Самые популярные модели Китая, США, Бразилии... Мы идем своим путем

США — пикапы, Южная Корея — Grandeur, Китай — минивэн... Можно было бы сделать сложную викторину на тему «Угадай чемпиона по продажам в разных странах». Но пока ЗР проверил рейтинги продаж и нашел любопытные закономерности.

Со статистикой продаж не поспоришь: «коллективный» выбор российских водителей — переднеприводный седан с бензиновым мотором рабочим объемом от 1,4 до 1,6 л и мощностью до 100 л. с. Конечно же, с механической коробкой передач. После седанов следующими по популярности идут кроссоверы/вседорожники (во многом благодаря вечным Нивам среди лидеров продаж), затем пятидверные хэтчбеки. Все это вместе значительной частью — «то, на что хватило денег», недорогие практичные автомобили. Доли минивэнов, трехдверных хэтчей и всяких пикапов при этом просто ничтожны.

России нужен царь

Возможно, кроссоверы действительно наводнили бы всю страну, а не только большие города, будь они еще проще и дешевле, чем самые простые и дешевые из них. Хэтчи с увеличенным клиренсом кроссоверами формально не считаются, а потому лидеры продаж в России в этом году прежние: Kia Rio (седан), Гранта (седан и лифтбек) и Веста (седан). Из кроссоверов самый популярный — Hyundai Creta, но, как ни крути, Грант в период с января по сентябрь продано на 30 тысяч больше. И марка Lada безусловный царь российского рынка, подчеркивая тем самым общую тенденцию — в странах, где есть родной автопром, доминирует как раз продукция этого автопрома.

Помимо Кореи и России единственная страна, где достаточно высоко котируются корейские машины, — Украина. Лидер продаж этого года — Kia Sportage. Однако, кроссовер!
Помимо Кореи и России единственная страна, где достаточно высоко котируются корейские машины, — Украина. Лидер продаж этого года — Kia Sportage. Однако, кроссовер!

Предпочтения россиян, по всей видимости, формируются и сдерживаются уровнем доходов. Лада Гранта лидировала по продажам в России в 2013–2015 годах, затем ее сменил Solaris, на сей момент первую строчку рейтинга продаж новых машин занимает Rio (на фото). Гранта за шесть лет ниже второго места не опускалась.
Предпочтения россиян, по всей видимости, формируются и сдерживаются уровнем доходов. Лада Гранта лидировала по продажам в России в 2013–2015 годах, затем ее сменил Solaris, на сей момент первую строчку рейтинга продаж новых машин занимает Rio (на фото). Гранта за шесть лет ниже второго места не опускалась.

Кстати, в мире совсем немного государств, где кроссоверы столь же желанны, как и у нас. Даже если взять наиболее зажиточные державы, у тамошних народов совсем другие приоритеты — не такие, как в России, но тоже не в пользу того, что изначально называлось SUV или CUV.

Американская загадка

Самым загадочным автомобильным рынком, возможно, следует признать американский. В США ведут статистику продаж двумя способами — с грузовиками и без грузовиков. Если смотреть без грузовиков, то лидер рынка — классический седан Toyota Camry. Если с грузовиками, то всю тройку призеров в прошлом году составили пикапы Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Ram Truck. Суммарно их продали почти 1,9 млн штук — новых! Результат Camry — 388 тысяч — вдвое меньше, чем у фордовского пикапа.

В России в прошлом году продали машин меньше, чем в Соединенных Штатах одних только пикапов. Из года в год пикапы здесь в лидерах продаж, а нынче лидируют те же три модели, что и в 2016-м. Причем стоимость Форда F-серии в США стартует с 27 000 долларов, а навороченные версии уходят хорошо за сотню «штук», это далеко не самый дешевый аппарат на местном рынке.
В России в прошлом году продали машин меньше, чем в Соединенных Штатах одних только пикапов. Из года в год пикапы здесь в лидерах продаж, а нынче лидируют те же три модели, что и в 2016-м. Причем стоимость Форда F-серии в США стартует с 27 000 долларов, а навороченные версии уходят хорошо за сотню «штук», это далеко не самый дешевый аппарат на местном рынке.

При этом свыше 80% населения США живет в городах, из них три четверти — в крупных городах. В чем прикол ездить в офисы и по штатовским хайвеям именно на громоздких и прожорливых пикапах? Но и в этом году по итогам первого полугодия лучше всего продавалась названная троица, причем у Форда есть шанс перекрыть прошлогодний показатель в 820 тысяч и еще немного увеличить долю одной модели на рынке, составлявшую сумасшедшие 8,8%!

Богатые мексиканцы в этом году выбирают полноразмерный пикап Nissan NP300, а небогатые — седан Nissan Versa либо компактный Chevrolet — Spark или Aveo. При этом небогатых в три раза больше. В любом случае, присутствие пикапа, пусть и недорогого, на втором месте в окружении малышей — некоторая аномалия, которую можно объяснить сильным влиянием стереотипов северного соседа.
Богатые мексиканцы в этом году выбирают полноразмерный пикап Nissan NP300, а небогатые — седан Nissan Versa либо компактный Chevrolet — Spark или Aveo. При этом небогатых в три раза больше. В любом случае, присутствие пикапа, пусть и недорогого, на втором месте в окружении малышей — некоторая аномалия, которую можно объяснить сильным влиянием стереотипов северного соседа.

В соседней Мексике, где дороги похуже, а сельчан больше, пикапы тоже в достаточном почете, что гораздо более объяснимо. Но по продажам лидирует компактный седан Nissan Versa, собираемый в Мексике на общей с Микрой и Ноутом платформе. Концептуально близок к нашей Гранте — простой автомобиль за небольшие деньги.

Китайский феномен

Безумная автомобилизация Китая идет своим, особенным путем. Притом что за год здесь продают под 25 млн новых машин, очевидного, ярко выраженного лидера среди моделей, в общем-то, нет.

Что касается кузовных предпочтений, то наблюдается странная (для всего остального мира) картина. В прошлом году абсолютным лидером рынка был… минивэн Wuling Hongguang (продано 650 тысяч штук), в серой раскраске чем-то напоминающий вазовскую «Надежду». Он поначалу лидировал и в этом году, хотя ему предрекали быстрое падение. На втором месте видим седан Volkswagen Lavida (нечто среднее между Джеттой и Пассатом, созданное специально для китайского рынка). На третьем — кроссовер Haval H6, который, возможно, станет чемпионом по продажам этого года. А в тройку лидеров может войти, вытеснив, скорее всего, Лавиду, седан Buick Excelle GT — продолжатель рода Lacetti, у которого буквы GT просто для красоты.

Вкусы китайцев все же нам более близки, чем американские, поскольку самая продаваемая марка в Китае — Volkswagen.

Угадать без подсказок, что лучше всего продается в Китае, решительно невозможно. Судя по всему, китайцы еще очень далеки от принципа «каждому — по автомобилю», если в таком количестве выбирают незамысловатый компактный минивэн Wuling Hongguang, по цене близкий к нашей Гранте. В Индии он продается как Chevrolet Enjoy, но там не входит даже в топ-50.
Угадать без подсказок, что лучше всего продается в Китае, решительно невозможно. Судя по всему, китайцы еще очень далеки от принципа «каждому — по автомобилю», если в таком количестве выбирают незамысловатый компактный минивэн Wuling Hongguang, по цене близкий к нашей Гранте. В Индии он продается как Chevrolet Enjoy, но там не входит даже в топ-50.

Глобальные чемпионы

Третий по величине рынок — японский — во много раз уступает китайскому и американскому. Он тоже крайне специфичен, а потому на погоду в мире влияет несильно. Но вот интересно, чего же покупают больше всего на планете?

После некоторого перерыва, вызванного старением модели, Nissan Note вернулся на первую строчку японского хит-парада продаж. Это было бы невозможно без основательного рестайлинга, проведенного год назад. А чемпион прошлого года, Toyota Prius, откатился на третье место. Очевидно, японцы любят, во-первых, все японское, а во-вторых, все самое свежее.
После некоторого перерыва, вызванного старением модели, Nissan Note вернулся на первую строчку японского хит-парада продаж. Это было бы невозможно без основательного рестайлинга, проведенного год назад. А чемпион прошлого года, Toyota Prius, откатился на третье место. Очевидно, японцы любят, во-первых, все японское, а во-вторых, все самое свежее.

Это, разумеется, не Lada и даже не Kia Rio, в целом по миру занимающая позицию в восьмом десятке. Рейтинг мировых продаж за первый квартал этого года открывает Toyota Corolla (297 тысяч), далее следует пикап Ford (244 тысячи — в основном за счет продаж на родине), затем Volkswagen Golf (220 тысяч). Кроссоверы занимают четвертое и шестое места, это Honda CR-V и Toyota RAV4. По большому счету такие результаты мало о чем говорят. В частности, под названием Corolla в мире продают несколько довольно разнящихся моделей. А CR-V и RAV4 набирают главные голоса в США, где они весьма востребованы (по 350 тысяч в прошлом году).

Подводя итоги нашего обзора, представим абсолютного мирового лидера — Тойоту Короллу. Притом что продажи несколько снизились относительно уровня прошлого года, ее все равно берут лучше всех. Скорее всего, как и год назад, она вновь станет чемпионом мира. Хотя в России не входит даже в топ-25…
Подводя итоги нашего обзора, представим абсолютного мирового лидера — Тойоту Короллу. Притом что продажи несколько снизились относительно уровня прошлого года, ее все равно берут лучше всех. Скорее всего, как и год назад, она вновь станет чемпионом мира. Хотя в России не входит даже в топ-25…

В Италии традиционно царствует национальный концерн FIAT. Лучше «пятисотого» Фиата продается только почти такая же маленькая Panda, которую, впрочем, предлагают во множестве различных версий вплоть до Cross и 4х4.
В Италии традиционно царствует национальный концерн FIAT. Лучше «пятисотого» Фиата продается только почти такая же маленькая Panda, которую, впрочем, предлагают во множестве различных версий вплоть до Cross и 4х4.

А что у британцев, где из местного автопрома наиболее массовый продукт производит холдинг Jaguar Land Rover? Неужели островитяне берут машины исторических недругов с континента? Ничего подобного! В этом сезоне лидер продаж с большим отрывом — Ford Fiesta. А тылы ему от посягательств Гольфа прикрывает Focus.
А что у британцев, где из местного автопрома наиболее массовый продукт производит холдинг Jaguar Land Rover? Неужели островитяне берут машины исторических недругов с континента? Ничего подобного! В этом сезоне лидер продаж с большим отрывом — Ford Fiesta. А тылы ему от посягательств Гольфа прикрывает Focus.

Франция в еще большей степени ориентирована на национальный автопром. И французы тоже симпатизируют небольшим машинам. В топ-10 продаж новых машин этого года — только один «иностранец», да и тот Dacia Sandero. А тройка лидеров — Renault Clio, Peugeot 208 и Citroen C3. Лучший из кроссоверов (Peugeot 3008) — на пятом месте.
Франция в еще большей степени ориентирована на национальный автопром. И французы тоже симпатизируют небольшим машинам. В топ-10 продаж новых машин этого года — только один «иностранец», да и тот Dacia Sandero. А тройка лидеров — Renault Clio, Peugeot 208 и Citroen C3. Лучший из кроссоверов (Peugeot 3008) — на пятом месте.

Европейцы совершенно очевидно холодны к Тойоте и Хонде и тем более к «корейцам». Чаще всего выбирают хэтчбеки и седаны европейских марок, демонстрируя пристрастие к компактным моделям. Общеевропейский топ-5 за первое полугодие 2017-го: Golf, Clio, Polo, Fiesta, Corsa. Где же безумно популярные кроссоверы? На шестом и девятом местах — Qashqai и Tiguan. Самая продаваемая из Тойот — Yaris, семнадцатая позиция. Первая десятка самых продаваемых марок — сплошь европейские (таковым считают и европейское отделение Ford). Toyota — на одиннадцатом месте.

Южная Корея — вотчина Hyundai и Kia. В первой десятке только один чужак — Chevrolet Spark, но он продается даже хуже, чем кроссовер SsangYong Tivoli. Крайне сложно угадать абсолютного лидера, он какой-то совсем нелогичный, но это седан бизнес-класса Hyundai Grandeur. Более народные Avante и Sonata отстают безнадежно.
Южная Корея — вотчина Hyundai и Kia. В первой десятке только один чужак — Chevrolet Spark, но он продается даже хуже, чем кроссовер SsangYong Tivoli. Крайне сложно угадать абсолютного лидера, он какой-то совсем нелогичный, но это седан бизнес-класса Hyundai Grandeur. Более народные Avante и Sonata отстают безнадежно.

Похожи ли мы на Европу? Судите сами. Кое-какие точки пересечения есть — с поправками того рода, что наш Polo не совсем такой же, как в Европе. Но такую благорасположенность к корейским маркам, как у россиян, можно найти, пожалуй, только в самой Корее. Напоследок пробежимся по некоторым странам, дабы удостовериться в этом. Все подробности — в галерее ниже.

Фото: фирмы- производители

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (22)

Самые новые