Мотор на... соленой воде

МОТОР НА... СОЛЕНОЙ ВОДЕ

]

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

МОТОР НА... СОЛЕНОЙ ВОДЕ

ТАКОЕ ТОПЛИВО — УЖЕ НЕ ФАНТАСТИКА

На Парижском салоне публику удивил легковой пожарный концепт «Пежо-Н2О», в самом названии которого — намек на вид топлива. Но при том, что топливные элементы работают на водороде, этого газа на борту не более 2,5 г. Будь иначе, вряд ли кто допустил бы такой автомобиль к очагу возгорания. Горючий газ надежно хранится... в жидкости.

В баке плещется совершенно необычное топливо, нетоксичное и негорючее — водный раствор боргидрида натрия. Вещество для химиков не новое: его давно используют в бумажной промышленности, в очистных сооружениях, фармацевтическом производстве. Чем же заинтересовал концерны «Пежо» и «Даймлер-Крайслер» белый порошок NaBH4? Именно последней своей составляющей — водородом. Здесь он присутствует в большом количестве, но крепко связан и не представляет опасности. Для использования в автомобиле эту белую соль нужно растворить в воде и дальше пусть «бензонасос» по команде водителя, нажимающего «на газ», впрыскивает раствор в специальный катализатор Hydrogen-on-Demand (Водород по требованию), разработанный фирмой «Миллениум Селл» из Нью-Джерси. Здесь немедленно начинается химическая реакция, продукты которой — водород и кашеобразный метаборат натрия — составная часть чуть ли не всех стиральных порошков. Когда-нибудь, после долгой поездки счастливая водительница экологически чистого автомобиля сможет затеять постирушку... Но пока разработчики отправляют этот «выхлоп» на регенерацию, чтобы вновь получить водородсодержащее топливо.

Сегодня концепты «Пежо-Н2О» и «Натриум» от «Даймлер-Крайслер» ездят по дорогам и собирают необходимую исследователям информацию. Те уже готовы кое-чем поделиться с общественностью. Так, мини-вэн «Натриум» разгоняется до «сотни» за 16 с, имеет максимальную скорость 130 км/ч и обходится 7,8 л соленой воды на каждую сотню своего 500-километрового пробега. Под полом у него спрятан электромотор переменного тока мощностью 35 кВт. Поскольку топливный элемент вырабатывает электроэнергию с некоторым запасом, в автомобиле, кроме бака, установлены и литиево-ионные аккумуляторы, подзаряжаемые, кстати, еще и при каждом торможении. Эти батареи позволяют тронуться в путь немедленно, не прогревая топливные элементы, на что обычно уходит около двух минут.

Вода и тушит, и... везет.

Таков круговорот натрия в автомобиле.

У «Натриума» все агрегаты спрятались под полом кузова.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии