрят результаты по всему полю. Для этого снимают показания в интересующих точках, обозначенных на экране (фото 10 и рис. в начале статьи).

В наших таблицах фигурируют данные по нескольким точкам, отвечающим за светораспределение, и общая освещенность — она особенно важна при оценке дальнего света. Правила ЕЭК ООН требуют, чтобы освещенность в точке В50L не превышала 9,48 Лк, а в точках 75R и 50R была не меньше 9,6 Лк. Последние цифры характеризуют ближний свет, в частности освещение правой части дороги и края обочины. Еmax — максимальное значение освещенности в режиме дальнего света. Здесь должно быть не менее 38,4 Лк.

1. Фара VAZ 2108 (новая).

Изготовитель / «Автосвет», г. Киржач.

Год выпуска / 2001.

Пробег / 0 км.

Светотеневая граница нечеткая.

Оценки: ближний свет — «4», дальний свет — «5», ослепление встречных водителей — минимальное.

Общая оценка — «4».

2. Фара VAZ 2108.

Изготовитель / «Автосвет», г. Киржач.

Год выпуса / 1988.

Пробег / 80 000 км, из них в ночное время — 10 000 км.

Светотеневая граница размыта.

Оценки: ближний свет — «5», дальний свет — «3», ослепление встречных водителей — минимальное.

Общая оценка — «4».

3. Фара VAZ 2108.

Изготовитель / «Автосвет», г. Киржач.

Год выпуска / 1990.

Пробег / 150 000 км (рассеиватель — 30 000), из них в ночное время — 50 000 км.

Светотеневая граница в норме.

Оценки: ближний свет — «3», дальний свет — «4», ослепление встречных водителей — сильное.

Общая оценка — «3».

4. Фара М2141 «Святогор» (новая).

Изготовитель / Hella, Чехия.

Год выпуска / 2001.

Пробег / 0 км.

Светотеневая граница в норме.

Оценка: ближний свет — «5», дальний свет — «5», ослепление встречных водителей — минимальное.

Общая оценка — «5».

6. Фара М2141, GAZ 3110 (новая).

Изготовитель / «Автосвет», г. Киржач.

Год выпуска / 2001.

Пробег / 0 км.

Размытая светотеневая граница.

Оценка: ближний свет — «4», дальний свет — «5», ослепление встречных водителей — сильное.

Общая оценка — «4».

5. Фара М2141 «Святогор».

Изготовитель / Hella, Чехия.

Год выпуска / 1998.

Пробег / 30 000 км, из них в ночное время — 12 000 км.

Светотеневая граница в норме.

Оценка: ближний свет — «5», дальний свет — «4», ослепление встречных водителей — «слабое».

Общая оценка — «5».

7. Фара М2141, GAZ 3110.

Изготовитель / «Автосвет», г. Киржач.

Год выпуска / 1997.

Пробег / 200 000 км, из них в ночное время — 140 000 км.

Размытая светотеневая граница.

Оценка: ближний свет — «1», дальний свет — «3», ослепление встречных водителей — очень сильное.

Общая оценка — «2».

8. Фара VAZ 2105 (новая) с накладкой б/у.

Изготовитель / «Автосвет», г. Киржач.

Год выпуска / 2001.

Пробег: у фары / 0 км,

у накладки / 30 000 км.

У новой фары без накладки светотеневая граница немного размыта, угол не соответствует эталонному.

Оценка: ближний свет — «4», дальний свет — «4», ослепление встречных водителей — минимальное.

Общая оценка — «4».

С накладкой: светотеневая граница — отсутствует.

Оценка: ближний свет — «2», дальний свет — «2», ослепление встречных водителей — сильное.

Общая оценка — «2».

НАША СПРАВКА

Во время инструментального контроля в ГИБДД фары проверяют в основном по светотеневой границе. Контролируют также яркость у правой и левой фары — она должна быть одинакова. Поскольку старение обеих фар идет с одной скоростью, проблем с техосмотром у автолюбителей здесь возникать не должно. Но если на вашей старушке разбито стекло одной из фар, то, вполне возможно, придется поменять оба стекла или обе фары. Иначе асимметрия будет налицо.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии