Тормоз, чайник, дятел… Как их понять и простить

Незадачливый водитель — это не про меня, думают многие. В том числе читатели и авторы «За рулем». И ошибаются — 30% водителей никогда не научатся хорошо водить.

Кто-то может сколотить прекрасный дом, кто-то неплохо меняет лампочки, а кому-то, если потек кран, лучше вызвать сантехника, зато у него дети отлично получаются. С вождением то же самое: аккуратно перемещаться на машине удается не всем. Попробуйте проявить по отношению к этим людям терпение и великодушие (лучше, впрочем, на расстоянии). Ведь они не со зла. Причин, по которым водители откалывают номера на дороге, масса. Разбираем основные.

1. Гены мешают

Вождение автомобиля, как и любой навык, может быть освоено путем многократного повторения одних и тех же действий в течение определенного времени. Как правило, на освоение до автоматизма одного простого навыка вроде переключения скоростей уходит две-три недели, если тренироваться каждый день не меньше часа-двух. Поэтому большинству учеников автошкол к экзамену удается запомнить, где находятся нужные рычаги и кнопки, и, совершая необходимые действия в правильной последовательности, более-менее сносно проползти по учебной площадке и начать «тошнить» по левым полосам спокойных улиц.

Но, оказавшись на загруженной магистрали, вчерашние выпускники впадают в панику. Инструктора рядом нет. Маршруты, дорожные знаки и разметка по пути следования не знакомы. Водители соседних машин нервные. И счастливый обладатель механики покрывается потом, застряв в пробке на эстакаде, или поворачивает руль в ту же сторону, что и голову, когда пытается посмотреть в боковое зеркало.

Единственный способ справиться с ситуацией — постоянно практиковаться, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма. Правда, если верить неврологам из Калифорнийского университета в Ирвайне, есть водители, которые ездят стабильно плохо, несмотря на тренировки. Американские ученые полагают, что такая необучаемость имеет генетическую природу, и заявляют о наличии подобной особенности у 30% соотечественников.

Помимо генов, помешать освоить вождение автомобиля в жестких городских условиях может и банальный перфекционизм. Поэтому некоторые отличники по жизни через пару неудачных поездок пересаживаются на общественный транспорт (что, возможно, и к лучшему). Остальные же новички продолжают притираться, чтобы в один прекрасный день доехать до пункта назначения без происшествий. А на следующий — возмущенно сигналить водителю машины, обклеенной треугольниками с восклицательными знаками.

2. Скованы страхом

Начинающий водитель боится выглядеть глупо в глазах более опытных, в том числе водителей-женщин. Матерый дальнобойщик не может отделаться от страха, что уснет за рулем. Вчерашний участник ДТП, который остался жив, хоть и затоталил машину, все время прокручивает в голове подробности аварии. Страхов, преследующих водителей, — множество. Среди них есть оправданные, вероятные и надуманные. Но все они выполняют одинаковую работу: мешают человеку сосредоточиться и безопасно добраться куда нужно.

Особое коварство мыслей о возможных, пусть даже невероятных, дорожных подставах в том, что чем больше водитель с ними борется, тем сильнее они атакуют его сознание. В результате человек за рулем все больше нервничает, а значит, совершает больше ошибок. И вот уже его опасения начинают оправдываться, превращаясь в самоисполняющееся пророчество.

3. Неадекватно реагируют

Трудно представить, что вождение автомобиля может превратиться в рутину, учитывая, что дорога регулярно подкидывает все новые проверки на прочность. Даже во время самой «скучной» поездки от водителя требуется внимательность и высокая скорость реакции. Скорость эта может быть снижена по разным причинам: в силу психофизиологических особенностей, состояния здоровья, возраста и даже пола.

Так, по данным физиологов, медленнее, чем остальные автомобилисты, реагируют на дорожную ситуацию водители-флегматики, неторопливые по своей природе, и люди в возрасте старше 60 лет. Также существенно снижается скорость реакции у женщин, подвергшихся критике. Согласно результатам исследований, представительницы слабого пола начинают реже замечать пешеходов, если им постоянно напоминают о негативном стереотипном отношении к женщинам за рулем.

Залогом адекватного поведения на дороге можно считать и стрессоустойчивость. Обладатели сильной нервной системы воспринимают поездки на работу и домой как забавный квест, более впечатлительные и быстро истощаемые люди весь путь от парковки до подъезда пытаются унять дрожь в коленях. Если же предохранитель сгорает во время поездки, концентрация внимания резко падает, и водитель начинает совершать необдуманные поступки.

Что уж говорить о ситуациях крайней опасности... Иным счастливчикам удается на пару минут стать Шумахером и Бондом в одном лице, чудом избежав столкновений, другие же, войдя в ступор, не могут убрать ногу с педали.

4. Порабощены смартфоном

Привычка хвататься за смартфон при каждом удобном (и неудобном) случае только кажется безобидной. Вначале водитель скучает в пробке или перед светофором с телефоном в руке. Потом — в подтормаживающем потоке, а затем — в принципе за рулем не выпускает телефона из рук.

Доказано, что водители, разговаривающие по телефону во время поездки (даже если используют гарнитуру), в четыре раза чаще попадают в аварии, чем те, кто воздерживается от общения. Причем женщин беседы отвлекают больше.

Но знание об этом и даже мелкие ДТП иногда не способны заставить водителя забыть о смартфоне на время поездки. С этой вредной привычкой расстаться ничуть не проще, чем с любой другой. Но по крайней мере ее можно побороть, а вот что делать с открытием о 30% людей, которые никогда не научатся хорошо водить, — непонятно. Надо ездить еще аккуратнее.

Автор: Андрей Васильев

Фото: DepositPhotos

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (19)

Самые новые

Щчень важно обучение грамотное. в европейских автошколах учат не в городках, а на дороге. И самое главное, что не давало сдать экзамен нашим опытным водителям с первого раза — ЭТО ДВЕ ВЕЩИ:



—первое, ПРИ ПЕРЕСТРОЕНИИ у нас (в совке) НЕ УЧИЛИ КРУТИТЬ ГОЛОВОЙ !!! это огромная ошибка,когда МЫ СМОТРИМ только в ЗЕРКАЛО заднего вида и начинаем перестроение,НЕ ВИДЯ ,что в мётрвой зоне творится. И это не только у грузовых. у легковых тоже самое.И не все машины оборудованы лампочкой в зеркале...



—второе, парковка в ряд, с заездом задним ходом, между двумя машинами, как в рекламе кофе))) девушки лихо паркуются.

у нас места много-в Европе мало. а машин больше, поэтому в городе под углом нет стоянок, почти везде в ряд.

Ответить#
0

Беспилотники решат проблему.

Ответить#
0

Уверен, самая основная проблема — недоученность водителей. Автошколы занимаются лишь «натаскиванием» курсантов на сдачу экзамена. А на вождении экономят. Лично знаю «автоледи», которая жаловалась, что все вождение по городу ограничивалось парой кругов вокруг квартала, где школа расположена.

Ответить#
+2

Да, это так. И в плане обучения вождению всё решают деньги. Люди предпочитают идти в ту автошколу, где просят меньше. Снизить стоимость обучения можно уменьшив количество вождений. Больше вождений, если не хватило основных, ученики берут редко, ведь это дополнительные расходы. Показателем качества обучения в автошколе считается процент сдачи с первого раза. Если у инструктора плохая сдача, к нему не записываются ученики, значит, падает зарплата. Чтобы была хорошая сдача, надо учить тому, что требует инспектор. Так и выходят на дороги дрессированные мишки, не понимающие куда и зачем крутить руль и путающие педали. Зато сдала с первого раза!

Ответить#
0

Мало того, некоторые автошколы в рекламе указывают: «Сдача — 100%!». Вот и думаешь: то ли в ГИБДД у них «все схвачено», то ли какие-то суперпреподаватели, которые и мишку научат правильно ездить. Во второе верится слабо...

Ответить#
+1

У нас всю приемную комиссию уволили, а главный сидит за такую «сдачу»

Ответить#
+1

«Американские ученые полагают, что такая необучаемость имеет генетическую природу, и заявляют о наличии подобной особенности у 30% соотечественников.»

А они не проводили исследования, как у этих 30% обстоят дела с обучаемостью как таковой, а не только вождению? Похоже, некоторые их политические деятели и журналисты, путающие Австрию и Австралию, из этой же «тридцатки». Это еще один довод в подтверждение факта, что прогресс убивает мозг, и изменения происходят уже на генетическом уровне...

Ответить#
0

Если «вождение» не твоё, то и не надо пытать судьбу и других водителей

Ответить#
0

Забыли еще один пункт — хроническая усталость, что ныне не редкость.

Очень пакостное состояние, при котором реакции замедлены, а самое главное, что начинают действовать только самые простые рефлексы, зачастую неправильные.

Ответить#
+6

Не отстёгивай ремень и сможешь спать даже стоя, в полной безопасности. А если серьёзно, то хроническая усталость, действительно проблема, пострашней не пристёгнутого водителя.

Ответить#
0

А при чем тут ремень?

Припомнили мои резкие высказывания на тему необходимости оного? )))

Ответить#
0

При том, что существуют и цветут более серьёзные проблемы, угрожающие безопасности движения. На их фоне ремню уделяется незаслуженно много внимания.

Ответить#
0

полностью согласен со статьей, вчера один такой тормоз на ровном месте ударил задом в мой передок

Ответить#
0

Страх — это норм явление, он является одной из функций самосохранения. Плохо если он сильный и сковывает, либо когда его совсем нет. Реальность воспринимаешь как игрушку на компьютере, но в реальности game over означает смерть.

Скорость реакций на дороге особо не нужна, если себя нарочно не загонять в опасные ситуации. Никто же не заставляет держаться у самого зада впереди идущего авто или валить 120км/ч по городу, играя в шашечки. А вот неадекватные реакции опасны, например попытки избежать аварии выворачиванием руля на встречку могут закончиться гораздо хуже, чем в случае с торможением.

Ответить#
0

Чушь какая то.

Любого, даже циркового медведя, можно обучить. Вопрос только во времени обучения.

Конечно, набор номера или листание записной книжки отвлекает водителя. Но чем, скажите мне, разговор по телефону отличается от разговора с пассажиром?

Ответить#
0

Научить ездить можно и циркового медведя, а нормально передвигаться по дороге нет. Если человек глупый по жизни, он на дороге себя также ведет.

Разговор с пассажирами также отвлекает, я, например, не могу вести осмысленную беседу в плотном трафике — если мне звонят с важным разговором, то я останавливаюсь на обочине.

Ответить#
+4

Для того чтобы нормально ездить совсем не обязательно быть «семи-пядей-во-лбу». Кто то выигрывает «Даккар», а кому-то надо, всего лишь, безопасно от дома до работы доехать. Согласитесь, что способности и умения для этого разные нужны.

В критической ситуации обычному человеку может и не хватить умения, но именно для этого и существуют «организация движения» и ПДД, рассчитанные как раз не на талантливого гонщика, а на обычного человека, чтобы критических ситуаций было поменьше.

По своим способностям и характеристикам машины я, к примеру, могу ехать и 200 по этой дороге, но правила требуют 90, именно чтобы сохранить жизнь «дебилов».

То же и с разговорам по телефону. )))

Ответить#
+1

Кто на гонках ездит, им не только надо головой соображать, но еще и реакцию хорошую иметь с натренированными навыками. А есть такие товарищи, которые ездят 40км/ч в левом ряду, которые не могут дорожную обстановку на шаг вперед просчитать, которые поворачивают налево с правого ряда, которые включают поворотники только перед самым поворотом. Я их не понимаю и врятли пойму — мне кажется, что не надо 7 пядей во лбу иметь, чтобы соображать что ты такими действиями всем мешаешь и создаешь аварийные ситуации. Весной у нас в гаражах дтп произошло — чел выехал из пролета, 2 машины разъехаться не могли, нам надо было сдавать метров 10 назад чтобы его пропустить. Этот чел вместо того, чтобы назад сдаться буквально на пару метров, взял и притер нашу машину. Я на него так орал, что весь кооператив сбежался — но он всеравно при своем мнении остался. Вот как таких людей упоротых можно чему-то научить? Он еще и сказал что ему пофиг, вызывайте гаи, всеравно обоюдку поставят, хотя мы на месте стояли, а он полез объезжать. В след раз такая ситуация будет — он опять дтп сделает. Тут разве какие-то навыки нужны, чтобы понять элементарные вещи? Такие люди необучаемы — они привыкли штаны через голову надевать и еще спорят что так и надо делать.

Ответить#
+3

Перед обучением вождению надо не только медицинскую справку получить (а не купить!), но пройти обязательное психо-физическое тестирование для определения способности (или степени способности) к управлению транспортным средством, источником повышенной опасности.

По результатам проверки можно дать рекомендации начинающим водителям и их преподавателям по особенностям их подготовки. И проблема не обучаемых уйдёт, к каждому человеку будет сразу индивидуальное обучение, инструктора не придётся в одиночку искать подходы к ученику.

Ну, а кому то не разрешат даже лошадь под уздцы в чистом поле водить.

Ответить#
+4