Каждый сможет, как маэстро

КАЖДЫЙ СМОЖЕТ, КАК МАЭСТРО

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

КАЖДЫЙ СМОЖЕТ, КАК МАЭСТРО

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

Одни реже, другие чаще, но каждый из нас срывается с насиженного места: поездки на дачу, в отпуск, путешествие и т. д. И как только знакомые улицы родного города или поселка останутся позади, мы, пусть и ненадолго, превращаемся в дальнобойщиков, обязанных жить по специфическим и жестким законам трассы.

НОЧЬ

Жилые кварталы у нас худо-бедно, но освещены. А вот на глухих перегонах водитель может положиться только на свет фар своего автомобиля и остроту собственного зрения. Особенно это ощутимо при разъездах с встречным транспортом.

«Знатоки» предлагают кучу доморощенных приемов против ослепления и в их числе — зажмурить на время один глаз. Ни в коем случае! Два ока дают объемную картинку, одно — плоскую. По ней трудно оценить расстояние, да и поле зрения существенно сужается. Правильным будет не пялиться прямо на яркие фары встречной машины, а направить взгляд чуть правее и как можно дальше вперед — туда, где граница вашего ближнего света и темноты скользит по переходу дорожного полотна в правую обочину (рис. 1). Именно там, за пределами освещенного участка, прячутся брошенные тракторы, сеялки, катки, нетрезвые пешеходы и задумчивые животные. Встречного же контролируйте лишь периферийным зрением и не комплексуйте по этому поводу. Вы едете по своей полосе, и если на этой дороге два автомобиля свободно разъезжаются днем, то будьте уверены — разойдутся и ночью. Неожиданные препятствия на разделительной полосе вы тоже не прозеваете — они в данный момент подсвечены с двух сторон и хорошо видны.

Еще один вопрос: когда переключать ближний свет на дальний? Разумеется, не тогда, когда встречный автомобиль уже промчался мимо. Эффект «черной ямы» надо сократить до минимума. Это принципиально. Рычажком дальнего света щелкайте за доли секунды до того, как бамперы ваших машин окажутся на одной линии. Одновременно с переключением направьте взгляд строго вперед, а правую и левую обочины контролируйте боковым зрением.

При движении за ведущим не гипнотизируйте «корму» его автомобиля. Для начала выберите правильную дистанцию — ваш «ближний» не должен слепить другого водителя через зеркала заднего вида. Даже если при этом пространство между автомобилями освещено неполностью (рис. 4). Ничего страшного, вы в выгодном положении и можете просчитывать ситуации на два хода вперед, разглядывая дорогу в свете фар попутчика и анализируя другие сигналы. Вспыхнули «стопари» — готовьтесь тормозить, запрыгали красные огоньки вверх-вниз — впереди колдобины. Помните только: здоровые автобусы и фуры не годятся в качестве ведущего легковому автомобилю. Их объемистый зад перекрывает весь обзор, а своим монотонным покачиванием они убаюкают кого угодно. Не помогут ни кофе, ни громкая музыка, ни оживленная беседа с пассажиром.

ДЕНЬ

Тут самый актуальный маневр — обгон. Заповедь номер один — никогда, слышите, никогда не прижимайтесь к попутным машинам! Это постыдное с точки зрения профессионалов действие иногда называют сочным словом «припопился», заменив, конечно же, одно из «пэ» на другую букву. Короткая дистанция — верный путь к аварии. Особенно на двухрядной дороге. Обгоняемый транспорт (крупногабаритный в особенности) перекрывает вам обзор и, чтобы оценить обстановку впереди, приходится почти полностью вылезать из своей полосы (рис. 2). Довольно часто под колеса встречному. Последует суетливый нырок обратно. Удалось увернуться — хорошо, но много ли вы успели разглядеть? Мало того, в такой ситуации ведущий может запросто завезти в какую-нибудь яму. Он-то пустит ее между колес, а вот вы попадетесь, не успев среагировать. А потому — держите дистанцию. Такую, чтобы для взгляда на встречный поток достаточно было лишь сместиться к осевой линии, почти не высовываясь из своего ряда. Теперь вы хорошо видите все, что творится на дороге, и можете без спешки просчитать ситуацию на несколько шагов вперед (рис. 3).

Заповедь вторая — на обгон выходить только с «нажатым газом», как следует разогнавшись в своем (!) ряду. Большая дистанция нужна еще и для этого. Чем меньше времени проведете на встречной полосе, чем лучше рассчитаете все перемещения и чем плавнее их исполните, тем безопаснее и профессиональнее ваш маневр. Показателем класса служит работа с рычагом коробки передач и манера обращения с рулевым колесом. Маэстро при обгонах подтыкает пониженную передачу куда реже, чем неумеха и, уж точно, никогда резко не дергает рулем.

Иногда стоит использовать язык светотехники — он достаточно выразителен. Бывает, только пошли на обгон, а суетливый встречный где-то на линии горизонта уже мигает фарами. Но вы уверены, что выполнить маневр успеваете, да еще с большим запасом. Действуйте по намеченной программе, но успокойте нервного, чтобы не наломал дров. Включите правый «поворотник», даже если еще не поровнялись с обгоняемым, мол, не волнуйся, дружок, вот-вот перестроюсь обратно.

Случается, вы просчитались, обгон складывается на грани фола, а прервать его уже нет возможности (речь здесь не идет о грубых, непоправимых ошибках). Подстрахуйтесь — мигните встречным дальним светом. Они сбавят ход или примут правее. Конечно, при этом вас помянут недобрым словом. Ну да переживете. Лучше быть заочно поруганным, чем выкручиваться из аварийной ситуации. Единственное напутствие — не злоупотребляйте этим приемом. Есть хамы, что давят окружающих дальним светом при любом маневре. Не стоит им подражать.

Рис. 1. При встречном разъезде смотреть нужно чуть правее и как можно дальше вперед.

Рис. 2. Обгон с малой дистанции опасен.

Рис. 3. Так много лучше. Плавно, с разгоном в своей полосе.

Рис. 4. Езда за лидером. Свет фар попутчика — ваш верный помощник.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии