Большой туризм

БОЛЬШОЙ ТУРИЗМ

ТЕХНИКА

/СЛОВА, СЛОВА...

БОЛЬШОЙ ТУРИЗМ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Какие ассоциации обычно вызывает слово "туризм"? Большинство мысленно вернется на много лет назад и вспомнит поход всем классом за город, вечерние посиделки у костра, песни под гитару... Но заядлым автомобилистам придет в голову совсем другое: они подумают о машинах класса "Гран Туризмо" (Grand Tourismo).

У сочетания букв GТ давняя история. Она уходит корнями в 20-е годы, когда стали появляться автомобили с кузовом типа "турист". Их отличали повышенный комфорт (под которым зачастую подразумевали просто наличие дверей), мощные моторы, высокая надежность и приспособленность к дальним путешествиям - бывало, на борту машины размещали по три запасных колеса!

Родиной "Гран Туризмо" принято считать Италию: именно здесь родились родоначальники этого направления - например "Альфа-Ромео 6С 1750 GT", дебютировавшая в гонках в 30-е годы. Постепенно и другие фирмы из Европы, а затем и Америки взяли магическое сочетание в свой арсенал. В разное время мир видел "Лянчу-Аурелия GT" и "Понтиак GTО", " Форд Мустанг Шелби GT350" и "Альфу-Ромео GTV", "Астон-Мартин DB-4GT" и "Мазерати-3500 GT"...

К 80-м годам мода на словосочетание "большой туризм" стала повальной и утеряла первоначальный смысл. Аббревиатура перешла на более массовые модели; например "Фольксваген" тысячами тиражировал "Гольф" в боевой версии GTI, которую отличала броская внешность, иные настройки подвесок и лишние 20-30 "лошадей".

Наконец, понятие "Гран Туризмо" докатилось и до нас. Первым из отечественных заводов на выпуск "горячих" версий отважился ВАЗ: некоторые "десятки" и "двенадцатые" теперь могут гордиться красующимися на корме индексами, приобщающими их к клану "Гран Туризмо".

Впрочем, не все шли на поводу у всеобщего увлечения. "Ауди", к примеру, обозначает спортивные версии буквой S, а все поклонники БМВ с завистью провожают взглядом грозные "эмки" - "трешки" или "пятерки" отделения "Моторшпорт". С недавних пор чешская "Шкода" использует литеры RS (Rally Sport) в индексах наиболее мощных "октавий".

По аналогии с машинами спортивного толка характерные обозначения укоренились и для массовых модификаций: производители, как правило, выносят их на багажник. Например, "Мерседес" и БМВ шифруют буквами класс машины, цифры же позволяют судить о рабочем объеме двигателя.

Кроме того, по шильдику чаще всего можно определить и тип мотора: производители непременно отражают пристрастие автомобиля к дизельному топливу. Например, "Фольксваген" и "Лэнд-Ровер" именуют такие модификации TDi, "Тойота", "Мицубиси" и "Ниссан" - TD (turbodiesel). Впрочем, на корме "Вольво-343" некогда красовались буквы DL, хотя эта модификация была бензиновой... парадокс!

Впрочем, он наглядно демонстрирует условность некоторых обозначений. Подогнать их под единую схему невозможно: ведь каждая фирма, вправе сама решать, какого "титула" достойна та или иная модель.

Литера L чаще указывает на комплектацию "люкс", хотя изредка ее используют и для версий с удлиненной колесной базой: например " Ауди А8 L".

Вчера и сегодня "Гран Туризмо":

один из знаменитых представителей класса "Феррари-250 GT" образца 1968 года

и " Ниссан Скайлайн GT-R" конца 90-х.

Шильдик GTI

украшает

не только "фольксвагены" "Гольф", "Поло", но и малыша "Лупо".

Подпишитесь на «За рулем» в