Поздняя ягода

ПОЗДНЯЯ ЯГОДА

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПОЗДНЯЯ ЯГОДА

КЛЮКВА — ДУРА, ИЖ — МОЛОДЕЦ

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Клюква — ягода вкусная и полезная. Особенно хороша как ингредиент наливки и настойки. Но добыть ее нелегко: растет исключительно на болотных кочках. В Подмосковье болота осушили еще в середине прошлого века. (Благодаря чему столица все лето глотала дым горящих торфяников.) И мы решили отправиться подальше — в Псковскую область. А заодно посмотреть, как поведет себя на различных дорогах новейшая модификация «Оды» Izh 2126. Для сравнения прихватили живущий в редакции аналог двухлетней давности.

ДОГОНЯЯ ВРЕМЯ

«Предполетный» осмотр выявил у близнецов существенные различия. Вместо вазовской «шестерки» под капотом новичка прописался двигатель уфимского моторного завода рабочим объемом 1,7 л. Коробка передач тоже «своя» — омская. Взамен простых на «Оду» теперь ставят газонаполненные амортизаторы. Их нетрудно узнать по толстому штоку. Для неровных покрытий — то что надо. Газ, подпирая масло, не дает ему пениться. Из-за этого параметры сжатия-отбоя не меняются даже в тяжелых условиях, когда начинка нагревается. Жесткость от конструкции не зависит. Но благодаря подпору (это худо-бедно килограммов 25) автомобиль сделался заметно «тверже».

Бурю положительных эмоций вызвал монтажный блок с ножевыми предохранителями. Впрочем, это хорошо забытое старое: ведь «ножи» ставили на автомобили с незапамятных времен. А в семидесятых годах ВАЗ попутал — и цилиндрические пластиковые вставки-предохранители многим портили нервы. В поисках исчезнувших контактов закалилось не одно поколение автомобилистов. Но теперь с этим, надеемся, покончено навсегда.

Приглянулись и электрокорректоры фар. Современно, а главное, надежнее гидравлики.

Разительно изменился интерьер. На панели приборов вместо чудовищной нахлобучки теперь изящная накладка. Правда, былую мягкость она утратила и делается из грубой и дешевой на вид пластмассы. В солнечный день и в свете ночных фонарей отражается в ветровом стекле, мешая видеть дорогу.

Сама комбинация приборов тоже иная — от «десятки». Красивые крупные приборы с отлично читаемыми шкалами не идут ни в какое сравнение с прежними «слепыми» указателями, позаимствованными с «41-го» «Москвича». Жаль лишь исчезнувшего вольтметра.

И последняя мелочь, радующая глаз, — надпись «ИЖ» на рулевом колесе. Прежний шильдик «Лада» навевал мысль о самодельщиках, строящих автомобиль из первых попавшихся деталей.

ВРАГ ХОРОШЕГО

Модернизировать технику можно бесконечно — до всего сразу руки не доходят. Но кое-что, на наш взгляд, не стоит откладывать.

Не ахти какой труд изменить кинематику привода стеклоочистителя. Ведь ныне левая щетка не доходит до стойки на добрых 15 см! В такой зоне может «спрятаться» не только пешеход, но и КамАЗ с прицепом.

Не очень легко разглядеть и то, что творится сзади. Картинка в центральном зеркале наполовину закрыта стоп-сигналом, что на стекле пятой двери. Сквозь оставшуюся амбразуру виден лишь клочок асфальта возле заднего бампера. А всего-то — опустить сигнал пониже. Электрические провода, правда, понадобятся длиннее, но на безопасности не экономят...

Зато боковые зеркала — в самый раз: нужного размера и установлены правильно. Но отрегулировать их при закрытых дверях можно только щупальцами — ручки спрятаны в узкой щели по краям «торпедо». А настраивать при открытых — дело не для слабонервных. Электропривод дешевой машине не по статусу. Так может, попробовать дистанционный тросовый?

И еще об экономии. Неясно, куда исчезла личина с правой передней двери. Будь на машине центральный замок, никто бы и не заметил. Так нет же — дорого! А не дай бог, вход со скважиной загородят — останется лезть через багажник!

ПО ПЕСКАМ И БОЛОТАМ

Город. В толчее мегаполиса оба ИЖа в грязь лицом не ударили. По крайней мере, и в пробках, и в светофорных гонках проявили себя не хуже других. Но субъективно «старичок» показался комфортнее. Главную роль сыграли «мягкое» сцепление и прекрасно работающая вазовская коробка передач. В новой машине усилие на левой педали, на наш взгляд, великовато. Полчаса в режиме старт-стоп — и затекшая нога начинает судорожно сокращаться, заставляя машину «козлить» при троганье. Досталось и правой руке: первая передача включалась с большим усилием. Дополнял картину натужный вой, сопровождавший разгон вплоть до третьей ступени (точь-в-точь как на ГАЗ-51).

Трасса. Здесь машины оказались на удивление тихими. Ни свист ветра, ни шум мотора не помешали обмениваться впечатлениями, не повышая голоса. На ровном горизонтальном отрезке удалось достичь 150 км/ч (по спидометру). Но в качестве крейсерской эта скорость не подошла — борьба за удержание мчащегося на всех парах автомобиля на курсе отнимала слишком много сил. Баланс между скоростью и устойчивостью установился между 90 и 100 км/ч.

Много неприятностей доставил боковой ветер. От его порывов автомобиль рыскал, словно пес, учуявший добычу.

На затяжных подъемах и при обгоне тяги порой не хватало. Выручал переход на пониженную передачу.

Грейдер. Пыльный большак из песка со щебнем показался сродни асфальту — но лишь до первого виража. К счастью, поворачиваемость оказалась избыточной, то есть в занос пошла задняя ось. Погасить его без труда удалось поворотом руля и небольшим сбросом газа. Вот и повод похвалить задний привод. Чтобы там ни говорили приверженцы «самар» и «десяток», управление «классикой» больше соответствует естественным человеческим реакциям.

Незабываемые впечатления оставили характерные для таких покрытий «стиральные доски». Особенно туго пришлось экипажу более «жесткого» новичка. Странно, но ничего нигде не отвалилось. Чтобы не наглотаться пыли, задраили окна и включили вентиляторы отопителей, дабы создать в салонах машин избыточное давление. Фокус удался. В большой степени благодаря надежным дверным уплотнителям.

Проселок. Здесь как нельзя кстати оказались высокая посадка, короткие свесы и база. Легкий автомобиль без труда катил по глинистым колдобинам, не требуя от водителя особенного мастерства. Ко двору пришелся и упруго-податливый бампер. Легкие соприкосновения с грунтом не нанесли ему вреда. Правда, не понравилась форма переднего. Выступающий снизу спойлер сыграл роль лопаты для грязи. Не знаем, насколько он эффективен в аэродинамике, но, помнится, нос у не менее скоростного «41-го» «Москвича» был куда более закругленным.

Вода. Еще перед стартом заботливые коллеги не советовали соваться с уфимским двигателем в лужу. Мол, низко расположенные трамблер и катушку непременно зальет. Ничего подобного! Видимо, благодаря хорошей компоновке машины и надежной защите моторного отсека внутрь не попало ни капли. Мало того, сухими остались поверхность капота и ветровое стекло. Вообще — «водоплавающие» свойства машины выше всяких похвал: вспомните «Лебединое озеро» (ЗР, 2002, № 6).

Лесовозные тропы. В Псковской области — это чистый песок. Вот где раздолье для переднего привода! Увы — автомобилю классической компоновки на рыхлом покрытии приходится несладко. Ведь колею пробивают пассивно катящиеся передние колеса, которые создают только сопротивление движению. И хорошо еще, если ехать надо по прямой. В повороте передок вообще идет «плугом». Чуть-чуть не рассчитал тягу, и машина тут же зарывается или глохнет. «Шестой» двигатель позволял более деликатно дозировать момент, но в критических ситуациях чаще глох, чем закапывался. «Уфимец», наоборот, оказался «рыцарем без страха и упрека». То есть газ в пол, а потом — либо пан, либо пропал.

Болото. В трясину нормальный водитель не сунется — засосет. Там, где необходимо, проложены гати. Кто не знает: это выложенные поперек колеи бревна, скрепленные костылями. Со временем щели между ними расширяются, и колесам приходится то взбираться на мокрые кряжи, то проваливаться в стыки. Быстро ехать опасно — «потеряешь» подвеску. Неспешное движение сродни томлению в пробках — все время приходится работать газом и сцеплением. А последнее, как уже говорилось, мягче у «старичка».

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ

А ягоды мы все-таки набрали! Спасибо «одам» — не подвели. Везде прошли собственными колесами, разве что пару раз пришлось подтолкнуть. «На круг» получилось 976 км. Средний расход топлива с двигателем «06» — 8,7, с УЗАМ — 9,2 л/100 км. Убыли иных эксплуатационных жидкостей не отмечено. В общем, транспорт на все случаи жизни. Не ахти какой комфортабельный, зато недорогой. Кое-что, правда, надо подделать. Например, ручной кран управления климат-контролем под капотом выглядит как-то несовременно. Благо, мужики наши рукастые (см. раздел «Своими силами» в этом номере), да и завод, похоже, взялся за машину всерьез.

Интерьер в духе времени.

В этом блоке «тараканы» не водятся.

Динамики в дверях: покупать, так с музыкой.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии