Законы дорожных джунглей

ЗАКОНЫ ДОРОЖНЫХ ДЖУНГЛЕЙ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/НАРОДНЫЕ ПРАВИЛА

ЗАКОНЫ ДОРОЖНЫХ ДЖУНГЛЕЙ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ МИТРОШИН

Современное дорожное движение подчиняется законам общества — в том числе и неписаным. Проявления модного ныне принципа «каждый за себя» мы ежедневно наблюдаем на дороге. Но, пожалуй, ни в какой другой сфере жизни такое отношение к себе и окружающим не приносит столь быстрого результата: преодолевая в очередной раз привычный маршрут «дом — работа — дом», вспомните, сколько вам попалось на глаза искореженных машин.

Рано или поздно этот принцип придется ломать. Почему бы не начать сегодня? Нет, не с понедельника, а сегодня. И не с других, а с себя.

УСТУПИТЕ ВЫ — УСТУПЯТ ВАМ

Давайте смоделируем ситуацию, весьма характерную для плотных городских потоков. Вы стоите перед очередным светофором в ожидании разрешающего сигнала. Водители уже давно научились читать «мысли» светофора, поэтому моторы взревели за мгновенье до того, как включился зеленый. Готовы сорваться с места и вы, но вдруг замечаете, что стоящий перед вами автомобиль и не думает трогаться. Что с ним произошло, вы пока не знаете, но рефлекс срабатывает четко и вы... тянетесь к кнопке клаксона. То же самое сделают и те, кто стоит за вами. Вот первая ошибка. Если виновник задержки заглох, хор гудков едва ли поможет ему быстро пустить двигатель. Если же за рулем вдобавок неопытный водитель (особенно — более эмоциональная женщина), нагнетаемая гудками нервозность только осложнит ситуацию — при каждой последующей попытке тронуться с места новичок непременно потерпит фиаско. Поэтому сдержитесь — и (о чудо!) спустя несколько секунд вы вместе со всеми двинетесь дальше.

Сложнее, когда причину остановки устранить не удается. Тогда «запертый» ряд единодушно принимает решение объехать препятствие. Но как это сделать, если по соседним полосам уже набрал ход нескончаемый железный поток? При перестроении на соседнюю полосу ПДД (пункт 8.4) требуют пропустить транспортные средства, движущиеся по ней. Значит, ждать придется, как говорят, до вечера. Снова возникает знакомая картина: водители из «закупоренного» ряда начинают всеми способами втискиваться в соседние полосы, еще более усугубляя ситуацию.

Между тем во многих странах мира для таких ситуаций правилами предусмотрен принцип, который называют «елочкой» или «молнией» (см. рисунок). Названия говорят сами за себя: по свободной полосе проезжает поочередно по одной машине с каждой из «конфликтующих» полос. Как показывает зарубежный опыт, такой алгоритм действия (а точнее, взаимодействия) водителей позволяет избежать хаоса и, как следствие, ускорить проезд. Попробуем испытать проверенный годами способ? Не дожидаясь «милости» от властей (еще не известно, дождемся ли мы когда-нибудь такой нормы в ПДД), сделайте жест «доброй воли» — пропустите водителя, подающего из соседней полосы сигнал поворота. Хочется верить, что он оценит и в следующий раз пропустит вас.

Такой же порядок проезда хотим посоветовать при проезде сужений дороги, когда количество полос движения резко сокращается.

ОБГОНЯЕМ ТОЛЬКО СЛЕВА

Еще одна рекомендация, не вытекающая непосредственно из Правил дорожного движения, может, как нам кажется, заметно снизить количество попутных столкновений, особенно на многополосных дорогах. И вновь мы вынуждены призвать на помощь зарубежный опыт. Те, кому довелось достаточно поездить по дорогам Германии, единодушно отмечают одну особенность местного движения: немецкий «дорожный закон» запрещает двигаться по правым полосам быстрее, чем транспортные средства, движущиеся левее. Уверенность в том, что, перестраиваясь вправо, вы никого не подрежете или не зацепите, позволяет сосредоточиться на обстановке перед автомобилем. А ведь такого рода столкновения отнюдь не редкость для крупных городов (не говоря о магистралях вроде третьего кольца Москвы и МКАД) с многополосными улицами. В этом случае вам не требуется излишне отвлекаться на контролирование «мертвой» зоны, которая есть практически во всех автомобилях с левосторонним расположением руля. Напомним: российские Правила дорожного движения тоже запрещают обгон справа (пункт 11.2), но из-за размытости формулировки этого маневра опережение справа очень распространено на наших дорогах. Так что давайте последуем примеру более цивилизованных соседей.

Советы очевидны — тем не менее, если надо обогнать неторопливого водителя, занявшего левый ряд, посигнальте фарами. Даже если он не уступит дорогу, то, по крайней мере, будет знать, откуда ему ожидать опасности, если вы все-таки решитесь на опережение с правой стороны. В то же время сами не упорствуйте — уступайте нетерпеливым водителям, догоняющим сзади и призывающим посторониться.

Давайте начинать борьбу с «законами джунглей» уже сегодня и с себя. Ведь многотысячная армия читателей — реальная сила, которая способна изменить ситуацию на наших дорогах.

Так объезжают препятствие, используя принцип «елочки» («молнии»).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии