Как уйти от налогов

КАК УЙТИ ОТ НАЛОГОВ

]

ЭКОНОМИКА

/ШКОЛА БИЗНЕСА

КАК УЙТИ ОТ НАЛОГОВ

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ЛИЗИНГ»

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЮРЬЕВ

Обычно раз в два-три года у крупных фирм и компаний возникает необходимость в закупке партии новых автомобилей. Это требует немалых затрат. От множества связанных с такими приобретениями проблем может избавить лизинг. Не потребуется сразу отвлекать из оборота фирмы солидные суммы, к тому же в последнее время появилась возможность ощутимо сократить налоговую нагрузку.

Еще недавно наши коммерсанты относились к лизингу с недоверием. Приобретаешь автомобиль (пусть и в рассрочку), но принадлежит-то он не тебе, а дяде! Финансовые компании, предлагавшие эту услугу, отвечали бизнесменам взаимностью. Кандидатам, желавшим воспользоваться новым для России финансовым инструментом, выдвигали кабальные условия: требовали налоговую отчетность за несколько лет (большинство компаний с «серой» бухгалтерией воспринимали это как издевательство), перевода основных средств в определенный банк, да к тому же назначали высокие проценты за свои услуги. Такой вариант привлекал немногих. При том, что на Западе ни одна крупная компания не станет покупать автотранспорт (самолет, дорожную технику и т. д.) — возьмет в лизинг. У нас же до поры до времени ценился только «нал», да и то, если он в «зелени».

Сейчас ситуация меняется на глазах. Растущая конкуренция на лизинговом рынке (особенно после отмены в феврале обязательного лицензирования этого бизнеса) заставила его игроков повернуться лицом к потенциальным клиентам. Во-первых, начали снижать процентные ставки, во-вторых, при отборе кандидатов стали проявлять большую гибкость, терпимость, особенно в части финансовых отчетов. Теперь многие лизинговые компании не требуют справок из налоговой инспекции, предпочитая самостоятельно проверять кредитоспособность потенциального партнера. Если вчера лизинговые контракты заключали только в Москве и «нефтяных» регионах, то сегодня перспективную финансовую услугу предлагают кое-где в провинции. Но и это еще не все.

Одно из главных преимуществ лизинга — возможность реального снижения налоговой нагрузки на фирму. Согласно последним изменениям в Налоговом кодексе, лизинговые платежи полностью включаются в себестоимость продукции. Эффект здесь вполне очевиден. Еще одно важное изменение — увеличились сроки контрактов. Автомобили сейчас можно взять в лизинг на три или даже пять лет.

На практике клиент выбирает трехлетний вариант — лизинговый контракт должен быть соизмерим со сроком амортизации. Играет роль и удобство оформления договора. Тут тоже сдвиги. Многие лизинговые компании обоюдные проблемы хотят взять на себя. Как правило, у крупных игроков рынка разработана своя система кредитного анализа. Для них лучшее подтверждение кредитоспособности клиента — история его бизнеса, денежные потоки, а также реальная финансовая ситуация. Они не требуют залога и сделку оформляют намного быстрее, чем раньше: с момента предоставления документов вся процедура занимает две-три недели.

Особенно привлекательны лизинговые схемы, когда приходит время обновлять коммерческий автопарк. Выбрав марки и модификации машин, фирма обращается в лизинговую компанию, где и выбирается оптимальная схема контракта.

Как правило, клиент вносит в качестве аванса 30% стоимости автомобилей, оставшиеся 70% финансирует лизинговая компания. Обычный срок выплат по контракту — 36 месяцев. После окончательного расчета автомобили становятся собственностью клиента.

Кстати, когда речь идет о коммерческом транспорте, лизинговые компании проявляют такую гибкость, на которую вряд ли могут рассчитывать покупатели легковых машин. Например, опускают ценовую планку для сделки. В среднем минимальная стоимость контракта — 30 тыс. долларов.

В лизинговые фирмы обращаются не только крупные и средние компании, но и совсем небольшие, готовые приобрести всего одну-две машины. Часто им идут навстречу, не рассматривая первый контракт как единичный. Главный критерий в подобной ситуации — прозрачность клиента, история его дела. Эксперты лизинговых компаний уверены: фирма, которая активно развивает свой бизнес, обратится к ним снова — через полгода, год.

Нельзя сбрасывать со счетов и особые отношения лизинговых компаний с автопроизводителями и их официальными дилерами. Это — не только возможность экономии за счет корпоративных скидок. Так, «Форд», используя свою дилерскую сеть в России, предлагает клиентам комбинацию финансового лизинга с рядом дополнительных услуг, например, программу техобслуживания, когда клиент ежемесячно платит некую фиксированную сумму, а за состояние машин отвечает дилер. «Мы работали над созданием схемы операционного лизинга последние два года, — говорит Хенрик Нензен, президент компании „Форд“ в России. — Многие международные корпорации, работающие в России, уже принимают участие в наших лизинговых программах; заинтересовались ими и российские фирмы».

Впрочем, несмотря на соблазнительные предложения, не стоит забывать и о подводных камнях. При выборе компании, готовой профинансировать сделку, эксперты советуют обратить особое внимание на сроки рассмотрения заявки, и если они превышают две-три недели, искать альтернативные варианты. А также — на возможные скрытые издержки: некоторые вводят дополнительные комиссионные сборы.

Многое, конечно, зависит от количества приобретаемых автомобилей, но в любом случае можно рассчитывать на скидку (причем не символическую). Наконец, при требовании перевести денежные средства в другой банк даже не возражайте — просто уходите. Потратив некоторое время на ознакомление с рынком, вы обязательно найдете практически идеального партнера.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии