В крым за 300 рублей

В КРЫМ ЗА 300 РУБЛЕЙ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЕ

В КРЫМ

ЗА 300 РУБЛЕЙ

ЭТО НЕ ФАНТАСТИКА

И ДАЖЕ НЕ ПУТЕШЕСТВИЕ АВТОСТОПОМ

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР РАКИТСКИЙ

Традиционная летняя задача для многих — понежиться на южном солнце. Семья у нас средняя — двое взрослых, двое детей. Зато отпуск длинный — целых полтора месяца, значит, вещей много. Можно было, конечно, добираться на поезде, но стоимость билетов от 1400 руб. в плацкарте скорого до 2470 руб. в купе фирменного поезда, плюс летний ажиотаж в билетных кассах. Поэтому решили ехать на машине. А почему бы и нет? " Дэу Нексия", доказавшая свою надежность в течение предыдущих 90 тыс. км пробега, вполне способна решить такую задачу. А учитывая, что в машине есть кондиционер...

Кроме того, хотелось выяснить, насколько реально съездить на юг, «питаясь» природным газом — метаном. Дело в том, что «Нексия» оборудована топливной аппаратурой итальянской фирмы «Ловато» для работы на сжатом газе (ЗР, 2001, № 8). Для увеличения дальности установили еще один 35-литровый баллон — в обычной эксплуатации их два. Запас хода на одной заправке метана увеличился до 330–410 км. Правда, багажник слегка «обмелел»: объем уменьшился почти на треть, а грузоподъемность — на 85 кг. Тем не менее, оставшегося в просторном багажнике «Нексии» места вполне хватило для отпускного скарба.

Отсутствие достоверной информации о заправках, официально именуемых автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями — АГНКС, вызывало поначалу некоторые сомнения в успехе эксперимента. Но опасения оказались напрасными. Не сказать что АГНКС маячат на каждом шагу, но на бензин не пришлось переходить ни разу. Да и работают они круглосуточно, в отличие от пропан-бутановых. В Москве заправка метаном стоит от 3 руб. 40 коп. до 3 руб. 60 коп. за один кубометр. Следующая в Туле, на объездной дороге у отметки «188 км», по 3 руб. 10 коп. за 1 мз. В Орле — «371 км» — опять 3 руб. 40 коп. В Курске заправки в районе «521 км», «536 км». Стоимость газа 3 руб. 15 коп. В Харькове АГНКС на объездной дороге (не доезжая пары километров до населенного пункта «Научный»), в Запорожье через километр после въезда в город. Цена за 1 мз составляет 0,6 гривны, что соответствует 3 руб. 30 коп. Результат впечатляет: до Джанкоя на топливо истратил всего 273 рубля! Правда, средняя скорость оказалась не очень высокой — 65 км/ч. Много времени уходило не на сам процесс заправки, а на общение с коллегами. Легковой автомобиль на метановом топливе с импортной газовой аппаратурой вызывал неподдельный интерес.

В Крыму заправиться природным газом можно в Симферополе, Ялте, Евпатории по 0,7 гривны (3 руб. 85 коп.). На Украине спрос на метан очень высокий, а в Симферополе — почти ажиотажный! На заправках выстраивались очереди, хотя работали все посты. Даже компрессоры с трудом справлялись с такой нагрузкой. Но, несмотря на толчею, здесь, в отличие от периодов московских газовых кризисов, в людях сохранилась доброжелательность. До сих пор тепло вспоминаю эпизод, когда, увидев автомобиль с детьми (и московскими номерами), нас как гостей любезно пропустили вперед, избавив от стояния в трехчасовой очереди.

На обратной дороге в Москву для изучения «метановой» обстановки выбрали другой маршрут: на пароме через Керченский пролив на Кубань и далее на Ростов — Воронеж — Москву, по трассе М4 «Дон». В Краснодарском крае и Ростовской области сеть действующих станций гораздо шире, чем в Подмосковье. Дальше ситуация хуже — от Ростова до Москвы заправки есть только в Шахтах и Воронеже, чего явно недостаточно. Всего заправлялись четыре раза — в Бердянске, Таганроге, Шахтах и Воронеже.

Кажется, поездка удалась — но общее впечатление от действующих АГНКС осталось довольно печальное. Все они построены давно, оборудование поддерживается в рабочем состоянии с трудом. В Московской области вместо вышедших из строя снимают агрегаты с простаивающих заправок-доноров. В результате некоторые станции уже пришли в негодность. На Украине ремонтируют то оборудование, которым располагают. А ведь метановые заправки — дело в перспективе прибыльное и весьма полезное для улучшения экологической обстановки. Тем не менее, даже существующие станции позволяют доехать до Крыма или Кавказа, используя лишь дешевый сжатый газ!

НАША СПРАВКА

В середине 80-х была сделана попытка на государственном уровне стимулировать перевод части автотранспорта на природный газ. Именно в тот период построены и оснащены существующие АГНКС. Однако перестройка отодвинула эти намерения на задний план.

Проблема газификации транспорта с использованием метанового топлива подобна замкнутому кругу. С одной стороны, делать автомобили под газовое топливо невыгодно, поскольку спрос на них невелик: машина дороже, эксплуатация сложнее, заправочных станций явно недостаточно. С другой стороны, пока автомобилей, работающих на метане, мало, не расширяется и сеть заправок.

Уже сформулирована и принята федеральная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Но все декларации и благие пожелания могут подолгу оставаться на бумаге, если не заработают экономические стимулы. Примеры такого подхода к законодательству на Западе уже есть — они приносят плоды. Стимулировать изготовителей транспортных средств, отвечающих высоким экологическим требованиям (в том числе работающих на газовом топливе), производителей и установщиков газовой топливной аппаратуры и, наконец, владельцев автомобилей можно, например, используя гибкую схему налогообложения.

В России АГКНС, как правило, пустынны.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии