Латать на все деньги!

ЛАТАТЬ НА ВСЕ ДЕНЬГИ!

]

АКТУАЛЬНО

/ДОРОГИ

ЛАТАТЬ НА ВСЕ ДЕНЬГИ!

ПОКА ЭТАП ПЕРВЫЙ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Говорят, на здании федеральной дорожной службы США помещена картина-аллегория: доллар, который катится по дороге. Это про то, значит, что дорога — лучший объект капиталовложений. Только, кажется, в России поняли это далеко не все.

СКОЛЬКО ДОРОЖКЕ НИ ВИТЬСЯ...

Недавно в правительстве и Минтрансе подводили итоги выполнения президентской программы «Дороги России» и анонсировали новую — «Дороги России XXI века». Задачи очерчены преогромные: за 10 лет увеличить протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в 1,2 раза (с 584 тыс. км до 670 тыс. км), построить 11 тыс. км федеральных дорог, реконструировать 48 тыс. км магистралей. По расчетам, это позволит увеличить пропускную способность наиболее загруженных участков важнейших дорог в 1,5–3 раза (в среднем по стране — на 10–12%) и снизить количество ДТП на 10–15%. Более того, 7–8 тысяч деревень и поселков получат круглогодичную связь с Большой землей по дорогам с твердым покрытием!

Это, конечно, замечательно, только вот одна проблема. По данным того же Минтранса, для нормального экономического развития страны в XXI веке нужна дорожная сеть протяженнее, чем сейчас... в полтора раза. Это сегодня! А через 10 лет? Ведь автопарк России растет просто гигантскими темпами: 10 лет назад в стране было менее 70 автомобилей на 1000 человек, сейчас их без малого 150, а к 2010 году, обещают, достигнет 250. И при этом почти 30 тысяч населенных пунктов весной и летом оказываются в осаде — к ним, по сути, нет дорог.

Что же, разве не знают этого, не понимают «наверху»? Знают, конечно знают, да вот незадача: целей благородных у нас много, а денег — не очень. Вот и финансирование прошлой президентской программы составило, по разным причинам, примерно 50% от необходимости. Дорожники резко «рванули» было в 1999–2000 гг. (тогда было сдано несколько десятков крупнейших объектов) — тут же их резко осадили: ликвидировали отдельную строку в бюджете «на дорожное строительство». Теперь правительство «в рабочем порядке» решает — а сколько можно реально на дороги дать? Столько? Многовато будет...

Пока на первом этапе программы «Дороги XXI века» предусматривается... «выполнение работ по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания (!) по срокам ремонта работ с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог». Уффф... В переводе на русский язык — это, видимо, означает, что будут латать, насколько хватит денег. А на втором этапе, с 2006 по 2010 год, «планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных дорог и сократить его на сети территориальных». Дай-то бог, если только прежде все не придет в полную негодность.

Правда, названы и некоторые приоритетные направления, по которым новые дороги все-таки будут строить.

ПРИОРИТЕТЫ

Главная в стране дорожная стройка, как всем известно, — магистраль «Амур», где уже лет двадцать пытаются проложить участок от Читы до Хабаровска. Без него страна остается разорванной на две части, между которыми — еще около 400 км непроходимой тайги. В этом году этот разрыв должны сократить на 77 км.

Следом в списке главнейших — строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Новая магистраль выведет транспортные потоки из города, сократит время доставки грузов и, несомненно, будет способствовать улучшению экологической обстановки в Северной Пальмире.

Современный Сочинский транспортный узел поможет разгрузить единственную магистраль города — Курортный проспект.

Кроме того, в списке приоритетов фигурирует расширение трасс Москва-Ростов-на-Дону, Москва-Самара, федеральных автомобильных дорог Московского узла, строительство мостов через Волгу в районе Ульяновска и Кольский залив в Мурманске.

Достойнейшие объекты, кто возразит! Только вот, как всегда, денег даже на них не хватает. Работы на «главной стройке» — трассе «Амур» — то и дело останавливаются из-за отсутствия средств, и вряд ли в этом году удастся выполнить все, что запланировано. Привыкли к перебоям в финансировании и на других объектах. Руководители Мин-

транса вообще вынуждены были объявить, что ныне «основной принцип работы — это принцип разумных компромиссов в условиях недостаточного финансирования».

На деле же это означает, что сейчас лишь на двух дорожных объектах страны работа кипит в три смены, с опережением всех графиков: на строительстве Сочинского транспортного узла и кольцевой вокруг Санкт-Петербурга, где в некоторых местах начинали работать, не дождавшись согласования со всеми инстанциями, получали за это предупреждения и предписания, но продолжали укладывать километры и кубометры асфальта и бетона! Выходит, трасса Чита-Хабаровск может подождать?

Между прочим, за два года (1999–2000) Китай, наш сосед, вложил в строительство дорог 120 млрд. долл. Не знаем, что там нарисовано на фасаде их дорожного департамента — видимо, катящийся юань. И катиться он может только в одну сторону — в нашу. Они ведь давно смотрят с нескрываемым интересом на не очень освоенный наш Дальний Восток. Со стороны Китая подъезды уже есть...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии