Тормоз, чайник, дятел… Как их понять и простить

Незадачливый водитель — это не про меня, думают многие. В том числе читатели и авторы «За рулем». И ошибаются — 30% водителей никогда не научатся хорошо водить.

Кто-то может сколотить прекрасный дом, кто-то неплохо меняет лампочки, а кому-то, если потек кран, лучше вызвать сантехника, зато у него дети отлично получаются. С вождением то же самое: аккуратно перемещаться на машине удается не всем. Попробуйте проявить по отношению к этим людям терпение и великодушие (лучше, впрочем, на расстоянии). Ведь они не со зла. Причин, по которым водители откалывают номера на дороге, масса. Разбираем основные.

1. Гены мешают

Вождение автомобиля, как и любой навык, может быть освоено путем многократного повторения одних и тех же действий в течение определенного времени. Как правило, на освоение до автоматизма одного простого навыка вроде переключения скоростей уходит две-три недели, если тренироваться каждый день не меньше часа-двух. Поэтому большинству учеников автошкол к экзамену удается запомнить, где находятся нужные рычаги и кнопки, и, совершая необходимые действия в правильной последовательности, более-менее сносно проползти по учебной площадке и начать «тошнить» по левым полосам спокойных улиц.

Но, оказавшись на загруженной магистрали, вчерашние выпускники впадают в панику. Инструктора рядом нет. Маршруты, дорожные знаки и разметка по пути следования не знакомы. Водители соседних машин нервные. И счастливый обладатель механики покрывается потом, застряв в пробке на эстакаде, или поворачивает руль в ту же сторону, что и голову, когда пытается посмотреть в боковое зеркало.

Единственный способ справиться с ситуацией — постоянно практиковаться, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма. Правда, если верить неврологам из Калифорнийского университета в Ирвайне, есть водители, которые ездят стабильно плохо, несмотря на тренировки. Американские ученые полагают, что такая необучаемость имеет генетическую природу, и заявляют о наличии подобной особенности у 30% соотечественников.

Помимо генов, помешать освоить вождение автомобиля в жестких городских условиях может и банальный перфекционизм. Поэтому некоторые отличники по жизни через пару неудачных поездок пересаживаются на общественный транспорт (что, возможно, и к лучшему). Остальные же новички продолжают притираться, чтобы в один прекрасный день доехать до пункта назначения без происшествий. А на следующий — возмущенно сигналить водителю машины, обклеенной треугольниками с восклицательными знаками.

2. Скованы страхом

Начинающий водитель боится выглядеть глупо в глазах более опытных, в том числе водителей-женщин. Матерый дальнобойщик не может отделаться от страха, что уснет за рулем. Вчерашний участник ДТП, который остался жив, хоть и затоталил машину, все время прокручивает в голове подробности аварии. Страхов, преследующих водителей, — множество. Среди них есть оправданные, вероятные и надуманные. Но все они выполняют одинаковую работу: мешают человеку сосредоточиться и безопасно добраться куда нужно.

Особое коварство мыслей о возможных, пусть даже невероятных, дорожных подставах в том, что чем больше водитель с ними борется, тем сильнее они атакуют его сознание. В результате человек за рулем все больше нервничает, а значит, совершает больше ошибок. И вот уже его опасения начинают оправдываться, превращаясь в самоисполняющееся пророчество.

3. Неадекватно реагируют

Трудно представить, что вождение автомобиля может превратиться в рутину, учитывая, что дорога регулярно подкидывает все новые проверки на прочность. Даже во время самой «скучной» поездки от водителя требуется внимательность и высокая скорость реакции. Скорость эта может быть снижена по разным причинам: в силу психофизиологических особенностей, состояния здоровья, возраста и даже пола.

Так, по данным физиологов, медленнее, чем остальные автомобилисты, реагируют на дорожную ситуацию водители-флегматики, неторопливые по своей природе, и люди в возрасте старше 60 лет. Также существенно снижается скорость реакции у женщин, подвергшихся критике. Согласно результатам исследований, представительницы слабого пола начинают реже замечать пешеходов, если им постоянно напоминают о негативном стереотипном отношении к женщинам за рулем.

Залогом адекватного поведения на дороге можно считать и стрессоустойчивость. Обладатели сильной нервной системы воспринимают поездки на работу и домой как забавный квест, более впечатлительные и быстро истощаемые люди весь путь от парковки до подъезда пытаются унять дрожь в коленях. Если же предохранитель сгорает во время поездки, концентрация внимания резко падает, и водитель начинает совершать необдуманные поступки.

Что уж говорить о ситуациях крайней опасности... Иным счастливчикам удается на пару минут стать Шумахером и Бондом в одном лице, чудом избежав столкновений, другие же, войдя в ступор, не могут убрать ногу с педали.

4. Порабощены смартфоном

Привычка хвататься за смартфон при каждом удобном (и неудобном) случае только кажется безобидной. Вначале водитель скучает в пробке или перед светофором с телефоном в руке. Потом — в подтормаживающем потоке, а затем — в принципе за рулем не выпускает телефона из рук.

Доказано, что водители, разговаривающие по телефону во время поездки (даже если используют гарнитуру), в четыре раза чаще попадают в аварии, чем те, кто воздерживается от общения. Причем женщин беседы отвлекают больше.

Но знание об этом и даже мелкие ДТП иногда не способны заставить водителя забыть о смартфоне на время поездки. С этой вредной привычкой расстаться ничуть не проще, чем с любой другой. Но по крайней мере ее можно побороть, а вот что делать с открытием о 30% людей, которые никогда не научатся хорошо водить, — непонятно. Надо ездить еще аккуратнее.

Автор: Андрей Васильев

Фото: DepositPhotos

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (19)

Самые новые