Кризис качества

КРИЗИС КАЧЕСТВА

]

СПОРТ

/КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ

КРИЗИС КАЧЕСТВА

СИЛЬНЫМ КОМАНДАМ СКОРО НЕКОГО БУДЕТ ПОБЕЖДАТЬ

aТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ЮРИЙ ТЮРИН

Кульминацией сезона обещала стать традиционная осенняя гонка Neva Ring 2002, названная так по имени питерской трассы. В прошлые годы так оно и было. Нынче, увы, приехал лишь один зарубежный гость — эстонец Арвис Охтла. Мало того, в классе «Туринг» всего 12 пилотов и, как выяснилось по ходу двух зачетных заездов, половина отнюдь не претендовала на высокие места. Одни по состоянию техники, другие по состоянию души — они гоняются не лавров ради.

А ведь пару лет назад казалось, что класс «почти серийных» машин с двухлитровыми моторами прямо-таки обречен на процветание: более двух десятков гонщиков выходили на старты этапов чемпионата страны. Хозяева «Невского кольца» всерьез заявляли о скором учреждении международной серии балтийских стран. Куда же кануло былое величие «Туринга»?

Впрочем, вопрос этот можно отнести ко всему чемпионату в целом. Ни на одном из его этапов в четырех классах не набиралось в сумме и сорока машин — меньше чем по десятку в каждом. А надо еще привлечь на такие гонки зрителей: «кольцо» — не кросс и не трек, где на узкой дорожке трем автомобилям тесно. Да, собственно, и календарь сезона пугал еще весной: с апреля по сентябрь — 18 (!) гоночных уик-эндов. Кажется, это абсолютный рекорд «количества» для территории бывшего СССР.

Подчас собирались самые удивительные комбинации. То вместо формулы 3 — юниорский Кубок «Оки», а то вдруг формула-"Русь" или "волги" в гордом одиночестве. В итоге пилоты "Супертуризма" отъездили все запланированные девять этапов, формулы 1600 — только восемь, "Туринга" — семь, а формулы 3 — и вовсе шесть. Затраты команд разные, а медали все получат одинаковые. Заметим, шесть этапов было и в Кубке "Лады", причем везде стартовало за 30 машин, хоть это не чемпионат, а всего лишь кубок. Конечно, тоже престижно, но ведь без медалей, отштампованных Госкомспортом.

Завидная массовость Кубка «Лады», кстати, не объясняет, куда пропали пилоты и команды из чемпионата. Кубок рос сам по себе, привлекая свежие силы, в том числе из городов, для которых кольцевые гонки — просто экзотика. Назовем для примера Калугу и Рязань. Техника сравнительно недорога. Новая, полностью подготовленная «восьмерка» стоит около 10 тысяч долларов, а старая, «двухлетка», полцены от новой. При остром желании такую сумму могут наскрести молодые люди с головой на плечах.

Чемпионат же превратился в жалкое подобие самого себя именно по финансовым причинам. Согласно учению Дарвина, выжили сильнейшие (считай — богатейшие). В каждом классе похожая ситуация: за призовые места бьются актеры двух команд, остальные ни на что не претендуют — так, массовка, статисты. К этому привела трехлетняя «гонка вооружений». Чтобы победить предыдущего чемпиона, нужна другая машина — новее, мощнее и, соответственно, дороже.

В формуле 1600 почти не осталось «эстоний» — все «лотосы» да «рейнарды», даже «даллары». Пусть и древние, «иностранки» едут быстрее «наших» (гонщики СССР некогда имели только «эстонии») и ломаются реже. Первой построив 210-сильные (при 9000 об/мин) гоночные ракеты на базе VAZ 2110, команда «ЛУКОЙЛ Рейсинг» подавила всех коллег по «Супертуризму». «Восьмерка», что ты с ней ни делай, не может победить «десятку»: последняя, при всех ее серийных недостатках, дает конструктору больше возможностей в поиске лучшей устойчивости, управляемости, развесовки и т. д. 

Сегодня в «Супертуризме» нечего делать без «десятки» (седана или хэтчбека), весящей не больше 870 кг и способной набрать 100 км/ч за 6,2 секунды. Такая оснащена шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, сцеплением «Тилтон», регулируемыми тормозами «Эй-Пи Рейсинг», управляющим процессором «Мотек». Многие ли команды способны построить из голого кузова такой автомобиль? Всего две. Сам отец-прародитель АвтоВАЗ пока уступает московским «ЛУКОЙЛ Рейсинг» и «ЛогоВАЗу-Беляево»! 

С «Турингом» другая, но в общем-то похожая история. Количество тоже плавно переросло в качество. На волне энтузиазма россияне накупили «трешек» БМВ, «астр», «гольфов», «фокусов», «пыжиков» и «ситроенов». Почти все — «секонд-хэнд», прошедшие один-два сезона в немецком чемпионате DTC. Некоторые вообще оказались «на выброс» — наши тогда еще плохо разбирались в этих машинах, и ушлые немцы обвели их вокруг пальца. Но первый сезон «Туринга» в России все равно вышел просто феерический — много автомобилей, много борьбы, внезапные сходы лидеров, непредсказуемость и все такое. Ко второму сезону команды постарались приобрести машины (или хотя бы моторы к ним) посвежее. А в третьем самыми новыми и самыми мощными располагала лишь «МТС Эй-Си Рейсинг». Заранее зная, что им ничего не светит, многие пилоты из других команд попросту ушли на покой в ожидании лучших времен. Не завлекла их даже гонка Neva Ring 2002, которую, кстати, убедительно выиграл на БМВ-320 Григорий Комаров из той же «МТС Эй-Си Рейсинг».

Выход из ситуации, кажущейся тупиковой, весьма прост. К этому сейчас вынуждены прибегать даже команды формулы 1. Уж на что богатые, но и они думают, как удешевить соревнования. Нам тем более стесняться нечего. Методы есть разные. Например, «деградация технологий». Простейший пример: все машины Кубка «Лады» оснащены не специальной гоночной, а обычной дорожной резиной. Понятно, это заметно снижает скорости, но вместе с ними и расходы. «Супертуризм» теперь уже не пожертвует «десятками» в пользу «восьмерок», слишком много труда и денег вложено. Но можно ли вообще ничего не менять? Останется в следующем сезоне шесть машин, потом — четыре... Кому нужен такой «Супертуризм»?

Один визит в Тольятти или Питер обходится в тысячи долларов — привезти-увезти команду, поселить, накормить, не считая расходов на запчасти. А как насчет того, чтобы уменьшить число гонок? Это не только доступно, но и логично — жизнь показала, что количество неизбежно перерастает в качество. Допустим, чемпионат не из девяти, а из трех-пяти этапов. Остальные гоночные уик-энды, раз они так уж необходимы, можно назвать Кубками: «ЛУКОЙЛа», МТС, АвтоВАЗа (кстати, все реально существуют, но опять же в виде этапов чемпионата), «Большими призами» — Москвы, Тольятти, Петербурга, да как угодно. Кто готов, выступит везде, остальные будут выбирать гонки в зависимости от финансовых возможностей. Может, стоит попробовать?

Как знать, может через пару лет в «Супертуризме» останутся только эти три машины.

Чемпион страны Виктор Шайтар. В формуле 1600 власть захватили «вчерашние картингисты».

Григорий Комаров считался «вторым номером» в «МТС Эй-Си Рейсинг», но именно ему достался титул.

КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ

ИТОГИ

ФОРМУЛА 3: 1. А. БЕЛЛИКИ (Италия, «ЛУКОЙЛ Рейсинг») — 80; 2. М. МЕДИАНИ (Италия, «Арт-Лайн Инжиниринг») — 75; 3. А. ПАВЛОВСКИЙ (Москва, «ЛУКОЙЛ Рейсинг», все — «Даллара-399») — 74; 4. М. АЛЕШИН (Москва, «ЛУКОЙЛ Рейсинг», «Даллара-398») — 40; 5. С. ЗЛОБИН (Москва, «Клуб Рейсинг», «Даллара-397») — 30; 6. Е. КУВАЛДИН (Москва, «Даллара-398») — 23.

ФОРМУЛА 1600: 1. В. ШАЙТАР (Люберцы, «Формула Z», «Лотос-Рейнард») — 132; 2. В. АНТОНОВ (Москва, ASR, «Рейнард-97») — 118; 3. Н. ВЕТРОВ (Москва, «Формула Z», «Даллара-395») — 108; 4. Ю. ОРЛОВ (Москва, «АБ-Рейсинг», «Рейнард-913») — 99; 5. Н. ВЕТРОВ-мл. (Москва, «Формула Z», «Лотос-Рейнард») — 58; 6. А. САУНКИН (Москва, ASR, «Рейнард-97») — 47.

«СУПЕРТУРИЗМ»: 1. А. ШИЛЛА (Италия, «ЛУКОЙЛ Рейсинг») — 124; 2. А. ДУДУКАЛО (Москва, «ЛУКОЙЛ Рейсинг») — 104; 3. Д. ЩЕГЛОВ (Москва, «ЛогоВАЗ-Беляево», все — VAZ 2110) — 104; 4. Д. ОВЧАРЕНКО (Тольятти, «Лада-Автоспорт») — 90; 5. Н. МЕЗЕНЦЕВ (Тольятти, «Лада-Автоспорт», оба — VAZ 2112) — 77; 6. О. БАЛАШОВ (Москва, VAZ 2110) — 73.

«ТУРИНГ»: 1. Г. КОМАРОВ (Курск, «МТС Эй-Си Рейсинг», БМВ-320) — 117; 2. М. УХОВ (Москва, «МТС Эй-Си Рейсинг», БМВ-320) — 110; 3. А. ЛЬВОВ (С.-Петербург, «Спорт-Гараж», " Фольксваген Гольф") — 101; 4. С. НУЖДИН (Тольятти, «Лада-Автоспорт», VAZ 21106–37 ) — 92; 5. С. КРЫЛОВ (Москва, «Спорт-Гараж», " Фольксваген Гольф") — 64; 6. О. ПЕТРИШИН (Москва, «МТС Эй-Си Рейсинг», БМВ-320) — 45.

КУБОК «ЛАДЫ», ИТОГИ

1. В. ПЕТРОВ (Выборг, СК «Фаворит») — 500; 2. М. ИЛЯКОВ (Тольятти, Mad Dog) — 493; 3. С. ДОЛИН (Рязань, «Сервистранс») — 397.

КУБОК " VW-ПОЛО", ИТОГИ

1. В. НЕЧАЕВ (Армавир) — 320; 2. И. БОГОМОЛОВ (Москва, ОНО «Эмбусен») — 311; 3. М. ТРАВИН (Москва, «Рейсинг Фэнси») — 293.

ЧЕМПИОНАТ ФОРМУЛЫ-"РУСЬ", ИТОГИ

1. Р. ШЕСТАКОВ (Москва, «Рузком Моторспорт») — 213; 2. М. ЗАСАДЫЧ (Москва, Spidan) — 121; 3. Г. БРОСЛАВСКИЙ (Москва, НТВ+) — 114.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии