какие шины покупать на зиму?

какие шины покупать на зиму?

]

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ЗИМНЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ

какие шины покупать на зиму?

ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

Продолжая начатое в прошлом году состязание между шипованными и нешипованными шинами, мы немного изменили некоторые условия испытаний и чуть сместили акценты. Зимы нынче такие, что два месяца из трех температура держится близкой к нулю или снега выпадает настолько мало, что под колесами почти всегда чистый асфальт.

Принято считать, что шипы эффективны только в мороз. Уже при —5°С при торможении под колесами образуется водяная пленка, которая, действуя как смазка, резко снижает эффективность шипов. Мы решили выяснить, насколько это верно — подтвердить или опровергнуть бытующее мнение.

Основные упражнения теста проходили при температуре —2-4°С — самой неблагоприятной для шин — лед еще не тает, но шины при скольжении легко подтапливают его поверхность.

Правда, и у покрышек есть свои козыри — при такой температуре они более эластичны, чем в сильный мороз, значит, резине работать легче. Насколько цепки шипы в таких условиях?

Кроме того, интересно проверить, верно ли, что шипы намного увеличивают тормозной путь на асфальте. И насколько они боятся асфальта? А «на сладкое» — сравнение двух типов шипов — традиционных и трубчатых московской фирмы «Алкорн». Для чистоты эксперимента и теми, и другими зашиповали два комплекта одинаковых шин — корейские «Кумхо KW-11 I'zen stud».

Итак, размерность испытываемых покрышек самая массовая — 175/70R13. Носители — «десятка» и «одиннадцатая».

Работа начинается, как всегда, в шиномонтажной мастерской. Осмотр, монтаж, балансировка, проверка бокового и радиального биения и допуск к испытаниям.

Следующий этап — обкатка: она особенно важна для шипованных шин. За эти 500 километров шипы находят свое место в покрышке, чтобы затем работать с максимальной отдачей. И только после этого — на зимние дороги полигона НТЦ ВАЗа. К непременным торможениям «на юз» со скорости 50 км/ч на льду и снегу и разгону до той же скорости на тех же покрытиях добавили замер тормозного пути на асфальте со скорости 60 км/ч. Все заезды неоднократно повторяем, чередуя испытуемые шины с базовыми покрышками «Гиславед-Норд Фрост 3». Только так можно учесть изменение состояния покрытия (лед и снег) в процессе раскатывания.

Таким же образом проводим оценки удобства управления, комфорта, курсовой устойчивости, проходимости и расхода топлива.

Заезды позади, протоколы испытаний заполнены, результаты по каждой номинации приведены к «общему знаменателю», что позволит сравнивать покрышки между собой.

При температуре, близкой к нулю, тормозные свойства шин с шипами почти в два раза (!) выше, чем у нешипованных аналогов. Оказывается, при минус 2–4°С шипы наиболее эффективны! Ведь водяная пленка-смазка образуется под любыми шинами, а шипы ее все-таки протыкают и цепляются за дорогу, какой бы скользкой она ни была.

Чистый асфальт, понятно, не лучшие условия для езды на «шиповках». Увеличение тормозного пути — 4–11%. А довольно высокие сцепные свойства шипованных покрышек «Гиславед-Норд Фрост 3» на асфальте вовсе не означают, что эти шины будут чувствовать себя на нем безболезненно. Буквально два-три торможения на юз, и их придется выбрасывать из-за стертого клочками протектора. По асфальту на шипах следует ездить очень аккуратно, без пробуксовок и интенсивных торможений. А вообще-то лучше — на нешипованных покрышках или... с шипами ТТ. Последние из-за кольцевого контакта шипа с дорогой практически не складываются и не вырываются из покрышки при скольжениях.

«ТАГАНКА SNOW QUEEN M-264»

Производитель Россия (МШЗ)

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 8,0 мм

Количество отверстий под шипы 110 

Масса шины 6,5 кг

Цена в Москве 900 руб.

Соотношение цена/качество 11,25 

В прошлогоднем тесте эта покрышка участвовала в шипованном варианте. В «беззубом» состоянии «Снежная королева» показывает лишь близкие к среднему уровню проходимость и плавность хода. Все остальные показатели на фоне других шин выглядят слабо или совсем слабо. Даже тормозные свойства на снегу и льду и удобство управления на этих шинах хуже всех.

Минусы — очень низкие сцепные свойства на льду и снегу.

Плюсы — средняя проходимость, средний уровень плавности хода.

«МЕДВЕДЬ Я-620 НАСТ-II»

Производитель Россия (Ярославль)

Максимальная скорость 180 км/ч (индекс «S»)

Глубина рисунка протектора 8,5 мм

Количество отверстий под шипы 128 

Масса шины 7,6 кг

Цена в Москве 750 руб.

Соотношение цена/качество 6,58 

Эту покрышку охарактеризуем двумя словами — стабильности нет!

Увы, показав свой потенциал на предыдущей зимней модели Я-512, занявшей высокое место в прошлогоднем тесте, ЯШЗ, видимо, что-то упустил в новой шине. Сцепные свойства «второго Наста» на снегу и льду посредственные. На высоте лишь курсовая устойчивость, проходимость да тормозные свойства на асфальте. Удобство управления, плавность хода и расход топлива оставляют желать лучшего.

Минусы — низкие тормозные свойства на льду и снегу, поперечное сцепление на скользкой дороге.

Плюсы — средние тормозные свойства на асфальте, хорошая проходимость, высокая курсовая устойчивость на асфальте.

BARUM POLARIS OR 60 

Производитель Германия

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 8,0 мм

Масса шины 5,7 кг

Цена в Москве 1300 руб.

Соотношение цена/качество 7,97 

Увы, по тормозным свойствам на льду, а особенно на снегу, «Поларис» без шипов заметно отстает от нешипованных собратьев по ценовой категории («Сава» и «Кумхо»). Зато отыгрывает в тормозном пути на асфальте. По поперечному сцеплению на льду и удобству управления — результат между «Савой» и «Кумхо».

Комфорт и курсовая устойчивость на среднем уровне, проходимость слабая. Общая оценка — посредственно, в целом хуже чешского шипованного «двойника». Даже в снегу, где шипы не играют решающей роли.

Минусы — малые сцепные свойства на снегу, невысокая проходимость.

Плюсы — хорошие тормозные свойства на асфальте, высокая топливная экономичность на небольшой скорости.

BRIDGESTONE BLIZZAK LM-18 

Производитель Япония

Максимальная скорость 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора 9,0 мм

Масса шины 6,0 кг

Цена в Москве 1900 руб.

Соотношение

цена/качество 10,67 

Эта серия «Близзака» отличается от супермягких моделей MZ, хорошо знакомых нам по тестам прошлых лет, направленным рисунком протектора и более жесткой резиной.

LM-18 — клубок противоречий! Главные ее достоинства — высокие курсовая устойчивость и акустический комфорт. А еще — очень хорошие тормозные свойства на асфальте и великолепные тормозные свойства на льду, совершенно неожиданные при относительно жестком протекторе.

На заснеженной дороге эта шина выглядит очень скромно, зато по сугробам гребет лучше всех. Недопустимый провал для шин с именитым брэндом — размытые реакции на скользкой дороге и высокий расход топлива. В целом проигрывает даже менее дорогим шинам.

Минусы — низкое сцепление на снегу, недостаточные поперечные сцепные свойства на скользкой дороге.

Плюсы — высокие тормозные свойства на льду и асфальте, проходимость, курсовая устойчивость на асфальте.

BRIDGESTONE WT-17 

Производитель Япония

Максимальная скорость 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора 10,3 мм

Выступание шипов 0,8–1,0 мм

Количество шипов 90 шт.

Масса шины 6,7 кг

Цена в Москве 1800 руб.

Соотношение

цена/качество 8,95 

Эта шина тоже не первый раз принимает участие в наших тестах (см. ЗР, 2001, № 9) и в очередной раз ведет себя более чем скромно.

По сцепным свойствам WT-17 хуже менее именитых и более дешевых шипованных покрышек «экономной» категории. А по удобству управления на скользком покрытии из-за весьма посредственных реакций близка к более дешевым нешипованным аналогам.

Порадовала только курсовая устойчивость на асфальте да еще то, что неоднократного торможения на нем этот «Бридж» боится гораздо меньше, чем «третий Гиславед».

Минусы — слабые тормозные свойства на всех покрытиях, жесткость хода, шум (самой покрышки, а не шипов).

Плюсы — высокая курсовая устойчивость на асфальте, неплохое поперечное сцепление на скользкой дороге.

KUMHO KW-7400 

Производитель Корея

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 9,6 мм

Масса шины 6,4 кг

Цена в Москве 1300 руб.

Соотношение

цена/качество 6,47 

Эта шина практически одного уровня с «Савой» по тормозным свойствам на льду и снегу. По поперечному сцеплению на льду, торможению на асфальте, удобству управления на скользкой дороге «кореец» заметно отстает от словенской соперницы при сопоставимых ценах. Удобство управления на этих шинах тоже хромает — в быстром скользком повороте автомобиль удержит только мастер, работая одновременно рулем и газом.

Вместе с тем KW-7400 лидирует в экономичности наравне с именитым «Мишленом-Альпин», отличается высокими для своей цены уровнем комфорта и курсовой устойчивостью, соответствующей «максималке» 190 км/ч.

Общий результат, соперничающий с шипованным «Бриджстоуном WT-17», — достойный показатель качества этой корейской шины.

Минусы — низкое боковое сцепление на льду, плохие тормозные возможности на асфальте.

Плюсы — хорошие проходимость, топливная экономичность, уровень комфорта.

BARUM POLARIS OR 60 S

Производитель Чехия

Максимальная скорость 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора 10,0 мм

Выступание шипов 1,4–2,0 мм

Количество шипов 90 шт.

Масса шины 6,1 кг

Цена в Москве 1400 руб.

Соотношение цена/качество 5,96 

Эта шина, несмотря на схожесть рисунка протектора, отличается от нешипованного родственника из Германии более резким, угловатым плечом.

По сцепным свойствам на зимней дороге шипованный «Поларис» выглядит вполне достойно, опережая даже более дорогой «Бриджстоун WT-17», хотя удобство управления автомобилем на этих шинах соответствует уровню покрышек средней категории.

Назойливый шум, невысокая плавность хода, повышенный расход топлива и средний уровень проходимости — очевидно, результаты экономии ради снижения стоимости шины.

Ничего не поделаешь — приходилось вписываться в «бюджет».

Минусы — средняя проходимость, повышенные расход топлива и шум.

Плюсы — хорошие сцепные свойства на снегу, торможение на льду и асфальте.

MICHЕLIN ALPIN XSE

Производитель Франция

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 8,3 мм

Масса шины 6,0 кг

Цена в Москве 2000 руб.

Соотношение цена/качество 8,44 

Комфорт, экономичность, цепкость на высокой скорости, хороший отклик на действия рулем и четкие реакции на скользкой дороге — таковы отличительные особенности модели. В предельных условиях «десятка» и «одиннадцатая» на этих шинах обладают недостаточной поворачиваемостью, легко парируемой сбросом газа. А по тормозам на снежной дороге «Альпин» оказался лучшим. Увы, разгоняться в этих же условиях и лазить по сугробам эта покрышка не любит. И на льду выглядит не блестяще, опережая по сцепным свойствам лишь самые недорогие шины. Тем не менее, автомобиль даже при торможении юзом слушается руля.

Минусы — посредственные торможение на льду и проходимость.

Плюсы — хорошее торможение на снегу и асфальте, комфорт, высокая топливная экономичность.

CONTI WINTER CONTACT TS-780 

Производитель Германия

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 8,3 мм

Масса шины 6,0 кг

Цена в Москве 2100 руб.

Соотношение цена/качество 8,43 

Покрышка просто восхитила цепкостью на скользкой дороге. Сотовыми ламелями она держится даже за влажный лед. Зато при разгоне приходится напряженно ловить грань проскальзывания — при срыве ламели складываются и «Конти» резко теряет сцепные свойства. Пожалуй, эта шина максимально раскроет потенциал на автомобилях с противобуксовочной системой и АБС.

По тормозам на асфальте «Конти» ощутимо проигрывает «Гудьиру». Но все-таки главный ее минус — высокая вибронагруженность. Малейшие неровности дороги эта покрышка передает на кузов и даже на трансмиссию — плата за высокие сцепные свойства на льду.

Минусы — очень жесткая шина, низкая проходимость.

Плюсы — высокие тормозные и поперечные сцепные свойства на скользкой дороге, удобство управления при торможении и в повороте.

SAVA ESKIMO S3

Производитель Словения

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 8,0 мм

Масса шины 5,8 кг

Цена в Москве 1200 руб.

Соотношение цена/качество 4,76 

Очень достойная шина, во многом соперничающая с дорогими. По поперечным сцепным свойствам на льду, торможению на льду и асфальте выступила на равных с «Гудьиром». А на заснеженной дороге оказалась лучше «Конти». По удобству управления — на уровне «Мишлена-Альпин», хотя по расходу топлива чуть хуже. В быстром скользком повороте хорошо откликается на действия рулем и газом.

Слабые стороны «Эскимо» — недостаточная проходимость и (из-за подвижных шашек в средней части протектора) «плавание» на асфальте на высоких скоростях. Тем не менее, «Сава» — лучшая из нешипованных в бизнес-категории.

Минусы — невысокие проходимость, курсовая устойчивость на асфальте.

Плюсы — хорошие тормозные свойства на асфальте, топливная экономичность, плавность хода.

KUMHO KW-11 I'ZEN STUD

Производитель Корея

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 10,5 мм

Выступание шипов 1,5–2,1 мм

Количество шипов 90 шт.

Масса шины 6,5 кг

Цена в Москве 1350 руб.

Соотношение цена/качество 5,29 

Единственная в тесте шина с ненаправленным рисунком напоминает «Близзак MZ-01». Тот, правда, не предназначен для шиповки и сделан из более мягкой резины.

Шина KW-11 — средняя по сцепным свойствам, но с высокой проходимостью и хорошими тормозными свойствами на асфальте. Приятно удивляет малым расходом топлива.

Жаль, что на льду выглядит бледновато. В таких условиях сама покрышка плохо помогает шипам. Впрочем, несмотря на недостатки, по всем номинациям этот «Кумхо» опережает именитый «Бридж WT-17», в том числе по удобству управления на льду. В предельных режимах автомобиль на этих шинах склонен к мягкому, легкому заносу, помогающему проходить повороты.

Минусы — невысокие тормозные свойства на льду, асфальте и снегу.

Плюсы — хорошая проходимость, низкий расход топлива.

(лидер в бизнес-классе)

KUMHO KW-11 I'ZEN STUD

(с шипами ТТ)

Производитель Корея

Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)

Глубина рисунка протектора 10,5 мм

Выступание шипов 1,3–1,4 мм

Количество шипов 90 шт.

Масса шины 6,6 кг

Цена в Москве (ориентировочная) 1400 руб.

Соотношение цена/качество 5,02 

С шипами ТТ эта покрышка увереннее чувствует себя на льду во всех номинациях — от сцепных свойств до удобства управления разгоном и торможением. В предельно быстрых поворотах занос автомобиля стал чуть активнее, хотя на оценку это изменение не повлияло. Все «снежные» свойства, вплоть до проходимости, остались на той же высоте.

Расплата за улучшение «зимних» свойств — некоторое увеличение тормозного пути на асфальте и расхода топлива на высоких скоростях. Зато в целом шина стала выглядеть ровнее.

Меньше, чем все остальные шипованные покрышки, «боится» торможения юзом на асфальте, так как шип ТТ при этом не наклоняется и не выдирается из покрышки.

Минусы — низкие тормозные свойства на асфальте; на снегу лучше, но все-таки не «отлично».

Плюсы — высокие проходимость, поперечное сцепление на скользкой дороге, низкий расход топлива.

GOOD YEAR ULTRA GRIP 6 

Производитель Турция

Максимальная скорость 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора 8,1 мм

Масса шины 5,8 кг

Цена в Москве 1600 руб.

Соотношение цена/качество 5,44 

Ее впору назвать снежным барсом — именно на заметенной дороге она выглядит очень достойно. Даже чуть-чуть отыгрывает тормозной путь у нашего лидера, несмотря на его шипы.

На льду — уверенное троганье и разгон даже при буксовании. В быстром скользком повороте шину немного портит некоторая медлительность в реакциях.

При вполне достойных сцепных свойствах на льду «шестой» «Ультра грип» — лучшая из всех испытанных шин по торможению на асфальте. Курсовая устойчивость — отменная, комфорт — на высоте.

В общем, классная экономичная шина для зимы, которая одинаково уверенно ведет себя на снегу и льду и не спасует на асфальте.

Минусы — невысокая проходимость.

Плюсы — хорошие сцепление на снегу, торможение на асфальте.

GISLAVED NORD FROST 3 

Производитель Швеция

Максимальная скорость 160 км/ч (индекс «Q»)

Глубина рисунка протектора 10,4 мм

Выступание шипов 1,5 мм

Количество шипов 90 шт.

Масса шины 6,3 кг

Цена в Москве 2300 

Соотношение цена/качество 6,51 

Эта шина вновь подтвердила звание безусловного лидера среди зимних покрышек.

Даже при околонулевой температуре и на льду, и на асфальте ведет себя очень хорошо и лидирует в большинстве упражнений. И уж если уступает, то лишь по тем номинациям, «ослабление» которых связано с шипами, — уровень шума, расход топлива и тормозной путь на асфальте.

Кстати, вполне приличный последний показатель объясняется мягким протектором: в подобных ситуациях он позволяет наклонить (практически «сложить») шипы так, чтобы шина на них не поскальзывалась. Конечно, злоупотреблять скольжением, как и буксованием, на асфальте не следует, ведь протектор при этом буквально стесывается. Достаточно нескольких подобных экспериментов, чтобы «убить» шину.

Минусы — невысокая проходимость.

Плюсы — хорошее сцепление на снегу и льду, удобство управления.

ТРУБЧАТЫЕ ИЛИ ФЛАНЦЕВЫЕ?

Трубчатый титановый шип (далее ТТ) — отечественная разработка, запатентованная в России в 1998 году. Внешне похож на традиционный двухфланцевый, но имеет ряд конструктивных особенностей.

Стальной корпус шипа ТТ для снижения массы выполнен трубчатым. В нем на конической посадке закреплена трубчатая же вставка из титанового сплава. Соответственно, с дорожным полотном шип ТТ контактирует не привычным нам штырьком, а кольцевой поверхностью. Поэтому площадь пятна контакта этого шипа с дорогой в 3–4 раза больше, чем у традиционного, и сам контакт получается надежнее. Зато удельное давление, а значит, и разрушающее воздействие на дорожное полотно ниже.

Кроме того, по сравнению с привычными нам отечественными шипами масса новинки почти вдвое меньше, — 1,3 против 2–2,5 г.

Отличается и размерность — ТТ на полмиллиметра короче фланцевого аналога. Связано это с особенностью установки нового шипа в покрышку. Он должен выступать над протектором на 1±0,2 мм, в то время как традиционный — на 1,5±0,2 мм.

Сравнение шипов провели на одинаковых покрышках «Кумхо KW-11 I'zen stud».

Плюсы. Шипы ТТ обеспечивают лучшее сцепление на льду, нежели традиционные, отличаясь высокой стабильностью буквально с первых метров движения. Те же шины с обычными шипами в начале эксплуатации цепляются гораздо хуже по сравнению с достигнутыми в нашем тесте показателями. Правда, это не значит, что обкатка «трубчатым» не нужна — если их пришпорить с самого начала, повылетают из шин не хуже обычных.

Итак, тормозные свойства выше примерно на 5%, лучше информативность (удобство управления) при торможении и разгоне на льду. Поперечные сцепные свойства выше примерно на 7–8%, хотя на управление автомобилем в повороте конструкция шипов почти не повлияла. Срывы в скольжение происходят чуть резче, а сами скольжения несколько затянуты, что объясняется более высокой скоростью автомобиля в момент срыва.

Тональность шума на асфальте более глухая, хотя его уровень одинаков с обычными шипами.

Заметно лучшая «терпимость» к езде по асфальту, так как при торможении на юз шипы ТТ не «складываются» и не выдираются из покрышек.

Минусы. Несколько увеличивается тормозной путь на асфальте (в пределах 2–3%) по сравнению с традиционными шипами.

Увеличение расхода топлива на 0,1 л/100 км при скорости 90 км/ч.

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗА ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ ТОЛЬЯТТИНСКУЮ ФИРМУ «ВОЛГАШИНТОРГ», КОМПАНИЮ МВО, МОСКОВСКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ ШИННЫЕ ЗАВОДЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КОМПАНИЙ «БРИДЖСТОУН» И «ГУДЬИР» В МОСКВЕ, «ВОСТОКШИНТОРГ», ТГ «КОЛЕСО», АВТОПОЛИГОН НТЦ ВАЗА.

Если шины условно разбить на три ценовые группы, согласно данным опроса читателей, то видно, что лучшие модели среднего, бизнес-класса опережают слабые и даже средние из категории «люкс». А если нет разницы, зачем платить больше? Тем не менее, «Гиславед Норд Фрост 3» находится на вершине своеобразной лестницы.

Наши электронные помощники: термометр, расходомер

и фотостворы.

Несколько торможений в юз на асфальте — и резина вырывается клочьями.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии