Кризис качества

КРИЗИС КАЧЕСТВА

СПОРТ

/КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ

КРИЗИС КАЧЕСТВА

СИЛЬНЫМ КОМАНДАМ СКОРО НЕКОГО БУДЕТ ПОБЕЖДАТЬ

aТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ЮРИЙ ТЮРИН

Кульминацией сезона обещала стать традиционная осенняя гонка Neva Ring 2002, названная так по имени питерской трассы. В прошлые годы так оно и было. Нынче, увы, приехал лишь один зарубежный гость - эстонец Арвис Охтла. Мало того, в классе "Туринг" всего 12 пилотов и, как выяснилось по ходу двух зачетных заездов, половина отнюдь не претендовала на высокие места. Одни по состоянию техники, другие по состоянию души - они гоняются не лавров ради.

А ведь пару лет назад казалось, что класс "почти серийных" машин с двухлитровыми моторами прямо-таки обречен на процветание: более двух десятков гонщиков выходили на старты этапов чемпионата страны. Хозяева "Невского кольца" всерьез заявляли о скором учреждении международной серии балтийских стран. Куда же кануло былое величие "Туринга"?

Впрочем, вопрос этот можно отнести ко всему чемпионату в целом. Ни на одном из его этапов в четырех классах не набиралось в сумме и сорока машин - меньше чем по десятку в каждом. А надо еще привлечь на такие гонки зрителей: "кольцо" - не кросс и не трек, где на узкой дорожке трем автомобилям тесно. Да, собственно, и календарь сезона пугал еще весной: с апреля по сентябрь - 18 (!) гоночных уик-эндов. Кажется, это абсолютный рекорд "количества" для территории бывшего СССР.

Подчас собирались самые удивительные комбинации. То вместо формулы 3 - юниорский Кубок "Оки", а то вдруг формула-"Русь" или "волги" в гордом одиночестве. В итоге пилоты "Супертуризма" отъездили все запланированные девять этапов, формулы 1600 - только восемь, "Туринга" - семь, а формулы 3 - и вовсе шесть. Затраты команд разные, а медали все получат одинаковые. Заметим, шесть этапов было и в Кубке "Лады", причем везде стартовало за 30 машин, хоть это не чемпионат, а всего лишь кубок. Конечно, тоже престижно, но ведь без медалей, отштампованных Госкомспортом.

Завидная массовость Кубка "Лады", кстати, не объясняет, куда пропали пилоты и команды из чемпионата. Кубок рос сам по себе, привлекая свежие силы, в том числе из городов, для которых кольцевые гонки - просто экзотика. Назовем для примера Калугу и Рязань. Техника сравнительно недорога. Новая, полностью подготовленная "восьмерка" стоит около 10 тысяч долларов, а старая, "двухлетка", полцены от новой. При остром желании такую сумму могут наскрести молодые люди с головой на плечах.

Чемпионат же превратился в жалкое подобие самого себя именно по финансовым причинам. Согласно учению Дарвина, выжили сильнейшие (считай - богатейшие). В каждом классе похожая ситуация: за призовые места бьются актеры двух команд, остальные ни на что не претендуют - так, массовка, статисты. К этому привела трехлетняя "гонка вооружений". Чтобы победить предыдущего чемпиона, нужна другая машина - новее, мощнее и, соответственно, дороже.

В формуле 1600 почти не осталось "эстоний" - все "лотосы" да "рейнарды", даже "даллары". Пусть и древние, "иностранки" едут быстрее "наших" (гонщики СССР некогда имели только "эстонии") и ломаются реже. Первой построив 210-сильные (при 9000 об/мин) гоночные ракеты на базе VAZ 2110, команда "ЛУКОЙЛ Рейсинг" подавила всех коллег по "Супертуризму". "Восьмерка", что ты с ней ни делай, не может победить "десятку": последняя, при всех ее серийных недостатках, дает конструктору больше возможностей в поиске лучшей устойчивости, управляемости, развесовки и т. д.

Сегодня в "Супертуризме" нечего делать без "десятки" (седана или хэтчбека), весящей не больше 870 кг и способной набрать 100 км/ч за 6,2 секунды. Такая оснащена шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, сцеплением "Тилтон", регулируемыми тормозами "Эй-Пи Рейсинг", управляющим процессором "Мотек". Многие ли команды способны построить из голого кузова такой автомобиль? Всего две. Сам отец-прародитель АвтоВАЗ пока уступает московским "ЛУКОЙЛ Рейсинг" и "ЛогоВАЗу-Беляево"!

С "Турингом" другая, но в общем-то похожая история. Количество тоже плавно переросло в качество. На волне энтузиазма россияне накупили "трешек" БМВ, "астр", "гольфов", "фокусов", "пыжиков" и "ситроенов". Почти все - "секонд-хэнд", прошедшие один-два сезона в немецком чемпионате DTC. Некоторые вообще оказались "на выброс" - наши тогда еще плохо разбирались в этих машинах, и ушлые немцы обвели их вокруг пальца. Но первый сезон "Туринга" в России все равно вышел просто феерический - много автомобилей, много борьбы, внезапные сходы лидеров, непредсказуемость и все такое. Ко второму сезону команды постарались приобрести машины (или хотя бы моторы к ним) посвежее. А в третьем самыми новыми и самыми мощными располагала лишь "МТС Эй-Си Рейсинг". Заранее зная, что им ничего не светит, многие пилоты из других команд попросту ушли на покой в ожидании лучших времен. Не завлекла их даже гонка Neva Ring 2002, которую, кстати, убедительно выиграл на БМВ-320 Григорий Комаров из той же "МТС Эй-Си Рейсинг".

Выход из ситуации, кажущейся тупиковой, весьма прост. К этому сейчас вынуждены прибегать даже команды формулы 1. Уж на что богатые, но и они думают, как удешевить соревнования. Нам тем более стесняться нечего. Методы есть разные. Например, "деградация технологий". Простейший пример: все машины Кубка "Лады" оснащены не специальной гоночной, а обычной дорожной резиной. Понятно, это заметно снижает скорости, но вместе с ними и расходы. "Супертуризм" теперь уже не пожертвует "десятками" в пользу "восьмерок", слишком много труда и денег вложено. Но можно ли вообще ничего не менять? Останется в следующем сезоне шесть машин, потом - четыре... Кому нужен такой "Супертуризм"?

Один визит в Тольятти или Питер обходится в тысячи долларов - привезти-увезти команду, поселить, накормить, не считая расходов на запчасти. А как насчет того, чтобы уменьшить число гонок? Это не только доступно, но и логично - жизнь показала, что количество неизбежно перерастает в качество. Допустим, чемпионат не из девяти, а из трех-пяти этапов. Остальные гоночные уик-энды, раз они так уж необходимы, можно назвать Кубками: "ЛУКОЙЛа", МТС, АвтоВАЗа (кстати, все реально существуют, но опять же в виде этапов чемпионата), "Большими призами" - Москвы, Тольятти, Петербурга, да как угодно. Кто готов, выступит везде, остальные будут выбирать гонки в зависимости от финансовых возможностей. Может, стоит попробовать?

Как знать, может через пару лет в "Супертуризме" останутся только эти три машины.

Чемпион страны Виктор Шайтар. В формуле 1600 власть захватили "вчерашние картингисты".

Григорий Комаров считался "вторым номером" в "МТС Эй-Си Рейсинг", но именно ему достался титул.

КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ

ИТОГИ

ФОРМУЛА 3: 1. А. БЕЛЛИКИ (Италия, "ЛУКОЙЛ Рейсинг") - 80; 2. М. МЕДИАНИ (Италия, "Арт-Лайн Инжиниринг") - 75; 3. А. ПАВЛОВСКИЙ (Москва, "ЛУКОЙЛ Рейсинг", все - "Даллара-399") - 74; 4. М. АЛЕШИН (Москва, "ЛУКОЙЛ Рейсинг", "Даллара-398") - 40; 5. С. ЗЛОБИН (Москва, "Клуб Рейсинг", "Даллара-397") - 30; 6. Е. КУВАЛДИН (Москва, "Даллара-398") - 23.

ФОРМУЛА 1600: 1. В. ШАЙТАР (Люберцы, "Формула Z", "Лотос-Рейнард") - 132; 2. В. АНТОНОВ (Москва, ASR, "Рейнард-97") - 118; 3. Н. ВЕТРОВ (Москва, "Формула Z", "Даллара-395") - 108; 4. Ю. ОРЛОВ (Москва, "АБ-Рейсинг", "Рейнард-913") - 99; 5. Н. ВЕТРОВ-мл. (Москва, "Формула Z", "Лотос-Рейнард") - 58; 6. А. САУНКИН (Москва, ASR, "Рейнард-97") - 47.

"СУПЕРТУРИЗМ": 1. А. ШИЛЛА (Италия, "ЛУКОЙЛ Рейсинг") - 124; 2. А. ДУДУКАЛО (Москва, "ЛУКОЙЛ Рейсинг") - 104; 3. Д. ЩЕГЛОВ (Москва, "ЛогоВАЗ-Беляево", все - VAZ 2110) - 104; 4. Д. ОВЧАРЕНКО (Тольятти, "Лада-Автоспорт") - 90; 5. Н. МЕЗЕНЦЕВ (Тольятти, "Лада-Автоспорт", оба - VAZ 2112) - 77; 6. О. БАЛАШОВ (Москва, VAZ 2110) - 73.

"ТУРИНГ": 1. Г. КОМАРОВ (Курск, "МТС Эй-Си Рейсинг", БМВ-320) - 117; 2. М. УХОВ (Москва, "МТС Эй-Си Рейсинг", БМВ-320) - 110; 3. А. ЛЬВОВ (С.-Петербург, "Спорт-Гараж", " Фольксваген Гольф") - 101; 4. С. НУЖДИН (Тольятти, "Лада-Автоспорт", VAZ 21106-37 ) - 92; 5. С. КРЫЛОВ (Москва, "Спорт-Гараж", " Фольксваген Гольф") - 64; 6. О. ПЕТРИШИН (Москва, "МТС Эй-Си Рейсинг", БМВ-320) - 45.

КУБОК "ЛАДЫ", ИТОГИ

1. В. ПЕТРОВ (Выборг, СК "Фаворит") - 500; 2. М. ИЛЯКОВ (Тольятти, Mad Dog) - 493; 3. С. ДОЛИН (Рязань, "Сервистранс") - 397.

КУБОК " VW-ПОЛО", ИТОГИ

1. В. НЕЧАЕВ (Армавир) - 320; 2. И. БОГОМОЛОВ (Москва, ОНО "Эмбусен") - 311; 3. М. ТРАВИН (Москва, "Рейсинг Фэнси") - 293.

ЧЕМПИОНАТ ФОРМУЛЫ-"РУСЬ", ИТОГИ

1. Р. ШЕСТАКОВ (Москва, "Рузком Моторспорт") - 213; 2. М. ЗАСАДЫЧ (Москва, Spidan) - 121; 3. Г. БРОСЛАВСКИЙ (Москва, НТВ+) - 114.

Подпишитесь на «За рулем» в