Чисто российское убийство

ЧИСТО РОССИЙСКОЕ УБИЙСТВО

]

ТЕМА НОМЕРА

/КРЭШ-ТЕСТ

ЧИСТО РОССИЙСКОЕ УБИЙСТВО

ПРИСТЕГНИТЕ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ — СПАСИТЕ И ИХ, И СЕБЯ

Уважаемые водители, вы слышали что-нибудь о шоковой терапии? Если да, то хорошо, ибо сегодня придется претерпеть эту неприятную процедуру ради осмысления прописной истины — к человеческой жизни нельзя относиться наплевательски. А теперь признайтесь честно и откровенно: вы хоть раз просили задних пассажиров пристегнуться? Вопрос скорее риторический — подавляющее большинство этого не делает. Не будем перечислять причины и взывать к совести — оправдания всегда найдутся. Самое страшное — нарушение пункта 2.1.2 Правил дорожного движения (см. нашу справку) стало настолько привычным и обыденным, что не берется в расчет ни водителями, ни инспекторами ДПС. Напрасно! Есть поверье, будто место за водителем самое безопасное. Что ж — посмотрите на фото и убедитесь в противном. Подробности на с. 62–65.

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ГЕОРГИЙ САДКОВ, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ

Стыдливо спрятанный под заднее сиденье ремень в нашей стране давно уже воспринимается как должное! Только не надо тешить себя иллюзией, будто сзади и без ремешка вполне безопасно. Посмотрите таблицу и оцените, какие силы действуют на человека при столкновении. Речь идет о тоннах при перегрузках порядка 50 g! Не пристегнув заднего пассажира, даже пристегнутый водитель становится членом клуба потенциальных убийц и самоубийц. Почему так резко и мрачно? Да потому, что, случись серьезная авария, погибнут оба — и шофер, и сидящий за ним пассажир.

Впрочем, убедитесь сами — представленные здесь фотографии весьма красноречивы.

ДАЧНЫЙ ВАРИАНТ

Подобный «крэш-тест иллюстрация» проводился в нашей стране впервые. Отправной точкой стала лишь инициатива журнала «За рулем». Никакие регламентирующие документы не вставляли палки в колеса, и мы решились на эксперимент, максимально точно моделирующий аварию в ходе поездки с дачного участка. Эдакий всероссийский вариант использования автомобиля, который иногда оканчивается плачевно.

Познакомимся со сценарием и реквизитом. Машину взяли самую обычную и вместе с тем типичную — пожилую «классику» ВАЗа. В тесте использовали «трешку», но это не столь важно. Любой другой седан ВАЗа с приводом на заднюю ось и ремнями безопасности «по кругу» показал бы похожий результат.

Водительское кресло оккупировал манекен-мужчина: владелец машины, шофер, глава семьи. Он человек сознательный, да и штраф платить не хочет, а потому пристегнулся. На заднем сиденье устроились две дамы. Та, что справа — осведомленная в технике и пугливая — она тоже щелкнула пряжкой ремня. А вот та, что слева — трудный случай. Со словами «Мне твой ремень на грудь давит» отказалась от переднего пассажирского кресла и уселась за водителем, где вроде бы пристегиваться необязательно. Выезжая с дачи, в багажник положили огромный мешок яблок и полную канистру «дешевого» областного бензина. По дороге хлопотливые дамы прикупили два десятка яиц, а упаковку с ними по давно сложившейся привычке устроили на задней полочке рядом с аптечкой и огнетушителем. Кроме того, посередине заднего сиденья взгромоздили баул, набитый банками с вареньем и соленьями. Аргументировали это железными доводами «чтобы стекло не разбилось в багажнике». Таков до боли знакомый всем сюжет.

Остается добавить, что во время теста в мешке действительно были яблоки и весил он 25 кг. А вот канистру из соображений безопасности наполнили водой. Содержимое сумки (общий вес 15 кг) имитировали пластиковые фляги с жидкостью. Чтобы фотоаппаратура как можно подробнее зафиксировала обстановку в салоне, заднюю левую дверь демонтировали, усилив освободившийся проем каркасом из труб. Лобовой удар машины о неподвижное препятствие происходил на скорости 50 км/ч.

ЛЕТАЛЬНЫЙ ИСХОД

Итак, наш семейный экипаж угодил в аварию. Кинограмма не оставляет сомнений — шанс выжить остался только у дамы на заднем сиденье справа. Непристегнутый же манекен-женщина, что называется, наломал дров. Сначала ударился грудью о спинку переднего сиденья. Потом проскочил между подголовником и крышей, стукнулся головой о затылок водителя (к тому моменту его уже отбросило назад после встречи с рулевым колесом) и, продолжая движение вперед, телом «забил» бедолагу под ремень. Словно обнявшись, оба переместились дальше и ударились головой о руль (причем водитель уже вторично). После этого непристегнутый манекен спиной промял крышу (!) и стал возвращаться назад. Его ноги были полностью распрямлены и под нагрузками не смогли согнуться в суставах. В результате неизбежные переломы: манекен застыл на заднем сиденье с неестественно вывернутыми ступнями. Дальнейшие комментарии к судьбе этой пары не нужны — летальный исход очевиден.

Участь пристегнутой задней пассажирки не столь печальна. Но и здесь не без проблем. Чтобы понять их суть, узнаем сначала, как вел себя незакрепленный груз. Сумка ударила по передним сиденьям и весьма поспособствовала тому, что пустое правое кресло сдвинулось вперед, а потом замерло с перекошенной спинкой и сломанным механизмом регулировки наклона. Канистра не смогла перевалить ступеньку в багажнике, однако помялась о нее и потекла. Будь она наполнена бензином — возникла бы реальная угроза пожара. А вот мешок с яблоками, увы, все же попал в цель — врезал по спинке заднего сиденья и выбил ее. Последняя начала поворачиваться, опираясь на тело пристегнутой пассажирки, и в конце концов легла на голову манекенам-женщинам. Поверх спинки картинно расположилась упаковка с яйцами — замысловатые пируэты подушки сиденья не дали предметам с задней полки пролететь в переднюю часть салона. Но посмотрите снова на фотографии — сорванная спинка стала причиной того, что отброшенный назад пристегнутый манекен ударился затылком о стойку кузова. По оценкам специалистов, в данном случае это не смертельно, хотя без травм не обошлось.

КОМУ ДАТЬ РЕМНЯ?

В первую очередь, тем водителям отечественных и импортных машин, которые не пристегивают пассажиров, подвергая их и собственную жизнь опасности. Во-вторых, тем, кто возит незакрепленный груз в салоне и багажнике. Вазовская «классика» еще цветочки — представьте себе, как протаранит спинку сиденья поклажа, набравшая ход на плоском полу багажника в хэтчбеке, универсале или джипе!

Сколько ни говори «халва» — во рту сладко не станет. Так и с безопасностью. Можно сколь угодно долго выбирать автомобиль, ориентируясь на результаты крэш-тестов, считать, что иномарки спасают лучше, чем отечественные машины, уповать на подушки, преднатяжители и прочее. Все это станет пустой тратой времени, обычным трепом и преступной халатностью, если сам водитель не предпримет ряд элементарных мер. Давайте начнем с себя — будем сознательно пристегивать ремнями всех пассажиров, закреплять груз, не загромождать салон. Не для инспектора ГАИ, не из боязни заплатить штраф, а ради жизни родных и близких! Попались упрямые пассажиры? Не поленитесь, объясните, растолкуйте, покажите журнал. Неужели эти фотографии хоть кого-то оставят равнодушным?

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОЧЕВИДЦА

А точнее — рассказ от первого лица. Дело в том, что полтора года назад автор побывал в подобной передряге. Командировка, заднее сиденье «Фольксвагена-Гольф», сижу за водителем, ремнем не пристегнулся. Внезапно впереди идущий автомобиль остановился как вкопанный. Резкое торможение, визг покрышек и... понимаю, что авария неизбежна. Успеваю прикрыть лицо руками, сгруппироваться и слегка согнуться в надежде нырнуть под спинку переднего кресла. Ногами крепко упираюсь в пол. Удар сопровождается ощущением полета. Несмотря на все мои усилия, тело предательски отрывается от подушки и перемещается вперед и вверх. Руками и грудью встречаюсь со спинкой, а лицом с верхней частью подголовника переднего сиденья. Потом отбрасывает назад... Тогда мне повезло — скорость автомобиля при ударе оказалась не слишком велика, а водитель был небольшого роста и мы не стукнулись головами. Однако урок не прошел даром — стало очевидно, что и на заднем сиденье надо пристегиваться ремнем безопасности.

За мгновение до удара.

Водитель ударился о руль. Непристегнутый манекен только начал движение.

Полет между спинкой и крышей, столкновение головами, и оба манекена таранят руль (водитель — уже во второй раз).

Отскок от руля и удар спиной о крышу.

Непристегнутый манекен сломал ногу и...

...застыл в нелепой позе с вывернутыми ступнями.

До аварии один манекен пристегнут, другой нет.

Единственный пассажир, оставшийся в живых.

Положение ступней говорит само за себя.

Водитель забит под ремень, руль сломан от удара его телом.

Спинка заднего сиденья легла на голову пассажирам.

Сумка сокрушила правое переднее сиденье.

Канистра с «бензином» потекла после удара об уступ.

ПОВЕЗЛО

Приведенные на предыдущей странице данные о силе, действующей на разных скоростях, относятся, как вы понимаете, и к грузу. Так, канистра массой более 20 кг ударилась о ступеньку в багажнике с силой более тонны. А если бы ее не было?

Владельцам машин без ступеньки (а таких большинство) стоит призадуматься, надо ли возить с собой лишнее железо. И тщательно крепить тяжелый груз.

ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН

Правила дорожного движения регламентируют использование ремней безопасности вполне четко и однозначно, не разделяя пассажиров на передних и задних. Глава «Общие обязанности водителей», пункт 2.1.2: «Водитель обязан: при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями...». За нарушение этого пункта Правил действующий КоАП предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 0,5 МРОТ.

Пожалуй, наше законодательство слишком либерально к этому нарушению. Хотите знать, как наказывают за рубежом? Например, в Австрии с мая нынешнего года штрафуют на сумму от 21 до 2180 (!) евро в зависимости от того, кто не пристегнут — взрослый или ребенок.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии