Спутник восточных земель

СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

СПУТНИК ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ

«Драбант, трабант — вожатый, телохранитель».

В. И. Даль,

«Толковый словарь русского языка»

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Последнему «Трабанту», сошедшему с конвейера 30 апреля 1991 года, предстояла совсем не дальняя поездка — неказистая машинка заняла почетное место в музее Августа Хорьха. Время «Трабанта» закончилось, как и эпоха противостояния «двух систем» по обе стороны берлинской стены...

«Трабант» родился 45 лет назад, когда весь мир был под впечатлением от советского спутника — небольшого металлического шара, открывшего дорогу в космос. К 7 ноября 1957-го (братский СССР отмечал 40-ю годовщину революции!) в Цвиккау собрали предсерийную партию машин Р50. Вскоре автомобиль стал тезкой первого космического аппарата: Trabant по-немецки — спутник.

Конечно, восточногерманский однофамилец по конструкции был космически далек от советского. Но создателям «Трабанта» тоже было чем похвастаться — автомобиль имел кузов с наружными деталями из пластика. Вернее, из отходов хлопкового производства и клееобразного наполнителя, «надетых» на стальные ребра. Немцы окрестили материал «дуропластом», а журнал «Наука и жизнь» величал его «фенольнопресольформальдегидной смолой» (запомнили?). Благодаря новому материалу машина весила всего 620 кг.

Корнями концепция «Трабанта» уходила во вторую половину 30-х, когда одними из самых популярных автомобилей Германии были дешевые неприхотливые ДКВ. В конце 30-х в Германии ввели лимиты на металл — в первую очередь он шел на военные нужды. Тогда-то конструкторы концерна «Ауто-Унион», куда входила фирма ДКВ, совместно с химиками из «ИГ Фарбенгрупп» и «Динамит АГ» принялись за эксперименты с пластмассой.

ГДР получила изрядную часть огромного наследства автомобильной империи «Ауто-Унион» — заводы «Хорьх» и «Ауди». Кстати, последний перед войной выпускал и ДКВ. А вот сталелитейных предприятий в Руре Восточная Германия с началом холодной войны лишилась. Заводы в Цвиккау стали выпускать под маркой ИФА предвоенные ДКВ-F8 и F9 (последний до начала 60-х строили и в ФРГ), а конструкторы и технологи тем временем колдовали над пластиками.

В 1955-м появился автомобиль Р70 с предвоенным 20-сильным двигателем ДКВ-F8 рабочим объемом 0,7л. Главной гордостью конструкторов стал пластиковый кузов.

Конвейерное производство «Трабанта-Р50» (по сути это заметно модернизированная Р70) началось летом 1958-го, после объединения бывших заводов «Хорьх» и «Ауди» в «Народное предприятие Заксенринг».

Многие годы было принято иронизировать над тесноватой двухтактной «тарахтелкой». Конечно, за долгую жизнь на конвейере «Трабант» безнадежно устарел, но на рубеже 60-х машина, как говаривали тогда, «соответствовала мировым стандартам». Самым популярным французским народным автомобилем был «Ситроен-2СV» с 18-сильным 2-цилиндровым мотором, итальянцы ездили на ФИАТ-600 с двигателем мощностью 22л.с., «Субару» запустила в производство 16-сильную модель 360. За берлинской стеной хорошим спросом пользовались мотоколяски типа «БМВ-Изетты» с одноцилиндровым агрегатом, развивающим 12л.с. На их фоне переднеприводный «восточногерманский „Фольксваген“ (так машину иногда называли на Западе), с „пол-литровым“ 18-сильным двухтактным мотором, легким кузовом и максимальной скоростью 90 км/ч, не выглядел гадким утенком. Неудивительно: машину создавали конструкторы немецкой — одной из лучших в Европе — школ. Они верили, что, удачно стартовав, „Трабант“ и дальше не отстанет от именитых конкурентов. Да и „космическое происхождение“ обязывало...

Поначалу так и было. Уже в 1959-м мощность двигателя подняли до 20л.с. В 1962-м, через год после потрясшего мир полета Юрия Гагарина, изменили отделку и мотор: теперь 600-кубовый агрегат развивал 23л.с. Рождение первого многоместного космического «Восхода» в 1964-м дизайнеры из Цвиккау отметили модернизацией кузова немецкого «Спутника» модели «Трабант-601», похудевшего на 5 кг.

Но космическое время летело все быстрее. В 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос, через четыре года Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин прошли по Луне, а ровесник космической эры уже почти не менялся. Он казался вечным, как социализм — раз в несколько десятилетий очень старого лидера сменит просто старый, но «генеральная линия» неизменна.

Визитной карточкой ГДР были буклеты и открытки с восточноберлинской телебашней, демонстрацией мощи социализма — накачанные спортсмены, побеждающие на олимпиадах. А символом массовой автомобилизации — «Трабант».

Из миллиона машин, выпущенных к 1972-му, многие ездили по дорогам Венгрии, ЧССР, других стран «народной демократии». Над «Трабантом» потихоньку иронизировали, но... годами стояли в очередях, чтобы приобрести недорогую, самую доступную машину.

Конструкторы в Цвиккау еще не теряли надежды. Уже в середине 60-х они взялись за прототип 603 с новым кузовом и роторным двигателем. Однако вместо новой машины начали производство версии «Трамп» с открытым кузовом без дверей. Часть таких автомобилей поступила на службу в армию. В 1968-м мощность двигателя увеличили до 26л.с. Следующие серьезные изменения произошли через... 22 года.

Правда, на рубеже 70-х немецкие и чехословацкие конструкторы приступили к проекту современного народного автомобиля — его предполагали выпускать в двух странах. Планировали привлечь к работе французов. Но в 1973-м, рассмотрев вопрос о новой машине, Политбюро СЕПГ законсервировало работу. В начале 80-х появились прототипы «трабантов» с впрысковым мотором и трехцилиндровым дизелем. Машина с таким двигателем расходовала на испытаниях лишь 4,5л топлива на «сотню». Но денег на организацию производства у правительства не нашлось, да и спрос на «трабанты» по-прежнему не падал.

Только в 1988-м в Карл-Маркс-Штадте, который вскоре вновь станет Хемницем, начали подготовку производства «фольксвагеновских» двигателей для «Траби». На орбите второй год кружил уникальный «Мир», а самыми популярными словами в Германии были перестройка и Горби... В серию «Трабант-1,1» с 41-сильным мотором и усиленной подвеской пошел 25 июня 1990-го. К этому дню выпустили уже более 2,8 млн. машин.

Вторая жизнь автомобиля была короткой — до весны 1991-го построили около 39 тысяч экземпляров.

Неприязнь очень быстро сменилась любовью. Коллекционеры стали охотно скупать модели разных лет. Теперь в «Траби» с удовольствием фотографируются VIP-персоны — от политиков до Михаэля Шумахера. Как грибы расплодились фан-клубы, ежегодно проходят многочисленные слеты владельцев. Умельцы старательно строят из «трабантов» лимузины, грузовики, даже бетономешалки(!) и, конечно, кабриолеты. Открытый «Трабант», по слухам, есть даже в имении Фиделя Кастро.

Культ автомобиля (особенно старого), характерный для Германии, соединился с воспоминаниями о времени, которое ушло безвозвратно. Для нескольких поколений эта машина — символ молодости, пусть и не совсем (или совсем не) сытой и свободной, но все-таки счастливой. А ее спутником был «Трабант».

«Трабант-Р50/1» в 1960 году выглядел вполне современно.

Одни из бесчисленных «самопальных» кабриолетов «посттрабантовой» эпохи.

«Трабант-комби» середины 70-х.

Для раллийных машин кудесники из Цвиккау умудрялись снимать с двухцилиндрового двигателя 47 л. с. Заводская команда участвовала даже в ралли «Акрополис» и «Монте-Карло».

Старший брат «Трабанта» — «Цвиккау-Р70». Автомобиль оснащали

22-сильным двигателем объемом 0,7 л.

Пляжно-армейский «Трабант-Трамп».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии