Цилиндром на солнце сверкая...

ЦИЛИНДРОМ НА СОЛНЦЕ СВЕРКАЯ...

]

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

ЦИЛИНДРОМ НА СОЛНЦЕ СВЕРКАЯ...

ЗАДНИЕ ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ ВАЗ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Три с лишним года назад мы уже «примеряли» задние тормозные цилиндры ВАЗ (ЗР, 1999, № 9, с. 78–79) — рылись во внутренностях, сопоставляли разнообразные конструкции, проводили «допросы с пристрастием». Каких-либо принципиальных новшеств в искусстве давления колодкой на тольяттинские барабаны с тех пор не отмечено, зато выбор на прилавках стал куда разнообразнее. Несут ли новые изделия новые проблемы или наследуют старые? Вот и проверим: на очередную экспертизу в лабораторию НАМИ поехали 16 вазовских цилиндров — восемь разновидностей по две штуки каждого вида. Напоминаем, что на всех ВАЗах — от «четверки» до «десятки» — они одинаковые.

НАШ ВЫБОР

А какой смысл выбирать не лучшее? В наших мини-испытаниях победили цилиндры от Ate — им и предпочтение. Жаль, что «итальянцы» под № 3 не дотянули до отличной оценки — их конструкция выглядит более совершенной. Остальные цилиндры, на наш взгляд, оказались непредсказуемыми. Впрочем, мы свое мнение не навязываем.

1. Заявленный производитель / Ate, Германия

Цена / 160 руб.

Насчет страны-изготовителя уверенности нет — наклеенная сбоку оранжевая этикетка имеет, скорее, польские черты... Впрочем, какая разница — прорезь кольца на месте, зеркало — отличное, все цифры — в норме. Получается, что про хорошее изделие и сказать-то нечего... Оценка — пять.

2. Заявленный производитель / Metelli, страна не указана

Цена / 145 руб.

Регулировочные кольца симпатичного цилиндра установлены прорезями вниз, а прокачивать-то его как? Других замечаний не возникло: 250 000 циклов испытаний прошли гладко, давление сдвига регулировочного кольца неизменно составляло 1,2 МПа, а зазор 1,6 мм оказался в рамках требований ВАЗа. Оценка — четыре.

3. Заявленный производитель / Samco, Италия

Цена / 130 руб.

Те, кому интересны нюансы конструкции различных поршней, могут перечитать упомянутую публикацию трехлетней давности. Остальным сообщим, что у данного цилиндра есть изюминка — уплотнительное и упорное кольца поменялись местами, поэтому ориентация прорези при установке не нужна. Кроме того, если при сборке упорное кольцо процарапает зеркало цилиндра, то на живучести резинки это не отразится, поскольку она проникает внутрь первой. Что касается испытаний... В общем-то, все нормально, но почему-то усилия сдвига правого и левого поршней оказались неодинаковыми — соответственно 1,4 и 1,8 МПа. Поэтому до высшего балла изделие не дотянуло. Оценка — четыре.

4. Заявленный производитель / Неизвестен, предположительно из Самары

Цена / 80 руб.

По законам жанра «бомжи» в экспертизах должны занимать последние места. Архаичная конструкция с уплотнительным кольцом в виде бублика (у остальных — так называемый воротничок) и отсутствие родословной должны были обнаружить свою «гнилую суть», но этого не произошло. Сборка хорошая, герметичность в порядке, давление сдвига — 1,2 МПа, зазор — 1,6 мм. Тем не менее своего отношения к безымянной рыночной продукции мы не изменили — лотерея, да еще в тормозных системах, все-таки ни к чему. Оценка — четыре.

5. Заявленный производитель / Lucas, страна не указана

Цена / 160 руб.

Это «Лукас» тоже собирали не очень аккуратно — прорезь кольца никто не ориентировал должным образом. Зазор не дотягивает 0,05 мм до нормы — немного, но порядок есть порядок. В остальном претензий нет — герметичность в норме, долговечность подтверждена. Оценка — четыре с минусом.

6. Заявленный производитель / Fenox, страна не указана

Цена / 90 руб.

«Феноксы» бывают разные — у этого корпус алюминиевый, а у его однофамильца № 7 — чугунный. Практика показывает — резьбовые соединения из разнородных металлов частенько закисают, что порой приводит к поломке болтов М6, а это нехорошо... Зато собраны цилиндры правильно, да и «зеркало» понравилось.

Давление сдвига регулировочного кольца у такого «Фенокса» оказалось нестабильным — от 1,8 МПа в начале испытаний до 1,2 МПа в конце. Зазор регулировочного кольца тоже маловат — 1,0 мм вместо 1,25–1,65: приготовьтесь менять колодки чаще, чем хотелось бы. С резьбой те же проблемы, что и у чугунных соплеменников: затянуть можно, но усилие требуется изрядное. В остальном претензий нет. Оценка — три с плюсом.

7. Заявленный производитель / Fenox, страна не указана

Цена / 80 руб.

Этот «Фенокс», в отличие от алюминиевого № 6, — чугунный. Честно говоря, его при первом же испытании захотелось выбросить — герметичностью и не пахло, резьба чем-то забита. Однако физическая сила в сочетании с гуманизмом победили: после замены клапанов прокачки цилиндры одумались и в дальнейшем особо не выкаблучивались. Если, конечно, не обращать внимания на то, что зазор регулировочного кольца — всего 0,975 мм вместо положенных 1,25–1,65... Не очень страшно, однако может привести к повышенному износу фрикционных накладок. Все 250 000 циклов испытаний на долговечность чугунный «Фенокс» выдержал. В то же время его внутренности восторга не вызвали — кольцо установлено с небольшим перекосом, а огромный неуклюжий сальник, казалось, так и хочет подсосать откуда-нибудь воздух. В общем, оценка — три.

8. Заявленный производитель /

AP Lockheed, страна не указана

Цена / 170 руб.

Громкое имя на упаковке не помогло — изделие разочаровало по всем статьям. Ориентация кольца — неверная, зазор не дотягивает до нормы, а примерно в середине испытаний на долговечность течь тормозной жидкости привела к снятию «Локхида» с испытаний. В общем — не повезло. Оценка — два.

ЧТО И КАК ИСПЫТЫВАЕМ?

Испытания проводили в НАМИ, в лаборатории № 5 Испытательного центра автомобильных изделий Технической службы сертификации ЕЭК ООН на оборудовании, аттестованном по ГОСТ Р 8.568–97.

Первое испытание — на герметичность. Сначала при малом давлении, затем — при большом. Цилиндр погружают в воду и через штатный резьбовой вход подают в него сжатый воздух под давлением 0,01 МПа. Герметичность определяют в течение двух минут по отсутствию пузырьков воздуха — как при шиномонтаже. Проверку ведут в двух крайних положениях поршней — заодно измеряют их ход, который должен составлять 1,25–1,65 мм. Затем давление повышают до 15,0 МПа, но герметичность определяют уже иначе — по падению давления жидкости в цилиндре. При этом измеряют также усилие сдвига регулировочного кольца.

Испытания на долговечность — это подача пульсирующего давления от 0 до 7,0±0,5 МПа при температуре 70±15°С. Критерий отказа — первые признаки потери герметичности. Период каждого цикла — 1,0±0,5 с.

НАША СПРАВКА

Вкратце освежим в голове «материальную часть». Проверяемые цилиндры умеют самостоятельно регулировать зазор между колодкой и барабаном. Для этого в каждом поршне сделана проточка — в ее пределах может перемещаться упорное (регулировочное) кольцо. При первом торможении тормозная жидкость перемещает поршень вместе с кольцом, пока фрикционная накладка колодки не упрется во внутреннюю поверхность барабана. А вот обратно поршень вернется не на исходную позицию, а только туда, куда ему разрешит упорное кольцо. Стяжная пружина тормозного механизма неспособна преодолеть силу трения между кольцом и зеркалом цилиндра. Поэтому упорное кольцо может двигаться только в одну сторону — от центра к краю (это и происходит по мере износа тормозных накладок). Отсюда понятно, почему зазор между накладками и барабаном остается постоянным.

В цилиндрах, у которых уплотнительное кольцо находится дальше от середины, чем упорное, при сборке нужно ориентировать прорезь упорного кольца в сторону штуцера — иначе не удастся «прокачать» тормоза. Кроме того, при сборке таких цилиндров не исключено, что упорное кольцо повредит зеркало цилиндра, а это в свою очередь тут же отразится на долговечности резинки. Если же уплотнительное кольцо находится снаружи, подобные неприятности ему нестрашны — оно «входит» в цилиндр первым. И еще одна «мелочь». В большинстве современных цилиндров уплотнительное кольцо имеет «воротничковую» форму — она зарекомендовала себя лучше, чем привычные россиянам «бублики».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии