7 простых шагов — и к камерам не будет вопросов. Почему ГИБДД молчит?

Организовать систему фотовидеофиксации нарушений, чтобы у водителей был шанс на справедливость, на самом деле несложно. Вот что нужно сделать.

Спустя 12 лет можно уверенно говорить, что бездушные камеры переняли от инспекторов худшие черты. Они точно так же ожидают нарушителей в сложных местах-ловушках или в кустах. Только камера не выскакивает на дорогу с полосатой палкой, а делает фотоснимок нарушителя. Очень много мобильных камер принадлежит частным компаниям, которые забирают почти всю сумму из уплаченного водителем штрафа.

Водителей возмущает не только размещение камер в кустах, но и фактическая невозможность обжалования штрафа. Презумпция виновности предполагает, что именно обвиняемая сторона должна предоставить доказательства своей правоты.

Недавно в Костромской области я «попался» камере, спрятанной в кустах, которая сделала фото автомобиля и вычислила: 117 км/ч. Я не помню, где я мог так лететь, там ведь дорог нормальных нет! Рассудить человека и робота мог бы видеорегистратор, но уведомление о штрафе пришло, как назло, спустя неделю после «нарушения»: запись нужного момента уже была стерта.

Поэтому даже объявленная возможность удаленно обжаловать «письма счастья» погоды не сделает, ведь если у водителя нет доказательств собственной невиновности, штраф ему не отменят, и не важно, как происходило обжалование – в электронном виде или в традиционном.

Что делать? Нужно принять несколько волевых решений, которые восстановят людей в правах и дадут шанс на справедливость.

Во‑первых, необходимо полностью запретить использование технических средств фиксации нарушений, не осуществляющих постоянную видеосъемку участка контроля.

Во‑вторых, необходимо, чтобы каждая камера имела аттестованную методику проверки видеоматериалов и данных с датчиков. При таком подходе можно выяснить, было нарушение или камера ошиблась.

В‑третьих, штрафы за нарушения должны формироваться в кратчайшие сроки (например, в течение 24 часов с момента фиксации нарушения) и сразу же направляться водителю или собственнику ТС. У автомобилистов будет возможность сохранить запись с видеорегистратора и использовать ее для защиты. Все нарушения, которые зафиксированы, но не оформлены в течение 24 часов, должны идти в корзину.

В‑пятых, рассмотрением дел о штрафах должен заниматься особый третейский орган, штрафной омбудсмен, а не ГИБДД. В случае, если штраф выписан незаконно, государство должно компенсировать затраты на обжалование как омбудсмену, так и безвинно пострадавшему. Подобная практика введена сейчас для урегулирования споров по ОСАГО, и есть понимание, что она уже показала свою эффективность.

В‑шестых, все камеры, как стационарные, так и мобильные, должны предваряться знаком, преду­преждающим, что ведется фотовидеофиксация нарушений. Если такого знака не было, а штраф пришел, он должен подлежать отмене в безусловном порядке как оформленный в нарушение закона. Цель использования камер – предотвращение нарушений, а не провоцирование водителей на нарушения.

Наконец, в‑седьмых, всякое сомнение должно трактоваться в пользу водителя, а не камеры. Это уже прописано в нашем законе, но почему-то не работает. Почему? Ответ очевиден.

Автор: Петр Шкуматов

Фото: Виталий Невар/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в