Новый конкурент АВТОВАЗа: снизятся ли из-за Ravon цены в России

Узбекский бренд Ravon, которому не дает покоя былая популярность своего предшественника Daewoo, всеми силами пытается закрепиться на российском рынке. Марка подыскивает площадку для организации местного производства. Как это скажется на позициях АВТОВАЗа, выпускающего бюджетные Лады, и Датсуна?

Получить российскую прописку

В России может быть налажено производство автомобилей Ravon, которые сейчас импортируются из Узбекистана. Переговоры об этом с российскими властями ведет GM Uzbekistan – совместное предприятие узбекской АК «Узавтосаноат» и американской General Motors, несколько лет назад покинувшей Россию.

Как стало известно, для сборки автомобилей Ravon рассматриваются производственные площадки в Самарской и Ленинградской областях. Причем в последнем случае речь идет о заводе GM-Auto в Санкт-Петербурге. Его мощность позволяет выпускать до 98 тыс. машин ежегодно. Предприятие простаивает с весны 2015 года, тогда же было заморожено принадлежащее GM соглашение о промсборке, однако, по словам участников отрасли, в случае возобновления производства льготы останутся в силе. Более того, в Минпромторге РФ не исключают, что с GM Uzbekistan будет подписан специнвестконтракт (СПИК), предполагающий доступ к господдержке и гарантии сохранения налоговых условий в обмен на инвестиции.

Финальный контроль сошедших с узбекского конвейера автомобилей. Слева – Ravon для российского рынка, справа – Chevrolet для узбекского.

Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-службе АО «Узавтосаноат», сейчас проводится предварительное изучение вариантов организации сборочного производства в России. Решение по локализации автомобилей Ravon в нашей стране, включая выбор производственной площадки, сроки и графики реализации данного проекта, объемы производства и модельный ряд, будет уточняться по мере разработки технико-экономических параметров проекта.

По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, благодаря организации локальной сборки автомобилей Ravon в России узбекский производитель оптимизирует производственные затраты и расходы на логистику. К тому же производственные мощности уже фактически есть, требуется лишь их переоборудование под технические требования линейки Ravon. Кроме того, специнвестконтракт предполагает выгодные налоговые условия, что значительно предпочтительнее, чем импорт автомобилей с уплатой различных пошлин. Вполне возможно, все это приведет к увеличению объемов продаж Ravon в России, а также к некоторому ослаблению позиций АВТОВАЗа.

При нынешних объемах продаж Ravon в России мощности того же завода GM в Петербурге не удастся загрузить даже наполовину, отмечает, в свою очередь, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

АВТОВАЗу не конкурент

При попытке найти множественные отличия Ravon R2 (на фото) от его донора Chevrolet Spark вас ждет конфуз

Любопытно, что российские власти, которые в свое время ради спасения АВТОВАЗа всячески препятствовали организации сборки китайских машин, сейчас активно участвуют в обсуждении проекта по локализации производства автомобилей Ravon. А ведь продукция GM Uzbekistan конкурирует, прежде всего, с моделями Lada и Datsun, которые выпускает тольяттинский автогигант, и их локальная сборка только усилит конкурентные преимущества Равона. В Минпромторге же таким образом, видимо, рассчитывают на содействие правительства Узбекистана по запуску в этой республике производства коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ», КАМАЗа и УАЗа, о чем стороны также ведут переговоры.

«В первую очередь российские власти хотят привлечь новые инвестиции в автомобильную отрасль, которая в данный момент функционирует в основном за счет госпрограмм. Думаю, что переговоры находятся на ранних стадиях, и никто особо не задумывался о подрыве лидирующих позиций АВТОВАЗа. К тому же если рынок будет более конкурентным, то от этого выиграет покупатель», – рассуждает Иван Кондратенко.

В свою очередь, аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отмечает, что АВТОВАЗ в последнее время сфокусировался на увеличении продаж новых моделей Vesta и XRAY, которые относятся к более высокому классу по сравнению с автомобилями Ravon. Поэтому возможное сокращение реализации Гранты и Калины, вероятно, окажется для него некритичным.

Дилеры Lada считают, что, учитывая ценовой диапазон седанов Ravon (а он составляет 479-669 тыс. руб.), им придется конкурировать с такими вазовскими бестселлерами, как Granta и Vesta. Однако угрозы они в этом не видят, поскольку автомобили Ravon и Lada охватывают несколько разные аудитории за счет различных типов кузовов, вариантов двигателя и комплектации.

«Конечно, при определенных условиях объемы продаж Ravon могут увеличиться – локальное производство позволит существенно скорректировать цену, а серьезная рекламная кампания со стороны производителя сможет помочь процессу. Однако популярность Равона вряд ли сильно повлияет на объемы продаж АВТОВАЗа. Современный покупатель все больше внимания уделяет комфорту и приятным мелочам. Конструкция автомобилей Ravon хороша, но не слишком современна, а потому им будет нелегко соответствовать этим требованиям», – говорит директор по продажам ГК «Терра Авто» Игорь Бадер.

Дешевле некуда?

С запуском российского производства в «Узавтосаноате» не исключают снижения цен на свои автомобили, однако оговариваются, что компания не преследует минимизацию как таковую, а стремится предложить конкурентные цены, которые определит динамика рынка и действия конкурентов. «В любом случае мы намерены увеличивать объем продаж, и локализация производства – составная часть ориентированной на эту цель стратегии. Мы рассчитываем на положительный эффект за счет оптимизации логистики и поставок комплектующих, а также участия в государственных программах поддержки авторынка», – отметили в «Узавтосаноате».

Как показывает практика, локализованные иномарки не сильно различаются в цене по сравнению с импортными аналогами, а иногда их стоимость и вовсе остается прежней, констатирует Михаил Чаплыгин. «Не стоит ждать от GM Uzbekistan снижения цен, поскольку его продукция уже продается в достаточно низкой ценовой категории», – добавляет Дмитрий Лукашов.

Действительно, автомобили Ravon даже при импорте являются одними из самых доступных на российском рынке. Согласно оценкам агентства «Автостат», средневзвешенная цена узбекских машин по состоянию на конце августа составляла 537,6 тыс. рублей. По данному показателю Ravon уступает только бренду Datsun, чей средний ценник равен 525,8 тыс. рублей. А вот автомобили Lada в среднем дороже – 557,3 тыс. рублей, что объясняется появлением более современных и лучше оснащенных моделей Vesta и XRAY. Стоит при этом отметить, что если Datsun и Lada по сравнению с прошлым годом подорожали в среднем на 6,5% и 6,7% соответственно, то у Равона средневзвешенная стоимость увеличилась вдвое больше – на 13,4%.

Поддерживать уровень цен на автомобили Ravon, в частности, позволяют относительно низкая себестоимость производства в Узбекистане, в том числе более дешевая рабочая сила, а также конкурентоспособные затраты на логистику. Дело в том, что Узбекистан является участником Договора о зоне свободной торговли, подписанного рядом стран СНГ, в том числе Россией. Поэтому импортер Ravon не уплачивает импортную пошлину (если имеет соответствующий сертификат страны происхождения), а только утилизационный сбор, поясняют аналитики «Атлант-М».

«Модели производства GM-Uzbekistan продаются в России дешевле, чем на родном рынке Узбекистана. Автопроизводитель рассматривает российский рынок как стратегический и использует агрессивную политику ценообразования в надежде завоевать лидерство низкой ценой, возможно, даже в убыток себе», – полагает Иван Кондратенко.

Chevrolet в прошлой жизни

На сегодняшний день Ravon предлагает в России четыре модели: седаны В-класса Gentra (бывший Chevrolet Lacetti), Nexia R3 (Chevrolet Aveo прошлого поколения), R4 (перелицованный Chevrolet Cobalt), а также субкомпактный хэтчбек R2 (Chevrolet Spark прошлого поколения). Кроме того, в планах GM Uzbekistan – появление в линейке Ravon седана гольф-класса и компактного кроссовера В-сегмента. Как заявили в пресс-службе «Узавтосаноат», подготовка к выводу новых моделей на российский рынок уже началась, однако никаких подробностей не раскрыли. Можно предположить, что речь идет о Chevrolet Cruze и Chevrolet Tracker («близнец» Opel Mokka), которые получат логотип Ravon и, возможно, слегка измененный экстерьер.

Сегодня самой продаваемой моделью Ravon на российском рынке является Nexia R3 (от 479 тыс. руб.), которая занимает свыше 40% в объеме продаж марки. Среди седанов B-сегмента эта модель позиционируется как недорогой автомобиль для молодых людей, возможный кандидат на первую машину. Как говорят в «Узавтосаноате», это практичная и хорошо оснащенная альтернатива Datsun on-DO и базовым комплектациям моделей Lada, в некоторой степени – эталонной «недорогой иномарке» Renault Logan.

Вторая по популярности модель Ravon в России – субкомпактный хэтчбек R2 (от 469 тыс. руб.) с долей порядка 35% в объеме реализации марки. Кстати, сегодня это самый доступный автомобиль в России с автоматической коробкой передач. В А-сегменте модель конкурирует с Kia Picanto, в то же время по цене к Ravon R2 близки такие хэтчбеки B-класса, как Lada Kalina и Datsun mi-DO в стартовых комплектациях. Как отмечают в «Узавтосаноате», их тоже охотно покупают корпоративные пользователи, а для частных клиентов это, в сравнении с R2, вариант «больше автомобиля за те же деньги».

Набирают обороты продажи седана Ravon R4 (от 489 тыс. руб.), который стартовал на российском рынке в конце прошлого года. В последние месяцы его доля в объеме реализации марки приблизилась к 25%. Этот седан призван составить конкуренцию Логану, а также младшим комплектациям Lada Vesta и Hyundai Solaris. При этом в «Узавтосаноате» делают ставку на сильные корпоративные продажи «эр-четвертого», в частности для такси.

Седан Ravon Gentra (в девичестве - Daewoo Gentra) даже имя менять не стал

А вот седан Ravon Gentra (от 539 тыс. руб.) позиционируется как более нишевая модель с такими не свойственными B-сегменту характеристиками, как, например, полностью независимая подвеска. Среди его основных соперников называются седан Lada Vesta, а также Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Kia Rio в стартовых комплектациях. Впрочем, уже известно, что продажи этой модели в России будут прекращены, когда на рынок выйдет новый седан C-класса.

По словам Игоря Бадера, седаны Gentra, Nexia и R4 заняли ценовую нишу между Lada Granta и Vesta, соответственно, именно с ними им и приходится конкурировать. «Vesta, безусловно, современнее и может предложить покупателям больший набор опций. Однако к преимуществам седанов Ravon перед Вестой можно отнести наличие 6-ступенчатой автоматической коробки передач. Что касается конкуренции с Грантой, то сильной стороной вазовского бестселлера оказывается широкий выбор комплектаций, доступность запасных частей и невысокая стоимость обслуживания. Однако Ravon может противопоставить ей корейскую родословную, простор салона, более современный автомат», – комментирует Игорь Бадер.

Как считает Иван Кондратенко, наибольшим потенциалом спроса на российском рынке обладают модели R2 и R4 ввиду их сравнительно современного технического оснащения и дизайна. У Ravon R2 вообще практически нет конкурентов — он призван заполнить нишу некогда очень популярной модели Matiz. В целом, по мнению эксперта, автомобили Ravon, Lada и Datsun имеют похожий уровень качества и оснащения, но Ravon проигрывает за счет слабой узнаваемости бренда.

Повторить успех Daewoo

Напомним, много лет GM Uzbekistan поставлял на российский рынок автомобили под маркой Daewoo, а два года назад провел ребрендинг, в результате которого узбекские машины получили шильдик Ravon. Запуск нового бренда нельзя было назвать успешным, поскольку он сопровождался перебоями в поставках, что естественным образом сказывалось на результатах продаж. Однако в этом году ситуация, похоже, выправилась, и в последние месяцы объемы реализации Равона стабильно превышают 1,5 тыс. автомобилей.

Показательно, что за девять месяцев текущего года их продажи выросли более чем в 15 раз, до 9,3 тыс. машин. По итогам всего 2017 года в «Узавтосаноате» планируют реализовать в России 15 тыс. автомобилей с учетом рыночной динамики, а план на будущий год предусматривает удвоение продаж до 30 тыс. машин. Впрочем, в былые времена россияне ежегодно покупали свыше 90 тыс. автомобилей Daewoo, притом что выбор тогда состоял всего из двух моделей – Nexia и Matiz. В силу своей дешевизны они были одними из самых популярных иномарок в нашей стране, занимая высокие места в рейтингах российских бестселлеров. Вряд ли Ravon может рассчитывать на такие достижения даже с более широким модельным рядом, учитывая, что за последние 10 лет конкуренция на авторынке значительно усилилась. Хотя локализация производства в России, безусловно, будет способствовать росту реализации узбекских машин.

Как полагает Дмитрий Лукашов, память об успешных продажах Daewoo как раз и стимулирует усилия GM Uzbekistan по запуску в российское производство моделей Ravon. «По моему мнению, у этих автомобилей есть хороший потенциал, но многое будет зависеть от их качества. Покупатели в низкой ценовой категории, разумеется, стеснены в средствах и не склонны к частым сменам автомобилей. Как правило, они хотят иметь возможность самостоятельно ремонтировать машину и ездить на ней долгие годы, как на старой вазовской классике. Производитель, который полнее удовлетворит такие требования, вероятно, и станет лидером рынка в низшем ценовом сегменте. При этом комфорт и дизайн вряд ли будут иметь решающее значение», – рассуждает эксперт.


А вот Иван Кондратенко считает, что докризисные уровни продаж GM Uzbekistan в России уже навсегда утрачены, и Ravon не сможет достичь подобных объемов в будущем. Сейчас на российском рынке конкуренция очень большая, особенно в бюджетном сегменте, к тому же марка Ravon мало известна покупателям. Очень вероятно, что узбекскому производителю удастся нарастить объемы продаж до нескольких десятков тысяч машин в год в случае, если производство будет локализовано, а агрессивная ценовая политика сохранена.


Фото: Ravon и «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в