Задние мысли

ЗАДНИЕ МЫСЛИ

]

РЫНОК

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

ЗАДНИЕ МЫСЛИ

КАК ОЗВУЧИТЬ ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ САЛОНА?

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Командир! Мне на заднюю полочку парочку «шесть на девять» подбери, какие получше...

В самом деле, как же обойтись без задней акустики? Мы ведь с детства помним, как наши родители «музифицировали» новенькие «Жигули» — конечно же, все внимание уделялось задней полке! Спереди места нет, двери — тоненькие, а таких слов, как «проставка» или, того хуже, «подиум», тогда будто бы и не было... А задняя полка — вся из себя плоская и относительно широкая — так и видела себя акустической системой.

Говорят, динамики «шесть на девять» (имеются в виду их размеры в дюймах) были придуманы неким господином Питером Дженсоном еще в тридцатых годах прошлого столетия. Целью изобретения овального динамика вместо круглого была как раз экономия места: площадь диффузора остается большой, а впихнуть изделие на узкую полку значительно удобнее. Удобная компоновка, хорошие низы — что еще?

Современные «шесть на девять» выглядят эффектно — большие магниты, хромированные корпуса... При всем при том среди меломанов отношение к подобной акустике далеко не однозначное — истинные корифеи презрительно морщатся от одного только упоминания заднего расположения динамиков. Их кредо простое: звук бывает либо фронтальным, либо никаким! При идеальной установке аппаратуры так оно и есть, однако на практике, ограниченной реальным бюджетом, идеал редко достижим. А раз так, то «задние мысли» вполне имеют право на существование. Вот об этом и поговорим.

ПОЛНЫЙ НАЗАД!

Тем, кому хочется иметь звук и спереди, и сзади, нужно очень хорошо подумать, прежде чем тратить деньги. В том смысле, что уж если собрался их потратить, то постарайся извлечь из этого максимум выгоды.

Начнем «от печки» — вернее, от «шесть на девять». У нас — обыкновенная «музыка», без усилителя, и нам просто хочется, чтобы было «пониже», погромче и «покруче». Что ж — ради бога: приобретаем «Эм-бэ-куарт» или «Кенвуд»: это примерно 110 долларов. Кстати, у «Кенвуда» есть эксклюзивные динамики «семь на десять», они могут потянуть сотни на полторы. Если кошелек позволяет, то можно взять и «Фокал», долларов эдак за 180 — это будет просто шикарно. Если же финансовая ситуация обыкновенная, то можно довольствоваться «Джей-ви-си» или «Пионером» — это стоит долларов 60–70. Можно также обратить внимание на не столь именитые изделия за 40–50 условных единиц. Кстати, нам нужны динамики free air — дословно переводится как «открытый воздух». На деле это означает, что для раскрытия своих способностей им не нужен специально подобранный корпус. Почти все динамики «шесть на девять» именно такими и являются, но на всякий случай уточните у продавца, дескать, это «фриэйрные» или нет? Он вас сразу зауважает.

Купили? Прекрасно — ставить динамики мы уже умеем! Напоминаем — крепим их к кузову мощно, стационарно — через проставки и кольца, как на дверях! На седанах это проще: задняя полка там — силовой элемент, жестко связанный с кузовом. Кстати, не забывайте, что динамики частенько воруют, поэтому лучше расположить их скрытно. В той же «классике» нужно прорезать в полке дырки — при этом разнести их как можно шире — для стереобазы, но не приближаться к краям ближе чем на 10 см. Динамик прикручиваем под полкой снизу, а легкую филенку кладем сверху. Прилагаемые к динамикам сетки можно выпрямить деревянным молоточком и посадить сверху на термоклей или как кому удобно. А сверху — акустическая ткань: красиво, очень прочно и... ничего не видно. Звук будет достойный: динамики работают на объем багажника (тот самый free air). Чем лучше багажник изолирован при этом от салона и чем меньше в нем посторонних предметов, тем лучше.

Владельцам хэтчбеков и универсалов сложнее — возни больше. Да и звучать там все это хозяйство будет похуже, поскольку багажник не отделен от салона. В той же «Самаре» филенку обязательно надо усилить фанерой — она даже от собственной тяжести прогибается, а с тяжелыми динамиками ей и подавно не совладать. Можно изготовить или просто купить новую «музыкальную» полку — на рынках их полно. Кстати, в ряде случаев необходимо усилить пластиковые боковины, на которые она ложится. И, кстати, не забудьте приладить с краю отдельный разъемчик на четыре контакта — он вам очень пригодится, когда полку нужно будет снять для загрузки багажника «под потолок»...

Что еще? Шумоизолировать и проклеить весь пластик, проложить вместо штатных провода большего сечения. Только вот...

Только вот, как бы это помягче сказать, — для людей, придирчивых к качеству звука, есть альтернативный вариант...

КТО ПРОСИЛ ДВАДЦАТЬ ГЕРЦ?

Нет, если уж очень хочется, то ради бога — покупайте и «шесть на девять», и «семь на десять»... Но есть мнение, что те же деньги любителям мощного баса лучше потратить несколько иначе и вместо упомянутых динамиков купить... усилитель! Ей-богу, если не перегибать палку, то можно взять недорогое изделие долларов за 80–90 — даже отечественное. А к усилителю подкупить такую замечательную штуку, как сабвуфер — долларов за 50. И, пожертвовав пару каналов усилителя на этот самый сабвуфер, останется просто почувствовать разницу!

Cабвуфер с усилителем способен выдать вам реальные 20 герц — никакие «шесть на девять» этого не умеют. Поэтому, на наш взгляд, в ряде случаев этот вариант гораздо предпочтительнее. Если же покупка усилителя и сабвуфера вашими финансами не предусмотрена, а готовенькие динамики «шесть на девять» уже, скажем так, приватизированы — тогда, конечно, есть резон уделить им внимание.

Впрочем, всегда имеет смысл ставить перед собой максимальные задачи...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии