Настоящий экстрим

НАСТОЯЩИЙ ЭКСТРИМ

]

ТЕХНИКА

/ПРЕЗЕНТАЦИЯ

НАСТОЯЩИЙ ЭКСТРИМ

ШУТКИ В СТОРОНУ, КОГДА САДИТЕСЬ ЗА РУЛЬ ЭТОГО АВТОМОБИЛЯ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН

ФОТО / «ОПЕЛЬ»

Девальвации подвержены не только деньги, но и слова. Экстремальным нынче называют все, что мало-мальски отличается от обычного. На радость страховым компаниям к «запредельным» видам спорта причислены даже горные лыжи и велосипед. Если так пойдет дальше, то любую езду на автомобиле со скоростью, выше положенной правилами, отнесут к экстремальному вождению...

ЭКСПОНАТ ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ

На автосалоне 2001 года в Женеве на стенде «Опеля» красовался необычный автомобиль с очень длинным названием — " Опель Астра Купе ОРС Х-Treme". Машина лишь напоминала обводами кузова обычную "Астру-Купе", а на деле под ярко-красным углепластиковым кузовом скрывалось шасси автомобиля для гонок DTM (Дойче Туренваген Майстершафт) — чемпионата Германии среди "кузовных" автомобилей. Четырехлитровый восьмицилиндровый мотор "за 400" лошадиных сил, привод на задние колеса, снаряженная масса — едва за 1000 кг, 20-дюймовые колеса, тормоза из углеродного композита — полный джентльменский набор современного гоночного автомобиля.

Выставлять на стенде макет нынче неприлично. Даже концепт-кар должен уметь двигаться. В нашем объекте сомневаться не приходится: " Опель Астра Купе ОРС Х-Treme" сделан из вполне успешной гоночной машины. Однако не станем уверять, будто от болида DTM его отличают лишь места под номерные знаки. На самом деле, чтобы создать из кольцевой машины спортивную, требуются куда более серьезные переделки.

Все начинается с колес: 18-дюймовые колеса гоночного автомобиля сменили еще более внушительные 20-дюймовые. Вовсе не ради внешнего эффекта. Чтобы сохранить остроту реакции и хорошее сцепление с дорожным покрытием, понадобились шины самого низкого профиля, а это потребовало увеличить диаметр колес. А все потому, что дорожные шины обладают худшими, чем гоночные, сцепными свойствами — значит, должны быть шире. Здесь — на 30 и 25 мм шире гоночных «сликов».

Соответственно, изменилась и настройка шасси. Впрочем, подробно останавливаться на ней не будем — в двух словах не расскажешь. Отметим лишь изменение углов установки колес — уменьшены и продольный, и поперечный углы наклона оси поворота. Что касается пружин, амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости — тут допускается множество вариантов регулировки.

НЕ ПОТУШИЛИ ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

В последнее время по-настоящему сочные двигатели попадаются все реже. Пускай под капотом хоть триста «лошадей», это уже не дикие мустанги, а покладистые домашние лошадки, совладать с которыми может даже вчерашний выпускник автошколы. Конструкторы немало потрудились над электронными «узами», а экологические требования погасили то, что осталось. Посмотрим, что под капотом у экспериментального «Опеля»?

Открыв капот, увидим только радиаторы и воздухозаборники. В угоду развесовке двигатель смещен далеко за переднюю ось и к нему не так просто подобраться. Восьмицилиндровая V-образная «восьмерка» объемом 4 л (согласно регламенту DTM) создана на основе «джи-эмовского» блока «Нортстар». Однако головки блока, поршни, шатуны и коленчатый вал оригинальные. Система смазки с «сухим» картером не только уменьшает высоту мотора, но и бесперебойно подает масло к трущимся парам при разгонах, торможениях и поворотах. В этой части «Опель Х-Treme» идентичен гоночному " Опель Астра DTM V8 Купе". Благодаря более высокой степени сжатия двигатель гоночной версии на 14 кВт/18 л. с. мощнее, но уступает дорожному по крутящему моменту. Почему? Да просто по регламенту гонок на впуске устанавливают две дроссельные шайбы диаметром всего 28 мм. Через две такие крошечные "ноздри" и всасывает воздух четырехлитровый гоночный мотор. А его гражданскому собрату позволено дышать "полной грудью", так что максимальные обороты могут быть заметно выше. Без ограничения на впуске не составило бы большого труда снять с двигателя 600 л.с., но конструкторы из "Опель перфоманс центра" предпочли сногсшибательным показателям покладистый характер. Потому мощность " Опель Астра Купе ОРС Х-Treme" выражается внушительной, но не рекордной цифрой 326 кВт/444 л. с., то есть "всего" 114 л. с./л. Зато крутящий момент 530 Н.м (удельный — 133 Н.м/л) — абсолютный рекорд для безнаддувных моторов.

...ЭТО БЫЛ БЫ НОМЕР!

Прохватить несколько кругов по трассе за рулем болида DTM — мечта каждого, кто неравнодушен к автоспорту. Однако стоит быть честным хотя бы с самим собой. Так «запросто» в кокпит гоночного автомобиля не попадешь — это вам не прокатный карт. Тут и разгон до «сотни» за четыре секунды, и «максималка» за триста, и кулачковая коробка без синхронизаторов, и углепластиковые тормоза — ко всему нужна привычка и внушительный гоночный опыт.

Немудрено, что приглашение на тест-драйв " Опель Астра Купе ОРС Х-Treme" показалось чем-то нереальным. Особенно позабавило требование к кандидату: быть ростом не выше 180 см и весить не больше 80 кг — прямо как в космонавты.

Конечно, прокатиться «с ветерком» справа от самого создателя машины и руководителя «Опель перфоманс центра» Фолькера Штрайцека — это уже здорово, но проехать трассу самому под его руководством — фантастически редкая удача. В ангаре покинутой военными авиабазы с идиллическим названием «Пфердесфельд» («Лошадиное поле») расположился временный штаб акции. Творение времен холодной войны произвело впечатление добротностью постройки и полным слиянием с холмистой местностью.

...Нам предстоят несколько кругов по проложенной здесь импровизированной кольцевой трассе. Застегнут пятиточечный ремень безопасности, надеты наушники с переговорным устройством. Выслушиваю короткий инструктаж об особенностях машины. Особое внимание — кулачковой коробке и углепластиковым тормозам: хотя в них и применен специальный материал, обеспечивающий высокую эффективность даже при холодных дисках (гоночные начинают работать лишь после 500°С), они требуют привыкания. Первые два круга — так, как следует ехать «ученику», на третьем Штрайцек демонстрирует возможности машины. Понять что-либо трудно: резкие перегрузки при разгоне и торможении, пулеметные очереди переключений передач (три в секунду на торможении — это нормально), выход из поворота со скольжением — очень впечатляет!

С чувством сосредоточенности и волнения занимаю водительское место. Влезть на него или вылезти непросто, поэтому руль съемный. Сейчас механики вернут его на место, и тогда... Основное внимание сцеплению — ход педали от силы 20 мм, а трогаться лучше почти не трогая педаль газа. Что ж, поехали, главное — не заглохнуть. Тронулись, вторая, крутой левый (до чего ж острый руль!), затем затяжной правый поворот. Чуть «лизнув» носком педаль газа, перехожу на третью, а на дисплее, заменяющем привычный спидометр, уже «сотня». Впереди короткая прямая, затем ретардер и после двух правых поворотов вновь знакомая стартовая прямая. Круг пройден без замечаний, можно прибавить. На знакомой прямой на третьей передаче нажимаю на газ до пола (на первой и второй этого делать не рекомендовали). Впечатление, будто на секунду закрыл глаза, а в это время какой-то шутник выдернул из-под автомобиля всю дорожку до поворота. Надо тормозить, и основательно. Очередной обман чувств: давить на тормоз можно было метров на 50 позже, но привычные рефлексы отметают даже мысль об этом. Третий круг еще быстрее, уже с переходом на четвертую на прямых и на вторую перед самыми крутыми поворотами, правая нога наконец-то привыкла к странным тормозам, но... пора в боксы. Эх, еще кружочков 10–15 — я бы тогда... Но все именно так задумано.

" Опель Астра Купе ОРС Х-Treme" пока построен в единственном экземпляре, стоимость которого превышает миллион немецких марок. Эти обстоятельства не располагают к тренировкам самостийных "гонщиков". Три круга и все — вылезай, уступи место коллеге. Для коллекции впечатлений хватит и трех кругов; пройдя десяток, гонщиком все равно не станешь, зато риск вылететь с трассы многократно возрастет. Этот автомобиль напрочь отвергает все привычки, полученные на стандартных, пусть даже очень быстрых машинах. "Экстрим" здесь совсем не модное словечко — сущность машины: настоящий гоночный болид! Ни прибавить, ни убавить. Нет, это спортивный автомобиль, поправляет Фолькер Штрайцек: просто он максимально приближен к гоночному, но предназначен для обычных дорог!

Хорошо, пусть спортивный — тогда что такое гоночный? Тут явно какая-то загадка. Или вся разница только во внутренней отделке?

СУДЬБА И ШАНСЫ

Какова будет судьба уникального прототипа — решатся ли выпустить небольшую партию машин на продажу или все ограничится единственным «салонным» образцом? Может, все-таки стоит рискнуть? Ведь такой машины больше нет ни у кого; никому и в голову не пришло выпустить на дороги пусть доработанный, но чистокровный гоночный автомобиль с его бескомпромиссным характером. Да, это машина для трижды избранных, но наверняка есть те, кто способен ее оценить и укротить. Вопрос в другом: окажется ли коммерчески успешным суперкар от «Опеля»? Ответить сможет только время.

Opel Astra Coupe OPC X-TREME

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест — 2; снаряженная масса — 1025 кг; полная масса — 1175 кг; максимальная скорость — более 300 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — менее 4 с; топливо — АИ-98. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, V-образный, восьмицилиндровый, расположен спереди в базе продольно; рабочий объем — 3998 смз; степень сжатия — 12,9; мощность — 326 кВт/444 л. с. при 7350 об/мин; максимальный крутящий момент — 530 Н.м при 4800 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод — на задние колеса; коробка передач — механическая шестиступенчатая несинхронизированная, с последовательным переключением передач, в блоке с главной передачей и дифференциалом повышенного трения. ПОДВЕСКА: независимая, на двойных поперечных рычагах, с регулируемыми амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. ТОРМОЗА: дисковые вентилируемые, диски и накладки из углепластика, диаметр спереди — 380 мм, сзади — 340 мм. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное, с усилителем. ШИНЫ: спереди — 265/30ZR20, сзади — 305/35ZR20.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии