Кто меньше?

КТО МЕНЬШЕ?

]

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

КТО МЕНЬШЕ?

ДИЗЕЛЕК-РЕКОРДСМЕН

До недавних пор самым маленьким автомобильным дизелем считался трехцилиндровый агрегат «Смарта» рабочим объемом 800 см3. Следующим с большим отрывом шел «трехлитровый» «Фольксваген-Лупо» со своими 1,2 л пространства над поршнями. Есть моторчики и поменьше, но для других целей: например, для привода автономных электрогенераторов, холодильных установок, они не отличаются высокой энерговооруженностью.

Но вот — прорыв в «микромир»: фирма «Д-р Шрик ГмбХ» из Ремшайда (Германия) представила новый двухцилиндровый дизель миниатюрных размеров, планировавшийся поначалу для... беспилотных летательных аппаратов-разведчиков. Задание, как вы понимаете, было непростым — минимальная масса, воздушное охлаждение, высокая удельная мощность и быстроходность; все в одном! Конструкторы с энтузиазмом взялись за неразрешимую, казалось бы, задачу и уже через три года представили дизельный двигатель массой 24 кг удельной мощностью более 1,4 кВт/кг. Переводя в привычные «лошадки», получим по 2 л.с. с каждого килограмма массы: вдвое лучше, чем у современных автомобильных моторов! У «литрового» концепта «Фольксваген-L1» 26-килограммовый дизель развивал 6,3 кВт/8,5 л.с.

Что же представляет собой «Шрик-дизель»? Это, как и требовали военные, двухцилиндровый V-образный четырехтактный агрегат воздушного охлаждения рабочим объемом 0,6л. Угол развала цилиндров — 90°, мощность — 34 кВт/ 46 л. с. при... 6000 об/мин (не забудем — перед нами «тихоход» — дизель!). Воздух в цилиндры закачивает компрессор, турбинка которого вращается с бешеной скоростью 270 000 об/мин, сгущая атмосферу до 2,7 бар.

А как обстоит дело с габаритами? Длина, ширина, высота — 435 х 400 х 360 мм. Чтобы уложиться в эти прокрустовы рамки, пришлось отказаться от привычных нынче верхних распредвалов и разместить единственный кулачковый вал по центру, возродив к жиз-

ни подзабытые штанги-толкатели. Впрочем, получившийся привод всех четырех клапанов рассчитан на 10000 об/мин — вполне достаточно. Не менее сложной получилась и топливная аппаратура. Все, что мог предложить признанный корифей «Бош», оказалось слишком громоздким. Тогда воспользовались сверхминиатюрными (длиной в полторы спички) насос-форсунками швейцарской фирмы «Дуап». Впрыск происходит через пять отверстий диаметром 0,2 мм под давлением 915 бар.

Конечно же, и на солнце есть пятна. В задании ничего не было сказано об экономичности и экологии. Поэтому, наверное, удельный расход солярки получился около 300 г/кВт.ч — на треть выше, чем у лучших современных автомобильных дизелей. Да и выхлоп чистый лишь визуально, по приборам же на Евро III не тянет. Но, может, все это «пока»? Тогда через несколько лет под капотами легковых автомобилей появится 90-сильная дизельная «четверка» массой всего 50 кг...

Прообраз мотора для будущих автомобилей?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии