Тормозуха в фарах, кривой стартер, автобус-гибрид — все ли вы знаете о нашем автопроме?

А знаете ли вы, как первоначально должна была выглядеть «инвалидка» из знаменитой комедии «Операция Ы…». А зачем в 90-е фары легковушек и грузовиков заправляли тормозной жидкостью? Эти и другие необычные факты из истории техники вспоминает Михаил Колодочкин.

СПУТНИК, КОТОРЫЙ НЕ ПОЛЕТЕЛ

Так должна была выглядеть «инвалидка», настоящий облик которой известен всем по гайдаевской комедии «Операция Ы…». Автомобильчик Спутник СМЗ-НАМИ‑086, чей опытный экземпляр построили в начале 60-х годов прошлого столетия, выглядел, конечно, симпатичнее. Предназначался он в основном для инвалидов, но рассматривался вопрос и о его продаже в личное пользование. Кузов — купе вместимостью 2+2, подвеска всех колес независимая, рулевая колонка безопасная. Четырехтактный двигатель объемом 500 см³ фактически представлял собой половинку от мотора «горбатого» Запорожца. Однако серпуховский завод не располагал оборудованием для производства современных кузовов сложной формы, а потому запуск симпатичного Спутника в серию сочли нецелесообразным.

НИЗКОПОЛЬНЫЙ ГИБРИД

В конце 60‑х годов прошлого века на Львовском автобусном заводе создали необычный экспериментальный автобус ЛАЗ‑360Э.  Индекс 360 — это высота пола в миллиметрах: автобус был низкопольный. А буква Э намекает… на электрический привод ведущих колес. Гибридная силовая установка включала в себя бензиновый двигатель ЗИЛ‑375 и генератор, а два электромотора постоянного тока приводили задние колёса. Количество осей удвоили для обеспечения расчетной грузоподъемности 11‑метровой машины. Две передние оси были управляемыми, две задние — ведущими.

НАМИ‑020

Пятитонный капотный бортовой автомобиль НАМИ‑020 (6×6) с односкатными колесами, построенный в конце 1956 года на опытном заводе НАМИ, предназначался в основном для армейской службы. На нем был установлен экспериментальный верхнеклапанный карбюраторный двигатель ЗИЛ‑375Я V8 (6,96 л, 180 л.с.) с предпусковым обогревателем, электрическим стартером и дублирующей пневматической системой пуска. В приводе передних управляемых колес использовали шариковые шарниры равных угловых скоростей. Шины — десятислойные, низкого давления, с централизованной системой регулирования внутреннего давления в пределах от 0,8 до 2,5 бар. Предусмотрены рулевой механизм с гидроусилителем, гидроподъемник запасного колеса и обогрев аккумуляторов.

ТРОТУАРОУБОРЩИК

Тротуароуборочная машина ТУМ‑975, унифицированная с Москвичом‑402, - это самоходное шасси с набором сменных приспособлений как для лета, так и для зимы. Передний мост — ведущий, задняя ось — управляемая, с одним сдвоенным колесом. Серийное производство тротуароуборщиков продолжалось с 1963 года до начала 80-х, выпускали примерно по 30 машин в год. Они честно трудились, но постоянно нуждались в обслуживании. Кроме того, просто сгрести снег в сторону недостаточно — его надо выво­зить. Кончилось всё тем, что Москва решила закупать Унимоги и Мультикары.

ФАРЫ С ТОРМОЗУХОЙ

В 1990‑е годы страну охватила непонятная мода: фары легковушек и грузовиков массово стали заправлять… тормозной жидкостью. Примерно 20 грамм в каждую фару. Зачем? Таким образом боролись с конденсатом, который якобы мешал нормальной работе штатной светотехники. Вдобавок некоторые решили, что это круто — жидкость БСК имела красный цвет, получался «тюнинг». Но проверки быстро показали: ухудшается эффективность дальнего света, искажается спектр, к тому же лампочка может просто лопнуть. И дурацкая мода прошла так же неожиданно, как зародилась.

КРИВОЙ СТАРТЕР И ДЛИННОЕ ЗАЖИГАНИЕ

Сегодня подобная терминология понятна только автомобилистам со значительным стажем. Кривым стартером раньше называли специальную изогнутую рукоятку, позволяющую проворачивать коленвал мотора вручную. Именно этим занимался в начале фильма герой «Кавказской пленницы» по имени Эдик, пытавшийся хоть как-то пустить свой «пылесос». А «длинное зажигание» относится к другому устройству для пуска упрямого двигателя — так часто называли доживший и до наших дней буксирный трос.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (38)

Самые новые

На ВАЗ 2121 был кривой стартер

Ответить#
0

На ВАЗ 2121 был кривой стартер

Ответить#
0

«Тормозуха» напоминает кино-ляп в фильме «Королева бензоколонки», когда водители бензиновых грузовиков кинулись заправляться в канистры из бака дизельного БелАЗа, которому ,кстати , запрещено было ездить по дорогам общественного пользования.

Ответить#
+3

Я ещё в детстве задумывался над этим ляпом в фильме.А вообще ляпов во многих фильмах полно,если присмотреться внимательно.

Ответить#
+1

«А „длинное зажигание“ относится к другому устройству для пуска упрямого двигателя — так часто называли доживший и до наших дней буксирный трос.

А также — характеристика, даваемая автомобилю своим владельцем, которому приходилось долго вращать коленвал стартером, пока двигатель заведется. :)

Ответить#
0

Да, что-то слышал про такое толкование

Ответить#
0

Да, трос справедливо называть «длинный стартер».

Ответить#
+1

в нашей местности трос называют «гибкий стартер»

Ответить#
0

«Таким образом боролись с конденсатом, который якобы мешал нормальной работе штатной светотехники.»

Нет. Таким образом пытались бороться с коррозией отражателей, ибо в годы, когда появилась эта «мода», в свободной продаже был только лавровый лист. Фары можно было только «достать», и далеко не у каждого была такая возможность. А техосмотр с ржавыми фарами не пройти, ибо тогда он еще не продавался...

Ответить#
+16

в те времена круглые фары не были дефицитом. их было море и в автомагазинах, и на рынках , да и любая техника, от ваз 2101 и до камаза снабжалась одинаковыми фарами. не было никакого дефицита, а была просто дурацкая мода- это было «красиво». так же красиво, как и опущенные приоры

Ответить#
0

Весной 91-го мой сосед для своей «копейки» фары искал недели две. Б\у — в продаже на рынке имелись, но он хотел новые. В итоге приобрел их за литр спирта в какой-то автобазе...

Ответить#
+1

Да,ФГ-140,122,105....Все одинакового размера и взаимозаменяемые.А на тройках-шестёрках даже видел тракторные элементы фар на месте элементов дальнего света — ибо взаимозаменяемые.

Ответить#
0

От коррозии,гипотетически,могла спасти только БСК на бутиловом спирте.На основе этиленгликоля коррозию только увеличивают.

Ответить#
+3

Так БСК в основном и лили

Ответить#
0

БСК — красная.А я и жёлтую жидкость видел.

Ответить#
0

А это Нева

Ответить#
0

Томь и Роса — тоже жёлтые и все этиленгликолевые.Ещё была ГТЖ 22...

Ответить#
0

А желтую лили те, кто знал, что надо тормозуху заливать, а вот какую — не знали...

Ответить#
+1

А конденсат не приводил к коррозии?

Ответить#
+1

очень интересно здорово придумали может быть эти сведения помогут в будущем потому что новое это давно забытое старое

Ответить#
0

Спасибо. Жаль, что не могу обратиться по имени

Ответить#
0

Очень интересно так продолжайте публиковать такие новости которые старые

Ответить#
+3

В 70-е годы в городах ездили мини-БелАЗы — венгерские «Dutra». Мало кто вспоминает. В к/ф «Премия» есть шутейные сцены противоборства этих двух машин — Дутра победила.

В ютубе — Dutra DR-50 vs BelAZ-540

Ответить#
+2

Я помню. Ещё помню, был какой-то фильм про БелАЗы. Водитель говорил, клинит тормоз правого (или левого?) переднего колеса, нужно менять конструкцию. А фамилия другого водителя была Лабун. Название фильма уже не помню...

Ответить#
0

На ранних ВАЗ-2103 ещё были отверстия под кривой стартёр в бампере и радиаторе, потом убрали. Удобно было зажигание выставлять, после уже ключом специальным вал крутили. Выручала пусковая рукоятка на бездорожье. Воткнул и поехал на ручном приводе — буксира и лебёдки не надо. Из зыбучего сухого снега так машину ночью на большак выкатил. Вообще на поверхности не держал, колёса сразу проваливались.

Ответить#
+7

Зажигание и сейчас можно выставлять, оторвав от дороги домкратом заднее колесо.

Ответить#
0

Отверстие в бампере и радиаторе,часто,были не соосны,поэтому, при частом использовании,радиатор,нередко,давал течь.Где-то в «советах бывалых» даже была рекомендация в отверстие радиатора кусок резинового шланга вставлять.

Ответить#
+2

Да, был такой недостаток. Нужно было аккуратно и прямо вставлять и вытаскивать рукоятку. Повреждалось выступами на хвосте. Там в нижнем бачке вроде металлическая втулка была завальцована. Точно не помню.

Ответить#
+1

На 2103 убрали? Не помню такого, но могу ошибаться

Ответить#
0

Моя первая машина именно 03я. Рукоятка была,храповик,латунная втулка в нижнем бачке радиатора и отверстие в бампере.

Ответить#
0

Да нет были на ВАЗ-2103 ещё ручки. Точно не помню, когда их убрали на всех моделях. Наверное, во второй половине 80-х.

Ответить#
0

Исчезли начиная с «пятёрок».

Ответить#
+2

Мне тоже так кажется —- на2103 дырки были. Тем более, что эту модель выпускали недолго

Ответить#
+1

Тонкости в передней части кузова ВАЗ-2103. У самых первых машин фартук под решёткой радиатора был выполнен глухим — то есть без каких-либо дополнительных отверстий. На машинах 1973–1974 годов фартук отличался наличием «тёрки» — множества мелких вентиляционных отверстий. Поздние «трёшки» получили две крупные горизонтальные прорези — точно как на Fiat 124S последних лет выпуска. На них кривой стартёр канул в лету. Позже такое же решение применили и на пластмассовой «шестёрке».

Ответить#
0

Ручка и с крупнымии горизонтальными прорезями была.

Ответить#
0

И что, даже на экспорт с ручкой гнали? Кто ей там пользовался?

Ответить#
0

Да, поставляли. Не знаю, пользовались там еЮ или нет, но в комплект инструмента она входила. Обратите внимание на конец статьи ссылка

Ответить#
+1

Помню «тюнингованный» 412й Москвич дяди, то с красной, то с желтой тормозухой — брат старался, чтобы было круто !))

А кривым стартером инструктора на ЗиЛах до сих пор наказывают курсантов!

Ответить#
+3