Похождения британского кота

ПОХОЖДЕНИЯ БРИТАНСКОГО КОТА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ПОХОЖДЕНИЯ БРИТАНСКОГО КОТА

"...в этот миг я вспомнил, что одним из атрибутов Бога служил ягуар".

ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

12 февраля 1975 года из цеха завода "Ягуар" в музей этой всемирно известной фирмы был отправлен родстер модели Е. Автомобиль с двигателем V 12, как и остальные 48 машин последней серии, окрасили в черный цвет. Так прощались не только с легендарной моделью, но и с целой эпохой, которая была связана с ней.

...Наверное, Уильям Лайонс - основатель знаменитой британской компании - не предполагал, сколь дорогим окажется подарок к его юбилею: главе "Ягуара" в 1961-м исполнилось 60, и тогда на рынок вышла машина, которой суждено было стать одной из самых знаменитых в мире. Так что в 2001-м поклонники британской марки отмечают две круглые даты - 100 лет со дня рождения Уильяма Лайонса и 40 лет легендарного "Ягуара-Е".

Его появлению предшествовал успех знаменитой спортивной модели D. Да, конечно, не зря Лайонс назначил шеф-дизайнером компании Малколма Сойера, работавшего в годы войны в "Бристоль Эйрплан Компани". Сэр Уильям ревностно оберегал фирменный стиль кузовов, но ему пришлось уступить доводам специалиста по аэродинамике. И Сойер смог создать обтекаемый приземистый автомобиль, для которого пришелся впору проверенный временем 6-цилиндровый 3,5-литровый мотор, форсированный до 253 л. с. Новый "Ягуар-D" продолжил череду спортивных достижений фирмы: в 1955-1956 гг. на нем выигрывали 24-часовые гонки в Ле-Мане, а в 1957-м "кошки" вообще заняли первые четыре позиции. После небольшой модернизации несколько таких машин (с индексом ХКSS) продали в США любителям клубных гонок.

Опираясь на полученный опыт, Лайонс и Сойер решили идти дальше - построить автомобиль, способный поколебать создателей "феррари", "мазерати" и "астон-мартинов" - быстрый, как гоночный D-тип, и комфортабельный, как прославленные седаны "Ягуара".

Кузов модели Е органично сочетал стремительность с мягкостью линий. Лайонс настоял, чтобы наряду с кабриолетом к производству готовили четырехместное купе, рассчитывая в основном на требовательных американцев. Четырех полноценных мест, правда, не получилось, зато купе 2+2 выглядело не менее эффектно, чем кабриолет. Под элегантным костюмом, который в равной мере подходил и молодым спортсменам, и стареющим плейбоям, скрывались независимые подвески всех колес, дисковые тормоза и 265-сильная рядная "шестерка".

Один из прототипов - Е-тип Лайонс еще в 1958-м отдал на день приятелю - издателю журнала "Мотор" Кристоферу Дженнингсу с условием: машину никому не показывать и подготовить для фирмы подробный, строго конфиденциальный отчет. Сэр Уильям, конечно, рисковал, но журналист хранил молчание долгих три года, а его советы очень пригодились конструкторам.

Выставочный автомобиль едва успели подготовить к Женевскому автосалону 1961-го. Второй экземпляр купе (первый после долгих испытаний на булыжнике списали в металлолом) пришлось гнать в Женеву своим ходом. Говорят, заводской водитель Боб Берри подъехал к выставочному комплексу всего за 20 минут до официального открытия. Старания не пропали зря - "Ягуар Е-тип" произвел на выставке настоящий фурор - и незаурядной внешностью, и заявленной "максималкой" - 150 миль/ч (240 км/ч). Сразу после салона машину отдали на испытания в журнал "Автокар". Дотошные британские журналисты подтвердили, что молодой "кот" действительно феноменально быстр.

Через месяц "Ягуар-Е" блистал на выставке в Нью-Йорке. Для пущей притягательности к рекламе новинки привлекли звезду журнала "Плейбой" Мэрилин Хэнольд. А весной 1961-го едва ли не все автомобильные издания мира вышли с похожими обложками - на них красовался новорожденный британец. Фирма едва успевала удовлетворять все возрастающий спрос - автомобиль с выдающимися характеристиками стоил в два раза дешевле, чем не самый дорогой "Феррари". У бизнесменов, банкиров и звезд Голливуда стало хорошим тоном иметь в гараже породистого британца (для Америки делали, естественно, версию с "автоматом").

Режиссеры, обеспечивая фирме дополнительную рекламу, быстро превратили "кота" в киноактера. Снимая "Как украсть миллион", Уильям Уайлер посадил в "Ягуар" героя Питера О,Тула. Изящный кабриолет как нельзя лучше подошел обаятельному детективу-искусствоведу, тонкому ценителю прекрасного. Фильм в 1966-м триумфально прошел по экранам мира, а лет через десять и в СССР.

Автомобиль пользовался популярностью не только у кинематографистов, но и у музыкантов. Американские, европейские и даже японские группы украшали "Ягуаром" обложки альбомов, а новоиспеченная шведская поп-команда, недолго думая, вообще присвоила себе имя "Е-тип".

На специальной спортивной версии "Лайтвейт" выступали известные гонщики и в их числе звезды формулы 1 Грэм Хилл и Джеки Стюарт. Достичь былых высот в Ле-Мане не удалось: лучшим результатом стали 4- и 5-е места в 1962-м, но, с учетом тогдашней популярности 24-часовых гонок, это было высоким достижением.

Чтобы вписаться в жесткие американские экологические нормы (в США уходило более 60% машин), в 1968 году двигатель дефорсировали до 246 л. с., но уже в 1971-м фирма подготовила покупателям сюрприз: под капотом "Ягуара-Е" появился новый 272-сильный мотор V 12. С этим агрегатом купе разгонялось до "сотни" за 6,6 с!

В отличие от большинства спортивных моделей, чей дизайн особенно подвержен влияниям моды, "Ягуар Е-тип", казалось, не старел. Британского "кота" подкосил энергетический кризис начала 70-х. Его век закончился вместе с благодатными шестидесятыми, когда казалось, что низкие цены на нефть продержатся вечно. За 14 лет фирма выпустила более 72 тысяч "ягуаров-Е".

Дилеры еще не успели продать последние экземпляры, а по миру уже расплодились клубы поклонников легендарной модели. Машина стала желанным гостем экспозиций именитых музеев и богатых гаражей коллекционеров. Элтон Джон, например, хвастался алым родстером самой престижной, первой серии.

Казалось, "Ягуар Е-тип" навсегда ушел в историю, но ровно через 35 лет, когда фирма уже попала под крыло "Форда", у знаменитого британского хищника появился достойный отпрыск - модель ХК-8. Как и положено акселератам, "котенок" мощнее именитого предка - V- образные "восьмерки" развивают 284 и 363 л. с. И этот продолжатель славного рода, и представленный совсем недавно концепт-кар "Ягуар-F" верны традициям породы: в их чертах отчетливо видны мощь и грация легендарного предка.

Предшественника модели Е - "Ягуар-XKSS" оснащали 253-сильным двигателем.

Купе "Ягуар-Е" 1963 года

достигал 242 км/ч.

Кабриолет III серии с мотором V 12 разгонялся до 100 км/ч за 7 с.

За концепт-каром "Ягуар-F" стоит легендарный Е-тип.

Двигатель спортивного "Лайтвейта"

развивал около 400 л. с.

Подпишитесь на «За рулем» в