Не так платим — штрафы надо увеличить в 2 раза. Или в 4!

Надо ли привязывать штрафы к уровню доходов? И как оштрафовать чиновника?

Как известно, за границей (в цивилизованной ее части) царит образцовый порядок. Во всяком случае, массовый российский обыватель в этом, как правило, убежден. И поэтому в свое время я искренно удивился, когда на моих глазах таксист в законопослушной Германии лихо развернулся перед гостиницей через двойную сплошную, чтобы забрать ожидавших его пассажиров.

Моего вопроса немцы тогда просто не поняли. Но в итоге выдали следующую версию увиденного:

— А здесь его никто не видит!

Это было несколько лет назад, но удивление так и не рассеялось. При всем при том, что порядка на дорогах там, конечно же, больше. Откуда родом был тот таксист — дело темное.

Вид из окон ненашенской гостиницы на ровно припаркованные автомобильчики всегда внушал эдакое умиротворение.
Вид из окон ненашенской гостиницы на ровно припаркованные автомобильчики всегда внушал эдакое умиротворение.

— Я знаю, как покончить с воровством! — говорила мне одна пожилая дама. — Руку рубить! Очень действенный способ…

Да, на Востоке такое практиковалось. И, наверное, действовало неплохо. Да и сейчас отдельные государства допускают чрезмерно суровые по меркам развитых стран наказания для несознательных сограждан. Плохо только одно: взять ход назад уже не получится. А сколько невинного народа можно при этом перебить, мы с вами знаем лучше других. Поэтому лучше поговорим про денежные штрафы.

Хотите, чтобы наши «скорые» ездили так же свободно? И почему сегодня такого не видать?
Хотите, чтобы наши «скорые» ездили так же свободно? И почему сегодня такого не видать?

Для меня ясно одно: любой штраф должен быть очень чувствительным. В советские времена я боялся дырок в правах, потому что они казались мне чем-то вроде вентиля, перекрывающего воздух. А самым веселым наказанием в институтские времена считалось «поставить на вид». Никто не понимал, кого и куда надо поставить, а потому всем было смешно.

Сегодня мерилом всего являются деньги. Казалось бы, хорошее решение. Но, по неизвестной мне причине, государство как-то побаивается их брать. То и дело всплывают заметки о должниках-рекордсменах, которые набирают горы штрафных квитанций, не обращая на них внимания. А потом следуют какие-то амнистии — насмешка над теми, кто честно оплатил свой проступок.

Какое наказание способна почувствовать личность, нагло объезжающая пробку по асфальтовой пешеходной дорожке? Может быть, ее нужно «поставить на вид»?
Какое наказание способна почувствовать личность, нагло объезжающая пробку по асфальтовой пешеходной дорожке? Может быть, ее нужно «поставить на вид»?

Второй, непонятный мне нюанс — возможность заплатить лишь половину требуемой суммы. Это уже похоже на какое-то шоу. Дескать, голубчик, заплати нам, пожалуйста, хоть что-нибудь! Может быть, стоит разнообразить шоу и ввести накопительные дисконтные карты? Чем чаще нарушаешь, тем меньше заплатишь в следующий раз?

Сколько с кого брать?

Кстати, а какой величины должен быть штраф? И это, пожалуй, самый сложный вопрос. Потому что расслоение доходов в нашем обществе — сумасшедшее: сравните, скажем, игрока в кожаный мяч и доцента с мелом в руках. Поэтому при одном и том же нарушении первый раскошелится, грубо говоря, на свою часовую зарплату, а вот второй — уже на недельную. При таком положении дел первый из упомянутых членов общества может спокойно носиться по встречке и парковаться хоть в десятом ряду…

Футболист априори несоизмеримо богаче учителя. Поэтому штраф за одно и то же нарушение ПДД имеет для них несопоставимую весомость.
Футболист априори несоизмеримо богаче учителя. Поэтому штраф за одно и то же нарушение ПДД имеет для них несопоставимую весомость.

Стало быть, надо учитывать уровень доходов? Но у нас это не сработает: при таком подходе мы зайдем в тупик очень быстро. Тут же выяснится, что обладатель Лексуса вообще нигде не работает, а существует на пенсию бабушки. Да и Лексус тоже не совсем его… А если добраться до извозчиков с характерной внешностью, то, кроме жалостливого «дэнэг нэт», вообще ничего не услышишь…

В некоторых царствах-государствах величина штрафа может измеряться не в валюте, а в дневных или месячных заработках провинившегося.
В некоторых царствах-государствах величина штрафа может измеряться не в валюте, а в дневных или месячных заработках провинившегося.

В общем, я предлагаю следующее.

  • Сетка штрафов — единая для всех: от доцента до футболиста.
  • Каждый последующий штраф за аналогичное нарушение возрастает в геометрической прогрессии — в 2, 4, 8, 16, 32 раза и так далее. Как в школьной задачке про шахматную доску, которую неграмотный царёк пытался заполнить зернышками риса, удваивая их число на каждой следующей клетке. Не оплатил в течение, скажем, месяца — тебя отлавливает камера наружного наблюдения, затем — погоня с задержанием и под занавес конфискация машины.
  • Стоимость страховки каждый год должна пересчитываться с учетом предыдущих правонарушений.

Конечно, все эти «накопления» должны обнуляться при смене собственника машины, иначе можно купить автомобиль, предыдущий владелец которого наездил на многократно выросшие штрафы, и сильно потом удивиться непомерному наказанию за первый случайный проступок на дороге.

Говорят, что самый крупный в мире штраф в миллион долларов схлопотал некий шведский миллионер, разогнавшийся в тихой Швейцарии до 300 км/ч при разрешенных 120 км/ч. Суд учел как фактическое превышение скорости, так и… правильно — годовой доход «гонщика».
Говорят, что самый крупный в мире штраф в миллион долларов схлопотал некий шведский миллионер, разогнавшийся в тихой Швейцарии до 300 км/ч при разрешенных 120 км/ч. Суд учел как фактическое превышение скорости, так и… правильно — годовой доход «гонщика».

В одни ворота?

Понимаю, что предложение снова увеличить штрафы, пусть и за повторные нарушения, радости ни у кого не вызовет. Поэтому, чтобы игра не шла в одни ворота, необходимо установить на игровом поле вторые. Первые — для водителей и пешеходов, вторые — для чиновников, от работы которых зависит безопасность на наших дорогах. Информацию собрать проще простого — хоть по тому же принципу, по какому сегодня следят за платными парковками. Да и участники движения радостно просигнализируют об очередных ямах, колдобинах и прочих недоделках в дорожной инфраструктуре. Как правило, после получения подобной информации через онлайн-сервисы вроде «Добродела» ямы быстро латают…

На этом участке тоннеля под площадью Гагарина я всякий раз предельно напрягаюсь. Нужный поворот возникает неожиданно, как пролив между Сциллой и Харибдой. Этот просчет — на совести проектировщиков. Понятно, что перестраивать теперь тоннель никто не будет. Возможно, когда-нибудь недочет устранят в ходе планового ремонта, ну а пока почему бы не установить на этом участке более понятные и заметные указатели?
На этом участке тоннеля под площадью Гагарина я всякий раз предельно напрягаюсь. Нужный поворот возникает неожиданно, как пролив между Сциллой и Харибдой. Этот просчет — на совести проектировщиков. Понятно, что перестраивать теперь тоннель никто не будет. Возможно, когда-нибудь недочет устранят в ходе планового ремонта, ну а пока почему бы не установить на этом участке более понятные и заметные указатели?

Надоело свинство на дорогах? Мне — надоело.
Надоело свинство на дорогах? Мне — надоело.

Вспоминая ту же Германию, отметим, что там присутствует четкое разделение труда. Одна фирма, к примеру, проектирует дорогу, вторая кладет асфальт, третья наносит разметку — и так далее. При этом каждый последующий подрядчик принимает работу предыдущего. Или — не принимает!

Деньги не пахнут, но улетучиваются…
Деньги не пахнут, но улетучиваются…

Наивно? Да, наверное. Поэтому обращаюсь с любимым вопросом: кого и на сколько нужно штрафовать, чтобы на наших дорогах было подобие порядка? Только поконкретнее, пожалуйста

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (163)

Самые новые