"ленд-ровер" в тюбетейке

«ЛЕНД-РОВЕР» В ТЮБЕТЕЙКЕ

]

ЭКОНОМИКА

/ПО ЛИЦЕНЗИИ

«ЛЕНД-РОВЕР» В ТЮБЕТЕЙКЕ

В САМАРКАНДЕ ГОТОВЯТСЯ К СБОРКЕ ВЕЗДЕХОДОВ

ТЕКСТ, ФОТО / ВЛАДИМИР АРКУША

Наверное, только фанатики славной марки знают, что знаменитые вездеходы собирают и за пределами Англии. Больше всего — в Турции, чьи успехи в автомобилестроении известны читателям ЗР. Но сегодня речь не о ней, а об узбекском заводе «СамКочАвто», где уже несколько лет производят грузовики и автобусы по турецким лицензиям. Вполне освоившись с теми и другими, ныне здесь готовятся собирать многоцелевой полноприводник «Ленд-Ровер Дефендер-100». Машинокомплекты для него также пойдут из Турции, где для «Ленд-Ровера» изготовляют все, кроме силового агрегата. Учитывая, что даже собранный в Узбекистане, «Дефендер» будет недешев, нетрудно догадаться о потенциальных заказчиках: пограничники, армия, спасатели, медики... Намечаемые масштабы выпуска (примерно 750 машин в год) явно ориентированы на потребности госструктур, поэтому о планах свободной продажи или экспорта высказываются неопределенно: как дело пойдет... А начнется «дело», то бишь сборка «ленд-роверов», совсем скоро: в мае 2003-го.

Тем временем производство грузовиков и автобусов, начатое в 1999-м, идет своим чередом. Специалисты «СамКочАвто» с гордостью подчеркивают, что с 2001 года здесь используют для автобусов кузовные детали только собственного изготовления. Более того: заводские инженеры в сотрудничестве с российскими коллегами внесли немало изменений в конструкцию. Они продиктованы, прежде всего, требованиями безопасности: увеличили высоту салона, изменили планировку, освещение и т. п. Результат заслужил высокую оценку турецких специалистов и, разумеется, получил «добро» от органов стандартизации.

Итоги первых лет работы уместились в короткой фразе одного из руководителей «СамКочАвто»: «Люди перестали бояться автобуса». Конечно, относится это не только к заводчанам: автобусы «УзОтойол» пришли в транспортные предприятия, где их узнали и освоили. Ныне в каждой области Узбекистана есть два-три АТП, укомплектованных здешними... чуть не сказал «пазиками». В стране их уже около двух тысяч; только в будущем году намечают выпустить еще 3000. А это значит — с автобусом освоились и пассажиры. Тем более, что проезд в государственном транспорте обходится дешевле, а некоторые категории пользуются льготами — частник, понятно, их не предоставит.

Набирает силу экспорт: 800 автобусов (300 — в нынешнем, 500 — в будущем году) отправят на Юг Украины. Успехи в России поскромнее, но и здесь уже бегает три сотни самаркандских «кочей». Конечно, импортный (считай, через две границы!) «УзОтойол» недешев в Москве: самый распространенный ОМ-24 предлагают за 25 тыс. долл. Склонить к его покупке может хорошая родословная. Ведь эти автобусы построены на получаемых из Турции лицензионных же агрегатах ИВЕКО. Дизели на первых узбекских автобусах прошли без капремонта уже около 500 тыс. км, а беспроблемный пробег 250–300 тыс. км и вовсе никого не удивляет.

Определения «простой», «неприхотливый» звучат банально — но именно эти качества (вкупе с надежностью) лежат в основе экспортного потенциала узбекских автобусов и грузовиков. Не приходится объяснять, как важны они, например, в Афганистане. Узбекский автопром крайне заинтересован в поставках соседней стране. Пробным шагом стала передача Афганистану в качестве безвозмездной помощи колонны грузовых автомобилей и автобусов: присматривайтесь, оценивайте...

Оценить есть что: «грузовая» линейка «СамКочАвто» — это не только бортовые машины. Здесь освоили специализированные кузова уже 15 типов — и самосвальные, и для перевозки напитков, и цистерны... «Не успеваем делать — столько заказов!» — шутливо жалуются заводчане. А тут новые хлопоты — со спецмашинами для МЧС и пожарной охраны. Парк «пожарок» в республике предстоит быстро обновить. Завод в сотрудничестве с крупнейшими мировыми производителями такой техники готовится, испытав прототипы, делать 150–200 спецмашин ежегодно.

А еще в планах (простите за скороговорку) — освоить тяжелый грузовик и даже — чем черт не шутит — создать испытательный полигон. В общем — не «Ленд-Ровером» единым...

Завершена одна из операций подготовки к окраске.

Первый автобус, собранный в Самарканде, «скрепили подписями» президенты Узбекистана и Турции — И. Каримов и С. Демирель.

Нам смогли показать лишь несколько моделей из немалого числа спецмашин.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии