Битва десантуры: наша Ракушка против Штормера

Боевые машины для воздушно-десантных войск весьма специфичны. Выведение породы подобной техники идет под влиянием ряда факторов. Каких именно? Давайте разбираться на примере отечественного БТР-МДМ Ракушка и британского FV-4333 Stormer.

Первое, на что стоит обратить внимание, — особенности боевого применения. Машины должны уметь действовать в глубоком тылу, вдалеке от ремонтных баз, складов боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Мало того, их задача обеспечивать высокую мобильность десантируемого подразделения, то есть перевозить и людей, и все необходимое снаряжение. Согласитесь, вариант, когда после высадки одни едут, а другие идут, да еще и несут — далек от совершенства. Но как только речь заходит о вместимости десантных машин, всплывают другие факторы — их габариты и вес. Они ограничены размерами грузовых отсеков и грузоподъемностью транспортной авиации. Проще говоря, их проектируют с оглядкой на возможности самолетов.

Маршрутка в броне

Теперь чистая математика. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета Ил-76 соответствующей модификации. Совсем недавно принятый на вооружение БМД-4М вмещает трех членов экипажа и пять десантников. То есть местами за броней в точке приземления такой взвод обеспечивает 15 служащих. БМД — мощное средство огневой поддержки, ее боевой модуль с двумя пушками и пулеметом, безусловно, хорош. Но вооружение и боекомплект занимают много места. Где возить большее число десантников, грузы, ГСМ?

Дебют Ракушки на Параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.
Дебют Ракушки на Параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.

Водометные движители шнекового типа позволяют Ракушке плавать со скоростью 10 км/ч.
Водометные движители шнекового типа позволяют Ракушке плавать со скоростью 10 км/ч.

Для десантируемой техники изменяемый клиренс — необходимость. У БТР-МДМ предусмотрено три положения: минимальный, максимальный и рабочий дорожный просвет в 450 мм.
Для десантируемой техники изменяемый клиренс — необходимость. У БТР-МДМ предусмотрено три положения: минимальный, максимальный и рабочий дорожный просвет в 450 мм.

Материалы по теме
00-Rakushka_zr-09_15 БТР-МДМ Ракушка: без башни

Самая свежая отечественная разработка, которая совсем недавно стала поступать в войска — плавающий авиадесантируемый бронетранспортер БТР-МДМ Ракушка. Универсальную боевую машину производит Курганмашзавод на унифицированной с БМД-4М платформе. Это огромный плюс — для десантной техники важны сопоставимые ходовые возможности и взаимозаменяемость деталей. У Ракушки нет башни с вооружением, зато в нее вмещается два члена экипажа и 13 десантников! То есть взвод БТР-МДМ с одного Ил-76 укроет за броней 39 бойцов.

В десантном отделении бронетранспортера у каждого борта установлены по три двухместных сиденья. Их можно откинуть к бортам, если надо перевозить не людей, а снаряжение. Ракушка, превращенная в грузовик, способна транспортировать две тонны поклажи. Для ящиков с боеприпасами, бочек с ГСМ, запчастей и других грузов предусмотрены элементы крепления с помощью ремней. Есть вдоль бортов и приспособления для фиксации носилок. Они могут располагаться в три яруса, а значит БТР-МДМ может эвакуировать с передовой шестерых раненых.

Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Место механика-водителя впереди в центре машины. Командир слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета — справа.
Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Место механика-водителя впереди в центре машины. Командир слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета — справа.

Ракушка берет на борт двух членов экипажа, 13 бойцов или 2 тонны груза. В десантном отделении достаточно просторно для спартанского салона бронетехники.
Ракушка берет на борт двух членов экипажа, 13 бойцов или 2 тонны груза. В десантном отделении достаточно просторно для спартанского салона бронетехники.

Разумеется, Ракушку не оставили совсем без вооружения. На крыше над местом командира смонтирован дистанционно управляемый пулемет кругового обстрела. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части корпуса справа, перед сиденьем десантника.

Притом что бронетранспортер способен поддержать бойцов огнем, атаки на противника — не его призвание. Он создан для транспортных задач — доставки десантников на передовую, подвозки боеприпасов, эвакуации раненых. Именно совместные действия хорошо вооруженного БМД-4М и вместительного БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для мобильных соединений ВДВ.

Десантники высаживаются из Ракушки через люк в кормовой части рубки. С внутренней стороны люка закреплены плавательные жилеты для бойцов и экипажа.
Десантники высаживаются из Ракушки через люк в кормовой части рубки. С внутренней стороны люка закреплены плавательные жилеты для бойцов и экипажа.

Корпус Ракушки сварной, из алюминиевой противопульной брони, так называемого рубочного типа. Компоновка танковая: впереди отделение управления, посередине — десантно-грузовое, сзади — моторно-трансмиссионное. Благодаря тому что двигатель практически оппозитный, он плоский и не сильно затрудняет выход десантников через огромный люк в корме рубки. Многотопливный безнаддувный дизель УТД-29 рабочим объемом 26,5 литра (!) выдает 500 л.с. и фантастический крутящий момент 1460 Н.м при 1600 об/мин.

Новый бронетранспортер БТР-МДМ поставляется в ВДВ с 2015 года.
Новый бронетранспортер БТР-МДМ поставляется в ВДВ с 2015 года.

В ходовой части БТР-МДМ с каждой стороны четыре поддерживающих и пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет — 450 мм, но клиренс может меняться в диапазоне 130–530 мм.

Велик британец на асфальте

БТР-МДМ сделан не с чистого листа. Ряд технических решений роднит его с БМП-3, появившимся в конце 1980-х. Тем не менее прямых конкурентов у Ракушки не много. В армиях стран НАTO делают ставку в основном на хорошо вооруженные, но громоздкие машины с защитой почти как у танка. Среди безбашенных гусеничных бронетранспортеров, скажем, американский M-113 безнадежно устарел, а разработка Bradley BGPV на деле представляет собой не первой свежести БМП весом больше 20 тонн с демонтированным боевым модулем. Ракушку, пожалуй, лучше сравнивать с не слишком распространенным английским бронетранспортером Stormer. Но эта заочная дуэль будет явно не в пользу последнего.

У FV-4333 в базовом исполнении над командирским местом башенка с приборами наблюдения. На ней монтируют один пулемет.
У FV-4333 в базовом исполнении над командирским местом башенка с приборами наблюдения. На ней монтируют один пулемет.

Британская боевая машина FV-4333 Stormer создана на базе узлов и агрегатов легкобронированного семейства CRV(T), куда входят танк Scorpion, бронетранспортер Spartan и самоходная установка Striker. От остальных машин семейства Stormer отличается удлиненным корпусом и шестью опорными катками в ходовой части вместо пяти. Производят FV-4333 с начала 1980-х. На его базе создано множество модификаций, которые и сейчас на вооружении. Но нас интересует базовая — аэромобильный плавающий бронетранспортер.

По массе он близок к нашей Ракушке. Броня тоже алюминиевая противопульная, а корпус сварной. А вот компоновка иная. Спереди слева место механика-водителя. Командир экипажа располагается за ним. Справа, за переборкой, находится моторно-трансмиссионное отделение. Средняя и кормовая часть машины отдана десантному отделению. Помимо двух членов экипажа Stormer может взять на борт восемь полностью экипированных бойцов — меньше, чем Ракушка.

Рабочее место механика-водителя тесное. Управление — рычагами и педалями. За спиной механика-водителя рабочее место командира.
Рабочее место механика-водителя тесное. Управление — рычагами и педалями. За спиной механика-водителя рабочее место командира.

Двигатель — дизельный Perkins с турбонаддувом, мощностью 250 л.с. Здесь налицо двукратный проигрыш БТР-МДМ в энерговооруженности. Проще и ходовая — у FV-4333 обычная торсионная подвеска с амортизаторами. Ни о каких пневмогидрорессорах нет и речи. Рабочий дорожный просвет чуть меньше, чем у БТР-МДМ, но, главное, нет системы изменения клиренса.

Stormer хорошо загерметизирован и умеет плавать после небольшой предварительной подготовки. Движение в воде происходит за счет перематывания гусениц. Максимальная скорость на плаву — 5 км/ч. Ракушка в этой стихии в два раза быстрее: два водометных движителя шнекового типа способны разогнать ее до 10 км/ч.

В базовом варианте FV-4333 вооружен одним пулеметом, расположенным в небольшой башенке над местом командира. И здесь Stormer на один ствол позади БТР-МДМ, хотя, повторюсь, вооружение для транспортных боевых машин — не основной показатель.

Механик и командир могут общаться даже так. Stormer — аэромобильный БТР. Его доставит к месту десантирования Hercules C-130 — основной транспортный самолет RAF.
Механик и командир могут общаться даже так. Stormer — аэромобильный БТР. Его доставит к месту десантирования Hercules C-130 — основной транспортный самолет RAF.

Экспериментальная модель с усиленным вооружением на базе грузовой модификации Stormer.
Экспериментальная модель с усиленным вооружением на базе грузовой модификации Stormer.

Неужели все так идеально и Stormer проиграл Ракушке вчистую, уступив по вместимости, возможностям шасси, плаву, удельной мощности и вооружению?

Конечно, нет. По бронированию, можно сказать, паритет. Турбодизель английского бронетранспортера экономичнее отечественного атмосферного дизеля большого объема — при меньшей емкости баков у «англичанина» лучше показатель по запасу хода. А еще он быстрее нашей боевой машины на шоссе. Правда, эта цифра довольно лукавая, ведь по магистрали лучше перемещаться на колесной технике. Гусеницы все же созданы для бездорожья — быстрая езда по асфальту сокращает их ресурс. Стоит покинуть шоссе, как скорость будет зависеть от возможностей подвески и других факторов, да и расход топлива возрастет.

Характеристики бронетранспортеров России и Великобритании

Модель

БТР — МДМ Ракушка

BAE (Alvis) FV4333 Stormer

Размеры: длина / ширина / высота, мм 

6085 / 3150 / 2630

5270 / 2760 / 2490

дорожный просвет, мм

изменяемый 130–530

425

Число мест: экипаж + десант

2+13

2+8 

Масса, кг

13 200

12 700

Максимальная скорость / на плаву, км/ч

70 / 10

80 / 5

Топливо / запас топлива, л

дизельное (возможно применение бензина и керосина) / 690

дизельное / 405

Запас хода по шоссе, км:

500

650

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

дизельный многотопливный безнаддувный

дизельный многотопливный с турбонаддувом

Расположение

сзади поперечно

спереди продольно

Модель

УТД-29

Perkins Т6 / 3544

Конфигурация / число клапанов

V10 / 20

Р6 / 12

Рабочий объем, л

26,5

5,8

Мощность

331/500 кВт/л.с. при 2600 об/мин

184 /250 кВт/л.с. при 2600  об/мин

Подвеска

гидропневматическая

торсионная

Бронирование

катаная алюминиевая броня

алюминиевая броня

Вооружение: тип / калибр, мм

пулемет /7,62х2  (дистанционно управляемый и курсовой) ПКТМ

Пулемет / 7,62

Боекомплект, шт.:

2 х 2000 патронов

3000 патронов

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (18)

Самые новые