Кто включит опахало?

КТО ВКЛЮЧИТ ОПАХАЛО?

РЫНОК

/НА ПРИЛАВКЕ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

КТО ВКЛЮЧИТ ОПАХАЛО?

ЕЩЕ РАЗ О БЕСКОНТАКТНОМ ВКЛЮЧЕНИИ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРА

Датчики включения электровентилятора системы охлаждения чем-то похожи на крыловского кота Ваську - они упорно не хотят реагировать на критику... Результат плачевный - перегретые двигатели.

Хотелось бы решить проблему кардинальным образом и избавиться от контактов навсегда. Про "самоделку", решающую такую задачу, мы рассказывали (ЗР, 1998, № 1, с. 164). Было описано и серийное изделие фирмы ЭКОМ из подмосковной Дубны (ЗР, 2001, № 12, с. 95). Сегодня знакомимся с новым прибором тех же разработчиков - контроллером системы охлаждения "Каскад".

Принцип работы изделия прост - его электронный блок следит за напряжением на штатном датчике указателя температуры двигателя, которое уменьшается по мере нагрева. Надежность этого бесконтактного датчика высокая: терморезисторы отказывают крайне редко - поэтому блоку остается вовремя подать сигнал на внешнее электромагнитное реле, которое и включит вентилятор. А от своей предыдущей версии "Каскад" отличается тем, что не только управляет электровентилятором, но и подает сигнал тревоги, если температура будет лезть кверху. Причин этого может быть несколько: обрыв приводного ремня, перегорание предохранителя, отказ электровентилятора - да мало ли... Соответственно и подстроечных резисторов у "Каскада" не один, а два - первым регулируют порог включения вентилятора, а вторым устанавливают момент срабатывания сигнализации.

Подключить "Каскад" несложно - проще всего закрепить его за комбинацией приборов, поближе к стрелочному указателю температуры. Это удобно - три точки подключения из четырех ("питание", "общий" и "датчик") сосредоточены именно здесь. Последний провод нужно протащить в моторный отсек и подключить к реле электровентилятора - схема приведена на рисунке.

Следующий этап - регулировка момента срабатывания электровентилятора. Один поворот шлица первого "подстроечника" изменяет порог включения на один градус. Конкретные цифры у каждого мотора свои, главное - "пропустить" вперед термостат: нужно дать ему полностью открыться, а уже потом звать на помощь электрическое "опахало". После этого аналогичным образом, вращая второй "подстроечник", настраиваем порог срабатывания тревожной сигнализации - естественно, он должен быть выше предыдущего. В момент срабатывания раздастся прерывистый звуковой сигнал и замигает красный светодиод.

"Каскад" подойдет и для тех машин, чьи владельцы решили установить электровентилятор самостоятельно, - например, для "Волги". О подобной доработке мы уже рассказывали (ЗР, 1999, № 3, с. 133), однако теперь ее можно упростить: гнездо под контактный датчик больше не нужно! Само собой, блок не спасет при неисправностях термостата, водяной помпы и прочих элементов системы охлаждения. Но это вы, конечно же, знаете...

Цена новинки - примерно 200 руб.

Подключение электронного блока для управления вентилятором.

Подпишитесь на «За рулем» в