Чистая «вторичка» — пробег авто привяжут к ОСАГО и ЭПТС

В одном из дилерских центров автомобильной группы «Авилон» вчера собрались законотворцы и дилеры, чтобы обсудить регулирование рынка машин с пробегом. На повестке дня были действенные и быстрые способы решить проблему c контролем технического состояния бэушек.

Напомним, несколько месяцев назад депутат Госдумы Василий Власов выступил с инициативой лишать лицензий дилеров, пойманных на скручивании пробега. Но одно дело — цивилизованные участники рынка, юридические лица, и совсем другое — частные предприниматели и продавцы, деятельность которых нынче никак не регулируется законом. Им до таких «угроз» дела нет.


По словам президента РОАД Олега Мосеева, в прошлом году более пяти миллионов подержанных автомобилей сменили хозяев. По различным оценкам, от 10 до 20% проданных машин при этом имели сомнительную историю. При общем автопарке в 50 млн транспортных средств по всей России объемы серьезные. Причем скрученные пробеги здесь лишь верхушка айсберга. Былые аварии и их последствия, залоговое обременение, розыскные мероприятия — все это тоже делает невозможной продажу машины. Если, конечно, ее продавец чист на руку…

Поэтому собравшиеся высказали свои соображения насчет того, что могло бы в краткосрочной перспективе дать действенный отпор мошенникам.

Во время встречи с журналистами гендиректор «Авилона» Адрей Павлович отчитался о результатах компании за 9 месяцев 2017 года. Мультибрендовый дилер реализовал за этот период 19 377 автомобилей, что на 3000 больше, чем годом ранее.
Во время встречи с журналистами гендиректор «Авилона» Адрей Павлович отчитался о результатах компании за 9 месяцев 2017 года. Мультибрендовый дилер реализовал за этот период 19 377 автомобилей, что на 3000 больше, чем годом ранее.

Привязка пробега к полису ОСАГО

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев считает самым действенным способом борьбы со скрученным пробегом привязку данных с одометра к полису ОСАГО. Напомним, что для управления транспортным средством каждый автовладелец должен в обязательном порядке оформить — и впоследствии продлевать — полис автогражданской ответственности. Если сделать внесение данных о текущем пробеге автомобиля обязательным, мошенникам будет сложнее манипулировать ими.

К слову, в Минфине, со слов Уфимцева, уже обсуждается законопроект, согласно которому тариф ОСАГО будет рассчитываться в том числе с учетом технического состояния автомобиля. Предлагаются к рассмотрению законотворцев (скорее всего, это произойдет уже в весеннюю сессию) поправки, определяющие контроль за деятельностью операторов технического осмотра. В частности, на первых этапах будет происходить фотофиксация самого процесса осмотра, а позже — и видеофиксация. «Ничто не мешает при проведении плановых мероприятий фиксировать также приборную панель автомобиля с текущим на момент прохождения ТО пробегом», — считает исполнительный директор РСА.

Электронный ПТС на страже километража

Еще одна идея была высказана Ильей Минкиным, гендиректором АО «Электронный паспорт» (входит в структуру «Ростеха»). Напомним, с июля 2018 года все новые технические средства будут получать вместо бумажного паспорта электронный. Со слов Минкина, уже в ближайшее время многие импортеры и производители машин готовы приступить к оформлению оных в рамках переходного периода. Причем документ будет един для пяти стран-участниц ЕЭК (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Вместо 21 нынешней позиции, содержащей в традиционных ПТС информацию об автомобиле и его собственнике, в электронном документе их численность постепенно прирастет до 150. Помимо прочего есть идея указывать в ЭПТС и пробег при совершении тех или иных действий.

Автодилеры зашевелились

Определить на вид техническое состояние автомобиля способны лишь единицы. Для гарантии качества товара любому покупателю потребуется куда больше данных.
Определить на вид техническое состояние автомобиля способны лишь единицы. Для гарантии качества товара любому покупателю потребуется куда больше данных.

Сами участники рынка также выступают за большую прозрачность. Операционный директор «Авилона» и по совместительству вице-президент РОАД Александр Никонов рассказал о нескольких направлениях, в которых имеет смысл двигаться. Первое — определить на законодательном уровне ответственность за скручивание пробега. Чем больше будет источников данных о пробеге автомобиля при совершении тех или иных действий с ним (от техобслуживания и ремонта до постановки на учет при смене собственника), тем проще выявить нарушителя, считает г-н Никонов. Следующее направление — прозрачная сервисная история автомобиля. В самом «Авилоне» через свой сайт уже предлагают потенциальным покупателям полную карту диагностики автомобиля при приеме в трейд-ин. Пример можно посмотреть здесь.

Наконец, происходит сотрудничество автодилеров с агрегаторами, через которые проходит до 90% всех объявлений о продаже машин. С ними автоцентры готовы делиться информацией о произведенных ремонтах, говорит вице-президент РОАД.

ФИС ГИБДД М для всех

Скриншот с сайта системы ФИС ГИБДД
Скриншот с сайта системы ФИС ГИБДД

Ведутся и переговоры с блюстителями порядка о том, чтобы сделать доступной для граждан мобильную версию Федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС ГИБДД М). Переговоры непростые, но очень важные. Доступ к базе с 2005 года имеют все патрулирующие дороги полицейские (нашим читателям наверняка приходилось видеть, как гаишник пробивает их посредством смартфона или портативного компьютера). В ФИС ГИБДД М, помимо прочего, занесены данные о регистрации транспортных средств, ДТП с их участием, угоне (хищении), утраченных или выбракованных документах и бланках и различных ограничениях на использование или регистрационные действия.

По словам экспертов, ориентирующихся на западный опыт, как только данные об истории автомобилей становятся прозрачнее, их цены на вторичном рынке возрастают на 10–15%. Так что сами продавцы тоже будут только в выигрыше.

Как проверить историю подержанного автомобиля

Впрочем, уже сегодня при покупке автомобиля на вторичке есть способы его проверки. В том числе бесплатные. Мы уже писали о них неоднократно, но приведем еще раз лайфхаки, которые озвучила на вчерашней встрече Татьяна Максимова, руководитель центра судебной работы юридического департамента УК «Авилон».

Слева направо: модератор медиастудии Кирилл Токарев (РБК-ТВ), Александр Никонов («Авилон»), Василий Власов (депутат Госдумы), Олег Мосеев (РОАД), Евгений Уфимцев (РСА).
Слева направо: модератор медиастудии Кирилл Токарев (РБК-ТВ), Александр Никонов («Авилон»), Василий Власов (депутат Госдумы), Олег Мосеев (РОАД), Евгений Уфимцев (РСА).

  • Несколько сервисов по пробивке автомобиля доступны на сайте www.gibdd.ru. Заходим в раздел «Сервисы» и смотрим, скажем, историю регистраций требуемого автомобиля, используя данные о его VIN-номере.
  • На этом же сайте можно проверить информацию об участии автомобиля в ДТП ранее. Важно: данные доступны лишь начиная с 2015 года.
  • На сайте www.reestr-zalogov.ru можно получить выписку, не находится ли приобретаемый автомобиль в залоговом обременении.
  • На сайте Федеральной службы судебных приставов www.fssprus.ru в разделе «Сервисы» можно получить справку о прочих исполнительных делах в отношении приобретаемого автомобиля.
  • Наконец, пробить автомобиль можно и через портал avtokod.mos.ru.

Как не попасть впросак при покупке подержанного автомобиля

Последний и весьма важный совет тем, кто собирается приобретать автомобиль (в том числе и новый), дал исполнительный директор, ведущий юрист Московского общества по защите прав потребителей Антон Недзвецкий. По его словам, самым главным гарантом предстоящей сделки являемся мы сами. Поэтому при покупке машины помимо технических ее качеств непременно нужно обращать внимание и на подписываемый договор, читать его внимательно. К бедам нередко приводит банальная невнимательность и спешка.

Фото: ГК «Авилон» и DepositPhotos

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (29)

Самые новые

И давно пробег стал критерием истины? Никто на него при покупке б/у внимания не обращает. Все нормальные смотрят на состояние автомобиля.

Ушатать можно и в течении относительно небольшого пробега.

А это крендель из РСА видать не знает, что ОСАГО убыточно. Вон, хочет еще и функцию контроля пробега на девочек из офиса повесить.

Ответить#
+2

Идея необходимости скидывания царя (читай переход на новую историческую формацию) дошла до нас после Наполеона только через 100 лет, т.е. в 1917. Та же картина и с юридическим осознанием привязки пробега. Хотя тут уже заметен прогресс, лет так на 40. Ну, а механизмы розыска угнанных авто лишь с помощью сверки нескольких баз данных, были озвучены уже лет так 25 или больше? Тут видно то же самое будет, только после смены формации.

Ответить#
+5

Ребята-писатели, почитывайте иногда Грамоту ру что-ли... Разыскной, а не розыскной, следовательно «разыскные мероприятия». Ох нет, на вас мосье Колодочкина :)

Ответить#
+1

Да ладно! Было бы к чему придраться.

До 2009-го, когда ФурсЭнко своим указом сделал правильным, что кофе — среднего рода, поменял ударения в некоторых словах и теперь можно говорить дОговор, и ещё много чего поменял подогнав нормы языка под безграмотно-чиновничий, правильно было «рОзыскной», потому что происходило это прилагательное от существительного «розыск» (т.е что-то относящееся к розыску, мероприятие, например, или собака), а не от глагола «разыскать».

На том же основании можно писать «рАзыгрышный», потому, что есть глагол «разыграть». )))

Ответить#
+5

Угразыск!

Ответить#
+4

Вот жеж, спасибо за ремарку, исправили :)

Ответить#
0

На здоровье! Сам недавно, с великим удивлением, узнал про это слово, теперь оно всегда бросается в глаза :)

Ответить#
-1

Тошнит уже от таких инициатив молодых и уже депутатов. Видимо свой KPI отрабатывает, а заодно и зарплату с премиальными от заинтересованной стороны. Опять через тернии в одно место. Уже сейчас, ещё на уровне инициативы видно, что результатом будет пшик, так как всё сводится к  пополнению чьих-то карманов. Это как с платными парковками — сколько ни пытаются навязать данный «сервис», всё равно находятся способы его обойти. Наводить порядок в этой сфере надо, но начинать не с «хвоста», а с «головы», а именно: нужно серьёзно прижать разного рода «крышующих» тот или иной подпольный «бизнес», начиная от разборки краденых машин, в том числе и в автосалонах, до  «легализации» тех же краденых или «конструкторов» с последующей продажей по поддельным документам. Но на такие инициативы у наших депутатишков кишка тонка, да и денежек всем очень хочется поиметь, так что порядка нет и не предвидится.

Ответить#
+8

С пробегом то не выйдет ничего, это очевидно. Но вот если ДТП доступны будут — это уже много.

Ответить#
+3

Когда солидные дяди (будь то государственные мужи либо бизнесмены) вдруг начинают навязчиво о ком-то заботиться — готовьте кошельки. Техосмотр с камерами подорожает. Цены на все автомобили вырастут. Бесконечное совершенствование ОСАГО вылезает в копеечку всем. Учёт пробега и прочих параметров, поверьте, не будет бесплатным. В то же время убрать из базы данных ремонтных мастерских данные о ремонте (или вовсе не фиксировать ремонт) будет можно, но тоже за деньги. Поэтому контроль за мастерскими нужно будет усилить опять за деньги автомобилистов. А деньги не уходят в никуда. Они уходят к кому-то. Удачи на дорогах.)

Ответить#
+22

ты сдал машину с пробегом 200 тыщ в трейд ин и получил скромные деньги, далее салон скрутил пробег и изменил все документы по приему от тебя в трейд ин, где указал пробег 50тыщ. далее в салон приехал покупатель, который выявил скрученный пробег, оказался «со связями» и наехал на автосалон. Далее автосалон перевел стрелки на тебя и ты сел и оплатил дикий штраф. профит

Ответить#
+9

Не сел, если сохранил договор купли-продажи с честным указанным пробегом.

Ответить#
+2

:) ДКП тоже сделают электронным. Свидетельство о собственности на недвижимость теперь не выдают  — все в электронной базе. Интересно когда при очередном запросе собственник вдруг удивится, что его квартира принадлежит кому-то другому дяде с волосатой рукой.

Что мне было непонятно в 1984 Оруэлла, так это как они правили историю на бумажных носителях если у граждан оставался оригинал. Сейчас же все периодические издания переходят в интернет — правь не хочу.

Ответить#
+6

Когда сделают тогда и можно будет это обсуждать. Пока всё делается на бумаге.

Ответить#
-4

Все же качественная диагностика важнее цифирок на одометре. «Талантливый» наездник может ушатать авто за год —другой и  50–80 тыс. пробега, а у аккуратного дедка и через 200 тыс. и 15 лет конфетка будет.

Ответить#
+8

Только вчера на ютубе смотрел про Range Rover проверенный автосалоном по немыслимому количеству пунктов с заключением — в идеале, не бит, не крашен. По факту проверки бит, рихтован (не очень качественно), крашен целиком, плюс пробег скручен на 50 тыс.

И таких видео очень много.

А сколько людей ездят на подобных автомобилях веря продавцам и даже не пытаясь проверить реальные пробег и состояние кузова? Так что, думаю, озвученные 10–20% автомобилей с сомнительной историей весьма оптимистичны.

Ответить#
+2

Что мешает особо дальновидным скручивать пробег перед покупкой полиса? ну подумаешь машина проехала в год не 20тк, а 2

Ответить#
+13

Вопросов пока много, согласен, но не идти в сторону обеления рынка нельзя. Черт с ними с деньгами, в конце концов, это же наша с вами безопасность!

Ответить#
-6

«Черт с ними с деньгами, в конце концов, это же наша с вами безопасность!»

А можно озвучить хоть одну подобную инициативу за последние несколько лет, которая дала положительный результат, а не закончилась «законным» отъёмом денег?

Ответить#
+8

Смотря, что вы считаете подобным...

Ответить#
-1

Ну, например, привязали проверку техосмотра к ОСАГО и что? Сначала Росгосстрах проявил «инициативу», а потом к нему присоединились другие и выписку липовых диагностических карт поставили на поток. Мою действующую, честно оформленную диагностику, не приняли, а взяли деньги за свою «филькину» грамоту, которая по стоимости в полтора раза дороже настоящей. Ах да, тогда они изо всех сил доказывали, что работают себе в убыток, но когда цены под их давлением подняли, то ни с «техосмотром», ни с допплатежами ничего не изменилось. Сейчас продолжение того же сериала.

Ответить#
+3

кто мешал пойти в другую страховую кстати? я бы не платил 2 раза за тех осмотр

Ответить#
0

Именно это я и сделал при первой возможности, а она появилась только через 2 года. Ну а простоять из принципа всё это время, чтобы не платить за их ТО и за навязанные допы, думаю, не много нашлось бы желающих. Кстати, КБМ, который тот же РГС сделал равным 1, смог вернуть на 0,5 через 3 года, когда появились возможность сделать это из личного кабинета.

Ответить#
0

Мне кажется, вы тут несколько подменяете истории. Мы сейчас не липовость диагностических карт обсуждаем (это нарушение закона, должно караться по всей строгости), а фиксацию данных пробега. Для чего — написано в статье. Ваши мысли-то какие насчет обеления вторички?

Ответить#
-1

«Мне кажется, вы тут несколько подменяете истории. Мы сейчас не липовость диагностических карт обсуждаем (это нарушение закона, должно караться по всей строгости)»

Ничего я не подменяю, просто хочу сказать, что те, кто выписывает такие диагностические карты, в наглую навязывает дополнительные поборы, БЕЗНАКАЗАННО!!!! обходя закон, будет так же вести себя и дальше и во всём, в том числе и с пробегами. потому что к таким «контролёрам» вполне применима поговорка о козле, которому поручили охранять капусту.

«Ваши мысли-то какие насчет обеления вторички?»

Мне кажется, что самым простым и логичным было бы на данном этапе создание недорогих сервисов, где все ЖЕЛАЮЩИЕ смогли бы провести диагностику и по её результатам принимать решение о покупке. Кто не хочет, имеет полное право действовать на свой страх и риск. Ну а на новых машинах нужно сделать так, чтобы данные о пробеге изменить было нельзя в принципе. Постепенно всё придёт в норму.

Ответить#
-1

Ничего. Просто большим дядям поручено порассуждать на тему как еще прищипнуть население. Пока среди этих дядей не найдется умного который не укажет всем остальным дядям их место этот процесс будет бесконечным.

Ответить#
+5

Кстати на сайте ФССП ничего касательно авто нет

Ответить#
-1

А как же банк данных исполнительных производств?

Ответить#
-3

Почём зря бисер мечут. Заняться людям нечем.

Ответить#
-1