Кто включит опахало?

КТО ВКЛЮЧИТ ОПАХАЛО?

]

РЫНОК

/НА ПРИЛАВКЕ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

КТО ВКЛЮЧИТ ОПАХАЛО?

ЕЩЕ РАЗ О БЕСКОНТАКТНОМ ВКЛЮЧЕНИИ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРА

Датчики включения электровентилятора системы охлаждения чем-то похожи на крыловского кота Ваську — они упорно не хотят реагировать на критику... Результат плачевный — перегретые двигатели.

Хотелось бы решить проблему кардинальным образом и избавиться от контактов навсегда. Про «самоделку», решающую такую задачу, мы рассказывали (ЗР, 1998, № 1, с. 164). Было описано и серийное изделие фирмы ЭКОМ из подмосковной Дубны (ЗР, 2001, № 12, с. 95). Сегодня знакомимся с новым прибором тех же разработчиков — контроллером системы охлаждения «Каскад».

Принцип работы изделия прост — его электронный блок следит за напряжением на штатном датчике указателя температуры двигателя, которое уменьшается по мере нагрева. Надежность этого бесконтактного датчика высокая: терморезисторы отказывают крайне редко — поэтому блоку остается вовремя подать сигнал на внешнее электромагнитное реле, которое и включит вентилятор. А от своей предыдущей версии «Каскад» отличается тем, что не только управляет электровентилятором, но и подает сигнал тревоги, если температура будет лезть кверху. Причин этого может быть несколько: обрыв приводного ремня, перегорание предохранителя, отказ электровентилятора — да мало ли... Соответственно и подстроечных резисторов у «Каскада» не один, а два — первым регулируют порог включения вентилятора, а вторым устанавливают момент срабатывания сигнализации.

Подключить «Каскад» несложно — проще всего закрепить его за комбинацией приборов, поближе к стрелочному указателю температуры. Это удобно — три точки подключения из четырех («питание», «общий» и «датчик») сосредоточены именно здесь. Последний провод нужно протащить в моторный отсек и подключить к реле электровентилятора — схема приведена на рисунке.

Следующий этап — регулировка момента срабатывания электровентилятора. Один поворот шлица первого «подстроечника» изменяет порог включения на один градус. Конкретные цифры у каждого мотора свои, главное — «пропустить» вперед термостат: нужно дать ему полностью открыться, а уже потом звать на помощь электрическое «опахало». После этого аналогичным образом, вращая второй «подстроечник», настраиваем порог срабатывания тревожной сигнализации — естественно, он должен быть выше предыдущего. В момент срабатывания раздастся прерывистый звуковой сигнал и замигает красный светодиод.

«Каскад» подойдет и для тех машин, чьи владельцы решили установить электровентилятор самостоятельно, — например, для «Волги». О подобной доработке мы уже рассказывали (ЗР, 1999, № 3, с. 133), однако теперь ее можно упростить: гнездо под контактный датчик больше не нужно! Само собой, блок не спасет при неисправностях термостата, водяной помпы и прочих элементов системы охлаждения. Но это вы, конечно же, знаете...

Цена новинки — примерно 200 руб.

Подключение электронного блока для управления вентилятором.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии