Био, техно, ретро...

БИО, ТЕХНО, РЕТРО...

]

ТЕХНИКА

/ЦЕНТР

СТИЛЯ

БИО, ТЕХНО, РЕТРО...

НЕУЕМНОСТЬ ФАНТАЗИИ... В РАМКАХ ДОЗВОЛЕННОГО

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВCКИЙ,

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

НАУКА ОДЕВАТЬ

Каким бы технически совершенным, надежным и долговечным ни был автомобиль, сделать популярной внешне непривлекательную машину очень сложно. Особенно в век огромного разнообразия моделей. Конечно, о вкусах не спорят, но приписываемое великому авиаконструктору изречение «некрасивый самолет не может летать хорошо» применительно к автомобилю оборачивается недоверием покупателей к модели спорного дизайна.

Производители строят дизайн-центры на всех континентах и набирают армии стилистов. Но даже самые одаренные фантазеры нечасто нарушают неписаные законы, отступая от рамок «жанра» — назначения машины. Работа автомобильного дизайнера близка ремеслу мебельщика или модельера — потребителю надо угодить! Одни отдают предпочтение комфортным, удобным вещам, другим важно произвести впечатление на друзей и знакомых. Банковские служащие, в полном соответствии с прозвищем «белые воротнички», каждое утро дополняют наглаженный пиджак и белоснежную сорочку строгим галстуком; программисты предпочитают демократичные джинсы и джемперы.

Вседорожник должен быть массивным, «мускулистым», заметным, внушать уверенность в своих, да и хозяина, силах. Представительский седан — олицетворение строгости, солидности, достатка. Отсюда классические, без резких изломов линии и хромированный декор. Ну а спорткарам, помимо мускулов, присуще изящество породистого скакуна. Маленькие автомобили стараются делать более веселыми, одушевленными. Они должны прийтись по душе молодежи и женщинам — напоминать любимую домашнюю зверюшку или старого плюшевого мишку. Одно из последних веяний: «малышей» зрительно укрупняют, оформляют деталями в стиле «старших в роду», максимально приближают форму к мини-вэнам.

По-настоящему разгуляться дизайнерской фантазии не позволяют ни конструкторы (ведь в эту «скульптуру» надо вставить работоспособные агрегаты), ни технологи (машину нужно делать серийно, причем уложившись в заданную смету), ни законы природы. Последние неумолимы. Похоже, именно аэродинамика заставила дизайнеров БМВ сделать «корму» новой «семерки» столь нетрадиционной для баварцев и спорной с точки зрения чистоты стиля.

Помимо рациональных соображений, представления о красоте диктует капризно-переменчивая мода. Ей покупатели обязаны тем, что в облике машины разных марок подчас имеют много общего.

ПОИСКИ ЖАНРА

Несмотря на видимое разнообразие стилей и пестроту вкусов публики, нетрудно выделить основные направления, в которых движутся дизайнеры большинства фирм.

Значимый в новейшей истории переворот произошел в 90-е годы. Угловатые формы 80-х буквально на глазах скруглили. Все чаще в прессе мелькало понятие биодизайн, намекающее на естественное, «природное» происхождение облика автомобиля. Машины стали сравнивать со зверюшками, фары с глазками, а прорези решеток радиатора наводили на мысли об игривой улыбке (или, напротив, грустной гримасе).

В центре внимания модников и модниц оказались " Рено Твинго" и " Опель Корса". Эстафету подхватили корейцы, возведя новое направление в абсолют, порой граничащий с абсурдом. Аморфные кузова " Хёндэ Акцент" или "КИА-Авеллы" стали называть не иначе, как обмылками.

Однако тупиковое, казалось бы, направление дало жизнь таким необычным, даже экстравагантным, машинам, как " Ситроен Ксара Пикассо" или "Исудзу-Викросс". Последний, кстати, снялся в недавней популярной киноленте "Миссия на Марс", где вполне вписался в образ автомобиля будущего. Может, и правда, "био" еще вернется?

Мода циклична. Резко очерченные — словно работали циркулем и линейкой — линии кузовов 70-х вновь входят в обиход, правда, уже в несколько иной интерпретации. Дух высоких технологий (компьютеры проектируют машины и контролируют людей!) отразился во внешности автомобилей конца ХХ века.

Одним из предвестников перемен стал " Ауди ТТ" — ярчайший пример направления "техно". На одной из фотографий первого прототипа ТТ предстал на фоне лаконичных металлических конструкций — в "алюминиевом" интерьере. В противовес биодизайну апологеты "техно", кажется, решили избавиться от форм естественного происхождения. Циркульные кривые, симметрия и нарочитая утилитарность не оставляют сомнений в искусственном, машинном происхождении автомобиля. Этот стиль, правда, в несколько смягченном варианте, присущ и младшей модели " Ауди А2".

Мощную поддержку новому направлению оказала корпорация «Дженерал моторс». Обкатав на автосалонах несколько технократичных концепт-каров, американцы решились на их производство. Вслед за «кадиллаками» XLR и CTS, которые пойдут в серию в 2002-м, и остальные модели приобретут похожие формы. Вообще, под флагом «техно» сегодня выступают, в первую очередь, американские производители.

Они же породили волну ретромобилей, популяция которых растет с каждым годом. Практичность в жителях Северной Америки прекрасно сочетается с сентиментальной тягой к вчерашнему дню. Бесконечные сериалы с одними и теми же героями, римейки популярных фильмов и театральных постановок призваны утолить неослабную ностальгическую жажду. И автомобиль — предмет для американцев культовый — не мог остаться вне этой игры.

Эпоха 60-х принесла с собой хиппи, свободную любовь, наркотики, войну во Вьетнаме и... знаменитый «Фольксваген-Жук». С ним долго не могли распрощаться — в Германии уже вовсю штамповали «гольфы», а из-за океана все доносилось уютное жужжание... И вот, спустя три десятка лет, он вернулся! «Нью-Битл» позволил вспомнить молодость тем, для кого первой машиной был «Жук», а внуки смогли приобщиться к культу дедушек. Круг замкнулся... или пошел второй виток?

Удачная стилизация на тему легенды 50-х — " Форд Тандерберд" — тоже нашел немало поклонников. А дитя "ностальгического синдрома" — "Крайслер РТ-Крузер" — собирательный образ красавцев 30-40-х годов, расходится немалыми тиражами по обе стороны Атлантики.

В ретрогонку включается и БМВ с новой «редакцией» культового «Мини».

Впрочем, не все идут на поводу у моды. Некоторые стараются сделать нечто действительно новое. «Форду» удалось-таки выработать свой почерк. Своеобразный симбиоз элементов биодизайна и «техно», нашедший отражение в «Фокусе», «Пуме», обновленном «Мондео» и последней «Фиесте», окрестили «нью эдж» — новая грань. По «мыльным» обводам «био» словно прошлись ножом, зрительно обнажив неощутимые острые кромки. Теперь примеру «Форда» пытаются следовать многие: например у «Тойоты» появилось понятие «каттинг эдж» — тоже грань, но режущая, как в купе «Селика».

СИНТЕЗ ИЛИ ЭКЛЕКТИКА?

Далеко не все автомобили абсолютно чисты с точки зрения стиля. Ведь работа дизайнера отчасти сродни творчеству драматурга. Настоящая трагикомедия, вызывающая разом искренний смех и неподдельное сострадание, по плечу не каждому. Синтез жанров порой оборачивается провалом, редко — шедевром. Так и одаренные «акробаты» от дизайна создают запоминающиеся, привлекательные модели. Ведь и дизайнерам, и потребителям наскучивает однообразие.

В погоне за оригинальностью легко ошибиться. Фирма «Форд», наверное, надолго откажется от имени «Скорпио». Автомобиль последнего поколения — попытка «подружить» солидность с плавными линиями капота и фарами в биостиле, а также задними фонарями в духе американских «крейсеров» начала 70-х окончилась провалом. Покупатели холодно приняли такую эклектику.

Производители массовых моделей избегают шокировать публику. Потребитель скорее простит не слишком выразительный облик, привлеченный надежностью и невысокой ценой. Ошибиться страшно — и все же случаются такие удачи, как " Peugeot 206".

Создатели дорогих автомобилей с именем больше ориентированы на вечное — фирменные стили — нежели на преходящую моду. Примеры: родовая узнаваемость «мерседесов» любого класса; историческая линия " Porsche 911", мастерски преломляемая в призме современных моделей; наследственные черты в нынешних "ягуарах".

Породу можно с успехом культивировать даже в нетрадиционных для марки машинах. Дизайнеры «Мерседес-Бенца», создавая А-класс по законам функциональности, с помощью небольших, но заметных деталей — облицовки радиатора, светотехники, дверных ручек — придали компактной машине несомненно «мерседесовский» облик.

Однако, чтобы беречь породу, ее надо иметь. А далеко не каждая компания может похвастаться славной историей.

ГЕРОИ ЗАВТРАШНИХ ДНЕЙ

Если немного очистить нынешние концепт-кары от налета «космического», заметно, что производители все чаще ориентируются на универсальность. Дизайнеры пытаются «поженить» вместимость вагона, комфорт представительского седана, мощь вседорожника, а порой и изящество спортивного купе. Одновременно фирмы обращаются к этакому стилю «унисекс» — вседорожник без агрессивности, спорткупе со смягченными переходами форм, универсал с грацией элегантного седана.

В попытках угодить всем легко утратить оригинальность... Видимо, яркие, запоминающиеся облики так и останутся уделом не самых массовых моделей (впрочем, будут — и есть — приятные исключения). Это вполне естественно — работы прославленных кутюрье, вечерние платья и клубные пиджаки, не могут быть повседневной одеждой большинства.

" Форд Тандерберд" — ожившее воспоминание о знаменитой модели 50-х.

Яркий представитель биодизайна — " Рено Твинго". Хозяева нередко приделывают к выразительным "глазкам" пластиковые ресницы.

Пример «экстремального ретро» — «Крайслер-PT Крузер».

Маленький «биологически-мягкий» вседорожник " Сузуки Джимни" получился немного эклектичным, что не мешает ему находить покупателей.

«Мерседес» всегда останется «Мерседесом». Даже если это необычный компактный мини-вэн.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии