Зажигательная физика — опережение, трамблер и УОЗ

Как настроить зажигание? Что такое УОЗ? Куда вращались бегунки в отечественных машинах? Что значит выражение «выставить по искре»? — много интересных вопросов, на которые владельцы современных авто могут и не дать правильных ответов.

Что такое угол опережения зажигания — он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо. Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество древних машинок, незнакомых с процессорами и прочими чипами. Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.

На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.

Терминология

Прерыватель-распределитель зажигания — электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на свечи зажигания. Часто его называют трамблером.

Контактный и бесконтактный трамблеры задне- и полноприводных карбюраторных автомобилей ВАЗ
Контактный и бесконтактный трамблеры задне- и полноприводных карбюраторных автомобилей ВАЗ

Опережение зажигания — воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.

Угол опережения зажигания (УОЗ) — угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.

Контактная система зажигания — система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.

Бесконтактная система зажигания — система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала — например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).

Прерыватель системы зажигания — механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.

Бегунок — элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.

Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) — величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для классических Жигулей УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание?

Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке — и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный — двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.

В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность мотора, он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно перегреется, поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.

Способ лечения один — поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на бензин с другим октановым числом. Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.

Центробежный и вакуумный механизмы опережения зажигания в контактном трамблере
Центробежный и вакуумный механизмы опережения зажигания в контактном трамблере

Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.

Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное содержание остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.

Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет содержание остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.

Если октановое число топлива не соответствует тому, которым руководствовался конструктор при проектировании мотора, то даже при оптимальной работе упомянутых регуляторов нормальной работы мотора ждать не стоит. Самое неприятное явление, которое может при этом возникнуть, — детонация. Грубо говоря, это взрывообразное сгорание смеси, чреватое капремонтом. Для предотвращения детонации в классических моторах былой эпохи нужно было открыть капот и вручную повернуть корпус трамблера в нужную сторону. Залил низкооктановый бензин — изволь сделать зажигание более поздним…

Само собой, что в современных двигателях оптимальный УОЗ выставляет управляющий контроллер. Он следит за оборотами, нагрузкой, октановым числом, температурой и т.п.

Как регулировать УОЗ?

На слух? По искре? По лампочке? По стробоскопу? Сейчас разберемся.

Сразу скажем, что про стробоскоп говорить не будем. Во-первых, у рядового водителя под рукой его попросту нет. А, во-вторых, с ним лучше не связываться. Дело в том, что стробоскоп показывает момент зажигания только при работающем моторе, но при этом за счет центробежного регулятора УОЗ смещается в сторону опережения даже на минимальных оборотах холостого хода. Поэтому точной регулировки ждать, вообще говоря, не стоит.

Правильные рекомендации по регулировке всегда содержатся в профильной литературе по конкретной модели автомобиля — их и следует придерживаться. Возьмем для примера автомобиль АЗЛК-2141 с двигателем УЗАМ и контактной системой зажигания. Обратите внимание, что бегунок у уфимских моторов вращается ПРОТИВ часовой стрелки.

Последовательность операций для москвичевского мотора должна быть следующая.

  • Ослабляем крепление трамблера.
  • Определяем начало хода сжатия в первом цилиндре. Для этого выворачиваем свечу этого цилиндра, затыкаем отверстие подходящей пробкой (хоть из смятой бумаги) и проворачиваем пусковой рукояткой коленвал до выскакивания пробки наружу.
  • Продолжаем проворачивать коленвал до совмещения первой риски на его шкиве с острием штифта установки зажигания, запрессованным в нижнюю крышку картера.
  • Убеждаемся, что бегунок смотрит своей токоведущей пластиной на контакт крышки трамблера, соответствующий проводу первого цилиндра.
  • Подсоединяем любую маломощную лампочку (например, в отвертке-пробнике) одним концом к массе, а другим — к клемме низкого напряжения катушки, соединенным с прерывателем.
  • Включаем зажигание и поворачиваем корпус трамблера против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя. Лампа, закороченная прерывателем, должна погаснуть.
  • Взявшись за бегунок, прикладываем небольшое усилие по часовой стрелке для устранения зазоров механизме привода, после чего медленно поворачиваем трамблер по часовой стрелке до загорания лампочки.
  • Затягиваем крепление трамблера. Не забываем вернуть свечу на место!

У цепных двигателей ВАЗ бегунок вращается по часовой стрелке, а метки 10, 5 и 0 градусов опережения зажигания выполнены на передней крышке блока цилиндров. А на шкиве присутствует единственная метка. Алгоритм установки угла можно использовать от москвичевской инструкции, но все вращения происходят в противоположную сторону.
У цепных двигателей ВАЗ бегунок вращается по часовой стрелке, а метки 10, 5 и 0 градусов опережения зажигания выполнены на передней крышке блока цилиндров. А на шкиве присутствует единственная метка. Алгоритм установки угла можно использовать от москвичевской инструкции, но все вращения происходят в противоположную сторону.

На автомобилях типа ВАЗ-2108, перешедших на электронное зажигание, но при этом сохранивших как центробежный, так и вакуумный регуляторы, процедура полностью аналогичная — с точностью до иного расположения штатных меток. Бегунок при этом вращается против часовой стрелки. Однако подключать лампочку-пробник при этом нужно между коммутатором и катушкой зажигания, а ни в коем случае не к датчику Холла.

А что означает выражение «выставить по искре»? Грубо говоря, то же самое, что и по лампочке. В этом случае вместо лампочки используют вывернутую заранее свечу зажигания, резьбовую часть которой нужно постараться соединить с массой двигателя. Вместо загорания лампочки ловим момент проскакивания искры — вот и всё.

А как же регулировка на слух? Ее проводят так: при движении на прогретом моторе со скоростью примерно 50 км/ч на 4-й передаче следует резко нажать на правую педаль. Если УОЗ выставлен верно, то при этом должна прослушиваться кратковременная исчезающая детонация. Если детонация слишком сильная, следует повернуть трамблер по направлению вращения бегунка. Если детонации нет вообще — против вращения бегунка. Вы же еще помните, что в отечественном автопроме бегунки вращались и туда, и обратно?

Тем, кому интересна зажигательная тема былых времен, рекомендуем посмотреть вот сюда. Про свечи можно почитать вот тут, а также вот тут.

Если есть вопросы — задавайте!

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (49)

Самые новые

Эх... ВАЗ 21053, карбюратор. Настраивал всегда УОЗ на звук, притом часто бывало зальешься на другой заправке — звенит, али наоборот не звенит при резком нажатии в пол на 4 передаче, те самые 50 по спидометру. Ну и подкручивал. С одной стороны — ностальгия, с другой — на инжекторе всё само выставляется. Удобно. При одном «но» — если программа управления не кривая, что весьма не редкость.

Ответить#
0

Или я чего-то не понял, или «Чем выше нагрузка, тем ниже давление, и наоборот.» — неверно. Чем больше открыта дроссельная заслонка (выше нагрузка), тем ниже разрежение, а давление-то как раз выше, не?

Ну, то есть, просто описка, конечно, но

Ответить#
0

Разрежение, конечно же. Спасибо!

Ответить#
0

Мало кто знает,но человек,который был шофёром в эпоху зис5, и которого уже нет в живых, рассказывал про стробоскоп из провода!Просто берёшь кусок вв провода и втыкаешь вместо провода к свече 1го цилиндра.Другой конец — к меткам шкива.И в хорошо затемненном помещении и нормальном зрении «стробоскоп» готов.Хотя один цилиндр и выключается,но это не критично.Так что такой «стробоскоп» наверняка найдётся у каждого в виде старого вв провода.А вот насчёт влияния центробежного регулятора — он начинает работать не сразу,а по достижению определённых оборотов — на графике это видно ссылка

Главное — обороты минимальными поддерживать и шланг вакуумкорректора снять лучше,хотя при исправном карбюраторе разряжения и так нет,но на всякий случай.

Ответить#
0

Поясните, пожалуйста, что куда втыкать. Пока не догнал... А насчет регулятора и графика —- так должно быть теоретически, но не более того. Была тоненькая книжечка «Система питания жигулей и самары» Локшина —- там про это сказано. Кстати, он там постоянно ЗР ругал:)

Ответить#
0

Берется длинный высоковольтный провод,провод 1го цилиндра «вытыкается»,а втыкается тот самый припасенный длинный провод.Второй конец закрепляется возле нужной метки пластины или просто указателя,как на волге или уазике — того самого «шпенька»,что напротив шкива стоит.Т.о.,получается,короткий по времени разряд искры первого цилиндра.Искра это тот же стробоскоп,только более тусклый,также видны неподвижные метки на шкиве.Только на очень больших оборотах метка на шкиве растягивается.На хх эффекта «растяжения» вообще не заметно.Но даже при растяжении на больших оборотах нет проблемы — просто надо смотреть самую яркую и контрастную часть метки — начало разряда.Но на больших оборотах может понадобится проверять метку только при настройке пружинок центробежного регулятора и при наличии тахометра — ото уж «плюшки».А на хх никакого «расползания» нет на малых оборотах — практически полноценный стробоскоп малой яркости.Примечателен факт,что в старых ЗР нигде такого метода не встречал!Так что длинный вв провод — это стробоскоп.

Ответить#
0

Кстати,конец провода возле «шпенька-указателя» возле шкива можно закреплять не «подручными средствами»,а специально изготовленным разрядником — получится ещё культурней.Но я пользовался проволокой.Пробовал даже газоразряную лампу присоединять.Но с газоразрядной лампой не получилось — как понимаю слишком долго она светит.Момент подачи искры она определяет правильно,но в катушке ток не мгновенно исчезает — есть переходные процессы в катушке небольшого вольтажа,которых достаточно поддерживать горение газа в лампе долгое время,поэтому этот метод не годится.Помню даже в СБ была идея фотовспышку приспособить в качестве стробоскопа,но обычный провод все-таки проще.

Ответить#
0

Ну если это не шутка с Вашей стороны,тогда ещё нюанс.Надо делать так,чтобы свет от искры в глаз не попадал — искра должна освещать шкив,а не «бить в глаза».Для этого,в качестве экрана можно использовать сам провод — закреплён-то только его конец,а провод можно шевелить.И вот этот сам провод и служит «оптическим экраном».Можно и без этого нюанса,но с «экраном» метки заметнее — источник света-то слабенький.

Ответить#
0

Я такую штуку делал с МТХ-90. Очень симпатично получился ВВ провод с «наконечником» и «массовым» проводом с крокодильчиком. А лампу я присоединял не напрямую к проводу, а через разрядник с зазором около 0.5 мм. Вспышки были яркие, к тому же у лампы на торце колбы линза.

Ответить#
0

Я пробовал неонку,но вот с зазором её подсоединить не догадался.Ещё есть высоковольтные газоразрядки.Но таких мне не попадалось.

Ответить#
0

Я решил, что провод от свечи куда-то должен идти. Вот и думаю, откуда там разряду взяться...

Ответить#
0

Этот способ незаслуженно преданный забвению надо Геннадию Емелькину показать.Он же показывает всякие штуки на ютубканале.Заодно и Вам продемонстрирует.

Ответить#
0

Бедный Гена! ну, пусть попробует:)

Ответить#
0

Помню как-то давным-давно по недомыслию разрешил дедку, который CO-CH регулировал, поподгибать пружинки в центробежном регуляторе. ТИпа они старые, люфты, зазоры. Каюсь, был дураком.

Резвая машинка стала неимоверно тупой, почти до самых верхних оборотов.

А дедок-регулировщик куда-то со своего места испарился,

Пришлось всё, что в статье рассказано выучить . углы опережения при нескольких значениях оборотов посчитать. Вооружившись стробоскопом, часа три устранял содеянное методом разобрал-подогнул-собрал-погазовал-посмотрел.

(У меня тогда была 2106 с полусамодельным датчиком холла ДМИ-2)



Проезжавшим мимо джигит остановился, смотрел-смотрел, а затем сказал примерно следующее —

*Вах, дарагой, приезжай к нам , будешь главным электриком* —))))

( я не знаю, смотрел ли он тайну третье планеты, но  получилось очень близко)

Ответить#
0

Надо было соглашаться!

Ответить#
0

Упаси Бог таким мастерам доверять!

Ответить#
0

Как приятно это всё читать сейчас...

Ответить#
+1

А статья как запрягать кобылу будет? )))

Ответить#
+3

Как только журнал переименуют в «За конём»!

Ответить#
+3

«За вожжами» :))))

Ответить#
0

а где тут руль спросил гагарин

деревня буркнул королев

еще спроси а где тут вожжи

еще поехали скажи

:)

Ответить#
0

Чувствую недовольство. Поясняю: про кобылу не будет, потому как мы с коллегой в кобылах ничего не понимаем. Однако хочу сообщить, что данный материал появился не потому, что нет более современной тематики, а именно потому, что тема вызывает интерес! Это не мои фантазии, а реальные запросы совершенно конкретных читателей, которых собрала для нас статистика. Поэтому на нашем сайте такая тема обязана присутствовать. К тому же, готов поспорить, что число людей, разбирающихся сегодня в кобылах, примерно соответствует количеству тех, кто помнит про УОЗ или УЗСК...

Ответить#
+3

Тут ведь какая штука, про трамблеры, бегунки и прочую старину, несчетное множество литературы. Каждый может в инете найти и про конструкции и про обслуживание и прочее, яндекс выдает 17 миллионов ссылок. Можно даже и в вашем журнале за какой нибудь «лохматый» год прочитать.

Журнал, на мой взгляд, должен писать о новинках по которым не вышли еще монографии и статьи в энциклопедиях.

Ответить#
-1

Не совсем так. Совсем не так:) Эта статья —- не для журнала, а для сайта. А на сайте в идеале должны быть ответы на любые вопросы. Теперь прикиньте количество людей, у который в машинах до сих пор можно покрутить трамблеры —- получите миллионы. Только и всего.

Ответить#
+1

УЗСК — это вообще интересно. Впервые я узнал об этом, кажется, из статей К. Вендровского. №10 за 1982 год. До этого и в №2 писал про экономичность.. Может, и раньше про УЗСК было, но Вендровский в этом №10 писал точно. Помню, что он КТН. И что стабилитроны называл стабиловольтами. Довольно интересно было в то время читать такое. Потом он ещё в №7 за 1986 год писал про свою Ниву (семь лет отъездил). Но что меня удивило, он тогда сказал, что 80 л.с. его Нивы с учётом понижающей передачи эквивалентны 145 силам... А ведь КТН!

Ответить#
0

Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан!

Ответить#
0

Помню фильм Семья Зацепиных. Так там один говорил, что к ЗАГСу нужно подъезжать на собственном автомобиле и с кандидатским дипломом в кармане.

Ответить#
0

Было такое —- цитату отлично помню. Кстати, я тогда был с этой мыслью полностью согласен. Но товарищ по фильму был нехороший...

Ответить#
0

Кстати, в 1984 году я изготовил приборчик для проверки УЗСК. Он до сих пор работает.

Ответить#
0

Влияние УЗСК явно преувеличено.Ведь узск — это производная времени накопления индуктивной энергии в катушке,а это величина и без того переменная — обороты-то меняются,да и катушки разными быть могут.Просто кто-то придумал такой «экзотический» параметр,а другие подхватили.На деле много раз регулировал этот параметр и никакой разницы не ощутил ни по расходу,ни по-мощности ни каких других «плюшек» не выявил.Так что точности в установке зазора 0,35–0,45 мм (второй производной параметра времени накопления) вполне достаточно!

Ответить#
+1

А если его не выдерживать, то катушке времени может не хватать. Это в тиристорном зажигании достаточно было импульс подать, чтобы конденсатор быстренько разрядился,

Ответить#
0

Если времени окажется чуть больше или чуть меньше — разница не уловима."Чуть" — это как раз те самые 0,05мм.Причём,если УЗСК не достаточен,но "недодавать" катушка будет на больших оборотах,на которых нормальные водители не ездят.Если УЗСК больше нормы — то вреда ещё меньше — просто будет больше греться вариатор (если он есть) на хх и малых оборотах и всего-то лишь.Любые катушки,да ещё от разных производителей,сами по себе имеют разброс характеристик.Поэтому "оптимум" можно определить только специальным прибором,определяющим энергию искры,коих "почти нет в природе".Или,например,поставили Б117 от жигулей на москвич — максимальные обороты у них почти одинаковые,а УЗСК (время накопления) разные — 55 и 43 градуса.Скажу,что практически разницу не уловите.Куда важней параметр — это куда бьёт искра на бегунке,в момент разрыва контактов.Разряд должен быть,в идеале,в центр бегунка,а на деле попадались крышки со следами прогара.И даже если выставить по крышке с дыркой "центр",то вакуумный регулятор все равно уводит искру от центра бегунка.Причем длина разрядной пластины бегунка гораздо меньше,чем пределы регулировки вакуумкорректора.Т.е. все равно существуют режимы "далекие от центра",за исключением трамблёров москвичей и запорожцев,имеющих удлинённую пластину.Так что "не то мерят")))

Ответить#
0

Тов.учёные!Подскажите,Использование бензина АИ-92 допускается с ДВС имеющими СЖ не более 10,5,так?А АИ-95 12,5?

Ответить#
0

Допускается использование бензина, который указан в увлекательной книге — «Инструкция по эксплуатации». А вот что наливают нам на каждой конкретной заправке — не знает никто!!!

Ответить#
+1

К сожалению сейчас мир бизнеса и маркетинга.И инструкции сейчас должного доверия мне не вызывают(ну отдельные рекомендации).Рекомендации АИ 92 например,может указываться для привлечения покупателей,а не для увеличения ресурса ДВС.

Ответить#
0

Все так, но библия все же одна. В данном случае —- слово производителя мотора. Хотя, честно говоря, я проблемы не вижу. Вы-то на каком хотите ездить? Универсальнее 95-го трудно придумать, если у вас не спорткар.

Ответить#
0

но библия все же одна. В данном случае —- слово производителя мотора.

================================

Вы напомнили давнюю комичную историю.... о ПОЛЬЗЕ чтения мануала.

В середине 90-х, возвращаясь с месторождения попутчиком оказался бульдозерист — владелец редкой Оки с мотором от Таврии(была такая — с полноценным 4-х цилиндровым разжатым движком), правоверный мусульманин, следующий канонам веры и весьма аккуратный в разговоре.На вопрос — как машина? неожиданно разразился витиеватой матерной тирадой несвойственной ему — оказалось, при покупке в салоне, его заверил соплеменник- татарин, что Оку надо кормить отборным Аи-92 и он слепо следовал этому совету аж .... ДВА!!! года..... по случаю залез в мануал — а там стоит А-76 — А-80...

Ответить#
0

Да какой спорткар),Киа Рио3.Езжу на 95.

Ответить#
0

Лейте 95-й и радуйтесь жизни.

Ответить#
0

А я и лил,лью и буду лить 95.Я и в бывшую 2114 все 9 лет его лил.Просто хотел зависимость октанового числа от степени сжатия уточнить.По-моему либо в журнале ЗР или Мото лет 8 назад я видел прям таблицу какой бензин под какую СЖ рассчитан.

Ответить#
0

Ну вот и правильно! Даже если 92-й допускается, как правило его расход чуть выше, чем 95-го. То бишь в стоимости заправок разницы нет. Но на 95-м мотор чувствует себя лучше.

Ответить#
0

Согласен!

Ответить#
0

И у меня Рио 2016 года. И, я вам скажу, чувствуется разница между просто 95 и 95 с улучшенными свойствами от двух проклятых капиталистов. Ультимативный и мощный. Машинка и так не скучная, делается вообще огонь.

Ответить#
0

А что изменяется-то?Угол опережения на мощностных режимах к оптимальному больше приближается?Так ведь ОЧ бензина ведь не изменилось.Кстати,сейчас политика «зажимать» ст.сж. в двигателях так,что на внешних нагрузочных УОЗ не оптимальный,а поздний.Это сделано для того,чтобы на частичных,наиболее распространённых,нагрузках ДВС экономичнее был.А еще выжать больше мощности с меньшего литража при максимальных оборотах.На максималке то УОЗ оказывается оптимальным — склонность к детонации меньше.Но только на таких режимах только «спортсмены» ездят,а не нормальные водители.И эта идея возникла давненько,но сейчас почему-то прижилась капитально,хотя мне она не нравится,т.к. в горной местности и езде с прицепом (тяжёлые режимы) расход топлива увеличивается так,что двигатели с большим рабочим объёмом имеют расход топлива меньше,чем ДВС меньшего литража!Этот последний факт+влияние ОЧ бензина подтвержает эту «гипотезу» полностью.Вот тут идея ещё на «Победе» описана ссылка вот здесь про это же ссылка механическое подобие электронного ЭК-1 при увеличенной степени сжатия.

Ответить#
0

Улучшенные бензины отличаются повышенной моющей способностью. За счет этого по мере очистки топливной системы параметры движка могут возвращаться к первоначальным. Начистом двигателе эффект нулевой. Хотя буржуи и говорят теперь, что в последних бензинах разница должна быть, но показать циферки почему-то не могут. Ни на ВР, ни на Шелле...

Ответить#
0

Да,на исправном двигателе,при равном ОЧ,никакой разницы быть не должно.

Ответить#
0

ТНК Пульсар 95 лил.Только сейчас Пульсар из продажи пропал,стал просто 95,перешел на Лукойл Экто плюс.

Ответить#
0

«Огонь»? Ну, коллега... ладно, молчу.

Ответить#
0

)))))

Ответить#
0